Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа на основе данных тестирования




Как уже отмечалось выше, отличительной особенностью теста ШТУР является подчиненность самого его построения принципу коррекционности, т.е. реальная возможность, опираясь на полученную с его помощью информацию, планировать и осуществлять в индивидуальном и групповом порядке конкретную коррекционную работу, направленную на устранение недочетов и пробелов, преодоление сложностей, мешающих полноценному умственному развитию учащихся.

Как показывают данные по валидности, ШТУР реально отражает раз­личного типа трудности подростков, связанные со школьным обучением, Анализ тестовых данных позволяет следующим образом классифицировать эти трудности:

· трудности, связанные со скудностью, ограниченностью вербального
опыта детей, которые обнаруживаются на основе качественного анали­за субтестов «общая осведомленность» и которые могут существенно дезорганизовать процесс формирования мыслительных способностей;

· трудности, в основе которых лежат слабые знаний учащийся по отдельным школьным предметам или предметным циклам, м которые обнаружива­ются в результате качественного анализа результатов выполнения су­бтестов, использующих в качестве тестового материала термины и по­нятия конкретных школьных дисциплин (субтестов 3, 4 и 5);

· трудности, связанные с недостаточным владением формально-логически­ми операциями, необходимо используемыми при выполнении теста (по
данным субтестов 3, 4 и 5).

В соответствии с классификацией трудностей авторами теста был разработан план коррекционной программы, в которой предусмотрены конкретные пути работы школьного психолога и педагогов и которая сос­тоит соответственно из трех частей.

Одна часть коррекционной программы направлена на обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомленности (эруди­ции). Ее может осуществлять психолог в содружестве с педагогом. В ка­честве способа, развивающего активный словарь детей, рекомендуется использовать метод свободных словесных ассоциаций, в также различные игровые развивающие методики. Для расширения объема пассивного слова­ря делается упор на чтение. Для повышения общей осведомленности де­тей учителям может быть рекомендовано чаще употреблять на уроках сов­ременные термины общественно-политического, морально-этического и на­учно-культурного содержания, давая им объяснение, многократно повто­рять их, поощрять их воспроизведение в ответах учащихся. Все эти ме­ры должны помочь школьнику освоить неизвестные ему понятия.

вторая часть коррекционной программы адресована учителю. На ос­новании информации о выявленных посредством ШТУР пробелах в знаниях учащихся по конкретным предметам или учебным циклам педагогам даются рекомендации по развития понимания и углублению знаний в этих дисцип­линах. Выбор конкретных Форм и методов педагогической работы в этом направлении, по-видимому, целесообразно сохранить за учителем или пе­дагогическим коллективом школы.

Третья, собственно психологическая, часть коррекционной програм­мы направлена на коррекцию мыслительных действий. Она представляется наиболее интересной с позиций психолога, так как предназначена, преж­де всего, для того, чтобы научить ребенка сознательной мыслительной деятельности. Неосознанность, стихийность мыслительного процесса, яв­ляющиеся во многом причиной его ошибок, должны быть заменены осознан­ностью его операций, дающей возможность контролировать правильность последних. Процесс обучения навыкам мыслительных действий должен включать в себя как определение и разъяснение каждого из них, так и тренировочные упражнения по их выполнению.

Материал, на котором отрабатываются умственные действия, должен состоять из научных понятий тех же циклов, которые включены в ШТУР. Конкретные понятия, используемые в ШТУР и коррекционной программе, отчасти могут совпадать, но лучше, если они не будут повторяться сли­шком часто. Различаться должны также мыслительные задания, используе­мые в ШТУР и коррекционной программе, что позволит избежать элемента­рного заучивания и последующего переноса умственных действий с выпол­нения коррекционной программы на повторное (контрольное) выполнение ШТУР.

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ШТУР

Компьютерная модификация школьного теста умственного развития представляет собой практически полный аналог оригинального бланково­го варианта теста, программно реализованный для эксплуатации на пер­сональных компьютерах типа IBM РС/АТ, XT, совместимых с ними машинах типа «Искра-1030» и аналогичных, а также микро-ЭВМ тыла ЛГЖ, УКНЦ и т. п.

Компьютерная версия ШТУР предусматривает автономную процедуру обучения испытуемых работе с клавиатурой дисплея, рассчитанную на при­обретение опыта, необходимого на только для качественного выполнения заданий самого ШТУР, но и для осуществления иных аналогичных методик комплексной психодиагностики.

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

ЗАДАНИЕ N1 (осведомленность 1) – 8 минут.

ЗАДАНИЕ N2 (осведомленность 2) – 4 минуты.

ЗАДАНИЕ N3 (аналоги) – 10 минут.

