Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используемых при оценке ответов




  OD "с фиксацией на препятствии" ED "с фиксацией на самозащите" NP "с фиксацией на удовлетворении потребности"
E Е’ – подчеркивается наличие препятствия. Пример: "Эта ситуа­ция определенно фру стрирует меня" Е - враждебность, Порицание, обвинение проявляются в отно­шении внешнего мира. Пример: "Вы винова­ты!", "Не повторяйте этого больше!"   Е - субъект активно отрицает свою вину за совершенный просту­пок. Пример: "Я не делал того, в чем Вы меня обвиняете" е – содержатся требо­вание другому кон­кретному лицу испра­вить фрустрирующую ситуацию. Пример: "Это Вам надо решить этот вопрос"
I I’ - фрустрирующая ситуация интерпрети­руется как благопри­ятная или как заслу­женное наказание, или же подчеркивается смущенность беспо­койством других. Пример: "Эта ситу­ация фактически вы­года".     I – порицание, осуждение направлено на самого себя, домини­рует чувство вины, собственной непол­ноценности, угрызения совести. Пример: "Это меня надо осуждать за то, что произошло "   I - субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, при­зывая на помощь смяг­чающие обстоятель­ства. Пример: "Я виноват, но я это сделал не нарочно" i - субъект, признавая свою ответственность, берется самосто­ятельно исправить по­ложение. Пример: "Я беру ответственность за исправление этой ситу­ации на себя"    
M М’ - отрицается значимость или неблагоприятность препят­ствия, обстоятельств фрустрации. Пример: "Эта ситу­ация не имеет никакого значения ".   М – ответственность лица, попавшего во фрустрирующую си­туацию, сведена к ми­нимуму, осуждение из­бегается. Пример: "Ничего, на ошибках учимся".   m выражается надеж­ да, что время, нор­мальный ход событий разрешат проблему; или же что взаимо­понимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.

Каждый из ответов испытуемого обычно может быть формализован с помощью одного-двух из описанных одиннадцати факторов. В случае, когда ответ состоит из двух предложений, имеющих смысловые различия, за первой группой слов устанавливается один счетный фактор, за второй — другой. Показатели всех 24-х ответов вносят в соответствующие колонки протокольного бланка для дальнейшей обработки, которая предполагает вычисление показателя GCR ("степень социальной адаптации"). (та6л. 2) Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со “стандартными” среднестатистическими.(та6л. 3)

 

Таблица 2. Протокольный бланк   Таблица 3. Стандартные значения ответов
№ п/п OD ED NP   № п/п В адаптации Н.В. Тарабриной
OD ED NP
            M’E’    
              I  
                 
                 
                i
                e
              E  
                 
                 
              E  
                 
              E m
                e
                 
            E’    
              EI  
                 
            E’   e
              I  
                 
                 
            M’    
                 
            M’    

Ситуаций, которые используются для сравнения всего 14.

Ответ испытуемого оценивается в 1 балл, если:

· идентичен стандартному ответу,

· совпадает с одним из стандартных ответов на ситуацию.

0,5 балла, если: ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному;

0 баллов, если: ответ не соответствует стандартному.

Оценки суммируются. Численное значение GCP выражает процент совпадения факторов конкретного протокола (выраженного в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов. Знаменателем в дроби валяется число стандартизированных пунктов (14), а числитель - количество баллов, полученных испытуемым по совпадениям.

 

 

  количество баллов, полученных испытуемым по совпадениям  
GCR =  
число стандартизированных с пунктов (14)  
   

Суммарный баллы каждого из девяти факторов (записываются в пустых квадратах таблицы.(табл. 4) В этой же таблице указывают суммарный балл и % (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

 

Таблица 4.
  OD ED NP общ. балл %
E          
I          
M          
общ. балл          
%          

 

Ориентировочные значения нормативов шести суммарных показателей типа и направления в группах здоровых испытуемых приведены в таблице 5. Различия по полу не существенны. Определенные отклонения проиля суммарных показателей направлений и типов реакций, а также снижение GCR на 2-3 балла характерны для испытуемых с неадекватными и неустойчивыми параметрами таких личностных переменных, как самооценка и уровень притязаний.

Таблица 5.
Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАКЦИИ ТИП РЕАКЦИИ
E I M OD ED NP
С. Розенцвейг            
Н. Тарабрина 46-52 25-27 23-26 32-34 35-39 27-30

 

При проведении исследований, имеющих диагностическое значение, учитывают также ряд других результирующих данных (количество оправданий, агрессии или вины), которые дают информацию к более подробным интерпретациям.

Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически обоснованные автором, соответствуют в основном своим непосредственным значениям, описанным в разделе подсчета показателей. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются признаком "нормы" или патологии, они в этом случае нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели,их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы.

К достоинствам методики Розенцвейга относится высокая ретестовая надежность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

I этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

II этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, M), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации. Так, например, если мы получаем у испытуемого оценку М — нормальную, Е — очень высокую, I — очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунигивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка OD (тип реакции "с фиксацией на препятствие") показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получаем повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает, более чем нормально, идея препятствия. Оценка ED (тип реакции "с фиксацией на самозащите") означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего "Я". Оценка NP -признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрационные ситуации.

На основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.

 

Метод ТАТ Мюррея. Детский и взрослый варианты тематического апперцептивного теста. Особенности работы с ТАТ.

 

История создания.

Был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем и X. Морганом с сотрудниками во второй половине 30–х годов.

Л. Беллак в 1975 году в своей книге разбирает 23 различных подхода к интерпретации ТАТ. В 50 – х годах насчитывалось более 30 схем. Д.Рапапорт обратил внимание на необходимость анализировать не только содержание рассказов, но и их формальные характеристики – то, как обследуемый воспринимает изображение и то, как он выполняет требование инструкции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...