Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 1. Предмет и специфика деловой этики




ТЕМА 1. Предмет и специфика деловой этики

Краткое содержание лекции

    Этика – это наука о морали, исследующая происхождение и развитие нравственности, принципы и нормы поведения людей. Основоположником этики был Аристотель. Предметом традиционной этики является мораль.

    Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

    Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

    Основные категории этики: добро и зло, честь и достоинство, совесть и долг, равенство и справедливость.

    Деловая этика – это: совокупность правил, регулирующих отношения, которые возникают в процессе делового общения. Предметом этики деловых отношений является нравственность в деловой сфере.

    Принципы деловой этики:

Ø честность, порядочность, пунктуальность, ответственность;

Ø уважительное, тактичное, корректное отношение к окружающим; соблюдение культуры речи;

Ø соблюдение конфиденциальности;

Ø профессионализм;

Ø экологический принцип;

Ø благотворительность.

    Деловая этика подразделяется на макроэтику и микроэтику.

    Макроэтика изучает взаимоотношения между государством и компанией, между компаниями, между обществом и компанией.

    Принципы макроэтики:

Ø Социальное и экономическое влияние.

Ø Ответственность не только за свое благо, но и за благо своих партнеров. Многосторонние торговые отношения.

Ø Этика бизнеса (четкое соблюдение норм закона+доверие).

Ø Охрана окружающей среды.

    Микроэтика изучает: отношения между руководителями и подчиненными; отношения между организациями-производителями и потребителями; отношения между организациями и владельцами (инвесторами).

    Принципы микроэтики:

Ø обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

Ø гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов;

Ø избегать дискриминационной политики;

Ø создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству.

Практикум

Теоретические вопросы (доклады)

1. История развития этики как науки.

2. Основные категории этики.

3. Мораль как характеристика общества.

4. Сущность и способы формирования нравственного поведения человека.

5. Современные взгляды на роль деловой этики

Практические задания

Задание 1. Восстановите таблицу.

    НРАВСТВЕННЫЕ  КАТЕГОРИИ    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ       (БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ)  
     
     
     

Задание 2. Прочитайте высказывания известных философов, публицистов, писателей, педагогов относительно совести.

Ø «Самое главное украшение ‒ чистая совесть» (Цицерон).

Ø «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Кант).

Ø «Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем» (Вольтер).

Ø «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть» (В. А. Сухомлинский).

Ø «Совесть ‒ это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести» (Д. С. Лихачёв).

Ø «Человек уже так создан, что голос его в общественном мнении всегда служит выражением его совести, его лучших убеждений; а втайне и поодиночке он дает волю тем побуждениям своей души, дурную сторону которых сам сознает очень хорошо и от которых откажется публично. Эти дурные тайные побуждения переносятся, к сожалению, очень часто и на воспитание детей» (К. Д. Ушинский).

    Вопросы: Исходя из содержания данных высказываний, попробуйте сами определить, что такое совесть?

    Как Вы считаете, что является более значимым моральным регулятором поведения людей: совесть или общественное осуждение?

    Согласны ли Вы с К. Гельвецием в том, что «Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность? ».

Задание 3. Прочитайте притчу о чести. Дайте определение чести как этической категории. Охарактеризуйте честь применительно к деловой этике. Приведите примеры.

    Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: ‒ Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.

 

Задание 4. Подберите поговорки и пословицы (не менее 15), отражающее отношение народа к добру, справедливости, совести, чести, достоинстве. Обратите внимание на близость нравственных представлений разных народов.  

Задание 5. Прочитайте истории о подвигах людей из реальной жизни (материалы взяты из СМИ). Подумайте, какой долг они исполняли: общественный или моральный. Ответ аргументируйте. Приведите свои примеры.

    а) В Амурской области геройски погиб 31-летний командир батальона, майор Сергей Солнечников. Офицер бросился на гранату, спасая от гибели солдат, служащих на  срочной службе. Трагедия произошла на военном полигоне во время обучения молодых бойцов. Рука одного из призывников дрогнула, и боевая граната без чеки покатилась к ногам сослуживцев. На то, чтобы принять решение, у командира батальона была буквально пара секунд. Майор оттолкнул бойца и упал прямо на гранату, приняв на себя все осколки и взрывную волну. С тяжелейшими ранениями Сергея Солнечникова доставили в госпиталь, но спасти его жизнь врачи не смогли.