ЗАДАНИЕ N4 (классификация) – 7 минут.

ЗАДАНИЕ N5 (обобщение) – 8 минут.

ЗАДАНИЕ N6 (числовые ряды) – 7 минут.

 

Инструкция ШТУР

Вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное, вы будете выполнять разные наборы заданий» перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на при­мерах объясняется способ их решения,

На выполнение каждого набора заданий отводится огра­ниченное время„начинать и заканчивать работу надо по команде„все задания следует решать строго по порядку, не задерживайтесь слишком долго на одном задании» старайтесь работать быстро и без ошибок!

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №1.

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов выделить то, которое правильно дополняет данное предложение. Выделить можно только одно слово.

ПРИМЕРЫ: 1. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и …? 1) случай; 2) подвиг; 3) жизнеописание; 4) книга; 5) писатель. Правильным будет слово «жизнеописание».

2. Противоположным слову «отрицательный» будет слово…? 1) неудачный; 2) спорный; 3) важный; 4) случайный; 5) положительный. Правильным будет слово «положительный».

 

  1. Начальные буквы имени и отчества называются…?

1) вензель; 2) инициалы; 3) автограф; 4) индекс; 5) анаграмма.

  1. Гуманный – это …?

1) общественный; 2) человечный; 3) профессиональный; 4) агрессивный;

5) пренебрежительный.

  1. Система взглядов на природу и общество есть…?

1) мечта; 2) оценка; 3) мировоззрение; 4) кругозор; 5) иллюзия.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и …?

1) анархия; 2) абсолютизм; 3) народовластие; 4) династия; 5) классы.

  1. Наука выведения лучших пород животных и сортов растения называется…?

1) бионика; 2) химия; 3) селекция; 4) ботаника; 5) физиология.

  1. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это…?

1) абзац; 2) цитата; 3) рубрика; 4) отрывок; 5) конспект.

  1. Начитанность, глубокие и широкие познания – это…?

1) интеллигентность; 2) опытность; 3) эрудиция; 4) талант; 5) самомнение.

  1. Отсутствие интереса и живого участия к окружающему – это…?

1) рациональность; 2) пассивность; 3) чуткость; 4) противоречивость; 5) чёрствость.

  1. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни, деятельности, называется…?

1) резолюцией; 2) постановлением; 3) традицией; 4) кодексом; 5) проектом.

  1. Противоположностью понятия лицемерный будет…?

1) искренний; 2) противоречивый; 3) фальшивый; 4) вежливый; 5) решительный.

  1. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о…?

1) компромиссе; 2) общении; 3) объединении; 4) переговорах; 5) противоречии.

  1. Этика – это учение о…?

1) психике; 2) морали; 3) природе; 4) обществе; 5) искусстве.

  1. Противоположностью понятие идентичный будет…?

1) тождественный; 2) единичный; 3) внушительный; 4) различный; 5) изолированный.

  1. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах – это…?

1) закон; 2) эмиграция; 3) воззрение; 4) действие; 5) эмансипация.

  1. Оппозиция – это…?

1) противодействие; 2) согласие; 3) мнение; 4) политика; 5) решение.

  1. Цивилизация – это…?

1) формация; 2) древность; 3) производство; 4) культура; 5) общение.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и …?

1) изобретение; 2) идея; 3) выбор; 4) первенство; 5) руководство.

  1. Коалиция – это…?

1) конкуренция; 2) политика; 3) вражда; 4) разрыв; 5) объединение.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и …?

1) человеколюбие; 2) взаимоотношение; 3) вежливость; 4) эгоизм; 5) нравственность.

  1. Человек, который скептически относится к прогрессу, является…?

1) консерватором; 2) радикалом; 3) демократом; 4) либералом; 5) анархистом.

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №2.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырёх предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Выбрать можно только одно слово.

ПРИМЕР: прогноз – а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово «предсказание».

 

  1. Прогрессивный – а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.
  2. Анулирование – а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
  3. Идеал – а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
  4. Аргумент – а) довод; б) согласование; в) спор; г) фраза.
  5. Миф – а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука;
  6. Аморальный – а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
  7. Анализ – а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
  8. Эталон – а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
  9. Сферический – а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объёмный.
  10. Социальный – а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.
  11. Гравитация – а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъём.
  12. Сентиментальный – а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.
  13. Экспорт – а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
  14. Эффективный – а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) острый.
  15. Мораль – а) этика; б) развитие; в) способность; г) право.
  16. Модифицировать – а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
  17. Радикальный – а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
  18. Негативный – а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
  19. Субъективный – а) практический; б) общественный; в) личный; г) скрытый.
  20. Аграрный – а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №3.

