Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детский аппертивный тест (САТ)




Детский аппертивный тест (в англ.транскрипции - САТ) представляет собой проективный метод исследования личности ребенка путем «изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей». САТ был разработан Леопольдом Беллаком и Соней Беллак для анализа доминирующих проблем ребенка, его мотивов и личных особенностей. Тест имеет максимальную эффективность при обследовании детей обоего пола в возрасте от 3 до 10 лет.

САТ состоит из 10 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях. Сюжеты картинок составлены таким образом, чтобы побудить ребенка проявить свое отношение к различным проблемам: конкуренции и соперничества между братьями и сестрами, отношение к родителям как таковым и как к супругам (речь идет об Эдиповом комплексе и его кульминации в самый ранний период, т.е., например, о тех домыслах, которые возникают у ребенка, когда он видит родителей вместе в постели). С помощью тестовых картинок можно также проследить представления ребенка об агрессии, о степени включённости его в мир взрослых, о стремлении к доминированию, страхах и др. Тест помогает понять структуру и способы реагирования ребенка на различные ситуации, а также степень овладения ребёнком этими способами и управления ими, т.е. проблемы его личностного роста.

Как клиническая процедура, САТ может быть полезен в определении динамических факторов, характеризующих поведение ребенка в группе, в школе, в дет.саду или же дома. Тест с успехом может быть использован психоаналитиками, психиатрами, психологами, социологами, учителями, а так же педиатрами, имеющими психологическую подготовку. Непосредственно в терапии он может быть использован как игровая методика. Более того, САТ может обеспечить продолжительное наблюдение развития ребенка, если проводить процедуру тестирования через каждые полгода, начиная с 3 лет.

Важным достоинством САТ является его относительная независимость от культуры, поскольку тест оперирует с картинками, изображающими знакомых всем детям животных и общеизвестные предметы обихода. Даже возможное недостаточное знакомство с некоторыми животными, изображенными на картинках, не представляют проблем, поскольку дети попросту замещают этих животных теми, которые им известны.

 

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

При проведении тестирования необходимо придерживаться всех правил и норм, установленных в практике психологического обследования ребенка. Однако важно наладить хороший контакт и взаимопонимание с ребенком. Тест должен быть предложен в виде игры, а не теста. Если же дети по каким-либо причинам, совершенно явно осознают, что это тест, рекомендуется полностью признать этот факт, но при этом подробно объяснить ребенку, что это такое задание, в котором экспериментатора интересует все, что ребенок ему расскажет, и он не собирается как-то оценивать ребенка.

В инструкции лучше всего рассказать ребенку о том, что экспериментатор собирается предложить ему игру, в которой ребенок должен рассказать, что происходит на картинке, что делают животные в настоящий момент. По окончании рассказа можно спросить ребенка, что предшествовало данной истории, а что может случиться дальше.

В ходе тестирования необходимо иногда поощрять ребенка или даже подсказывать ему, но подсказка не должна быть навязана, внушена ребёнку. Разрешается прерывать ребенка, если это необходимо. После того, как все истории рассказаны, можно снова "пройтись" по каждой из них, пытаясь подробнее выяснить некоторые детали рассказов, например, почему персонажам даны те или иные имена, местам - те или иные названия, с чем связан определенный исход историй, рассказанных ребенком, и их результат. Если внимание ребенка ослабело и провести такой повторный опрос сразу же после тестирования затруднительно, то это можно сделать спустя некоторое время, но как можно быстрее после первоначального обследования.

Дополнительные сведения необходимо отмечать так, чтобы было ясно, какой части истории они соответствуют. Трудная ситуация возникает в случаях, когда ребенок просит экспериментатора самого рассказать историю. Поскольку такая ситуация поможет навязать ребенку определенную тему рассказа. Самое разумное в этих случаях пообещать ребенку, что история будет рассказана позже или даже отказаться от тестирования на какое-то время.

В процессе тестирования картинки рекомендуется держать вне поля зрения ребенка, когда он рассматривает одну из них, поскольку дети младшего возраста имеют обыкновение играть со всеми рисунками сразу, выбирать их наугад, чтобы рассказать историю, тестовые картинки пронумерованы в определенной последовательности и должны предъявляться ребенку в строго указанном порядке.

