Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Требования к освещению, отоплению и вентиляции





1. Направленность основного светового потока в учебных помещениях должны быть с левой стороны от учащегося, а на их рабочих местах в учебно-производственных помещениях в соответствии с технологическими требованиями.

2. I, П, Ш и IV строительно – климатических зонах световых приемах мастерских с южной и юго-западной ориентацией окон требуются устройство солнцезащитных приспособлений.

3. Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

4. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительными выделениями дыма, пыли, копоти, по мере загрязнения, не менее четырех раз в год.

5. К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.

6. Стекла в рамках должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения из рам

7. Сажать деревья от школьного здания надо на расстоянии их тройной высоты во взрослом состоянии, но не ближе 10 м, потому что кроны возросших деревьев необходимо подрезать каждую весны.

8. Искусственное освещение общее или комбинированное. Применение только местного освещения недопустимо.

9. Светильники местного освещения (любыми лампами) для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающего материала, с защитным углом не менее 30 градусов. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 1000 нт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 42 В.

10.  Сохранение требуемой освещенности должно поддерживаться очисткой аппаратуры светильников и ламп от пыли и грязи не реже двух раз в месяц.

11.  Применение открытых ламп запрещается. Высота светильников общего освещения должна быть не менее 3 м от пола.

12.  Учебно-производственные мастерские, вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.



13.  Учебные и учебно - производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

14.  Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправленном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплить.

15.  Запрещается для целей отопления учебных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

16.  Оптимальная температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов

 

Учитель технологии должен знать основы труда и техники безопасности, уметь обеспечивать проведение безопасных занятий, обучать работающих безопасным приемам работ в мастерской, все пространство которой можно разделить на шесть функциональных зон.

1. Рабочая зона педагога

Она должна быть оборудована рабочей плоскостью и местом для сидения и располагается недалеко от входа, а также должна быть хорошо видна с рабочих мест учащихся. Возможно нахождение рабочей зоны педагога на подиуме прямоугольной формы, площадью 10 – 15 метров и высотой 300 мм.

2. Рабочая зона учащихся

Рабочее место  - это зона, оснащенная необходимыми технологическими средствами, в которой постоянно или временно совершается трудовая деятельность учащихся (группы учащихся), выполняющих определенную работу.

Каждая мастерская рассчитана на 1 подгруппу (12 – 15 человек). Кабинет оборудуется столами (ГОСТ 11015-77) и стулья (ГОСТ 11016-77).

Рабочие места за одноместными и двухместными столами в любом ряду кабинета необходимо отводить школьникам со значительным снижением остроты слуха. Школьникам с пониженной остротой зрения следует предоставлять места в первом ряду от окна, учащимся же, склонным к простудным заболеваниям, необходимо, наоборот, места, расположенные дальше от окон. В целях профилактики искривления позвоночника и косоглазия у школьников, сидящих в крайних рядах. Целесообразно менять их местами каждую четверть.

Столы в кабинете размещаются: а) линейно, б) фронтально.

 Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную величину проходов, расстояния от доски до первого и последнего ряда столов.

Первый рад удален от стола педагога не более чем на 2 метра.  

Величина прохода между рядами – 2 метра.

Расстояние между параллельными рядами – 1,2 метра.

Расстояние между столами в ряду – 0,8 м.

Расстояние от пола до нижней кромки доски – 0,9 м.

Расстояние между доской и столом преподавателя – 0,9 м.

Максимальное удаление столов учащихся от доски – 8 м.

3. Зона зрения

В учебном процессе используются большое количество инструментов, наглядных пособий, и образцов, которые необходимо хранить. Для этого применяются различные встроенные, пристроенные, и отдельно стоящие шкафы, как правило, установленные вдоль задней стены кабинета. Эффективны и экономичны встроенные шкафы между учебной мастерской и подсобным помещением с частичным двусторонним использованием. Они, вместительны, могут иметь раздвижные двери с меловыми досками.

4. Экспозиционная зона.

Зона экспозиции учебно-наглядных пособий размещается на боковых и задних стенах предмета.

5. Зона личной гигиены

Здесь размещается умывальник, емкости для хранения спецодежды, предметы уборки мастерской, емкость для отходов и аптечка с медикаментами и инструкцией по оказанию первой помощи.

Немаловажную роль играет организация светоцветового климата.

Освещение и цвет должны рассматриваться прежде всего, как средство облегчения труда, повышения его производительности. При решении интерьера должны быть учтены следующие факторы:

a. Свет (освещенность);

b. Цвет, основной задачей которого является улучшение условий зрительной работы.

При выборе цветового решения мастерской необходимо учитывать характер и условия зрительной работы, требования ТБ и освещения.

Одним из фактором, влияющих на безопасность труда, является рациональная окраска помещения и оборудования. Правильно подобранные цвета благоприятно влияют на психику работающих, уменьшают их общую и зрительную утомляемость.

Окраска стен должна быть светлых тонов и матовой для увеличения освещенности помещения и равномерного рассеивания света. Для защиты мастерской от прямых солнечных лучей применяются светлые матерчатые шторы, подобранные в тон окраске стен и мебели. Меловые доски с точки зрения гигиениста следует окрасить в темно – зеленые цвета, а полы в цвета, напоминающие твердую опору.

При выборе окраски помещения, нужно обязательно учитывать его освещения. При применении ламп накаливания, теплые цвета выглядят чистыми, насыщенными, а холодные – серыми и грязными.

При использовании ртутных ламп теплые цвета воспринимаются серыми. Наиболее правильная цветопередача наблюдается при освещении люминесцентными лампами.

Запрещено оклеивать учебное помещение обоями или бумагой, окрашивать деревянные стены нитрокрасками. Шторы затемнения следует пропитать огнестойким составом.

Хорошее освещение рабочих мест - одно из важнейших требований охраны труда.

При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, появляются болезни глаз и головные боли.

Особенно большое значение нормальное освещенность имеет для учебных заведений, где около 90 % всей получаемой информации воспринимается с помощью зрения.

Обычно применяются три вида освещения:

 - естественное,

 - искусственное,

 - смешанное.

Естественное освещение, создаваемое природными источниками света имеет высокую биологическую и гигиеническую ценность и оказывает сильное воздействие на психику человека.

При недостаточном естественном освещении устраивают искусственное освещение. Такое освещение может быть общим для обеспечения освещенности всего помещения и местным, применяемым в случае недостаточности освещения рабочих мест.

Но чаще используется смешанное освещение, то есть сочетание общего и местного.

Применение открытых ламп опасно, поэтому их применяют с дополнительной арматурой (рассеиватели, затемнители, абажуры и т.д), которая защищает глаза работающих от излишней яркости источника света, образуя защитный угол, не создавая резких теней, изменения яркости и блесткости в поле зрения работающих, а так же контрастов между освещенными рабочим местом и окружающей обстановки.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.