Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Дополнительное образование детей в условиях





Общеобразовательного учреждения

 

Главная особенность современной социально-педагогической ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях, вызванных реформированием российского образования: обновляется содержание образования, осуществляется переход на вариативное обучение, образование по выбору, создаются новые виды общеобразовательных учреждений.

Инновационные процессы в сфере образования идут в условиях экономической нестабильности, социальной дезориентированности, сосредоточенности подавляющего большинства семей на проблемах экономического выживания, что объективно способствует росту детской безнадзорности, усиливает негативные явления в детской подростковой и молодёжной среде.

Идея возрождения школы в качестве социализирующей среды, обращенной к ребенку как к целостной личности во всем многообразии ее проявлений, находит все больше сторонников среди педагогов и родителей. Многие уже осознали тот факт, что радикальное освобождение российской школы от советской системы воспитания, максимально идеологизированной и политизированной, привело к тому, что " вместе с водой (как это случалось уже не раз) выплеснули и ребенка", только на этот раз им оказался реальный ребенок, растущий человек. Развитие его души и тела ушло на второй план, а школа сосредоточилась на том, чтобы наполнить детей как драгоценные сосуды разнообразной информацией, которую необходимо, донести до выпускных, а затем до вступительных в вуз экзаменов.

Между тем, история отечественной школы демонстрирует устойчивую ориентацию на разностороннее развитие ребенка, а не на превращение его в рациональное существо, накаченное знаниями. Отчего же сегодня, понимая, как важно для молодого человека войти в самостоятельную жизнь адаптированным к реалиям рыночной экономики и новым требованиям научно-технического прогресса, мы упорно уходим от кропотливой работы по "выращиванию" человека, способного культивировать в себе творческое начало и адекватно оценивать собственные возможности, умеющего осознанно управлять своими эмоциями и поведением, понимающего необходимость постоянного саморазвития, обладающего практическими навыками толерантного взаимодействия с окружающими людьми?



Для компенсации гиперрационализма современной школы необходима интеграция общего и дополнительного образования. К сожалению, до сих пор в подавляющей массе российских школ дополнительное образование продолжает оставаться на положении своего рода Золушки и имеет статус "внеурочной работы", которая зачастую носит эпизодический характер. Между тем, ориентированное на выявление и развитие природных задатков детей, построено на принципе добровольности дополнительное образование предоставляет ребенку реальную возможность "попробовать себя" в самых разных видах деятельности (что нередко помогает в выборе будущей профессии), формирует у детей высокую самооценку и уверенность в своих силах, развивает творческую активность личности, пробуждает и формирует потребность в саморазвитии. Решение задачи становления дополнительного образования, заполнения им вакуума, образовавшегося в последнее время во внеурочной сфере многих общеобразовательных учреждений, впрямую зависит от кадрового обеспечения.

Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде могут и должны взаимодействовать с ребенком учителя, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и другие специалисты. Безусловно, к такой ситуации не могут одновременно прийти все общеобразовательные учреждения. Необходимы условия, обеспечивающие эти процессы: современные программы, подготовленные кадры, нормативно-правовая и материально-техническая база, достаточное финансирование.

Организованное на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных кадров дополнительное образование может и должно стать равноправным компонентом единого образовательно-воспитательного процесса в современной школе.

Внеурочная работа, внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочные учебные занятия (ВУЗ) - различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть ВУЗ непосредственно связана с уроками - выполнение текущих домашних заданий, подготовь докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Другая часть ВУЗ связана с уроками опосредовано и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.


Внеурочные формы занятий, активизирующих познавательную

Деятельность учащихся

 

Существует множество форм внеурочной познавательной деятельности учащихся, рассмотрим основные из них:

- конкурсы и олимпиады

- лекторий

- предметные кружки

- факультативные занятия

- художественная самодеятельность

- экскурсии

- кружковая работа

Конкурсы и олимпиады школьников - соревнования на лучшее выполнение определенных заданий в области науки и искусства, как виды внеклассной и внешкольной работы имеют целью выявления и развитие интересов и способностей учащихся ;они помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся.

Лекторий для учащихся - форма внеклассной и внешкольной культурно-просветительской работы.