Если ребенок чрезмерно расторможен и существуют какие-либо основания отнести данные нарушения к определенной нозологии, то можно ограничить тестирование показом только тех картинок, которые в наибольшей степени способствуют выявлению специфических проблем. Так, ребенку, переживающему проблемы соперничества с братом или сестрой, могут быть предъявлены, например, картинки, № 1 и № 4.

 

Описание картинок и ответов на них

КАРТИНКА №1. Цыплята рассажены вокруг стола, на котором находится большая миска с едой. Сбоку нарисована большая курица, неясно очерченная. Ответы, как правило, касаются еды, например, участвуют ли в процессе кормления в равной степени оба родителя или этим, в основном занимается один из них. Тема соперничества выступает в виде решения вопроса о том, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т.д. еда может рассматриваться в контексте поощрения, награды; отказы от пищи – в контексте наказания. Общие проблемы, которые могут быть здесь скрыты – это проблемы удовлетворения или фрустрации потребности, связанные прежде всего с питанием.

 

КАРТИНКА № 2. Один медведь тянет канат с одной стороны, другой мед­ведь и маленький медвежонок - с другой. В рассказе ребенка важно выявить, кого идентифицирует малыш с медведем, с которым он сотрудничает - маму или папу. Перетягивание может рассматриваться как борьба со страхом, сопровождающимся агрессией, как осуществление агрессивных актов ребенка, или же его полное обособление. Сюжет на картине может рассматриваться как борьба со страхом, а также игра (соревнование). Иногда предметом рассмотрения становится сама верёвка. Разрыв веревки представляется как поломка игрушки, отсюда - страх перед последу­ющим наказанием.

КАРТИНКА №3. Лев с трубкой и тростью сидит в кресле; в правом нижнем углу из норки высовывается мышонок. Лев обычно рассматривается как отец, поскольку он наделён такими атрибутами как трубка и трость. Последняя, однако, может рассматриваться и как инструмент агрессии. Иногда наличие трости побуждает детей характеризовать данную фигуру как беспомощного старичка, которому эта трость нужна, чтобы не бояться и защищаться. Если Лев рассматривается как сильная фигура, то важно выявить, опасна ли его власть. Мышонок, для большинства детей является фигурой, с которой они идентифицируют себя. В этом случае, всеми правдами и неправдами, мышонок превращается в воображении ребёнка в более сильную и могучую фигуру. В тоже время она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют со львом себя. Наиболее важно наблюдать за детьми, которые в процессе рассказа один или несколько раз меняют идентификацию. Это может быть следствием того, что ребенка что-то смущает в его идентификациях. Возможен конфликт между действительным отношением фигур и тем, которое установлено в автономном мире ребёнка.

КАРТИНКА № 4. На картинке нарисована кенгуру. На голове у неё капор, в её сумчатой складке – малыш-кенгуру с воздушным шариком. Кенгуру несёт корзину, в которой находится бутылка с молоком. Рядом на велосипеде едет детёныш кенгуру, который немного больше первого. Эта картинка обычно стимулирует рассказы на тему родственного соперничества или истории, связанные с происхождением детей. В обоих случаях наиболее важная особенность – отношение к маме. Иногда дети, которые являются в семье старшими, идентифицируют себя с малышом-кенгуру, выражая желание уменьшиться, чтобы быть более ближе к маме. С другой стороны, ребёнок, который действительно младше, может идентифицировать себя с более старшим, проявляя этим желание быть более независимым и самостоятельным. Корзина может привести к темам, касающимся питания, кормления. Может быть затронута тема спасения от опасности. Последнее может быть связано с бессознательными страхами, касающимися отношений отца и матери, их половых отношений, беременности и т.д.

КАРТИНКА № 5. Затемнённая комната: вдали большая кровать, перед ней колыбельная, в которой находятся два медвежонка. Рассказы, в основном, связаны с тем, что происходит с родителями на их кровати. Эти истории, как правило, отражают догадки, наблюдения, смущение, эмоциональную путаницу, переживания ребёнка по поводу интимных отношений родителей. Два малыша в колыбели приводят детей к темам, связанным с взаимодействием малышей друг с другом.

