Описание теста и проведение эксперимента
Стимульный материал представляет собой 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Обстановка при проведении эксперимента должна быть спокойной и располагающей, испытуемый должен чувствовать себя как можно более непринужденно. Необходимо предварительно ознакомиться с его физическим и психическим состоянием, удостовериться в его готовности к полноценной работе. Как и в случае работы со многими другими методиками, важно установить с испытуемым раппорт в процессе вводной беседы. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщается. На вопрос испытуемого, не является ли эта методика тестом на интеллект, следует ответить отрицательно. Вполне допустимо согласиться с предположением, что это исследование воображения. Следует сообщить испытуемому, что он может давать любые ответы, все сказанное им не будет оцениваться с позиции правильности или неправильности, что же касается уточняющих вопросов со стороны испытуемого, то от них следует уклоняться. В целом эксперимент состоит из нескольких этапов. 1. Процедура проведения. Экспериментатор садится таким образом, чтобы иметь возможность видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы до предъявления лежат рядом с экспериментатором изображением вниз и предъявляются испытуемому последовательно с 1 по 10 в основном положении. Испытуемому задается вопрос: «Что это вам напоминает, на что это похоже?», после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испытуемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Вполне допустимо поворачивать таблицы, также допустимы поощрения, но ни в коем случае не подсказки. Испытуемого не ограничивают во времени. После того, как он завершает свои спонтанные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: «Что еще?», «Что вы можете добавить?». Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.
Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: ^ —основное положение таблицы (а); > —верхний край таблицы справа (b); v —таблица перевёрнута (с); < —верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер не желателен, так как может вызвать экзаменационный стресс. 2. Опрос. Цель этого этапа — уточнение ответов. Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. Соответственно, вопросы, при формулировке которых следует избегать прямых или наводящих вопросов, звучат примерно так: «Покажите, где находится...», «Как у вас возникло такое впечатление?», «Почему вы подумали именно об этом?». Дальнейшие вопросы будут зависеть от ответов испытуемого, важно постараться не внушить ему ответы, которые не соответствуют его видению перцептивных образов. Для уточнения локализации ответа можно предложить испытуемому сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. 3. Использование аналогий. Этот этап является необязательным и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относятся к дополнительным оценкам.
4. Определение границ чувствительности. Данный этап можно считать дополнительным. Необходимость в нем зависит от того, насколько содержательными и продуктивными оказались предыдущие этапы эксперимента. Чем богаче первичная часть протокола, тем меньше необходимости в данном этапе. Здесь на испытуемого оказывают давление, задают все более и более конкретные вопросы, привлекают его внимание к тем или иным элементам пятна или подсказывают возможные интерпретации, чтобы четко выявить некоторые моменты, которые были затронуты или избегались ранее, а также то, может ли он видеть отдельные детали и способен ли воспринимать за ними целостный образ: человеческие очертания или движение, цвет и светотень, а также популярные образы. Экспериментатор пытается как бы раздвинуть, прощупать границы восприятия испытуемого, определить его слабые стороны с этой точки зрения, действуя от обратного. В тех случаях, когда испытуемый дает исключительно целостные ответы, его просят сосредоточиться на отдельных деталях. («Попробуйте увидеть что-нибудь в отдельных частях таблицы, у некоторых людей это получается».) Если это не помогает, можно указать на конкретную деталь и спросить, на что это похоже и даже подсказать, что именно видят в этом другие люди. («Некоторые считают, что это похоже на паука».) Попросив испытуемого рассортировать таблицы по тому или иному признаку (в том числе на приятные и неприятные), определяют, реагирует ли он на цветовой стимул. ШИФРОВКА (КОДИРОВАНИЕ) ОТВЕТОВ Под кодированием подразумевается оценка и классификация ответов с учетом следующих категорий: локализация, детерминанты, т.е. те особенности пятна, на которые опирается субъект при даче ответа, содержание, оригинальность—популярность, уровень формы. Цель шифровки — формализация ответов для последующего анализа и интерпретации. Следует отличать ответ от комментария или замечаний. За ответ признают те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.
