Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание теста и проведение эксперимента




Стимульный материал представляет собой 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами».

Обстановка при проведении эксперимента должна быть спокойной и распо­лагающей, испытуемый должен чувствовать себя как можно более непринужденно. Необходимо предварительно ознакомиться с его физическим и психическим со­стоянием, удостовериться в его готовности к полноценной работе. Как и в случае работы со многими другими методиками, важно установить с испытуемым раппорт в процессе вводной беседы.

Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщается. На вопрос испытуемого, не является ли эта методика тестом на интеллект, следует от­ветить отрицательно. Вполне допустимо согласиться с предположением, что это ис­следование воображения. Следует сообщить испытуемому, что он может давать любые ответы, все сказанное им не будет оцениваться с позиции правильности или неправильности, что же касается уточняющих вопросов со стороны испытуемого, то от них следует уклоняться.

В целом эксперимент состоит из нескольких этапов.

1. Процедура проведения. Экспериментатор садится таким образом, чтобы иметь возможность видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы до предъявления лежат рядом с экспериментатором изображением вниз и предъявля­ются испытуемому последовательно с 1 по 10 в основном положении.

Испытуемому задается вопрос: «Что это вам напоминает, на что это похо­же?», после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испытуемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Вполне допустимо поворачивать таблицы, также допусти­мы поощрения, но ни в коем случае не подсказки. Испытуемого не ограничивают во времени. После того, как он завершает свои спонтанные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: «Что еще?», «Что вы можете добавить?». Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксиру­ются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания эксперимента­тора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: ^ —основное положение таблицы (а); > —верхний край таблицы справа (b); v —таблица перевёрнута (с); < —верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специаль­ной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Времен­ные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер не желателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.

2. Опрос. Цель этого этапа — уточнение ответов. Опрос ориентирован на вы­явление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. Со­ответственно, вопросы, при формулировке которых следует избегать прямых или наводящих вопросов, звучат примерно так: «Покажите, где находится...», «Как у вас возникло такое впечатление?», «Почему вы подумали именно об этом?». Дальней­шие вопросы будут зависеть от ответов испытуемого, важно постараться не вну­шить ему ответы, которые не соответствуют его видению перцептивных образов.

Для уточнения локализации ответа можно предложить испытуемому сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать уви­денный образ.

3. Использование аналогий. Этот этап является необязательным и применя­ется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испы­туемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полу­ченные результаты относятся к дополнительным оценкам.

4. Определение границ чувствительности. Данный этап можно считать до­полнительным. Необходимость в нем зависит от того, насколько содержательными и продуктивными оказались предыдущие этапы эксперимента. Чем богаче первич­ная часть протокола, тем меньше необходимости в данном этапе.

Здесь на испытуемого оказывают давление, задают все более и более кон­кретные вопросы, привлекают его внимание к тем или иным элементам пятна или подсказывают возможные интерпретации, чтобы четко выявить некоторые момен­ты, которые были затронуты или избегались ранее, а также то, может ли он видеть отдельные детали и способен ли воспринимать за ними целостный образ: человече­ские очертания или движение, цвет и светотень, а также популярные образы.

Экспериментатор пытается как бы раздвинуть, прощупать границы воспри­ятия испытуемого, определить его слабые стороны с этой точки зрения, действуя от обратного. В тех случаях, когда испытуемый дает исключительно целостные отве­ты, его просят сосредоточиться на отдельных деталях. («Попробуйте увидеть что-нибудь в отдельных частях таблицы, у некоторых людей это получается».) Если это не помогает, можно указать на конкретную деталь и спросить, на что это похоже и даже подсказать, что именно видят в этом другие люди. («Некоторые считают, что это похоже на паука».)

Попросив испытуемого рассортировать таблицы по тому или иному признаку (в том числе на приятные и неприятные), определяют, реагирует ли он на цветовой стимул.

ШИФРОВКА (КОДИРОВАНИЕ) ОТВЕТОВ

Под кодированием подразумевается оценка и классификация ответов с уче­том следующих категорий: локализация, детерминанты, т.е. те особенности пятна, на которые опирается субъект при даче ответа, содержание, оригинальность—попу­лярность, уровень формы.