КАРТИНКА № 6. На дальнем плане – тёмная пещера с двумя неясно очерченными фигурами медведей, на переднем плане – лежащий медвежонок. Эта картинка опять-таки провоцирует истории, касающиеся отношений между родителями. Она используется в дополнение к картинке №5, поскольку практический опыт показывает, что картинка №6 чаще всего расширяет и дополняет ответ, который был дан ребёнком на предыдущую картинку. Во взаимоотношениях ребёнка с родителями может отчётливо проявиться его ревность. Ответы на картинку №5 и№6 могут также выявить и проблемы ребёнка, связанные с мастурбацией.

КАРТИНКА № 7. Тигр с клыками и выпущенными когтями прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе. В ответах детей проявляется страх агрессии и способы его предупреждения, возможности избежать агрессии. При просматривании картинки ребёнок может проявить заметное беспокойство и тревогу. Иногда тревога настолько велика, что может привести к отторжению картинки; с другой стороны может достаточно хорошо (иногда довольно необычно) проявиться защита путём сведения данной ситуации к какой-нибудь безвредной невинной истории. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко вызывают проекцию страхов (или желаний) кастрации.

КАРТИНКА № 8. Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. Одна взрослая обезьяна на переднем плане разговаривает с маленькой обезьянкой. Чаще всего рассказы детей связаны с проекцией их места в системе семейных отношений. Очень важной является интерпретация детьми главной обезьяны на переднем плане как фигуры отца или матери.

КАРТИНКА № 9. Через открытую дверь освещённой комнаты видна тёмная комната. В тёмной комнате детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь. Типичные рассказы детей по данной картинке затрагивают следующие темы: боязнь темноты, страх остаться одному, уход родителей, любопытство (что происходит в другой комнате).

КАРТИНКА № 10. Щенок лежит между лапами большой собаки; обе фигуры изображены с минимальными внешними чертами. Фигуры находятся в туалетной комнате. Эта картинка обычно приводит к рассказам на тему «преступление и наказание», проявляя кое-что из моральных представлений ребёнка.

Довольно часто дети затрагивают проблемы воспитания, умения следить за собой. Данная картинка позволяет более точно, чем все остальные, выявить агрессивные тенденции.

 

ИНТЕРПРИТАЦИЯ ДЕТСКОГО АППЕРТИВНОГО ТЕСТА

Для облегчения интерпретации теста желательно пользоваться специальными бланками или листами для анализа. В качестве основных ориентиров предлагается изучение 10 переменных, описание которых приводится ниже.

1. ОСНОВНАЯ ТЕМА РАССКАЗА. Здесь экспериментатора должно, прежде всего, интересовать, как ребёнок взаимодействует с содержанием картинок, что он выделяет из них, почему всё это приводит к такому, а не к другому рассказу. Для более надёжных выводов важно обнаружить в нескольких историях общие тенденции. Если, например, главный герой нескольких историй описывается как голодный, вынужденный прибегнуть к воровству, чтобы удовлетворить свою потребность, то будет обосновано заключить, что ребёнок поглощён мыслями о недостатке чего-либо, например, пищи или внимания, уважения и т.п., и в своих желаниях он стремится получить то, чего ему не достаёт. С определением общих тенденций связана последующая интерпретация рассказов.

2. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. История, которую рассказывает испытуемый, в сущности, история о нём самом. Но поскольку в историях могут участвовать несколько людей, то появляется необходимость выяснить, с кем в основном, из этих лиц, испытуемый идентифицирует себя, кто из этих лиц выступает как главный герой.

Можно предположить несколько объективных критериев для выявления главного героя. Главный герой – это лицо, о котором в основном повествует рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту, одного с ним пола, с позиции главного героя рассматриваются события испытуемым. Иногда в рассказе действует несколько героев и тогда испытуемый может идентифицировать себя с одним, с другим или даже с двумя героями одновременно. Возможны и отклонения, проявляющиеся в том, что испытуемый идентифицирует себя с героями противоположного пола. Такие идентификации очень важно заметить и выделить особо. Иногда испытуемый идентифицирует себя с фигурой, второстепенной по важности в рассказе, что отражает, по-видимому, глубинные подсознательные установки ребёнка.

Интересы, желания, достоинства и недостатки, наклонности и способности главного героя – это, скорее всего, то, что характеризует самого испытуемого, или то, чем он хочет или боится обладать. Важно оценить «адекватность» поведения героя, т.е. его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором живёт ребёнок) способом. Адекватность действий героя служит самой лучшей мерой «эго», т.е. показателем адекватности действий самого ребёнка в различных ситуациях. Исключением из этого правила являются истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В таких случаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребёнка, например, когда герой – могущественный лев, но последнему не нравится это могущественное тело и он может быть счастлив, только потеряв своё могущество.

