Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации




ТЕМА 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации

Краткое содержание лекции

       Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.

       Вербальный способ общения – это способ речевого воздействия, осуществляемый с помощью слов.

       Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

    Структура публичной речи:

Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

    Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

     Кинесика – совокупность телодвижений; включает в себе жесты (информация передается при помощи рук), мимику (выражение лица), пантомимику (позы). Жесты бывают разные: жесты открытости, жесты защиты, жесты подозрительности и скрытности, жесты сомнения и неуверенности,  жесты размышления и оценки,  жесты превосходства над другими, жесты несогласия,  жесты готовности и др.  

     Под мимикой следует понимать движения мускулатуры лица.

      Существует 6 основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики: радость, печаль, удивление, гнев, отвращение, страх.

     Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Основные виды взгляда: деловой, социальный, интимный.

     Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.         

     Такесика изучает рукопожатия и прикосновения к партнеру. Рукопожатие может быть равноправным, доминирующим и покорным.

     Проксемика – область социальной психологии, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

     Выделяют 4 зоны межличностного общения: интимная зона – от непосредственного телесного контакта до 50 см, личная зона – от  0, 5см  до 1 м, социальная  зона –  от 1м до 3, 5 м, публичная зона – от 3, 5 м.

Практикум

Теоретические вопросы (доклады)

1. Функции, средства и структура общения.

2. Общие этические принципы делового общения.

3. Социальные и культурные барьеры общения.

4. Физические и психологические барьеры общения.

5. Публичное выступление, презентация.

6. Основы культуры и мастерства провозглашения деловой речи.

7. Невербальные средства делового общения.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте и прокомментируйте высказывания известного американского психолога Дейла Карнеги:

Ø «Если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем».

Ø «Внимательно слушать – это самый большой комплимент, который мы можем сделать человеку».

Ø «Умение выслушивать собеседника так же важно в личной жизни, как и в деловом общении».

Ø «Способность слушать встречается, видимо, реже, чем другие качества человеческой натуры».  

Вопросы: Почему слушание играет такую важную роль в процессе общения?  Какой тип слушания предпочтительнее в деловом общении? Составьте  письменно правила для слушающего.

Задание 2. Прочитайте несколько афоризмов великих людей о правилах речевого поведения. Сформулируйте  письменно правила речевого поведения для говорящего.

Ø «Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять» (Квинтилиан).

Ø «Ясность ‒ главное достоинство речи»  (Аристотель).

Ø «Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно» (Д. Морли).

Ø «Не хвали себя, не осуждай других и не спорь» (Л. Н. Толстой).

Ø «Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо о

вас» (Л. Н. Толстой).

Ø «Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти» (Л. Н. Толстой).

Ø «Надежней конь без узды, чем речь без связи»  (Феофраст).

Ø «Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости» (Аламбер Жан Ле Рон).

Задание 3.   Допишите значение следующих жестов и поз:

Ø руки, раскрытые ладонями вверх –

Ø рука у щеки –

Ø пощипывание переносицы с закрытыми глазами –

Ø манипуляция с предметами (очками, ручкой) –

Ø руки в карманах, большой палец обращен наружу –

Ø постукивание пальцами по столу –

Ø потирание мочки уха –

Ø сцепленные в замок руки –

Ø поглаживание подбородка

Ø потирание века –

Ø отзеркаливание позы  собеседника –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...