Цель шифровки — формализация ответов для последующего анализа и ин­терпретации. Следует отличать ответ от комментария или замечаний. За ответ при­знают те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и ко­торые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.

 

Локализация ответов

Локализация ответов определяется соотнесением образа с той или иной ча­стью пятна. Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком, охватывает все пятно, ответ считается целостным и обозначается буквой W (whole). Типичные от­веты: «летучая мышь» (табл. V), «шкура животного» (VI). Существуют более слож­ные варианты целостных ответов, например, когда испытуемый не продуцирует спонтанно четкий ответ, а приходит к нему постепенно, несколько образов сменяют друг друга, пока не группируются в нечто единое (например, на табл. III: «Двое лю­дей стоят согнувшись. Они что-то варят в котле... Красное – это отброшенные кос­ти»). Целостным можно считать ответ, когда отдельные небольшие части пятна иг­норируются.

Если испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере, 2/3), ответ считается почти целостным и обозначается символом w (усеченное W; cut-off whole). Часто исключаются красные детали на табл. II и III. Испытуемый должен спонтанно упомянуть о каких-нибудь пропущенных частях пятна. Если факт неис­пользования некоторых частей выявляется только при опросе («Вы использовали эту часть?»), то такие ответы оцениваются как обычные W.

Ответ определяется как конфабуляторный целостный DW, когда строится с опорой на какую-то одну изолированную деталь и домысливается до целого без уче­та остальной части пятна (пр. «бабочка» на табл. VI из-за «усиков», расположенных вверху).

Части пятна, которые хорошо заметны и чаще всего воспринимаются, назы­ваются обычными деталями. Существуют ответы на обычные детали, (D), в кото­рых воспринимаются крупные, хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего. Сюда же включаются и не очень крупные, но имеющие отчетливую форму и поэто­му бросающиеся в глаза фрагменты пятен. Некоторые исследователи выделяют по­добные небольшие по размерам, но часто воспринимаемые детали в отдельную ка­тегорию и обозначают буквой (d— ответы на мелкие обычные детали).

К ответам на необычные детали (Dd) относятся те из них, которые подра­зумевают не целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а редко вос­принимаемые фрагменты. Например, мелкие, незначительные детали, обособленные от основной части пятна.

Ответы на белое пространство регистрируются, если в качестве фигуры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пят­но выступает в качестве фона. В тех случаях, когда белое пространство воспринима­ется в комбинации с темными фрагментами пятна, в зависимости от того, первична, ответы какая деталь обозначаются как WS или DS.

Ввиду отмеченной многими исследователями зависимости восприятия таб­лиц Роршаха от этнического фактора Лосли-Устери рекомендовал составление ло-кализационных карт для каждой страны отдельно. В нашей стране такая работа бы­ла проведена И. Г. Беспалько (смотри в приложении список D по Беспалько и таб­лицы локализации ответов).

 

2. Детерминанты

К детерминантам относятся качественные характеристики ответа по форме, движению, цвету, оттенкам. Детерминанты характеризуют способ восприятия ис­пытуемого, его избирательность по отношению к тем или иным аспектам окру­жающего мира. Один из детерминант становится основным (тот, что подчеркивался испытуемым в описании и разработке ответа), а остальные считаются дополнитель­ными. Однако так как форма всегда имеет место в кинестетических ответах и вклю­чается в оценки светотени и цвета, она никогда не учитывается как дополнительный детерминант.

Форма (F). Оценка формы даётся всем ответам, где нет другого основного де­терминанта (движения, оттенков, цвета). Детерминанта F свидетельствует о том, что ответ обусловлен формой пятна, его контуром. Выделяются ответы с хорошей формой (F+), когда фигурируемый в ответе образ соответствует конфигурации пят­на. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается согласно стати­стическому критерию, когда «хорошими формами» считаются те, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми.

