Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Адресованная речь и диалог




 

    Можно назвать еще ряд элегий Пушкина, Баратынского, Жуковского, где «утешитель», как это явствует из текста, воплощает именно анакреонтическую позицию. Но еще более примечательно, что проникновение чужого сознания может зайти в элегии настолько далеко, что «друг-утешитель» получает в стихотворении самостоятельную «партию», т. е. структурно оформленные реплики. От речевого жанра «чистого» монолога через адресованную речь элегия переходит к композиционно оформленному диалогу. Эти случаи достаточно редки, так как здесь происходит слишком явное размывание жанровых границ. Можно назвать два подобных стихотворения-диалога – «Утешение в слезах» В. Жуковского и «Поэт и Друг» Д. Веневитинова.

    Оба стихотворения представляют собой спор элегического и анакреонтического мироощущения, соответственно – двух жанровых интенций. В обоих текстах реплики «друга» персонифицируют анакреонтическую позицию. С них начинаются оба стихотворения. «Друг» пытается разрушить элегическое мироощущение, «Поэт» - отстоять свою позицию перед лицом анакреонтики.

     «Скажи, что так задумчив ты?

              Все весело вокруг;

     В твоих глазах печали след;

              Ты верно плакал, друг?

     < …>

     Не унывай же, ободрись,

     Еще ты в цвете лет».

                        (В. Жуковский)

     Ты в жизни только расцветаешь [138] ,

     И ясен мир перед тобой, -

     Зачем же ты в душе младой

     Мечту коварную питаешь?

              (Д. Веневитинов)

    Первая реплика Поэта в стихотворении Веневитинова вполне могла бы стать типичным началом элегии:

              Мой друг! слова твои напрасны,

              Не лгут мне чувства – их язык

              Я понимать давно привык,

              И их пророчества мне ясны.

              Душа сказала мне давно:

              Ты в мире молнией промчишься!

              Тебе все чувствовать дано,

              Но жизнью ты не насладишься.

    Но это элегическое начало – не начало стихотворения, а ответ на реплику-утешение Друга, который пытается убедить Поэта, что его предчувствие близкой смерти ложно.

    Вторые две пары реплик в стихотворении Веневитинова варьируют еще один важнейший мотив анакреонтической лирики: «молодость» как «дар природы», «радость жизни» как преодоление трагизма бытия:

              Не так природы строг завет,

              Не презирай ее дарами:

              Она на радость юных лет

              Дает надежды нам с мечтами.

              Ты гордо слышал их привет:

              Она желание святое

              Сама зажгла в твоей крови

              И в грудь для пламенной любви

              Вложила сердце молодое.

    В ответной реплике Поэта – снова типичное элегическое начало: жалобы на одиночество, на непонимание героя элегии даже другом-утешителем, на глухоту окружающих, не обладающих особым поэтическим даром:

              Природа не для всех очей

              Покров свой тайный подымает:

              Мы все равно читаем в ней,

              Но кто, читая, понимает?

    В стихотворении Жуковского «Утешение в слезах» элегический герой тоже прибегает к такому же аргументу в попытке отстоять собственное отношение к миру, т. е. также говорит о невозможности быть понятым окружающими:

              Как вам, счастливцам, то понять,

              Что понял я тоской?

              О чем… но нет! оно мое,

              Хотя и не со мной.

    Дальнейшее развитие темы преодоления смерти в репликах Поэта и Друга у Веневитинова создает два варианта решения этой проблемы. В традиции анакреонтической поэзии – в упоении минутой, в наслаждении, в забвении неизбежности будущей смерти. Последняя реплика Друга концентрирует целый комплекс устойчивых анакреонтических мотивов: «дважды жизнь нас не лелеет», «наслажденье в полной чаше», «я то люблю, что сердце греет», - и, соответственно, противоположный ряд антиценностей: «тень», «призрак», «обман», «ветреная мечта» - как характеристика тщетных надежд на возможное посмертное бытие.