3. САМОВООБРАЖЕНИЕ. Под самовоображением понимается представление о собственном теле, о своём внешнем виде, своей социальной роли.

4. ГЛАВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПОБУЖДЕНИЯ ГЕРОЯ. Поведенческие потребности героя могут полностью соответствовать им, хотя бы частично или же быть полностью противоположными жизненными проявлениями испытуемого, являясь его фантастическими выдумками. Поведенческие потребности героя, выраженные в рассказах, должны рассматриваться в свете всего многообразия побуждений ребёнка.

Весьма трудной задачей интерпретатора является определение того, до какой степени проявленные потребности героя соответствуют различным образованиям личности рассказчика и каково отношение эти образований к реальному поведению рассказчика. В этом случае необходимо сопоставление с клиническими данными об испытуемом. Отношение между выраженными потребностями и их местом в рассказе, а также многообразие потребностей могут служить ключом к пониманию личности ребёнка. Например, если последовательность событий в рассказе позволяет судить насколько агрессивной была первоначальная реакция и как эта реакция контролировалась к концу рассказа, то можно сделать вывод о том, что перед нами личность, не проявляющая фантазий или скрытых потребностей в действительности. Это предположение должно быть сопоставлено с другими клиническими данными о поведении испытуемого.

Существует и другой критерий, полезный при попытке предсказать так называемую «роль в игре». Высокая степень детализации и реализма в описании потребностей может указать на возможность их непосредственного выражения в действительности.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВВЕДЁННЫЕ В РАССКАЗ ЛИЦА, ОБЪЕКТЫ ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Факт введения лица или обстоятельства, не представленного на картинке, крайне важен и его необходимо отметить как дополнение к листу для анализа данных. Если, например, ребёнок вводит в рассказ оружие, причём несколько раз в ответ на несколько картинок (даже, если это оружие не используется), он может гипотетически рассматриваться как имеющий потребность или побуждение к агрессивным действиям. Такие ситуации как несправедливость, строгость, безразличие, огорчение, обман со стороны лиц или объектов, введённых в рассказ, помогают раскрыть тот мир, в котором, по убеждению самого ребёнка, он живёт.

5а. ПРОПУЩЕННЫЕ ЛИЦА, ОБЪЕКТЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Точно также, если одно или несколько лиц на картинке пропущены или игнорируются в рассказе ребёнка, необходимо определить вероятную причину этого обстоятельства. Самое простое объяснение этого факта – желание ребёнка, что бы данное лицо или предмет отсутствовали на картинке. Такое желание может выражать прямую враждебность или то обстоятельство, что данный предмет или фигура выступает для ребёнка достаточно с сильным стрессом (возможно, из-за ценности и значимости). Конечно, такой уровень заключения является лишь гипотетическим, и его достоверность необходимо подкрепить другими наблюдениями.

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Чем более полная картина окружающего мира проявляется при рассказывании истории, тем с большим основанием САТ может служить ключом к пониманию поведения испытуемого, особенностей его реагирования в повседневной жизни. Для характеристики представлений об окружающем мире ребёнка обычно используют термины: враждебный, опасный, дружелюбный, легко подчиняющий и т.д.

7. ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Чрезвычайно важно выяснить, с кем ребёнок идентифицирует себя дома, в семье, кого на картинках он считает родителями, кого братом, сестрой и т.п. Не менее важно проследить на сколько роль, которую играет каждый из родителей, адекватна идентифицируемой фигуре. Поскольку процесс идентификации продолжается вплоть до конца пубертантного периода, то изучение его предыстории имеет большое значение.

8. ЛИЦА РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК… здесь анализируются способы, используемые ребёнком при взаимодействии с окружающими его людьми, реагирование на них. Такой анализ может выявить типы межличностных отношений – дружественных, по принципу разделения функций, зависимых, амбивалентных и т.п. В более широком смысле можно говорить об отношениях поддержки, соревнования и др.

9. ВАЖНЕЙШИЕ КОНФЛИКТЫ. При изучении важнейших конфликтов необходимо не только определить их природу, но и те средства, которые используются ребёнком в качестве защиты от беспокойства и тревоги, порождаемых этими конфликтами. Выделенные конфликты могут быть как общими, характерными для определённого возраста и определённых периодов, так и индивидуальными, либо даже патологическими.

