Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция к тестированию.




Испытание Равена проводится следующим образом: при групповом опросе каждому испытуемому выдается один экземпляр тетради с заданиями и один лист ответов для записи решения. Тетрадь с тестами должна оставаться закрытой до начала испытания. Испытуемые сначала должны заполнить анкетные данные на бланке ответов. Затем необходимо сосредоточить внимание испытуемых и предупредить их, чтобы они осторожно обращались с тестами и ничего не писали в самой тестовой тетради. Потом объяснить испытуемым основу теста так, чтобы всем стало ясно, что от них требуется, примерно таким образом: «Перед Вами в тетради с тестами 60 задач. Задачи разделены на 5 серий, которые обозначены буквами A, B, C, D, E. В каждой серии по 12 задач. Задачи расположены таким образом, что в начале каждой серии помещены более легкие задачи, а в конце – более тяжелые. Каждая задача содержит в большой рамке картинку, состоящую из определенных фигур. Эти фигуры или чертежи составлены не случайным образом, а по определенной закономерности. Эту закономерность вы должны обнаружить при решении каждой задачи. В каждой большой картинке (образце) отсутствует одна фигура. Найдите эту фигуру, которая должна дополнить большой образец согласно закономерности, которую вы обнаружили при решении задачи.

Фигуры или образцы, среди которых находится та, которая отсутствует выше в рамке, обозначены цифрами 1-6 или 1-8. Номер картинки, которой бы вы дополнили верхнюю картинку в рамке, запишите в нужную графу листа для записей. Следите за тем, чтобы вы писали точно в той графе, которая обозначена номером задачи.

Переходите систематически от задачи к задаче, сохраняя порядок расположения задач. Не пропускайте ни одной задачи.

Не возвращайтесь к задачам. Ошибки исправляйте перечеркиванием цифры, которую вы написали неправильно, а не стиранием или исправлением поверх написанного.

Работайте точно и чересчур не торопитесь! Если вы не можете решить какую-либо задачу, угадайте, какая из фигур (чертежей) под рамкой годилась бы на пустое место картинка!»

Затем экспериментатор убеждается. Поняли ли испытуемые 6 первых задач. Эти задачи (А1-А6) учебные, при их решении можно помогать. При 6 задаче, если есть уверенность, что все испытуемые поняли, как им следует поступать, засекается время и дается сигнал к началу решения задач. Время выполнения всего теста – 20 минут.

При индивидуальном тестировании экспериментатор сам записывает решения в лист для записей под диктовку (согласно ответам) испытуемого. При этом нужно следить за правильной последовательностью решений по инструкции. Если испытуемый поправляется, экзаменатор записывает исправление таким образом: ошибочный ответ зачеркивается, а новое решение записывается рядом.

При групповом опросе записывают и зачеркивают ответы сами испытуемые. При оценке зачеркнутый и исправленный ответ считается правильным решением.

При групповом опросе экспериментатор по очереди убеждается, что все испытуемые правильно записывают решения в нужные графы листа для ответов.

Необходимые условия тестирования.

  1. Испытуемые должны избираться только те, для кого этот тест - новый.
  2. Экспериментатор подробно объясняет в наглядно - действенном плане последовательность выполнения действий. Испытуемому следует объяснить, что "отверстие" в предложенной панели ему нужно закрыть подходящей "пробкой", которую следует найти среди предложенных вариантов.
  3. Процесс решения должен осуществляться в форме рассуждений.
  4. В качестве обучающего примера используйте задание А1, причем рассмотрите все шесть вариантов решения и уточните почему они не подходят.
  5. По остальным 35 заданиям испытуемый должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит испытуемому: "Неправильно, подумай еще!".То же при второй попытке. При неудаче третьей попытки испытуемому сообщается принцип нахождения (эксплицируются тенденции по горизонтали и по вертикали), чтобы найти вместе правильный ответ. Если и такая подсказка не помогает, то допускается использование вырезной модели с передвижными "пробками", которые по очереди устанавливаются в "отверстие".

Интерпретация ре

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, так что наибольшее количество баллов, которые может набрать испытуемый – 60. Подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;

2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3 степень 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5 степень - ниже 5% - дефект.

Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью матриц Равена является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Например, при общей оценке в 26 «сырых» баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А – 10; В – 7; С – 5; D – 3; Е – 1. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполнявших задания путем угадывания. Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого стимулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).

Для большей наглядности количество правильных решений по каждой серии можно отобразить на графике на бланке ответов и подвергнуть анализу полученный профиль.

Рекомендуется приготовить шаблон с правильными ответами, которые можно будет приложить к заполненному листу для ответов, чтобы ускорить подсчет правильных решений.

 

КЛЮЧ

                       
A                        
B                        
C                        
D                        
E                        

 

Сферы применения теста.

Матрицы Равена благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования получили широкое распространение в психодиагностике.

В отечественных исследованиях тест успешно используется для диагностики детей и взрослых (С.М.Морозов, 1979, 1980 и др.).

В настоящее время успешно применяются в психиатрии для обследования детей и взрослых, в медицинской психологии, при профессиональном отборе.

Опыт применения теста в целях профконсультации населения еще довольно скромен, но исходя из конкретных целей целесообразно применять этот тест при решении следующих задач:

а) при подборе рабочего места (должности) соответственно интеллектуальным способностям личности в процессе трудоустройства;

б) при формировании учебных групп для обучения и переобучения с целью более глубокой дифференциации учебного процесса и повышения эффективности обучения;

в) при индивидуальных профконсультациях с целью самостоятельной коррекционной работы исследуемого;

г) при аттестации руководящих кадров и формировании резерва кадров на выдвижение;

д) при отборе претендентов на специальности, требующие высокого уровня невербального интеллекта и предполагающие интенсивную интеллектуальную деятельность;

е) для определения профессиональной пригодности специалистов и должностной аттестации;

ж) для проведения психолого-педагогических мероприятий и разработки учебных программ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...