Вам предлагается три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная (та же самая) связь. Это слово Вам следует отметить.

ПРИМЕРЫ: 1. Песня – композитор = самолёт:?

а) аэропорт; б) ночь; в ) конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ – «конструктор».

2. Добро – зло = день:?

Здесь правильным ответом будет слово «ночь».

 

1. Глагол – спрягать = существительное –?

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2. Холодно – горячо = движение –?

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.

3. Колумб – путешественник = землетрясение –?

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.

4. Слагаемое – сумма = множители –?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

5. Рабовладельцы – буржуазия рабы –?

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наёмные рабочие; д) пленные.

6. Папоротник – спора = сосна –?

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

7. Стихотворение – поэзия = рассказ –?

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

8. Горы – высота = климат –?

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

9. Растение – стебель = клетка –?

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

10. Богатство – бедность = крепостная зависимость –?

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

11. Старт – финиш = пролог –?

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

12. Молния – свет = явление тяготения –?

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

13. Первобытно-общинный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй –?

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

14. Роман – глава = стихотворение –?

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

15. Тепло – жизнедеятельность = кислород –?

а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.

16. Фигура – треугольник = состояние вещества –?

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

17. Роза – цветок = капиталисты –?

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.

18. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон –?

а) погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

19. Прямоугольник – плоскость = куб –?

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) торона.

20. Война – смерть = частная собственность –?

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

  1. Числительное – количество = глагол –?

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

22. Север – юг = осадки –?

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

23. Диаметр – радиус = окружность –?

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

24. Эпителий – ткань = аорта –?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

25. Молоток – забивать = генератор –?

а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

 

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №4.

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и записать в бланк ответов. Лишним может быть только одно слово.

ПРИМЕРЫ: 1. а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник.

Первое, второе, четвёртое, пятое слова обозначают посуду, а третье – мебель, поэтому оно лишнее.

2. а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Первое, второе, третье, пятое слова обозначают движение, а четвёртое – состояние покоя, поэтому оно лишнее.

 

  1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
  2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
  3. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
  4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
  5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
  6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) раздражение.
  7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
  8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
  9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
  10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
  11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
  12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
  13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём; д) скорость.
  14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
  15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
  16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
  17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
  18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
  19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
  20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

 

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №5.

Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные признаки общих слов.

ПРИМЕРЫ: 1. Ель – сосна. Правильный ответ – «хвойные деревья».

2. Дождь – град. Правильный ответ – «осадки».

 

  1. Азия – Африка.
  2. Ботаника – зоология.
  3. Феодализм – капитализм.
  4. Сказка – былина.
  5. Газ – жидкость.
  6. Сердце – артерия.
  7. Копенгаген – Манагуа.
  8. Атом – молекула.
  9. Жиры – белки.
  10. Наука – искусство.
  11. Стойкость – мужество.
  12. Ампер – вольт.
  13. Канал – плотина.
  14. Мозаика – икона.
  15. Облачность – осадки.
  16. Сумма – произведение.
  17. Иносказание – описание.
  18. Классицизм – реализм.
  19. Цунами – ураган.

 

НАБОР ЗАДАНИЙ №6.

Вам прелагаются ряды чисел, расположенных по определённому правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо пользоваться умножением, делением и другими действиями.

ПРИМЕРЫ: 1. 2 4 6 8 10 …?

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Следующее число будет 12. Его и нужно записать в бланк ответов.

2. 9 7 10 8 9 12 …?

В этом ряду поочерёдно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10.

 

1. 6 9 12 15 18 21 …?

2. 9 1 7 1 5 1 …?

3. 2 3 5 6 8 9 …?

4. 10 12 9 11 8 10 …?

5. 1 3 6 8 16 18 …?

6. 3 4 6 9 13 18 …?

7. 15 13 16 12 17 11 …?

8. 1 2 4 8 16 32 …?

9. 1 2 5 10 17 26 …?

10. 1 4 9 16 25 36 …?

11. 1 2 6 15 31 56 …?

12. 31 24 18 13 9 6 …?

13. 174 171 57 54 18 15 …?

14. 14 19 10 14 6 9 …?

15. 301 294 49 44 11 8 …?

Тест юмористических фраз

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективно техники.

Методика ТЮФ имеет две характерные особенности.