Природа беспокойства и тревоги. Выявление основных страхов ребёнка требует особого внимания. Страхи, порождаемые возможными физическими поражениями, ушибами, наказаниями; страхи недостатка или утраты любви, либо страхи неодобрения; боязнь быть покинутым, оказаться без достаточной поддержки – все эти страхи, по всей видимости, являются самыми важными. Они формируют и соответствующие способы защиты, используемые ребёнком. При интерпретации ребёнком рассказов важно получить сведения о формах защиты от страхов и конфликтов, отказ от притязаний, регрессия, приобретение чего-нибудь и т.д.

10. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ. Помимо побудительного (мотивационного) содержания рассказа желательно изучить средства защиты ребёнка от этих побудительных сил. Мотивы как таковые, обычно проявляются в рассказах менее явно., чем силы, ведущие борьбу с ними. С другой стороны, структура средств защиты может быть более тесно связана с внешним поведением ребёнка. Изучение мотивов и средств защиты позволяет оценить структуру характера ребёнка.

Помимо прямого изучения основных средств и механизмов защиты важно использовать для этого и другие аспекты рассказов. Например, дети могут выбирать одно и то же средство защиты, навязанное им картинками с тревожным содержанием. Дети могут придумать рассказ из очень коротких, внешне различных тем, но динамически эти темы будут тождественны. Иногда в последовательности тем к одной и той же картинке прослеживается попытки испытуемого затронуть волнующий его конфликт. При этом последующие рассказы становятся всё более не связанными, обнаруживается развитие защиты. Экспериментатору важно понять не только природу защитных манёвров, но также успешность (или не успешность) их использования ребёнком. Исследуя механизм и средства защиты, необходимо помнить, что они специфичны для каждого возраста. Что нормально для детей одной возрастной категории, может быть патологично для другой.

 

 

Перечисленные выше факторы используются как основа для анализа, который проводится на специальном бланке. Если какой-либо из факторов отсутствует, либо проявляются новые факторы, это требует специальной пометки на бланке или приписки в конце. После обобщения полученных результатов обычно выясняются постоянно встречающиеся модели реакций испытуемого. Окончательный отчёт формируется в систему определённых категорий и дополнительно проверяется. Коротко эти категории могут быть сведены к следующим:

1. АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Главные факторы:

· Различие между внешними и внутренними стимулами

· Точность восприятия, включая ориентацию во времени и пространстве и интерпретацию внешних событий

· Адекватность внутреннего мира испытуемого (осмысление им внутренних состояний)

2. ПРАВИЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ:

· Осознание вероятных последствий предполагаемого поведения, восприятие возможных опасностей общественного осуждения при несоответствии поведения общественно значимым нормам

· Степень зависимости внешнего поведения от осознания этих вероятных последствий

3. ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ МИРА И СОБЫТИЙ:

· Степень переживания внешних событий как реальных и включённых в жизненный мир ребёнка

· Степень, в которой тело, его части и функции, а также поведение испытуемого ощущается и переживается как знакомые, принадлежащие именно ему

· Чувство уникальности, индивидуальности, особенности и самоуважения

· Степень отдельности субъективных представлений личности от объективных

4. РЕГУЛЯЦИЯ И КОНТРОЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ И ИМПУЛЬСНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ:

· Направленность импульсивного поведения (переход от примитивного поведения через невротическое к относительно скрытому поведению)

· Эффективность тормозного контроля, степень фрустрационной выносливости и степень мыслительной оценки побудительных тенденций

5. ОБЪЕКТИВНЫЕ ИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

· Степень соотнесённости межличностных отношений может приспосабливаться к новым целям

· Степень, в которой наличие межличностных отношений может приспосабливаться к новым целям

· Степень, в которой ребёнок воспринимает окружение как отдельное и независимое от него самого

· Степень, в которой ребёнок может поддерживать отношения в течение длительных периодов времени и проявлять терпимость к субъекту, несмотря на его физические недостатки, либо идущие от него беспокойство и враждебность

6. МЫСЛИМЫЕ ПРОЦЕССЫ:

· Адекватность приспособительных актов и характеристика внимания, памяти, речи, понятийного мышления

· Степень подверженности нереалистическими, нелогичными и другим особым тенденциям в мышлении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...