Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анкета самооценки состояния (АСС)




Анкета самооценки состояния (АСС) разработана сотрудниками Военно-медицинской академии и предназначена для изучения субъективного самочувствия и выявления наличия соматических жалоб у обучающихся. Обследование проводится с помощью специальных регистрационных бланков. Респонденту предлагается 7 пар полярных утверждений, характеризующих определенное состояние. Он должен по специальной шкале оценить выраженность каждого из них. Кроме того, методика включает перечень из 19 жалоб, которые позволяют получить подробную информацию об особенностях состояния здоровья обучающегося. Методика может использоваться многократно в течение суток, что особенно важно при изучении динамики состояния обучающихся в процессе деятельности.

 

Процедура поведения.

Инструкция: Вам предлагается с учетом своего состояния оценить, как Вы чувствуете себя в данный момент. На каждое утверждение предлагается 6 вариантов ответов. Внимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и выберите один из предложенных ответов (утверждений).

На листе бумаги напишите: «Анкета самооценки состояния», Вашу фамилию, инициалы, дату и время заполнения анкеты. Затем поставьте номер каждого пункта и против номера его значение в баллах, которое Вы считаете соответствующим своему состоянию:

+3 сильное повышение

+2 отчетливое повышение

+1 небольшое повышение

0 показатель не изменен

-1 небольшое снижение

-2 отчетливое снижение

-3 сильное снижение

 

Бланк со списком утврждений и дополнительных жалоб дан в приложении 11.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Оценка субъективного самочувствия производится следующим образом: подсчитывается сумма баллов зачеркнутых на бланке цифр.

При этом: + 3 соответствует 7 баллам;

+ 2 соответствует 6 баллам;

+ 1 соответствует 5 баллам;

0 соответствует 4 баллам;

-1 соответствует 3 баллам;

-2 соответствует 2 баллам;

-3 соответствует 1 баллу.

Сумма "сырых" значений субъективного самочувствия по таблице переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены). Если респондент указал 10 и более жалоб на состояние здоровья, то показатель АСС снижается на 1 стен.

 

Таблица 8. - Перевод "сырых" значений субъективного самочувствия в
10-балльную шкалу нормального распределения (стены)

Стены
                   
11 и менее 12-14 15-22 23-28 29-33 34-38 39-42 43-45 46-47 48-49
Неудовлетворительное субъективное самочувствие Удовлетворительное субъективное самочувствие Хорошее субъективное самочувствие

 

Показатель АСС в пределах 6-10 стенов при отсутствии (или наличии единичных) жалоб указывает на хорошее субъективное самочувствие обучающихся.

Снижение показателя АСС до 3-5 стенов в сочетании с жалобами на состояние здоровья свидетельствует об удовлетворительном субъективном самочувствии обучающихся. В этом случае целесообразно применять методы психологической и фармакологической коррекции.

Снижение показателя АСС до 1-2 стенов в сочетании с большим количеством жалоб на состояние здоровья указывает на неудовлетворительное функциональное состояние обучающихся. В таких случаях обучающимся показан осмотр психиатра (психоневролога), отдых, мероприятия психологической и фармакологической коррекции.

Реактивная тревожность Спилбергер – Ханин (экспресс- метод)

Методика направлена на изучение ситуативной (реактивной тревожности). В сокращённой форме представлено 5 вопросов описывающих эмоциональное состояние испытуемого на момент «сейчас».

Процедура поведения.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Испытуемому предлагается пять утверждений, на которые необходимо ответить по пятибалльной системе. Где 1 –нет, это совсем не так, 2 – пожалуй, так, 3 - верно, 4 – совершенно верно.

 

Бланк данной методики представлен в приложении 11.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Показатель реактивной тревожности высчитывается по формуле:

Т=С1-С2+15

Где С1-сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5

С2-сумма по пунктам 1,3,4

Величина показателя меняется от 5 до 20

№ 1,3,4 – обратные, т.е. подсчёт баллов по этим вопросам производится в обратном порядке, т.е. первый ответ «нет, это совсем не так» в этом случае будет оцениваться в 4 балла, второй «пожалуй, так» в 3 балла, а ответ «совершенно верно» в 1 балл.