К ответам с плохой формой (F-) относятся неточные и неопределенные. В пер­вом случае отсутствует сходство с пятном (например, ответ «медведь» на пятно, ко­торое выглядит совсем по иному). Во втором — отсутствует определенность («об­лако», «след», «какое-то животное», «какая-то карта»).

Движение (М). Данная детерминанта непосредственно не вытекает из свойств самого пятна, за ней всегда стоит идентификация. Ответы по движению возникают под влиянием прежде виденных или испытанных самим испытуемым движениях. Как субъект воспринимает пятно — в статике или движении — нередко выясняется во время опроса. Основанием для диагностирования М-ответа считается переживание движения или идентификация с определенным положением тела. В эту же категорию входят ответы, описывающие движение не только человеческих фи­гур, но и отдельных частей тела, а также животных, статуй и неодушевленных предметов.

Символом М шифруются ответы, в которых передается человеческая деятель­ность, даже если она приписывается животным, статуям или персонажам мульт­фильмов или карикатур.

Движения, свойственные животным, обозначаются FM. А движения неодушев­ленных предметов, абстрактных, механических, символических сил («летающий ко­вёр», «падающая ваза») шифруются символом т.

Цвет (С). Детерминанта «цвет» включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна. Ответы по цвету дифференцируются в зависимости от сочетания с формой и соответственно шифруются.

FC — доминирует форма, а цвет выступает в подчиненной роли («красные нос­ки»).

CF — ведущую роль играет цвет, а форма хоть и наличествует, но на втором плане и является неопределенной («облака», «цветы», «скалы»),

Как С шифруются ответы, детерминированные только цветом (кровь на красное пятно, небо на голубое и т.д.). Но если имеется какой-нибудь элемент формы («пят­на крови», «лес на географической карте»), ответ шифруется как CF. Если же в от­вете присутствует перечисление цветов, при отсутствии содержания, он шифруется как Сп. При этом опрос должен установить, что это ответ, а не замечание.

Ахроматические цветовые ответы, т.е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (С'), также могут выступать в комбинациях с формой и шифро­ваться аналогично хроматическим цветам FC' и C'F и С'.

Оттенки. Данная детерминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобрета­ет глубину, структуру или перспективу. Подобные ответы дифференцируются по следующим основным категориям. Если ответ передает впечатление поверхности или текстуры, то в зависимости от степени выраженности он обозначается как fc, cF, с. Fc — поверхность или текстура четко выражены, либо ответ вместе с поверх­ностными, текстурными качествами передает конкретную форму («женщина в про­зрачной юбке», «плюшевый медведь»). К той же категории относятся ответы с на­званиями предметов из мрамора, стали, меха животного. cF — поверхностный эф­фект в ответе слабо дифференцирован, сочетается с объектом неопределенной фор­мы. Это неопределённо очерченные куски меха, скал, травы, кораллов, снега. Если испытуемый игнорирует форму и сосредотачивается исключительно на эффекте по­верхности и подобный тип ответа встречается более двух раз, ответ шифруется как с, при этом следует иметь в виду, что такой тип ответов свидетельствует о сложной патологии. Пример — «снег», «нечто металлическое».

Если в ответе выражается впечатление трехмерности, глубины, он шифруется как К, FK, KF. Ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное, обознача­ются символом К («туман», «дымка», «мгла», «дым», «северное сияние»). Ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, раз­ница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объ­екты, находящиеся один перед другим, подчёркивается дистанция между ними, ви­ды местности, увиденное горизонтально из самолёта), шифруются как FK. Оценка KF применяется к ответам, в которых определенная форма включена в концепцию диффузии («облака, похожие на людей», «дым спиралями»).

Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространства, проецируе­мого на двухмерную плоскость, а именно — рентгеновские снимки и топографиче­ские карты шифруются как Fk, kF, k. Символом Fk обозначаются ответы о рентге­новских снимках или картах, представляющих определенный объект (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны); kF— карта не соотносится с ка­кой-то конкретной страной, а рентгеновский снимок не указывает на определенное анатомическое образование^— ответ «рентгеновский снимок» вовсе не подразуме­вает никакой формы и дается не менее чем на три таблицы.

