Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активизация познавательной деятельности учащихся как психолого – психологическая проблема




Содержание

Введение

Психолого  – педагогические основы кружковой работы как

 внеурочной формы активизации познавательной деятельности

1.1 Активизация познавательной деятельности как психолого –

педагогическая проблема

1.2. Дополнительное образование детей в условиях

общеобразовательного учреждения

1.3. Внеурочные формы занятий, активизирующих

познавательную деятельность учащихся

2. Методические основы учебно – воспитательной работы кружка

2.1. Возможности и особенности внеурочных форм организации

познавательной деятельности учащихся

2.2 Фрагмент рабочей программы кружка  "Волшебная бусинка»

2.2.1 Пояснительная записка

2.2.2 Сводный тематический план занятий кружка

 "Волшебная бусинка"

2.2.3 Календарно – тематическое планирование по курсу

 "Волшебная бусинка"

              2.2.4 Развернутый план-конспект занятия на тему:

 "Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты"

2.2.5 Развернутый план – конспект занятия на тему:

"Браслеты и фенечки – быстро и красиво"

2.2.6 Развернутый план – конспект занятия на тему:

" Техника вышивания бисером"

2.2.7 Самоанализ результативности работы учителя

 3. Выполнение картины из бисера

3.1 Материалы, инструменты для изготовления картины из бисера

3.2. Последовательность выполнения

4. Экономический расчет себестоимости картины выполненной

 из бисера

5. Охрана труда и правила техники безопасности в кабинете технологии

 (обслуживающего труда)

5.1 Санитарно – гигиенические требования к помещению

5.2. Безопасность в кабинетах обслуживающего труда

5.3. Требования к освещению, отоплению и вентиляции

5.4. Правила техники безопасности

Заключение

Список используемых источников

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

  В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сего­дняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, пре­дусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образова­ние влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую актив­ность, интерес к познанию.

  Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с уче­том возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.

  Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интересов – му­зыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскур­сии по родному краю и археологические раскопки, всего не перечесть.

  Для решения проблемы становления и развития дополнительного образова­ния используется внеурочные формы развития организация занятий: факульта­тивы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного об­разования является факультатив или кружки.

  В выпускной квалификационной работе на тему: "Кружковая работа как внеурочная форма акти­визации познавательной деятельности учащихся" для решения данной про­блемы предлагается разработка курса "Волшебная бусинка". Это интересное направление и его изучение способствует формированию творческой личности, поможет ученикам развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

  Огромный исторический материал не позволяет на уроках детально обсудить все, что связано с бисером.    Знакомясь с бисером, как с элементом украшения или отделки костюмов разных народов древности, учащиеся глубже проникнут в повседневную жизнь, духовный мир и их культуру.

Объект исследования: организационно – методические основы кружковой работы как внеурочной формы технологической подготовки учащихся.

Предмет исследования: внеурочная форма активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях кружка.

    Цель дипломной работы: разработать учебно – методический комплекс технологического кружка, нацеленный на активизацию познавательной деятельности учащихся.

      Задачи дипломной работы:

1. Выявить условия для активизации познавательной деятельности учащихся в рамках внеурочной формы обучения.

2. Разработать учебно – методическое обеспечение кружка. 

 


ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ КАК ВНЕУРОЧНОЙ ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Активизация познавательной деятельности учащихся как психолого – психологическая проблема

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего среднего образования, повышение качества подготовки выпускников средней школы, формирование их активной жизненной позиции - является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от учителя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти, творческого воображения.

Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, учащиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются ис -

следовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.

Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребенка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому - труд. Речь идет о труде мыслителя; детский труд - это активное видение мира.

Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Познавательная активность как педагогическое явление - это двухсторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:

1. Накопление информации.

2. Искусственное навязывание интереса.

3. Самостоятельная познавательная активность.

Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам или предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней. Второй этап сводится к искусственному навязыванию учащимся интереса к теме. Это должно происходить непринужденно и просто. Учащимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии, похода на вернисажи и выставки. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес учащихся к теме. Данный этап дает огромное значение в развитии познавательной активности учащихся. Если второй этап развития будет проведен рационально и методически правильно, то весь процесс развития перейдет к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдет появление у учащихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития - это самостоятельная познавательная активность учащихся.

Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения учащимися на уроках.

Развитие познавательной активности учащихся это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.

Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.

Повышение активности школьников в обучении достигается так же путем использования педагогических приемов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приемов относится эмоциональность речи учителя. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у учащихся эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.

Нужно создать в своем классе психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...