Пункты 2,5 оцениваются в том порядке как он указан в бланке.

Физиологические пробы: п. Штанге, п. Генча, ЧСС, артериальное давление.

Одним из факторов, определяющих возможность и успешность усвоения учебной программы, является функциональное состояние организма обучающихся.

Под понятием функциональное состояние организма понимается наличная совокупность характеристик физиологических функций и психофизиологических качеств, обеспечивающих выполнение человеком профессиональной деятельности.

Контроль за функциональным состоянием организма обучающихся позволяет оценить процесс адаптации к условиям общеобразовательного процесса, определить физиологическую «стоимость» деятельности, физические возможности, следить за ростом и развитием обучающихся, прогнозировать профессиональную деятельность в будущем. На основании результатов исследования функций организма планируются мероприятия коррекции состояния.

Для исследования функционального состояния организма рекомендуются методики, направленные на оценку сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

 

Процедура проведения.

Показатели сердечно-сосудистой системы.

Частота сердечных сокращений (ЧСС). Подсчет ЧСС производится пальпаторно на лучевой или сонной артериях обучающимся самостоятельно, после тренировки. В покое ЧСС определяется после 10-минутного отдыха обучающегося. Пульс подсчитывается на протяжении 15 сек. в положении стоя и умножается на 4. Секунды руководитель отсчитывает по секундомеру. Результаты заносятся в бланк психологического обследования, а затем переносятся в протокол.

Артериальное давление (АД). Определяется с помощью сфигмоманометра по методу Короткова. В покое АД определяется после 10-минутного отдыха обследуемого. Результаты заносятся в протокол.

Функциональные пробы

Проба Штанге (ПШ) оценивается по продолжительности времени задержки дыхания на вдохе (в секундах) в положении стоя с помощью секундомера. Дыхание задерживается на максимальном вдохе после трех глубоких дыхательных движений; нос зажимается большим и указательным пальцами.

Этапы проведения пробы Штанге:

1. Обследуемый должен очистить носовые ходы от слизи и откашляться.

2. Сделать три глубоких дыхательных цикла «вдох-выдох».

3. Сделать максимальный вдох и, зажав нос пальцами, волевым усилием максимально дольше воздерживаться от выдоха.

Проба может проводиться в индивидуальном порядке или групповом.

Инструкция: «По команде «вдох», а затем «выдох» необходимо сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. На четвертом вдохе по команде «задержка» зажмите нос пальцами и задержите дыхание на максимально продолжительное время. Губы рта сжаты. При возобновлении дыхания поднимите руку, запомните названное Вам время задержки дыхания (время отсчитывается по секундомеру) и затем запишите результаты в бланк».

Проба Генча (ПГ) оценивается по продолжительности времени задержки дыхания на выдохе (в секундах) в положении стоя с помощью секундомера. Дыхание задерживается на максимальном выдохе после трех глубоких дыхательных движений; нос зажимается большим и указательным пальцами.

Этапы проведения пробы Генча:

1. Обследуемый должен очистить носовые ходы от слизи и откашляться;

2. Сделать три глубоких дыхательных цикла «вдох-выдох»;

3. Сделать максимальный выдох и, зажав нос пальцами, волевым усилием максимально дольше воздерживаться от вдоха.

Проба может проводиться в индивидуальном порядке или групповом.

Инструкция: «По команде «вдох», а затем «выдох» необходимо сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. На третьем выдохе по команде «задержка» зажмите нос пальцами и задержите дыхание на максимально продолжительное время. Губы рта сжаты. При возобновлении дыхания поднимите руку, запомните названное Вам время задержки дыхания и затем запишите результаты в бланк». Время отсчитывается по секундомеру.

 

Бланк по проведению физиологических проб представлен в приложении 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...