Методические рекомендации для самостоятельной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа – это познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучаемого, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим студентом. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Этапы самостоятельной работы: осознание учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы; ознакомление с инструкцией о её выполнении; осуществление процесса выполнения работы; самоанализ, самоконтроль; проверка работ студента, выделение и разбор типичных преимуществ и ошибок.
Методические рекомендации по выполнению ситуационных задач Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный (иногда даже прагматичный) характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучаемому осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление ‒ понимание ‒ применение ‒ анализ ‒ синтез ‒ оценка. Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.
При самостоятельном решении ситуационных задач нужно: ü изучить учебную информацию по теме; ü провести системно – структурированный анализ содержания темы; ü выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем; ü дать обстоятельную характеристику условий задачи; ü критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности); ü выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная); ü оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий проблемного характера Проблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности. Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность). В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы: ü Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
ü Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи; ü Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу. Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять.
Методические рекомендации по выполнению кейс-заданий Кейс-задания ‒ основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) представляет собой метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (выполнения кейс-заданий). Этапы выполнения кейс-задания. Первый этап – знакомство с текстом кейса, изложенной в нем ситуацией, ее особенностями. Второй этап – выявление фактов, указывающих на проблему(ы), выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать. Третий этап – выстраивание иерархии проблем (выделение главной и второстепенных), выбор проблемы, которую необходимо будет решить. Четвертый этап – генерация вариантов решения проблемы. Возможно проведение «мозгового штурма». Пятый этап – оценка каждого альтернативного решения и анализ последствий принятия того или иного решения. Шестой этап – принятие окончательного решения по кейсу, например, перечня действий или последовательности действий. Седьмой этап – презентация индивидуальных или групповых решений и общее обсуждение. Восьмой этап – подведение итогов в учебной группе под руководством преподавателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|