Содержание ответов

На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые — Н; человеческие фигуры, изобра­женные не как реальные персонажи, а как карикатуры, шаржи, скульптуры или как мифологические, сказочные существа-духи, чудовища, ведьмы и т.п., — (Н); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур, — Hd; фигуры животных, целые или почти целые — А; фигуры мифологиче­ских зверей, чудовищ, карикатуры зверей — (А); детали тела животных —Ad; дета­ли тела фантастических животных — (Ad); внутренние органы человека — At;

внутренние органы животного — Aat; половые органы, указания на тазовую область или сексуальную деятельность — Sex; предметы Obj);

предметы, выполненные из животного материала, — Aobj (шкура, мех); пища, на­пример мясо, мороженное, яйца (за исключением фруктов и овощей, которые отно­сятся к растениям) — Food; пейзаж, ландшафт, вид высоты —N; карта, острова— Geo; всевозможные растения, включая деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды — Р1; архитектурные объекты — Arch; детский рисунок без конкретного со­держания — Art; абстрактные понятия: «власть», «любовь», «красота» и т.п. — Abs; кровь — В1; огонь — Ti; облака — С1. Редкие ответы, не попадающие под конкрет­ную категорию, обозначаются целыми словами.

Оригинальность—популярность ответов. Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (ориги­нальные) ответы. По мнению Роршаха, популярными (Р) можно считать ответы, ко­торые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к попу­лярным ответам каждого шестого испытуемого. Поскольку такая информация в зна­чительной степени определяется этнографическими факторами, то перечни Р отве­тов у различных авторов отличаются друг от друга. Ниже приводится список отве­тов, полученных И.Г. Беспалько на выборке из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16%, т.е. 1/6 от числа испытуемых.

 

Таблица   Р-ответы   %  
I   1.Летучая мышь (всё пятно) 2. Бабочка (всё пятно) 3. Жук (вся центральная область) 38,2 25,5 22,5
II   4. Любое четвероногое в обычном или боковом положении   31,5  
III   5. Два человека (вся тёмная область в обычном положении). Один из «людей» — тоже Р 6. Бабочка или галстук бабочка (центральная красная область) 7. Человек или человекоподобное существо с поднятыми руками (на всю тёмную область в перевёрнутом положении) 8. Передняя часть насекомого, мухи, жука (на всю тёмную область в перевёрнутом положении) 66,7   46,1 20,6   20,6  
IV   9. Меховая шкура или меховой ковёр (всё пятно)   21,6  
V   10. Летучая мышь (все пятно) 11. Бабочка (всё пятно)   60,8 48,5  
VI   12. Шкура, меховая одежда, меховой ковёр (всё пятно или без верхне­го D)   40,2  
VII   13. Головы или лица женщин (обе или одна верхняя область, назы­ваемая самостоятельно или входящая в более обширные локали­зации) 14. Голова животного в обычном положении таблицы (на среднюю область)   33,3   24,5  
VIII   15. Любой вид млекопитающего (боковые розовые области)   82,4  
X   16. Любое многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боко­вые синие пятна) 17. Голова зайца (нижняя центральная область светло-зелёного цвета) 18. Морской конек в перевернутом положении (центральные зелёные продолговатые области) 19. Жуки, насекомые (два симметричных центральных тёмных пятна в верхней центральной области, взятые с объединяющей их стволо-подобной областью или без неё) 20. Жук, краб, клещ (боковая тёмная область на среднем уровне таб­лицы) 60,8   16,2 30,0   17,2     27,5

 

Оригинальными ответами (Orig) считаются встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. В зависимости от четкости восприятия оригинальные отве­ты дифференцируются на Orig+ и Orig-. Выявление оригинальных ответов требует значительного опыта работы с методикой, в случае сомнений можно ограничиться указанием на тенденцию к оригинальности (→ Orig).

Уровень формы.

Любая процедура, используемая испытуемым для объединения различных частей пятна в более широкую осмысленную концепцию, признаётся за увеличения уровня формы. Взаимодействие образов может проявиться в движении, позиции или символике.

