Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационный момент (2-3 мин.)




Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовки к занятию.

    2. Актуализация знаний (3-5 мин)

Здравствуйте, сегодня у нас первое занятие. Тема занятия "Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты". Сегодня вы узнаете историю бисера, а также какие материалы будут использоваться на наших занятиях.

    Ученики открывают рабочие тетради и записывают тему занятия.

 

3. Изложение нового материала (40-45 мин)

Учитель излагает новый материал методом рассказа.

Бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были вкусы и привычки.

Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняют и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.

История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. 

Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы, и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.

Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов – знаменитые усхи – ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера.

    Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи.

Через Византию бисер попал в Венецию. В Х веке начался настоящий расцвет бисерного производства. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близких – темница.

Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Долгое время никто не мог составить конкуренцию Венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти изделия уступали по качеству Венецианским. Затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров срывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.

    Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В ХI веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, венецианские купцы, увидев в Киеве творение русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах.

В конце IХ века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта были одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться.

 Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияние европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня.

Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами и предметами домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковины и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера, его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки, и многое другое стали украшать бусинками. Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль "визитной карточки" владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга "по одежке". По внешнему виду человека, по крою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшения судили не только о недостатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, видного положения в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда хотелось, что бы его заметили, запомнили.

С развитием фабричного производства, расширением торговых и культурных связей, унифицируется мода во всем мире, теряются национальные особенности, стираются социальные отличия.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платье роскошной бисерный вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эммануэля Унгаро и Бернара Пери похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки.

 

Материалы и инструменты.

Для рукоделия годится все: специально купленный бисер или стеклярус, старая или рассыпавшаяся бижутерия, отдельные разносортные бусины и – в сочетании с ними – стразы, нарядные пуговицы и т.д. Главное, что бы материал соответствовал выбранной модели. Например, при выполнении торжественного ажурного воротничка требуются мелкие ровные бусинки, а к летнему молодежному наряду подойдут украшения из крупных, нарочито грубоватых бусин.

На наших уроках мы будем использовать следующие материалы и инструменты:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...