 

    б) Афганистан 1984 г. Подразделение, в котором служил Юрий Зиновкин, выполняло боевую задачу по сопровождению автомобильной колонны, следовавшей в отдаленный афганский кишлак с продовольствием и медикаментами. Во время продвижения, колонну начали обстреливать душманы. В ходе боя одна из гранат попала прямо в скопление наших бойцов. Юрий Зиновкин накрыл ее своим телом, предотвратив гибель целого взвода. Юрий был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

 

    в) История произошла на рейсе «Москва-Екатеринбург», один из пассажиров потерял сознание, на борту оказался врач-хирург Константин Пучков. До посадки в Екатеринбурге оставался час. В течение этого времени Константин Пучков поддерживал состояние мужчины. «Нам очень повезло с персоналом. Стюардессы волновались, но работу выполняли четко. Командир обеспечил очень бережную посадку. А пассажиры бизнес-класса вынесли пациента из самолета на руках и передали сотрудникам скорой, которые уже ждали наш рейс», – продолжает хирург. В Екатеринбурге пациента перевели в кардиодиспансер с диагнозом «инфаркт миокарда», его жизни  уже ничто  не угрожало.

Задание 6. Прочитайте выдержку из корпоративного этического кодекса. Какие принципы деловой этики здесь отражены, прокомментируйте.

    1. В служебном поведении сотруднику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

    2. В служебном любого вида высказываний и поведении сотрудник должен воздерживаться от:  

Ø действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

Ø грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления угроз, оскорбительных выражений или неправомерных, незаслуженных обвинений;  

Ø реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

Ø принятия пищи, курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с коллегами, другими сотрудниками и гражданами.

    3. Все сотрудники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

    4. Сотрудники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с коллегами, сотрудниками и другими  гражданами

    Вопросы: Почему в современных компаниях стала актуальной разработка собственного корпоративного этического кодекса. Как этический кодекс организации может повлиять на поведение сотрудников. Разработайте одно из положений этического кодекса: нормы поведения сотрудников (применительно к той сфере деятельности, где вы будете работать).

Задание 7. Проанализируйте ситуацию.         

    Молодой человек окончил педагогический вуз и решил устроиться на работу воспитателем детского сада. Несмотря на то, что вакансия все еще была открыта, ему отказали, мотивируя тем, что мужчины не работают воспитателями. Какой принцип микроэтики нарушил работодатель? Проиллюстрируйте своими примерами нарушение принципов микроэтики.

 

Задание 8. Проанализируйте ситуацию.

         Сотрудник компании заметил, что организация не полностью уплачивает налоги. Получив доступ к банковскому счету компании, сотрудник перечислил часть денежных средств на счет детского дома, посчитав данный поступок своим гражданским долгом.  

    Дайте моральную и правовую оценку действий данного сотрудника. Нарушаются ли принципы деловой этики, какие?

Задание 9. Проанализируйте ситуацию.

    Менеджер одной компании получил предложение от другой компании   передавать персональные данные своих клиентов за определенное вознаграждение. Нарушил ли менеджер принципы деловой этики, согласившись на данное предложение, какие?

 

 Задание 10. Согласны ли вы с высказыванием великого русского философа Н. А. Бердяева: «Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и к их жизненному пути». Проиллюстрируйте примерами, как вы понимаете толерантность, в том числе применительно к деловой сфере.

Задание 11. Великому русскому писателю Л. Н. Толстому принадлежит высказывание: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Проиллюстрируйте данное высказывание примерами из деловой сферы.

 

Задание 12. Напишите эссе, проанализировав любое из предложенных высказываний:

а) «Нравственность – основа всех человеческих ценностей» (Альберт Эйнштейн),

б) «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (Иммануил Кант),

в) «Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль» (К. Гельвеций),

г) «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Б. Паскаль).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...