Оценка уровня формы производится по трем компонентам: (I) четкость от­ветов; (2) разработка ответов; (3) организация. По первому пункту все ответы делят­ся на четкие, неопределенные и нечеткие. Если в ответе определенная форма соот­ветствует указанной форме пятна, его очертаниям — ответ считается четким. Неопределенные ответы подразумевают ссылки на предметы, сами по себе не имеющие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или пятно в целом могут соот­ветствовать им (цветы, облака, острова и т.д.). В нечетких ответах предмет, имею­щий определенную форму, относится к части пятна несхожей конфигурации, либо наоборот, неопределенная конфигурация относится к пятну или его части, имеющих специфическую форму.

Разработка (спецификация) может снизить или повысить четкость ответа. Конструктивная разработка, при которой форма пятна сравнивается более тщатель­но, конкретизируется, используются детерминанты (цвет, оттенки, движение) — свидетельствует о высокодифференцированной перцепции. Имеют место разработ­ки, которые не снижают, но и не повышают четкость, ничего не добавляя к ответу, т.е. иррелевантные разработки. Встречаются разработки, которые снижают уровень формы.

Если испытуемый тем или иным образом объединяет, группирует части пят­на в более общую, осмысленную концепцию, такая процедура признается увеличе­нием уровня формы.

Форма оценивается по шкале от -2,0, через 0,0 до +5,0. Сперва выносится ос­новная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую конструктивную разра­ботку или успешную организацию, либо отнимается 0,5 за каждую разработку, ухудшающую уровень формы.

Основная оценка 1,0 даётся за концепцию, которая выполняет минимум тре­бований для отчётливого ответа. Имеется три вида таких ответов: (а) популярные ответы; (б) ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна; (в) ответы, не требующие особого воображения или организационных способностей.

Основная оценка 1,5 присваивается за концепции, превышающие мини­мальное требование четкости, т.е. подразумевающие отчётливую форму. Оценка 1,5 включает четыре или более существенных характеристик формы, тогда как оценка 1,0 — лишь три или даже две. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Например, название конкретной породы («шотландский терьер») в от­вете представляет собой более отчетливую форму, чем просто «собака».

Основная оценка 0,0 присваивается ответам неопределенным по форме: С, Сn, с, С' К, k и т.д.).

Основная оценка 0,5 присваивается ответам, не отрицающим форму полно­стью (F+-, CF, C'F, cF KF, kP). Пример: «лист», «остров», «рисунок», «печенье», «лёгкие».

Основная оценка -0,5 присваивается в том случае, если определенному по структуре полю приписывается неопределенная концепция.

Основная оценка -1,0 даётся за ответ, где испытуемый делает некоторые уси­лия сопоставить концепцию с формой пятна, но не выполняет минимум требований для этого.

Основная оценка—1,5 присваивается конфабулярным ответам, оцениваемым как DW.

Основная оценка -2,0 даётся ответам, в которых концепция не совпадает с пятном и не делается никаких усилий к сопоставлению. Многие из этих ответов яв­ляются персеверациями, форма которых не соответствует очертаниям пятна и кото­рым испытуемый не даёт никакого объяснения.

Каждая конструктивная спецификация и каждая конструктивная организация добавляют 0,5 балла к основной оценке. Чаще всего такие добавления осуществля­ются к основным оценкам 1,0 или 1,5, и реже к 0,0 или 0,5. Любая снижающая раз­работка ведет к уменьшению основной оценки на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят. При этом специфи­кация: а) должна высказываться в ответе или в опросе спонтанно, а не возникать в ответ на наводящие вопросы; б) должна превышать существенные формальные эле­менты концепции (например, ответ «летучая мышь» включает в себя крылья тело и ноги, спецификациями здесь будут расчленённые крылья и подчёркивание чёрного цвета; в) должна быть независимой («глаза» и «брови» являются одной специфика­цией, а не двумя). За организацию даётся только одна надбавка за один ответ.

