Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре условия для того, чтобы молитва состоялась




196-й абзац:

Надобно поставить для себя первою целью и верхом совершенства непрестанную молитву, опирающуюся на умирении души и чистоте сердца, для достижения коих подъемлется нами утруждение тела и держится сокрушение сердца. Связь между всеми сими деланиями и молитвою неразрывна и взаимна. Ибо как строй добродетелей (сих) ведет к совершенству в молитве; так они, – если молитва не завершит и не увенчает собою их всех, не могут пребыть твердыми и постоянными. Как без них не может быть приобретена и взойти к совершенству эта, о коей у нас речь, непрестанная, чистая и невозмутимая молитва; так и эти добродетели, в устроении жизни по Богу идущие впереди ее, не могут быть явлены в совершенстве без неусыпной молитвы. Посему мы не могли бы войти прямо в рассуждение о силе молитвы, завершающей собою здание всех добродетелей, если бы наперед не было нами по порядку означено и рассмотрено все, что должно быть отсечено или приготовлено, в видах стяжания ее, – или если бы, – по смыслу Евангельской притчи (Лк.   14,   28–30), не было нами наперед расчислено и собрано все, что потребно для построения сего возвышеннейшего духовного столпа; что однако и будучи приготовлено, не пойдет в дело как следует, и не допустит правильно возложить над собою последних верхов совершенства, если прежде, по вынесении всякой нечистоты пороков, и выброшении обломков и мертвого мусора страстей, на живой и твердой земле сердца нашего, как бы на оном Евангельском камне (Лк.   6,   48), не будет положен прочнейший фундамент простоты и смирения, на котором мог бы быть воздвигнут этот столп чрез назидание на нем духовных добродетелей, непоколебимо стоять и главу свою возносить до последних высот неба, надеясь на свою прочность. Когда же он будет утвержден на таковом фундаменте, тогда пусть снидет проливной дождь страстей, пусть подобно стенобитным машинам нападут стремительные реки гонений, пусть наляжет свирепая буря враждебных духов, он не только разрушением не разрушится, но не почувствует даже их приражения.

 

Смысл этого абзаца в том, что молитва венчает собой все добродетели и является для этих добродетелей необходимейшим венцом. По сути, это слово говорит о том, что молитва нуждается в условиях.

Когда мы переступаем порог храма, естественно, заводим разговор о молитвах, и нам нужен молитвослов. Мы не собираемся молиться, мы собираемся прочитать те молитвы, которые есть в молитвослове, которые, по нашему убеждению, по нашей вере дадут нам просимое. Мы относимся к ним как к заговорам, как к некоему священному тексту, обладающему безупречной, непоколебимой силой.

И вот мы взяли в руки молитвослов и начинаем читать молитвы, скажем, об исцелении болезни или о том, чтобы построить дом (или чтобы деньги были). Мы быстро понимаем, что это не работает, и большая часть людей забрасывает молитвослов, оставляет его. Но некоторые люди, их очень-очень немало, начинают интересоваться молитвой, ведь они теперь стали верующими, надо Богу молиться. Они читают книги о молитве, и во всякой книге о молитве читают, как это замечательно, как это здорово, какие есть удивительные святые, у которых на молитве открывались способности, они могли исцелять, они могли пророчествовать, они могли знать будущее, они видели Бога… То есть молитва это здорово! Надо попробовать.

И человек начинает молиться. Он начинает читать много Псалтирь, или акафисты, или то, что есть в молитвословах, разные молитвы. Кто-то узнает про то, что есть молитва Иисусова, и начинает заниматься ею. В любом случае это всегда молитва, нацеленная на некий результат. Мы сейчас о самой молитве как о молитве, нацеленной на результат, не будем говорить. Может быть, в другой раз когда-нибудь скажем слово. Но в любом случае человек должен понимать: чтобы молитва начала твориться, чтобы стала собственно молитвой, стала средством к богообщению, к богопознанию, к встрече с Богом, а стало быть, к изменению себя, что и должно быть целью молитвы (и чтобы она была услышана и принесла плод изменения нашей жизни), необходимы условия.

Мы не знаем об этом. Мы просто купили молитвослов и начали молиться; или купили какую-то книгу и начали молиться; купили четки и начали молиться. Нам никто не сказал о том, что у молитвы должны быть условия. И пока эти условия не исполнятся, никакой молитвы не получится. Чтение получится, а молитвы как переживания встречи с Богом, как богообщения, как богопознания не получится.

О каких же условиях говорится в 196-м абзаце Иоанном Кассианом Римлянином?

Во-первых, это мир души, то есть человек должен помириться со всеми. Об этом говорит и Евангелие. Но мы же не слышим этих слов. Ты принес дар свой к жертвеннику и вспомнил, что кто-то имеет что-то против тебя, иди примирись с ним. Примирись с обидчиком своим раньше, чем ты пришел на молитву, ибо Бог взыщет за то, что ты сделал с ближним. Или апостол Петр пишет о том, что молитва мужчины не приемлется, если расстроена жена, огорчена им. Надо помириться. Мысленно обвел всех своих знакомых, с кем встречался, взором и подумал: «Я с ними в мире? Они на меня не сердятся? » Если так, то можно молиться.

Второе условие – чистота сердца. В первую очередь – не думать ничего плохого про других людей. Это могут быть и блудные помыслы в отношении каких-то людей. С этим мы хотя бы знаем, что бороться надо. Это гораздо чаще бывает зависть или ревность, неприязнь в отношении какого-нибудь человека. Это нечистые мысли, когда у нас сердце думает плохо про другого человека. Мы не можем помолиться, потому что Бог есть Бог всех.

Третье условие – это воздержание чрева. Мы должны научиться воздерживать свое чрево, потому что молитва есть действие духа, а чрево есть насыщение плоти. Дух плоти противится.

И четвертое необходимое условие – это сокрушение на молитве, без чего, собственно, молитва превратится в гордое действие. Подлинная молитва всегда приводит к сокрушению. Она всегда основана на сокрушении как на непоколебимом камне, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Сокрушение и есть переход к смирению, обретение смирения, что и помогает состояться молитве, быть принятой, услышанной и исполненной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...