Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание смыслового содержания факторов,




Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга. Изучение поведения человека во фрустрирующих ситуациях.

 

В литературе термин "фрустрация" используется для определения специфического психологического состояния неудовлетворенности и переживания жизненных трудностей. Фрустрация наступает при возникновении трудностей на пути к удовлетворению потребностей или к достижению цели. Трудности эти могут быть представлены в виде непреодолимых (или субъективно оцениваемых как непреодолимые) препятствия, а также в виде внешних или внутренних конфликтов, в том числе — угрозы, обвинения, конфликтного требования.

Индивидуальные особенности и способности личности к преодолению фрустрирующих ситуаций представляют интерес для психологов как факторы проявления адаптационных возможностей личности по отношению к социальной среде и отдельным стрессорам.

Американский психолог Сол Розенцнейг разработал оригинальную проективную технику, которая послужила основой опубликованного в 1945 г. теста ассоциаций по рисункам для изучения реакцийна фрустрацию (тест фрустрации Розенцвейга).

В целом опыт примененияданной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья личности. Тест Розенцвейга направлен на изучение индивидуальных устойчивых особенностей реакции личности на фрустрацию. Индивидуальными переменными, выраженными в показателях теста, являются:

· доминирующие направления реакций (агрессии по замыслу автора),

· пропорция типов этих реакций (какие обстоятельства ситуации в центре внимания),

· степень социальной адаптации (соответствия нормам группы, популяции) реакций испытуемого на фрустрацию. Этот показатель, по предложению автора, характеризует не только особенности поведения, но также косвенным образом и степень личностной толерантности (устойчивости) к фрустрации.

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга является в значительной степени стандартизованной и может считаться тестом в психометрическом значении этого слова. Текст проективной техники модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева.

Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по юлу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Стимульным материалом теста являются 24 рисунка. Ситуации, изображенные на карточках теста, делятся на две категории: эгоблокинговые и суперэгоблокинговые (в терминологии автора).

1.Эгоблокинговые ситуации (ситуации "препятствия"). В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет вбивает человека с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 рисунков: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2.Суперэгоблокинговые ситуации (ситуации "обвине­ния"). Эти ситуации подразумевают фрустрацию субъекта в результате упрека, обвинения, направленных ему со стороны другого лица. При этом подразумевается, что предварительно "обвинитель" сам был фрустрирован каким-либо обстоятельством. Таких ситуаций 8: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Тест может применяться индивидуально или в группе. Процедура эксперимента организуется согласно инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ

Каждому испытуемому вручается персональная брошюра со стимульным вариантом, после чего зачитывается инструкция: "На каждом из предложенных Вам рисунков изображены два или более человека. Один из них всегда изображен говорящим определенные слова другому. Вам следует, ознакомившись с рисунком, тут же записать в пустом квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не следует отделываться шутливыми репликами. Ваше время ограничено, не задерживайтесь с ответом."

После этого испытуемым разрешается открыть брошюру и взглянуть на первый рисунок. Экспериментатор зачитывает вслух слова изображенного на рисунке персонажа и после краткой паузы просит записать готовый ответ, который может дать персонаж, изображенный справа. Таким образом, последовательно испытуемые отвечают по всем 24 картинкам. Общее время ответов фиксируется экспериментатором. Вся процедура занимает, как правило, 15-20 минут.

В случае индивидуального тестирования, для повышения надежности последующей оценки ответов, экспериментатор просит испытуемого зачитать свои ответы вслух и отмечает особенности интонации,значимые для отнесения ответа к той или иной категории системы просчета. В процедуру входит также осторожное (без наводящих вопросов) уточнение смысла очень коротких или двусмысленных ответов. В том случае, если испытуемый неправильно понял какую-либо ситуацию, после необходимого объяснения должен быть получен новый ответ.

ОЦЕНКА ТЕСТА

Каждый ответ испытуемого формализуется интерпретатором в кодировочных символах теста. Нормализация ответа основана на оценке с точки зрения двух критериев:

· направления реакции,

· типа реакции.

Направленность реакции. Все виды вербальных реакций на стимульные ситуации теста могут быть отнесены к одной из грех групп:

1.Экстрапунитивные или внешненаправленные реакции (Е) — реакция направлена на живое или неживое окружение, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу.

2.Интропунитивные или внутринаправленные реакции (I) — реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации.

3.Импунитивные или ненаправленные реакции (М) — фрустрирующия ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.

Типы реакций. Делятся на три группы, в зависимости от того, какие факторы акцентированы содержании ответа:

1.Тип реакции "с фиксацией на препятствии" или препятственно-доминантный (OD) – препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения.

2.Тип реакции "с фиксацией на самозащите" или эго-защитный (ED) — главную роль в ответе играет защита себя, своего "Я", субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

3.Тип реакции "с фиксацией на удовлетворение потребности" или потребностно-защитный (NP) — ответ напрвлен на разрешение проблемы, реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации, субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.

Из комбинаций этих шести категорий возможны девять факторов и два дополнительных варианта.(табл. 1)

Для указания типа реакции "с фиксацией на препятствии" добавляется значок "прим" () — E’, I’, М’. Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами — E, I, М. Тип реакции "c фиксацией на удовлетворении потребности" обозначается строчными буквами – е, i, m.

Таблица 1.

Описание смыслового содержания факторов,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...