Локализация ответов Локализация ответов определяется соотнесением образа с той или иной частью пятна. Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком, охватывает все пятно, ответ считается целостным и обозначается буквой W (whole). Типичные ответы: «летучая мышь» (табл. V), «шкура животного» (VI). Существуют более сложные варианты целостных ответов, например, когда испытуемый не продуцирует спонтанно четкий ответ, а приходит к нему постепенно, несколько образов сменяют друг друга, пока не группируются в нечто единое (например, на табл. III: «Двое людей стоят согнувшись. Они что-то варят в котле... Красное – это отброшенные кости»). Целостным можно считать ответ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются. Если испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере, 2/3), ответ считается почти целостным и обозначается символом w (усеченное W; cut-off whole). Часто исключаются красные детали на табл. II и III. Испытуемый должен спонтанно упомянуть о каких-нибудь пропущенных частях пятна. Если факт неиспользования некоторых частей выявляется только при опросе («Вы использовали эту часть?»), то такие ответы оцениваются как обычные W. Ответ определяется как конфабуляторный целостный DW, когда строится с опорой на какую-то одну изолированную деталь и домысливается до целого без учета остальной части пятна (пр. «бабочка» на табл. VI из-за «усиков», расположенных вверху). Части пятна, которые хорошо заметны и чаще всего воспринимаются, называются обычными деталями. Существуют ответы на обычные детали, (D), в которых воспринимаются крупные, хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего. Сюда же включаются и не очень крупные, но имеющие отчетливую форму и поэтому бросающиеся в глаза фрагменты пятен. Некоторые исследователи выделяют подобные небольшие по размерам, но часто воспринимаемые детали в отдельную категорию и обозначают буквой (d— ответы на мелкие обычные детали).
К ответам на необычные детали (Dd) относятся те из них, которые подразумевают не целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а редко воспринимаемые фрагменты. Например, мелкие, незначительные детали, обособленные от основной части пятна. Ответы на белое пространство регистрируются, если в качестве фигуры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пятно выступает в качестве фона. В тех случаях, когда белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, в зависимости от того, первична, ответы какая деталь обозначаются как WS или DS. Ввиду отмеченной многими исследователями зависимости восприятия таблиц Роршаха от этнического фактора Лосли-Устери рекомендовал составление ло-кализационных карт для каждой страны отдельно. В нашей стране такая работа была проведена И. Г. Беспалько (смотри в приложении список D по Беспалько и таблицы локализации ответов).
2. Детерминанты К детерминантам относятся качественные характеристики ответа по форме, движению, цвету, оттенкам. Детерминанты характеризуют способ восприятия испытуемого, его избирательность по отношению к тем или иным аспектам окружающего мира. Один из детерминант становится основным (тот, что подчеркивался испытуемым в описании и разработке ответа), а остальные считаются дополнительными. Однако так как форма всегда имеет место в кинестетических ответах и включается в оценки светотени и цвета, она никогда не учитывается как дополнительный детерминант. Форма (F). Оценка формы даётся всем ответам, где нет другого основного детерминанта (движения, оттенков, цвета). Детерминанта F свидетельствует о том, что ответ обусловлен формой пятна, его контуром. Выделяются ответы с хорошей формой (F+), когда фигурируемый в ответе образ соответствует конфигурации пятна. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается согласно статистическому критерию, когда «хорошими формами» считаются те, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми. К ответам с плохой формой (F-) относятся неточные и неопределенные. В первом случае отсутствует сходство с пятном (например, ответ «медведь» на пятно, которое выглядит совсем по иному). Во втором — отсутствует определенность («облако», «след», «какое-то животное», «какая-то карта»). Движение (М). Данная детерминанта непосредственно не вытекает из свойств самого пятна, за ней всегда стоит идентификация. Ответы по движению возникают под влиянием прежде виденных или испытанных самим испытуемым движениях. Как субъект воспринимает пятно — в статике или движении — нередко выясняется во время опроса. Основанием для диагностирования М-ответа считается переживание движения или идентификация с определенным положением тела. В эту же категорию входят ответы, описывающие движение не только человеческих фигур, но и отдельных частей тела, а также животных, статуй и неодушевленных предметов.