Например, таблица II: "Две собачки на задних лапах, которые касаются друг друга носами». Основная оценка 1,0 (популярный ответ) +0,5 за позу на задних ла­пах +0,5 за «носы» +0,5 за организацию (видит собак в связи друг с другом) = 2,5.

Клопфер считает, что даже один ответ, оцененный 4,0, указывает на очень высокие интеллектуальные способности, ответ с оценкой 3,0 — на высокие, с оцен­кой 2,0 — на средние или несколько выше.

С помощью взвешенной оценки формы оценивается уровень общих способ­ностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше, при этом умножаются на 2 и к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полученная сумма делится на общее коли­чество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 выражает средний интеллект, от 1,5 до 1,9 — интеллект выше среднего, 2,0 — очень высокий интеллект.

Расчёты.

Подсчитывается общее количество ответов R, в среднем оно равно 15-30. Отдельно подсчитывается количество ответов на последние три таблицы. Пишут, например, «R=34 (VIII-X =12)». В норме сумма ответов на последние три таблицы составляет 40% всего количества ответов.

Определяется среднее время реакции (TI), т.е. время от показа таблицы до первого ответа, и среднее время ответа (Тr), которое вычисляется из отношения дли­тельности эксперимента к общему количеству ответов. Среднее время реакции ко­леблется от 10 с до 1 мин, среднее время ответа— около 30 с.

Отдельно подсчитывается количество целостных интерпретаций, ответов на обычные, мелкие и необычные детали, количество форменных, кинестетических и цветовых ответов. Пример:

W=9(7+) (2DW,2WS),

D=12 (IDS),

Dd=2,

dr=l,

M=5(l-),

F=12(F+=8,F+-=2,F-=2),

FC=4,CF=2,C=1.

Содержание учитывается в стандартном порядке: Н, Hd, A, Ad, At, Sex, PI, N, Obj, Asch, и т. д. Первые четыре категории учитываются всегда, даже если число от­ветов на них равно 0.

Учитывается соотношение Н: Hd и А: Ad; в норме оно равно 2:1. Американ­ские авторы определяют соотношение W: М; в норме также равное 2:1. Отдельно подсчитывается, число оригинальных и популярных ответов.

После этого ряд показателей вычисляется в процентах. F+% - процент отве­тов с чёткой формой— это процентное отношение чётко увиденных форменных от­ветов к общему количеству ответов формы. Учитываются только форменные отве­ты; интерпретации по движению, цвету и светотени при этом в расчёт не принима­ются. Неопределённые ответы F+- засчитываются как Уг ответа. Например, F+ ==28, F-=8 и Р+-=4.

А% (процент ответов по животным) - процентное отношение суммы целых образов и частей животных (А+ Ad) к общему числу ответов (R).

Р% (процент популярных ответов) - процентное отношение популярных от­ветов к общему числу ответов.

Orig% (процент оригинальных ответов) - процентное отношение популяр­ных ответов к общему числу ответов.

Последовательность, или сукцессия, – это порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. Если испытуемый на каж­дой таблице даёт сначала целостный ответ, а затем переходи к деталям, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Если ответы на все таблицы начинаются с W и имеются одна-две нерегулярности, тогда последовательность называется упо­рядоченной. Если W более одного раза следует за D-ответами, последовательность нужно рассматривать как свободную. Если нерегулярность так велика, что вообще нельзя усмотреть никакого порядка, то это бессвязная, или неупорядоченная, после­довательность. Наконец, если испытуемый большинство таблиц начинает с Dd или Do, а затем переходит к D- и W- ответам, то такая последовательность называется обратной.

Тип восприятия— это соотношение способов восприятия в одном опреде­лённом протоколе. Американские авторы оценивают преобладание какого-либо из типов восприятия исходя из процентного отношения к общему числу ответов:

 

W   D   d   Dd и S  
<10% ((W))   <30% ((D))          
10-20% (W)   30-35 % (D)   <5 % (d)      
20-30 % W   40-55 % D   5-15 % d   <10% Dds  
30-45 % W   55-65 % D.   15-25% d.   10-15 % Dds  
45-60 % W   65-80 % D.   25-35 % d.   15-20% Dds  
>60 % W >80 % D 35-45 % d 20-25 % Dds

 

(напоминаем, что «d»— это обычные ответы небольшой величины, которые мы рекомендуем включать в категорию D- ответов).