    Для Поэта – т. е. для философской элегии – преодоление смерти происходит, как это формулируется в завершающей реплике героя, в отказе от сиюминутной суеты, в служении искусству и, в конечном счете, в утверждении себя в других сознаниях, в чужой памяти:

              Мне сладко верить, что со мною

              Не все, не все погибнет вдруг,

              И что уста мои вещали:

              Веселья мимолетный звук,

              Напев задумчивой печали

              Еще напомнит обо мне,

              И сильный стих не раз встревожит

              Ум пылкий юноши во сне,

              И старец со слезой, быть может,

              Труды нелживые прочтет;

              Он в них души печать найдет

              И молвит слово состраданья:

    Предчувствие будущих «сострадающих», сопереживающих читателей, выход за пределы собственного бытия – это победа не только над смертью, но и над отъединенностью человеческого существования. В последней реплике Поэта переосмысляются многие мотивы анакреонтической лирики, прозвучавшие в репликах Друга, получая новое смысловое наполнение. Так, например, происходит со словами Друга о природе:

 

                        Друг

                   Она на радость юных лет

              Дает надежды нам с мечтами.

              < …>

                        Поэт

              Нет, друг мой! славы не брани,

              Душа сроднилася с мечтою;

              Она надеждою благою

              Печали озаряла дни.

    «Мечта» и «надежда» у Поэта связаны с мотивами посмертной памяти, сообщительности его творчества. Тема любви возникает в воображаемой реплике будущего читателя, - и это не «пламенная» чувственная любовь, о которой говорит Друг, а любовь-сострадание, любовь-память, разрывающая замкнутость сиюминутного существования:

              «Как я люблю его созданья!

              Он дышит жаром красоты,

              В нем ум и сердце согласились,

              И мысли полные носились

              На легких крылиях мечты.

              Как знал он жизнь, как мало жил! »

    Итак, элегия в споре с анакреонтикой не только отстаивает свое право на существование, но и доводит до катартического просветления изначальный комплекс элегических мотивов неизбежности смерти, добровольного отказа от сиюминутных наслаждений жизни и, более того, еще раз преодолевает собственную интровертированность, выходя за пределы своего мира и апеллируя к «другому сознанию».

    Но завершение стихотворения Веневитинова происходит не в реплике Поэта, а в заключительных авторских словах, своеобразном «третейском суде», подтверждающем правоту Поэта (с дословным повторением слов воображаемого читателя):

              Сбылись пророчества поэта

              И друг в слезах с началом лета

              Его могилу посетил…

              Как знал он жизнь! как мало жил!

    Можно сказать, что в стихотворении Веневитинова элегия выявляет максимум собственных жанровых диалогических потенций. Элегическое сознание эксплицируется на пересечении чужих голосов: Друга, исповедующего иную жизненную позицию, воображаемых будущих читателей, сочувствующих и сострадающих Поэту, и, наконец, «третейского судьи», оценивающего спор с позиций вненаходимости. Но именно наличие этой последней точки зрения очерчивает и пределы возможностей диалогизации лирического текста: противостояние различных мироотношений, различных жанров в рамках одного стихотворения должно получить некое монологическое завершение, т. е. должна установиться какая-то иерархичность точек зрения, победа одной из спорящих сторон.

    Анализ лирического стихотворения в аспекте взаимодействия речевых и литературных жанров таит большие возможности для изучения лирики в аспекте исторической поэтики. Речь идет об описании типов лирических адресатов, сосуществования лирических жанров внутри одного стихотворения, определении роли монологических и диалогических речевых структур в различных жанрах. При этом так же, как «маргинальная» идиллия оказалась точкой отсчета при формировании внутреннего мира столь важных жанров, как элегия и дружеское послание, так «легкомысленная» анакреонтика тоже выступает в роли жанра-провокатора для некоторых «серьезных» жанров. Перед лицом анакреонтического мироотношения отстаивает свое право на существование не только элегия, но и ода (см. анализ стихотворения М. В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном» во второй части учебного пособия).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...