Символом М шифруются ответы, в которых передается человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или персонажам мультфильмов или карикатур. Движения, свойственные животным, обозначаются FM. А движения неодушевленных предметов, абстрактных, механических, символических сил («летающий ковёр», «падающая ваза») шифруются символом т. Цвет (С). Детерминанта «цвет» включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна. Ответы по цвету дифференцируются в зависимости от сочетания с формой и соответственно шифруются. FC — доминирует форма, а цвет выступает в подчиненной роли («красные носки»). CF — ведущую роль играет цвет, а форма хоть и наличествует, но на втором плане и является неопределенной («облака», «цветы», «скалы»), Как С шифруются ответы, детерминированные только цветом (кровь на красное пятно, небо на голубое и т.д.). Но если имеется какой-нибудь элемент формы («пятна крови», «лес на географической карте»), ответ шифруется как CF. Если же в ответе присутствует перечисление цветов, при отсутствии содержания, он шифруется как Сп. При этом опрос должен установить, что это ответ, а не замечание. Ахроматические цветовые ответы, т.е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (С'), также могут выступать в комбинациях с формой и шифроваться аналогично хроматическим цветам FC' и C'F и С'. Оттенки. Данная детерминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу. Подобные ответы дифференцируются по следующим основным категориям. Если ответ передает впечатление поверхности или текстуры, то в зависимости от степени выраженности он обозначается как fc, cF, с. Fc — поверхность или текстура четко выражены, либо ответ вместе с поверхностными, текстурными качествами передает конкретную форму («женщина в прозрачной юбке», «плюшевый медведь»). К той же категории относятся ответы с названиями предметов из мрамора, стали, меха животного. cF — поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован, сочетается с объектом неопределенной формы. Это неопределённо очерченные куски меха, скал, травы, кораллов, снега. Если испытуемый игнорирует форму и сосредотачивается исключительно на эффекте поверхности и подобный тип ответа встречается более двух раз, ответ шифруется как с, при этом следует иметь в виду, что такой тип ответов свидетельствует о сложной патологии. Пример — «снег», «нечто металлическое». Если в ответе выражается впечатление трехмерности, глубины, он шифруется как К, FK, KF. Ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное, обозначаются символом К («туман», «дымка», «мгла», «дым», «северное сияние»). Ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, разница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объекты, находящиеся один перед другим, подчёркивается дистанция между ними, виды местности, увиденное горизонтально из самолёта), шифруются как FK. Оценка KF применяется к ответам, в которых определенная форма включена в концепцию диффузии («облака, похожие на людей», «дым спиралями»). Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространства, проецируемого на двухмерную плоскость, а именно — рентгеновские снимки и топографические карты шифруются как Fk, kF, k. Символом Fk обозначаются ответы о рентгеновских снимках или картах, представляющих определенный объект (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны); kF— карта не соотносится с какой-то конкретной страной, а рентгеновский снимок не указывает на определенное анатомическое образование^— ответ «рентгеновский снимок» вовсе не подразумевает никакой формы и дается не менее чем на три таблицы. Содержание ответов На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые — Н; человеческие фигуры, изображенные не как реальные персонажи, а как карикатуры, шаржи, скульптуры или как мифологические, сказочные существа-духи, чудовища, ведьмы и т.п., — (Н); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур, — Hd; фигуры животных, целые или почти целые — А; фигуры мифологических зверей, чудовищ, карикатуры зверей — (А); детали тела животных —Ad; детали тела фантастических животных — (Ad); внутренние органы человека — At; внутренние органы животного — Aat; половые органы, указания на тазовую область или сексуальную деятельность — Sex; предметы Obj); предметы, выполненные из животного материала, — Aobj (шкура, мех); пища, например мясо, мороженное, яйца (за исключением фруктов и овощей, которые относятся к растениям) — Food; пейзаж, ландшафт, вид высоты —N; карта, острова— Geo; всевозможные растения, включая деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды — Р1; архитектурные объекты — Arch; детский рисунок без конкретного содержания — Art; абстрактные понятия: «власть», «любовь», «красота» и т.п. — Abs; кровь — В1; огонь — Ti; облака — С1. Редкие ответы, не попадающие под конкретную категорию, обозначаются целыми словами. Оригинальность—популярность ответов. Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (оригинальные) ответы. По мнению Роршаха, популярными (Р) можно считать ответы, которые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к популярным ответам каждого шестого испытуемого. Поскольку такая информация в значительной степени определяется этнографическими факторами, то перечни Р ответов у различных авторов отличаются друг от друга. Ниже приводится список ответов, полученных И.Г. Беспалько на выборке из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16%, т.е. 1/6 от числа испытуемых.