Чистые D- и Dd- типы встречаются исключительно редко, в то время как чистые W-типы не редкость. Различают W+ -тип, где большинство ответов имеют хорошую форму, и W- -тип. Последний является признаком грубой патологии. При оценке типа восприятия важно учитывать общее количество ответов. Низкий D% редко встречается в длинном протоколе, а высокий Dd% имеет особенное диагно­стическое значение в короткой записи.

Важным из всего расчёта является тип переживания: соотношение ответов по движению и цвету. Каждое М считается за 1, FC за 0,5, CF за 1, С за 1,5 очка. При ЗМ,Д№С, 2CF,jlC формула типа переживания будет 3: 6,5. Различают пять типов переживания:

1) коартированный (узкий, сжатый) — когда цифры с обеих сторон равны О или 1,

2) коартативный (суженный) — при оценке до 3 с каждой стороны,

3) амбиэквальный— при высоких и примерно равных оценках с обеих сто­рон (М: С = 5: 6 или 9: 11),

4) интроверсивный— при преобладании М, например, 5: 2,

5) экстратензивный— при преобладании С, например, 3:8.

Цветовой тип - это показателей цвета. При «левом» типе преобладают FC, при «среднем» — CF и при «правом» — С. Приводим примеры Бома:

 

левый тип   12 FC 10 FC 8 FC 0 CF 1 CF 2 CF 0 С 0 С 0 С
средний тип   5 FC 4 FC 3 FC   2 CF 4 CF 3 CF   1 C 0 С 1 С  
правый тип     2 FC 1 FC 0 FC 2 CF 1 CF 0 CF 2 С З С 4 С

 

Во всех приведенных примерах сумма цвета равна шести.

Индекс реалистичности (RI) вычисляется по частоте встречаемости четырёх ответов: 1) ответа по движению на таблицу III в обычном положении, 2) «летучей мыши» на таблицу V в любом положении, 3) любой фигуры животного на боковые розовые области таблицы VIII, 4) любой фигуры животного на таблице X. Если один из этих ответов даётся первым, он оценивается в два очка, если указывается позднее— в одно очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна восьми, в норме она колеблется от пяти до семи.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Значение локализации показателей. Локализация ответа (пятно в целом или детали) свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности, демонстрирует ли он стремление охватить ситуа­цию во всем ее масштабе с учетом взаимосвязи всех ее компонентов, или интерес направлен прежде всего к частному, конкретному. Количество целостных ответов (W) по Роршаху является показателем склонности индивида к усложненной дейст­вительности, абстрактной или комбинационной. По его наблюдениям здоровые ис­пытуемые давали чаще всего от четырёх до семи W-ответов. Преобладание целост­ных ответов (более 7) в сочетании с четкой формой (WF+) свидетельствует о высо­ком уровне интеллекта и богатстве ассоциаций, указывает на склонность к фанта­зии, творческой деятельности и на честолюбие. Малое количество целостных отве­тов отмечается у слабоумных, педантичных индивидов или может указывать на со­стояние депрессии или легкую форму шизофрении. Поскольку целостные ответы рассматриваются как признак интеллекта, синкретичные, конфобулярные ответы (DW), не соответствующие форме пятна (WF-), являются показателями интеллекту­альных нарушений или критичности. Они наблюдаются у дебилов, маниакальных больных, у страдающих эпилепсией, шизофренией или в случае органического по­ражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов составляет 20—30% от общего числа ответов.

Целостные ответы (F+) с хорошей формой и при этом являющиеся не ба­нальными, а либо комбинаторными, либо оригинальными по особенностям воспри­ятия считаются одной из значимых характеристик интеллекта, поскольку являются показателями четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания и способ­ности к концентрации. Наоборот, большое количество плохих целостных ответов (W-) говорит либо о низком интеллекте, либо об органическом или эндогенном по­ражении мозга, либо о чрезмерной интеллектуальной амбиции.