Лекторий школьный - организационная и лекционная работа осуществляется по преимуществу учащимися ( учителя и родители помогают учащимся выбрать наиболее интересные и важные для разных классов темы лекций , консультируют их ,участвуют в обсуждении, иногда сами выступают в качестве лекторов).

Лектории, организуемые для учащихся клубами, музеями, филармониями и вузами.

Предметные кружки в школе: научно-образовательные кружки, организуемые с целью расширения и углубления знаний учится по различным предметам школьной программы и развития у них интереса к соответствующим отраслям науки, художественной литературы и искусству.

Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Занятия в п.к. способствуют развитию у учащихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Содержание и формы работы предметных кружков зависят от специфики учебного предмета, уровня знаний и возраста учащихся (обычно в предметные кружки входят учащиеся одной параллели, иногда разных, но примерно с одинаковой подготовкой). Программа работы предметных кружков включает в качестве основных вопросы, дополняющие и углубляющие, но не дублирующие школьный курс.

Формы занятий в предметных кружках разнообразные беседы, доклады, диспуты, постановка опытов, лабораторные работы, экскурсии, туристские походы и другие.

Факультативные занятия в школе - необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

К проведению факультативных занятий, особенно по специальным факультативным курсам, широко привлекаются преподавателей вузов, сотрудники НИИ, квалифицированные специалисты различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Каждый ученик вправе выбирать любой факультативный курс; никаких отборочных испытаний при комплектовании учебных групп не проводится. Занятия организуются по тем факультативным курсам, изучать которые пожелало большинство учащихся. Учащиеся, записавшиеся в группы для факультативных занятий , обязаны в течение учебного года закончить изучение выбранного курса.

Глубокое содержание курсов требует особых методов преподавания и форм организации учебных занятий. При проведении факультативных занятий широко используются как семинарские, так и практические и лабораторные занятия, большое место отводится также лекционному методу изложения знаний. Усвоение учащимися факультативных курсов систематически проверяется и оценивается преподавателями по урочной или зачетной системе. Итоговые оценки вносятся в аттестат о среднем образовании.

Художественная самодеятельность детей - внеклассные и внешкольные занятия различными видами искусства с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования.

Существенную роль в эстетическом воспитании играет показ результатов творческой деятельности детей - выступления на утренниках и вечерах, участие в спектаклях, конкурсах и олимпиадах, смотрах и фестивалях.

При правильной организации эти смотры художественной самодеятельности помогают учащимся понять общественную значимость занятий искусством, стимулируют интерес к ним, повышают требовательность к качеству результатов своей творческой деятельности, развивают художественный вкус.

Экскурсии учебные - форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия ) или в музеях , на выставках. Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, "видеть" реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.

Экскурсии предшествует беседа с учащимися, на которой обсуждаются задачи и план экскурсии, распределяются задания.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионно-туристические станции организационные и инструктивно - методические центры экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися, экскурсионные бюро и отделы музеев.

Музей - научно- исследовательское и научно-просветительское учреждение, собирающее, хранящее, изучающее и экспонирующее памятники материальной и духовной культуры, произведения искусства и другое.

Содержание и формы совместной работы музеев и школ разнообразны музеи оказывают значительную помощь школе в ее учебной и внеклассной воспитательной работе; совместно со школами создают для учащихся кружки и общества, проводят циклы лекций.

В помощь школе музеи выпускают листовки-справочники с перечнем тем экскурсий для учащихся и краткими методическими указаниями для учителей. Получила распространение практика проведения отдельных уроков в залах музеев (по содержанию соответствующих школьной программе и укладывающихся в рамки школьного расписания). Участие музеев во внеклассной работе школы еще более разнообразно.

В музеях всех профилей создаются кружки, работники музеев ими руководят или консультируют, снабжают необходимыми пособиями.

Школьные кружки при музеях занимаются не только теоретическими исследованиями, но и практической деятельностью (участие в экспедициях, собирание коллекций, создание художественных произведений).

Сотрудники музеев издают для учителей методические пособия по проведению экскурсий, консультируют по вопросам музееведения, краеведения, организуют семинары для учителей, выступают с лекциями в школах.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.