Оригинальными ответами (Orig) считаются встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы дифференцируются на Orig+ и Orig-. Выявление оригинальных ответов требует значительного опыта работы с методикой, в случае сомнений можно ограничиться указанием на тенденцию к оригинальности (→ Orig). Уровень формы. Любая процедура, используемая испытуемым для объединения различных частей пятна в более широкую осмысленную концепцию, признаётся за увеличения уровня формы. Взаимодействие образов может проявиться в движении, позиции или символике. Оценка уровня формы производится по трем компонентам: (I) четкость ответов; (2) разработка ответов; (3) организация. По первому пункту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие. Если в ответе определенная форма соответствует указанной форме пятна, его очертаниям — ответ считается четким. Неопределенные ответы подразумевают ссылки на предметы, сами по себе не имеющие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или пятно в целом могут соответствовать им (цветы, облака, острова и т.д.). В нечетких ответах предмет, имеющий определенную форму, относится к части пятна несхожей конфигурации, либо наоборот, неопределенная конфигурация относится к пятну или его части, имеющих специфическую форму. Разработка (спецификация) может снизить или повысить четкость ответа. Конструктивная разработка, при которой форма пятна сравнивается более тщательно, конкретизируется, используются детерминанты (цвет, оттенки, движение) — свидетельствует о высокодифференцированной перцепции. Имеют место разработки, которые не снижают, но и не повышают четкость, ничего не добавляя к ответу, т.е. иррелевантные разработки. Встречаются разработки, которые снижают уровень формы. Если испытуемый тем или иным образом объединяет, группирует части пятна в более общую, осмысленную концепцию, такая процедура признается увеличением уровня формы. Форма оценивается по шкале от -2,0, через 0,0 до +5,0. Сперва выносится основная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую конструктивную разработку или успешную организацию, либо отнимается 0,5 за каждую разработку, ухудшающую уровень формы. Основная оценка 1,0 даётся за концепцию, которая выполняет минимум требований для отчётливого ответа. Имеется три вида таких ответов: (а) популярные ответы; (б) ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна; (в) ответы, не требующие особого воображения или организационных способностей. Основная оценка 1,5 присваивается за концепции, превышающие минимальное требование четкости, т.е. подразумевающие отчётливую форму. Оценка 1,5 включает четыре или более существенных характеристик формы, тогда как оценка 1,0 — лишь три или даже две. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Например, название конкретной породы («шотландский терьер») в ответе представляет собой более отчетливую форму, чем просто «собака». Основная оценка 0,0 присваивается ответам неопределенным по форме: С, Сn, с, С' К, k и т.д.). Основная оценка 0,5 присваивается ответам, не отрицающим форму полностью (F+-, CF, C'F, cF KF, kP). Пример: «лист», «остров», «рисунок», «печенье», «лёгкие». Основная оценка -0,5 присваивается в том случае, если определенному по структуре полю приписывается неопределенная концепция. Основная оценка -1,0 даётся за ответ, где испытуемый делает некоторые усилия сопоставить концепцию с формой пятна, но не выполняет минимум требований для этого. Основная оценка—1,5 присваивается конфабулярным ответам, оцениваемым как DW. Основная оценка -2,0 даётся ответам, в которых концепция не совпадает с пятном и не делается никаких усилий к сопоставлению. Многие из этих ответов являются персеверациями, форма которых не соответствует очертаниям пятна и которым испытуемый не даёт никакого объяснения. Каждая конструктивная спецификация и каждая конструктивная организация добавляют 0,5 балла к основной оценке. Чаще всего такие добавления осуществляются к основным оценкам 1,0 или 1,5, и реже