ТЕМА 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации
ТЕМА 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации Краткое содержание лекции Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. Вербальный способ общения – это способ речевого воздействия, осуществляемый с помощью слов. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Структура публичной речи: Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Кинесика – совокупность телодвижений; включает в себе жесты (информация передается при помощи рук), мимику (выражение лица), пантомимику (позы). Жесты бывают разные: жесты открытости, жесты защиты, жесты подозрительности и скрытности, жесты сомнения и неуверенности, жесты размышления и оценки, жесты превосходства над другими, жесты несогласия, жесты готовности и др.
Под мимикой следует понимать движения мускулатуры лица. Существует 6 основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики: радость, печаль, удивление, гнев, отвращение, страх. Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Основные виды взгляда: деловой, социальный, интимный. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Такесика изучает рукопожатия и прикосновения к партнеру. Рукопожатие может быть равноправным, доминирующим и покорным. Проксемика – область социальной психологии, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выделяют 4 зоны межличностного общения: интимная зона – от непосредственного телесного контакта до 50 см, личная зона – от 0, 5см до 1 м, социальная зона – от 1м до 3, 5 м, публичная зона – от 3, 5 м. Практикум Теоретические вопросы (доклады) 1. Функции, средства и структура общения. 2. Общие этические принципы делового общения. 3. Социальные и культурные барьеры общения. 4. Физические и психологические барьеры общения. 5. Публичное выступление, презентация. 6. Основы культуры и мастерства провозглашения деловой речи. 7. Невербальные средства делового общения. Практические задания Задание 1. Прочитайте и прокомментируйте высказывания известного американского психолога Дейла Карнеги: Ø «Если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем». Ø «Внимательно слушать – это самый большой комплимент, который мы можем сделать человеку». Ø «Умение выслушивать собеседника так же важно в личной жизни, как и в деловом общении». Ø «Способность слушать встречается, видимо, реже, чем другие качества человеческой натуры».
Вопросы: Почему слушание играет такую важную роль в процессе общения? Какой тип слушания предпочтительнее в деловом общении? Составьте письменно правила для слушающего. Задание 2. Прочитайте несколько афоризмов великих людей о правилах речевого поведения. Сформулируйте письменно правила речевого поведения для говорящего. Ø «Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять» (Квинтилиан). Ø «Ясность ‒ главное достоинство речи» (Аристотель). Ø «Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно» (Д. Морли). Ø «Не хвали себя, не осуждай других и не спорь» (Л. Н. Толстой). Ø «Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо о вас» (Л. Н. Толстой). Ø «Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти» (Л. Н. Толстой). Ø «Надежней конь без узды, чем речь без связи» (Феофраст). Ø «Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости» (Аламбер Жан Ле Рон). Задание 3. Допишите значение следующих жестов и поз: Ø руки, раскрытые ладонями вверх – Ø рука у щеки – Ø пощипывание переносицы с закрытыми глазами – Ø манипуляция с предметами (очками, ручкой) – Ø руки в карманах, большой палец обращен наружу – Ø постукивание пальцами по столу – Ø потирание мочки уха – Ø сцепленные в замок руки – Ø поглаживание подбородка – Ø потирание века – Ø отзеркаливание позы собеседника –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|