Вслед за Роршахом, связь между способностью к даче целостных ответов и интеллектом изучали Бом, Эйнсуорс, Клопфер, Мейли-Дворецки и др. Однако, ко­личество работ экспериментально подтверждающих теоретическую трактовку цело­стных ответов, сравнительно невелико. Коэффициент корреляции между количест­вом W и оценкой интеллекта по психометрическим теста, по данным Абраме, равен 0,358, а по данным Высоки— 0,290 для вербальных и 0,273 для невербальных тес­тов.

Ответы на обычные детали (D) Роршах связывал с практическим интеллек­том. Необычные детали (Dd) он наблюдал у «придирчивых» испытуемых и у боль­ных шизофренией с явлениями речевой разорванности.

Большое количество W при незначительном числе D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию, неприятию повседневности с ее мелочностью и суетой. Тех, кто при среднем числе W имел много D, он относил к практикам, тяготеющих к осязаемому и предпочитающих здравый смысл учёно­сти. Нормальные показатели D — 45—55%, d — 5—15%. Преобладание мелких де­талей (d>15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность, тревожность. В случае от­сутствия иных свидетельств аффективных нарушении (Dd), это означает любозна­тельность, оригинальность мышления (при F+). По мнению Эйнсуорс и Клопфера, у лиц с высоким интеллектом («у интеллигентов и артистов») ответы на редкие дета­ли свидетельствуют о высокодифференцированной чувствительности, а обилие та­ких ответов у людей среднего интеллекта говорит о навязчивом и ригидном испол­нителе. Ответы, акцентирующиеся на крошечных деталях (dd), интерпретируют как признак мелочности, педантичности, навязчивости либо в позитивном плане как знак тонкой наблюдательности.

Ответы с опорой на белый фон (S, WS, DS) в случае с экстравертами свиде­тельствует о негативизме и противостоянии окружающему миру, а в случае с ин-тровертами — о неуверенности и чувстве неполноценности. Если ответы на фон со­четаются с указанием на цвет, то, по мнению некоторых исследователей, это гово­рит об агрессивности, направленной вовне, а в случае сочетания с ответами на дви­жение — об агрессии, направленной на себя.

Много споров вызвала трактовка Роршахом диагностической ценности отве­тов на белый фон. Целый ряд исследований опровергли роршаховскую трактовку (ответы на белый фон, по мнению Роршаха, всегда представляют собой оппозици­онную установку): Лепфе, Шехтел и др. Более дифференцированно к этой проблеме подошли Филлипс и Смит, Мейли-Дворецки. Они указали, что S- ответы с плохой формой характерны для детей дошкольного возраста. Появление их у взрослых все­гда является патологическим признаком и отмечается у дефектных шизофреников и при органическом поражении мозга. Напротив, комбинацию ответов на белый фон с хорошими формами следует рассматривать как проявление пластичности, гибкости и оригинальности мышления. Шахтел, получив противоречивые результаты своего исследования и отвергнув концепцию Роршаха о связи ответов на белый фон с «оп­позиционной тенденцией», пришёл к выводу, что S-ответы не имеют единого значения и должны интерпретироваться с учётом всего протокола.

Итоговые замечания по локализации. 1) Оценка положительных или отри­цательных свойств слагаемых типа восприятия в первую очередь определяется уровнем формы. Положительными свойствами обладают только те ответы, в кото­рых концепция соответствует очертаниям пятна. Эта закономерность характерна для W-ответов, S- и Dd- ответов.

2) Комбинированные целостные ответы с хорошей формой следует относить к высшим уровням восприятия. Они свидетельствуют о хорошем интеллекте и оп­ределённой зрелости мозга.

3) Целостные ответы с плохой формой, включая конфабуляторные, у взрос­лых являются патологическими феноменами, а у детей— закономерным этапом становления зрительной перцепции. О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...