к 0,0 или 0,5. Любая снижающая разработка ведет к уменьшению основной оценки на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят. При этом спецификация: а) должна высказываться в ответе или в опросе спонтанно, а не возникать в ответ на наводящие вопросы; б) должна превышать существенные формальные элементы концепции (например, ответ «летучая мышь» включает в себя крылья тело и ноги, спецификациями здесь будут расчленённые крылья и подчёркивание чёрного цвета; в) должна быть независимой («глаза» и «брови» являются одной спецификацией, а не двумя). За организацию даётся только одна надбавка за один ответ. Например, таблица II: "Две собачки на задних лапах, которые касаются друг друга носами». Основная оценка 1,0 (популярный ответ) +0,5 за позу на задних лапах +0,5 за «носы» +0,5 за организацию (видит собак в связи друг с другом) = 2,5. Клопфер считает, что даже один ответ, оцененный 4,0, указывает на очень высокие интеллектуальные способности, ответ с оценкой 3,0 — на высокие, с оценкой 2,0 — на средние или несколько выше. С помощью взвешенной оценки формы оценивается уровень общих способностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше, при этом умножаются на 2 и к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полученная сумма делится на общее количество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 выражает средний интеллект, от 1,5 до 1,9 — интеллект выше среднего, 2,0 — очень высокий интеллект. Расчёты. Подсчитывается общее количество ответов R, в среднем оно равно 15-30. Отдельно подсчитывается количество ответов на последние три таблицы. Пишут, например, «R=34 (VIII-X =12)». В норме сумма ответов на последние три таблицы составляет 40% всего количества ответов. Определяется среднее время реакции (TI), т.е. время от показа таблицы до первого ответа, и среднее время ответа (Тr), которое вычисляется из отношения длительности эксперимента к общему количеству ответов. Среднее время реакции колеблется от 10 с до 1 мин, среднее время ответа— около 30 с. Отдельно подсчитывается количество целостных интерпретаций, ответов на обычные, мелкие и необычные детали, количество форменных, кинестетических и цветовых ответов. Пример: W=9(7+) (2DW,2WS), D=12 (IDS), Dd=2, dr=l, M=5(l-), F=12(F+=8,F+-=2,F-=2), FC=4,CF=2,C=1. Содержание учитывается в стандартном порядке: Н, Hd, A, Ad, At, Sex, PI, N, Obj, Asch, и т. д. Первые четыре категории учитываются всегда, даже если число ответов на них равно 0. Учитывается соотношение Н: Hd и А: Ad; в норме оно равно 2:1. Американские авторы определяют соотношение W: М; в норме также равное 2:1. Отдельно подсчитывается, число оригинальных и популярных ответов. После этого ряд показателей вычисляется в процентах. F+% - процент ответов с чёткой формой— это процентное отношение чётко увиденных форменных ответов к общему количеству ответов формы. Учитываются только форменные ответы; интерпретации по движению, цвету и светотени при этом в расчёт не принимаются. Неопределённые ответы F+- засчитываются как Уг ответа. Например, F+ ==28, F-=8 и Р+-=4. А% (процент ответов по животным) - процентное отношение суммы целых образов и частей животных (А+ Ad) к общему числу ответов (R). Р% (процент популярных ответов) - процентное отношение популярных ответов к общему числу ответов. Orig% (процент оригинальных ответов) - процентное отношение популярных ответов к общему числу ответов. Последовательность, или сукцессия, – это порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. Если испытуемый на каждой таблице даёт сначала целостный ответ, а затем переходи к деталям, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Если ответы на все таблицы начинаются с W и имеются одна-две нерегулярности, тогда последовательность называется упорядоченной. Если W более одного раза следует за D-ответами, последовательность нужно рассматривать как свободную. Если нерегулярность так велика, что вообще нельзя усмотреть никакого порядка, то это бессвязная, или неупорядоченная, последовательность. Наконец, если испытуемый большинство таблиц начинает с Dd или Do, а затем переходит к D- и W- ответам, то такая последовательность называется обратной. Тип восприятия— это соотношение способов восприятия в одном определённом протоколе. Американские авторы оценивают преобладание какого-либо из типов восприятия исходя из процентного отношения к общему числу ответов:
(напоминаем, что «d»— это обычные ответы небольшой величины, которые мы рекомендуем включать в категорию D- ответов). Чистые D- и Dd- типы встречаются исключительно редко, в то время как чистые W-типы не редкость. Различают W+ -тип, где большинство ответов имеют хорошую форму, и W- -тип. Последний является признаком грубой патологии. При оценке типа восприятия важно учитывать общее количество ответов. Низкий D% редко встречается в длинном протоколе, а высокий Dd% имеет особенное диагностическое значение в короткой записи. Важным из всего расчёта является тип переживания: соотношение ответов по движению и цвету. Каждое М считается за 1, FC за 0,5, CF за 1, С за 1,5 очка. При ЗМ,Д№С, 2CF,jlC формула типа переживания будет 3: 6,5. Различают пять типов переживания: 1) коартированный (узкий, сжатый) — когда цифры с обеих сторон равны О или 1, 2) коартативный (суженный) — при оценке до 3 с каждой стороны, 3) амбиэквальный— при высоких и примерно равных оценках с обеих сторон (М: С = 5: 6 или 9: 11), 4) интроверсивный— при преобладании М, например, 5: 2, 5) экстратензивный— при преобладании С, например, 3:8. Цветовой тип - это показателей цвета. При «левом» типе преобладают FC, при «среднем» — CF и при «правом» — С. Приводим примеры Бома:
Во всех приведенных примерах сумма цвета равна шести. Индекс реалистичности (RI) вычисляется по частоте встречаемости четырёх ответов: 1) ответа по движению на таблицу III в обычном положении, 2) «летучей мыши» на таблицу V в любом положении, 3) любой фигуры животного на боковые розовые области таблицы VIII, 4) любой фигуры животного на таблице X. Если один из этих ответов даётся первым, он оценивается в два очка, если указывается позднее— в одно очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна восьми, в норме она колеблется от пяти до семи. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Значение локализации показателей. Локализация ответа (пятно в целом или детали) свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности, демонстрирует ли он стремление охватить ситуацию во всем ее масштабе с учетом взаимосвязи всех ее компонентов, или интерес направлен прежде всего к частному, конкретному. Количество целостных ответов (W) по Роршаху является показателем склонности индивида к усложненной действительности, абстрактной или комбинационной. По его наблюдениям здоровые испытуемые давали чаще всего от четырёх до семи W-ответов. Преобладание целостных ответов (более 7) в сочетании с четкой формой (WF+) свидетельствует о высоком уровне интеллекта и богатстве ассоциаций, указывает на склонность к фантазии, творческой деятельности и на честолюбие. Малое количество целостных ответов отмечается у слабоумных, педантичных индивидов или может указывать на состояние депрессии или легкую форму шизофрении. Поскольку целостные ответы рассматриваются как признак интеллекта, синкретичные, конфобулярные ответы (DW), не соответствующие форме пятна (WF-), являются показателями интеллектуальных нарушений или критичности. Они наблюдаются у дебилов, маниакальных больных, у страдающих эпилепсией, шизофренией или в случае органического поражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов составляет 20—30% от общего числа ответов. Целостные ответы (F+) с хорошей формой и при этом являющиеся не банальными, а либо комбинаторными, либо оригинальными по особенностям восприятия считаются одной из значимых характеристик интеллекта, поскольку являются показателями четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания и способности к концентрации. Наоборот, большое