Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  “Реальный” (эмпирический) символ




              “Реальный” (эмпирический) символ

 

      В поэзии символистов, особенно в поздний период, в 1906-1917 гг. встречаются и такие стихотворения, которые на первый взгляд кажутся вполне реалистическим воспроизведением действительности, но и в них присутствует та же многозначность, что и в стихотворениях-шифрах или в “мифологических” символических стихах.

    В сборнике Андрея Белого “Пепел” (1909), посвященном памяти Н. А. Некрасова, немало стихотворений, рисующих социальные противоречия, воссоздающих реалистические сценки, пейзажи. И все-таки социальное содержание этих стихов — лишь часть более общих, “вечных” проблем, а предчувствия социальных взрывов— лишь форма ожидания эсхатологической катастрофы.

    Рассмотрим, например, стихотворение “Веселье на Руси” (1906). Поначалу кажется, что в нем изображена просто бытовая сатирическая сценка в духе передвижников. Но если знать, что духовным лицам православие строго запрещало не только плясать, но даже смотреть на пляски, то станет ясно, что перед нами — кощунственное действо. Это “выворотный мир” — обратите внимание, что дьякон упал “носом в лужу, пяткой — в твердь”. Потому и завершается стихотворение апокалипсическим образом Смерти, вставшей над Россией:

    < …>

     Дьякон, писарь, поп, дьячок

     Повалили на лужок.

 

     Эх —

     Людям грех!

     Эх — курам смех!

 

     Трепаком-паком размашисто пошли: —

     Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

     <... >

     Что там думать, что там ждать:

     Дунуть, плюнуть — наплевать:

     Наплевать да растоптать:

     Веселиться, пить да жрать.

 

     Гомилетика, каноника —

     Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

 

     Дьякон пляшет —

                                 – Дьякон, дьякон —

     Рясой машет —  

                                 – Дьякон, дьякон —

     Что такое, дьякон, смерть?

 

     — “Что такое? То и это:

     Носом — в лужу, пяткой — в твердь... ”

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     Раскидалась в ветре, — пляшет —

     Полевая жердь: —

 

     Веткой хлюпающей машет

     Прямо в твердь.

 

     Бирюзовою волною

     Нежит твердь.

 

     Над страной моей родною

     Встала Смерть.

    Стихотворение И. Анненского “То было на Валлен-Коски” — редкий для символической поэзии сюжетный “рассказ в стихах”. На потеху туристам в водопад бросают тряпичную куклу, каждый раз вытаскивая ее обратно. Описание этой сцены ничем не отличается от реалистически точного предметного видения мира:

              То было на Валлен-Коски.

              Шел дождик из дымных туч,

              И желтые мокрые доски

              Сбегали с печальных круч.

 

              Мы с ночи холодной зевали,

              И слезы просились из глаз;

              В утеху нам куклу бросали

              В то утро в четвертый раз.

              <... >

              Но даром лизала пена

              Суставы прижатых рук, —

              Спасенье ее неизменно

              Для новых и новых мук.

    Но вторая половина стихотворения теряет характер сюжетного повествования: рассказ о кукле и водопаде важен не сам по себе, а как средство воссоздания сложного психологического состояния лирического героя:

              Бывает такое небо,

              Такая игра лучей,

              Что сердцу обида куклы

              Обиды своей жалчей.

 

              Как листья тогда мы чутки:

              Нам камень седой, ожив,

              Стал другом, а голос друга,

              Как детская скрипка, фальшив.

    Последняя строфа переводит все изображенное в универсальный план: происходящее — символ человеческого одиночества и беспомощности в абсурдно жестоком, отчужденном мире:

              И в сердце сознанье глубоко,

              Что с ним родился только страх,

              Что в мире оно одиноко,

              Как старая кукла в волнах.

    Такие “обобщающие” строфы (или строки) — почти обязательное условие перехода реалистического описания в символическую картину.

    «Эмпирические», или «реальные» символы — своего рода мост между поэтикой символизма и предметной поэтикой акмеизма и футуризма.

                   Раздел второй

              Постсимволистское стихотворение

 

         Постсимволизм — не единое литературное направление. В это понятие включаются и те школы, которые возникли в 1910-е годы и заявили о себе как литературные оппоненты символистов, — акмеизм  и  футуризм, — и поэты, не примкнувшие ни к одной литературной школе, но тоже развивавшиеся вне рамок символизма — Марина Цветаева, Владислав Ходасевич и др.

    Главным, что делало поэтов нового поколения не похожими на символистов, было их отношение к внешнему миру и, как следствие, к поэтическому слову. Для постсимволистов внешний мир был не “тенью” и “отблеском” истинной духовной реальности, а самостоятельной ценностью. Возвращалось прямое, предметное значение и поэтическому слову. Однако для каждой поэтической школы, для каждого поэта эти принципы претворялись по-своему.                           

Акмеистическое стихотворение.

Предметный мир и поэтическое слово

          В своих статьях-декларациях акмеисты подчеркивали, что борьба между символизмом и акмеизмом “есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю” (С. Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии). Что означало это положение в поэтической практике?

    Мы видели, что в поэзии символистов “здешний”, вещный предметный мир зачастую дематериализуется, слова теряют свое предметное значение, превращаются в намек на то, что нельзя выразить на языке логики. Одним из важнейших поэтических средств при этом становилась метафора. В своих ранних стихах акмеисты решительно отказались от сплошной метафоризации, иногда демонстративно противопоставляя свое “простое” видение мира символистскому.

Сравним между собой начало стихотворения В. Брюсова “Сумерки” (1906) и стихотворение О. Мандельштама “Нет, не луна, а светлый циферблат... ”(1916).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...