Во-первых, это прием свободной тематической классификации, относящийся к числу методов экспериментальной психосемантики. Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имеющим мотивационно валентный семантический признак в качестве единственного классификационного основания, многозначные стимулы, включающие этот признак. Чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством наличия сверх значимой, (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соот­ветствует предметному содержанию этого класса

Во- вторых, методика ТЮФ использует специфический стимуль-ный материал - юмористические фразы, позволяющий экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз, из которых (по результатам нормативных экспериментов) 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему). Средние значения численности 10 классов (по 10 заданным темам) примерно равны между собой. Для идентификации однозначности-многозначности юмористических фраз применялись алгоритмы кластер- и клайк-анализа. Все использованные фразы были опубликованы в отечественных сатирико-юмористических изданиях Каждая фраза предъявляется в процедуре на отдельной карточке. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости «освежается» за счет новых фраз и новых тем (что не изменяет диагностического принципа, лежащего в основе классификационной техники).

Процедура проведения теста исключительно проста и оператив­на (занимает от 15 до 25 минут). Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому рассортировать колоду карточек с юморис­тическими фразами: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему». По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он сортирует карточки по темам, поощряя как безусловно оправданное всякое решение («В данном случае Вы - эксперт, Вам виднее»). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (чтобы испытуемый не выравнивал группы по численности), приведя следующее объяснение: «В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову». Точно такое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые он испытывает, когда не знает, в какой класс занести многозначную фразу.

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (курение, пьянство, наркомания), 4) деньги, 5) мода, б) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость.

Если испытуемый не дает ясных интерпретируемых названии, то идентификация 7 стандартных тем производится по «ядерным» одно­значным фразам. Если в i-й класс попали 3 и более однозначные фразы из j-й темы, то i-й класс можно отнести к J-й теме.

Сам подсчет тестового балла не сводится к примененью ключей:

диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей кучке, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами (ММР1, 16PF), в данном случае сравниваются показатели внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, определяется, какие темы доминируют, какие второстепенны, и т. д. Таким образом, применяются импсативные тестовые оценки. Простые статистические рассуждения (хи-квапрат для оценки отклонения от равномерного распределения) позволяют считать статистически значимым событием появление класса численностью в 14 и более карточек.

При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учиты­вать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потребности. Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации необходимы дополнительные диагностические критерии.

Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не являются резуль­татом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания. Автор теста дают предположительную теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем, основываясь на трехуровневой схеме группировки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):

1) садизм: мотив - самосохранение; преграда - разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида;

2) секс: мотив - вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности;

преграда - внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризированные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне социальных ситуаций супружеской интимности;

3) пагубные пристрастия: мотив - снятие напряжения с помощью наркотических средств; преграда интериоризированные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна средств и т. п.);

4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; преграда-недостаток денег, высокие цены и т. п.;

5) мода: мотив - самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда - скачки моды, высокая цена престижных товаров;

6) карьера мотив - достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице; преграда -конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки и т. п.;

7) семейные неурядицы мотив - семейное благополучие; преграда - не соответствующие ожиданиям субъекта поступки членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади);

8) социальные неурядицы мотив - социальное благополучие; преграда - асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданственности;

9) бездарность в искусстве: мотив-поиск красоты, гармонии, эстетическая сенситивность; преграда - эстетическая беспринципность так называемых «людей искусства», обилие бездарных работ;

10) человеческая глупость: мотив-познание, стремление к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда-невежество, ограниченность окружающих.

При этом темы 1, 2 и, возможно, 3 представляют потребности организма, темы 4, 5, 6, возможно,7, 8 - потребности социального индивида, мы 9, 10, возможно, 7, 8 - потребности личности. Ключ:

Однозначные фразы 1-9, 2-6; 3-4; 4-5; 5-2; 6-1; 7-10; 8-3; 9-8; 10-7; 11-7; 12-8; 13-3; 14-9; 15-1; 16-2; 17-5; 18-4; 19-6; 20-9; 21-6; 22-10; 23-3; 24-1; 25-5; 26-4; 27-2; 28-30; 29-8, 30-7; 31-3; 32-133-7; 34-8; 35-10; 36-2; 37-9, 38-5; 39-4; 40-6.

Многозначные фразы 41-6,9, 42-2,5; 43-4,5; 44-1,2; 45-3,10; 46-6,7; 47-4,9, 48-3,6; 48-2,10; 50-8,10; 51-7,1; 52-4,6; 53-2,4; 54-6,10,8; 55-1,4,8; 56-5,10, 57-1.2,3; 58-9,10, 59-4,7; 60-3,8; 61- 1,9; 62-5,6,8; 63-3,5; 64-2,6,7; 65-2,10, 66- 2,8; 67-5,7; 68-3,4; 69-2,6; 70-7,9; 71-4,8; 72-2,7; 73-3,9; 74-1,4,6; 75-3.7; 76- 2,3; 77- 2,3; 78-5,8; 79-4,10; 80-6,8:81-1,5,4; 82-8,9; 83-1,10,8; 84-2,9, 85-5,9,10; 86-1,2,5; 87-1,8,10; 88- 4.5,10; 89-1,6,9; 90-3.9, 91-4,7; 92-2,4,5; 93-3,8; 94-1,2,7,9; 95-2,7; 96-8,10; 97-5,8; 98-8,9,10; 99-2,9,10; 100-4,9.

При интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности отдельных пар или троек тем. В отличие от обыкновенного тест-опросника, где профиль может быть одновременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном случае «площадь под кривой» профиля окажется постоянной - равной 80 (количество фраз в тексте): одни темы «притягивают» (апперципируют) к себе фразы из других тем.

Более детальные возможности для анализа результатов дает со­ставление матрицы смещения 10 х 10; строки соответствуют исходным темам, столбцы - темам, воссозданным испытуемым; однозначные фразы дают вклад в виде двух единиц, многозначные - в виде одной единицы Матрица смещения позволяет увидеть такие эффекты, как «слипание» (сцепление) определенных тематических конструктов или «избирательное доминирование» (например, конструкт«деньги» вбирает все многозначные фразы, лежащие на пересечении с конструктами «мода», «карьера», «самозащита», но не включает других тем).

Очевидно, что список тематических конструктов в данной вер­сии не может считаться полным. Основным его пробелом является отсутствие аффилиативных тем.

Проверка валидности ТЮФ производилась авторами в ходе трех различных экспериментальных серий.

В первой серии в качестве критерия валидности использовалась групповая оценка личности (ГОЛ) - опрос товарищей по группе. Профиль ТЕОФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем, реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выражен­ности интереса к каждой из семи тем). Общая корреляция профилей по результатам 32 испытуемых -двух академических студенческих групп по 16 человек в каждой - дала значимое, но не высокое значение 0,34. Оказалось, что только по одной теме - «деньга» - имеется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых результатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для которых напря­женность этой темы указывает скорее не на особую алчность, а на по­вышенную силу преграды -дефицит самих денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась «социально-позитивной» и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя.

Чувствительность ТЮФ к латентным мотивам показал второй эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидизация ТЮФ и ТАТ по трем мотивационным темам: «карьера», «сексуальные отношения», «агрессия - самозащита». Корреляция профилей ТЮФ и профилей ТАТ (экспертных оценок выраженности каждой из трех мотивационных тем в рассказах испытуемого) достигла высокого значения 0,85 (данные 25 испытуемых). Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для определенных локальных задач вполне может быть использован и может быть близким по свое эффектности громоздкой методике ТАТ.

Третий экспериментальный критерий валидности был построен по логике «известных групп». Хорошо известно, что у больных, гос­питализированных в психиатрические клиники, резко усиливается деп­рессивный синдром. Авторы теста получили статистически значение (на уровне р < 0,001) усиление темы «агрессия - самозащита» у 24 больных по сравнению с нормой. Это подтверждает чувствительность ТЮФ к особым ситуациям фрустрации определенных потребностей.

Надежность достигалась в ходе построения теста отбором фраз по результатам кластер-анализа.

В заключение авторам хотелось бы выразить надежду на то, что ТЮФ со временем пополнит батарею существующих методов прак­тической диагностики мотивационной сферы личности. ТЮФ разрешает традиционную психодиагностическую дилемму между стандартизацией и индивидуализацией диагностической процедуры, заключая в себе возможности компромисса между алгоритмизованным характером баллирования и интерпретации результатов и получением глубоких высокоиндивидуализированных диагностических сведений. Простота и краткосрочность как смой процедуры проведения, так и процедуры обработки результатов делают ТЮФ исключительно оперативным тестом. И, что очень важно, ТЮФ дает немедленные результаты (если необходимо, то и в присутствии испытуемого).

Релевантной практической задачей теста юмористических фраз является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях ин­дивидуального психологического, консультирования и коррекции. Юмористический характер сгимульного материала способствует ус­тановлению раскрепощенного доверительного контакта между диаг­ностом-психологом и испытуемым, что обеспечивает органичное включение диагностической процедуры в процесс индивидуального консультирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению локальных психодиагностических задач.

СПИСОК ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ

1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление -жене.

11. Терпение и труд все перетрут, - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Вылился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла,

29. Выбирая из двух зол - выбирай оба; потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода

31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала

32. Не бойтесь этой гранаты она - ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. Не легок этот писательский трудя, - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе. 46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Зашита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях

56. Голова его чего-нибудь да стоила вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить - здоровые вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...