количество плохих целостных ответов (W-) говорит либо о низком интеллекте, либо об органическом или эндогенном поражении мозга, либо о чрезмерной интеллектуальной амбиции. Вслед за Роршахом, связь между способностью к даче целостных ответов и интеллектом изучали Бом, Эйнсуорс, Клопфер, Мейли-Дворецки и др. Однако, количество работ экспериментально подтверждающих теоретическую трактовку целостных ответов, сравнительно невелико. Коэффициент корреляции между количеством W и оценкой интеллекта по психометрическим теста, по данным Абраме, равен 0,358, а по данным Высоки— 0,290 для вербальных и 0,273 для невербальных тестов. Ответы на обычные детали (D) Роршах связывал с практическим интеллектом. Необычные детали (Dd) он наблюдал у «придирчивых» испытуемых и у больных шизофренией с явлениями речевой разорванности. Большое количество W при незначительном числе D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию, неприятию повседневности с ее мелочностью и суетой. Тех, кто при среднем числе W имел много D, он относил к практикам, тяготеющих к осязаемому и предпочитающих здравый смысл учёности. Нормальные показатели D — 45—55%, d — 5—15%. Преобладание мелких деталей (d>15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность, тревожность. В случае отсутствия иных свидетельств аффективных нарушении (Dd), это означает любознательность, оригинальность мышления (при F+). По мнению Эйнсуорс и Клопфера, у лиц с высоким интеллектом («у интеллигентов и артистов») ответы на редкие детали свидетельствуют о высокодифференцированной чувствительности, а обилие таких ответов у людей среднего интеллекта говорит о навязчивом и ригидном исполнителе. Ответы, акцентирующиеся на крошечных деталях (dd), интерпретируют как признак мелочности, педантичности, навязчивости либо в позитивном плане как знак тонкой наблюдательности. Ответы с опорой на белый фон (S, WS, DS) в случае с экстравертами свидетельствует о негативизме и противостоянии окружающему миру, а в случае с ин-тровертами — о неуверенности и чувстве неполноценности. Если ответы на фон сочетаются с указанием на цвет, то, по мнению некоторых исследователей, это говорит об агрессивности, направленной вовне, а в случае сочетания с ответами на движение — об агрессии, направленной на себя. Много споров вызвала трактовка Роршахом диагностической ценности ответов на белый фон. Целый ряд исследований опровергли роршаховскую трактовку (ответы на белый фон, по мнению Роршаха, всегда представляют собой оппозиционную установку): Лепфе, Шехтел и др. Более дифференцированно к этой проблеме подошли Филлипс и Смит, Мейли-Дворецки. Они указали, что S- ответы с плохой формой характерны для детей дошкольного возраста. Появление их у взрослых всегда является патологическим признаком и отмечается у дефектных шизофреников и при органическом поражении мозга. Напротив, комбинацию ответов на белый фон с хорошими формами следует рассматривать как проявление пластичности, гибкости и оригинальности мышления. Шахтел, получив противоречивые результаты своего исследования и отвергнув концепцию Роршаха о связи ответов на белый фон с «оппозиционной тенденцией», пришёл к выводу, что S-ответы не имеют единого значения и должны интерпретироваться с учётом всего протокола. Итоговые замечания по локализации. 1) Оценка положительных или отрицательных свойств слагаемых типа восприятия в первую очередь определяется уровнем формы. Положительными свойствами обладают только те ответы, в которых концепция соответствует очертаниям пятна. Эта закономерность характерна для W-ответов, S- и Dd- ответов. 2) Комбинированные целостные ответы с хорошей формой следует относить к высшим уровням восприятия. Они свидетельствуют о хорошем интеллекте и определённой зрелости мозга. 3) Целостные ответы с плохой формой, включая конфабуляторные, у взрослых являются патологическими феноменами, а у детей— закономерным этапом становления зрительной перцепции. О
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|