Психология ребенка младенческого возраста
Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев). Их сравнительная характеристика представлена в таблице 2. Развитие новорожденного Ведущая деятельность: взаимодействие (тактильное, зрительное, слуховое, речевое, эмоциональное) с матерью. Психологические новообразования возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления. Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных (врожденных) рефлексов (рефлекс шагания, хватательный рефлекс, плавательный рефлекс и др.). Особенности развития познавательной сферы: развиты вкусовые и тактильные ощущения; наблюдается легкая тугоухость (из-за наличия околоплодных вод в среднем ухе, которые постепенно рассасываются), она пропадает через 2-3 недели, а также легкой степени близорукость (так как хрусталик глаза еще не адаптировался к воздушной среде), которая исчезает на 4-5 неделе жизни; преобладают ориентировочный рефлекс и фрагментарное восприятие. Особенности развития личностной сферы: преобладают рефлекторные эмоции (нахмуривание во сне, непроизвольная улыбка, плач и др.) и биологические потребности: во сне, еде, тепле, сухости и др. Особенности развития социальной сферы: физическая адаптация новорожденного к условиям жизни; полная зависимость ребенка от матери (или взрослого ее заменяющего). Кризис новорожденности. Данный кризис начинается с процесса рождения ребенка. Л.Перну описывает его следующим образом: «Кризис новорожденности начинается с тяжелых минут… Подталкиваемый силой, равной давлению в 20 кг., он (ребенок) был выброшен из теплой водной среды с температурой в 37С?, где, подобно космонавту, прибывал в состоянии невесомости, в холодную среду с температурой воздуха около 20 С?, где к тому
же надо дышать». Основа кризиса связана с физическим отрывом ребенка от матери, что вызывает появление беспокойства малыша. Новые условия жизни заставляют организм перестраиваться. Теперь необходимо самостоятельно дышать, глотать и переваривать пищу, поддерживать температуру тела, осуществлять различные ненужные выделения из организма и многое другое. К такому резкому образу жизни новорожденный не готов и ему приходится постепенно приспосабливаться к новым условиям своего развития. Причиной такой перестройки называют смену условий развития (с водной на воздушную, с автоматического жизнеобеспечения на самостоятельное функционирование организма). Весь период новорожденности можно назвать кризисным, так как организм и элементарная психика ребенка подвергается процессу приспособления к существованию во внешней среде, результат которого может быть различным. Это сопровождается включением адаптационных механизмов нервной системы и внутренних органов (тех, которые новорожденный приобрел во время внутриутробного развития) к различному воздействию (пища, пеленание, воздух разной температуры, руки человека и др.) на ребенка. Кризис новорожденности имеет следующие признаки крикливость ребенка при неудовлетворении биологических потребностей (в еде, во сне, в тепле и др. ), покраснение, шелушение и «цветение» кожи, вздрагивания, сжатие пальцев рук в кулачок, частые хватательные действия при купании и пеленании. Рекомендации по преодолению кризиса новорожденности могут быть следующие: = кормить новорожденного до состояния сытости; = не допускать переохлаждения и перегрева тела новорожденного;
= часто разговаривать с новорожденным ласковым тоном; = каждый день делать массаж туловища и конечностей новорожденного; = при купании соблюдать температуру воды, погружать малыша в нее постепенно и желательно укладывать новорожденного на какую-либо основу, чтобы он ее чувствовал и не испытывал чувство незащищенности, опасности, тревоги; = выстроить режим дня и соблюдать его. Как пройдет адаптация всех систем организма в период новорожденности, так и будет в дальнейшем функционировать и развиваться малыш. Результатом адаптации новорожденного является нормальное функционирование его организма (при приеме пищи, дыхании, опорожнении кишечника и др.), удлинение времени бодрствования и живая реакция на появление мамы (улыбка на лице, этом малыш осуществляет движения ножками и ручками, произносит отдельные звуки). Развитие младенца Ведущая деятельность в младенчестве – непосредственно-эмоциональное общение с матерью. Психологические новообразования возраста – потребность в общении со взрослым, прямохождение. Особенности развития двигательной сферы: быстрый прогресс двигательной активности как в крупной моторике (научается поднимать голову и поворачивать ее в разные стороны, сидеть и садиться без поддержки, ползать, стоять, ходить), так и в мелкой (совершенствуются движения рук – может дотягиваться, брать, удерживать и перекладывать небольшие предметы, осуществлять специфические манипуляции с ними, овладевает указательным жестом, пытается рисовать каракули); следит глазами за перемещением предметов. Особенности развития познавательной сферы: свойственны все виды ощущений, которые постепенно дифференцируются и обостряются; развивается восприятие объектов (в первое полугодие – научается узнавать предметы, а на втором – формировать целостный образ предметов); появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается ориентировочно-исследовательская активность (любознательность); отмечается особая реакция на интонацию и содержание человеческой речи; относительно хорошо понимает обращенную к нему речь взрослых, произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов); преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
Особенности развития личностной сферы: появляются предпосылки к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми; к концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении; ребенок научается осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания); потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).
Особенности развития социальной сферы: общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»), закладываются первые навыки опрятности и аккуратности. Кризис младенческого возраста. Начало кризиса приурочено примерно к 9 месяцам, когда ребенок становится на ножки и начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок впервые отделяет себя от взрослого и предметов. Основа кризиса связана с раздроблением единой социальной ситуации «Мы». В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. В этот период взрослые вынуждены убирать многие вещи, их прятать от ребенка, вводить запреты. Не все его желания выполняются, потому что могут причинить вред ему самому или окружающим. Возникают противоречия между желанием обладать чем-либо (чаще вещью) и невозможностью достичь этого вследствие несовершенства двигательного аппарата ребенка и многочисленных ограничений со стороны взрослых. При чины такого противоречия кроятся в развитии потребности в новых впечатлениях за счет действий и невозможности их получить из-за социальных запретов и нежелания родителей поддерживать проявления моторной и познавательной активности ребенка. В результате могут возникнуть следующие проявления: бурные аффективные вспышки (пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками, ногами и даже головой), особенно на слова «нельзя» или «нет», а также капризность при выполнении привычных действий, где наблюдалось спокойствие (во время еды, перед сном, при взаимодействии с игрушками и др.).
Рекомендации по преодолению кризиса младенчества предлагаются следующие: = предоставить ребенку самостоятельность при перемещении и изучении нового (под контролем взрослого); = запрещать только то,что опасно для жизни ребенка и окружающих, делать это спокойно, без проявления агрессии (не кричать на ребенка, не швырять и не ударять его); = переключить внимание ребенка на другой объект, одинаковый по значимости; = предугадывать заинтересованность ребенка в опасном или дорогом для взрослого объекте и вовремя убирать его с поля зрения; = не наказывать ребенка при капризах и доброжелательным тоном успокаивать малыша; = проявлять в любых ситуациях терпение и выдержку; = демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова); = быть последовательными в предъявлении требований к ребенку. Завершение кризиса младенчества позволяет ребенку установить новые отношения со взрослыми, расширить кругозор, усовершенствовать двигательную сферу и получить первый опыт знакомства с социальными запретами. Таблица 2 Сравнительная характеристика развития новорожденного и младенца
15. 3.3.2.1. Функциональные линии развития ( 8 мес. – 2 года 8 мес.) Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы», как назвал ее Л. С. Выготский (1984). Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает в раннем детстве. М. Малер (1998), представительница психоаналитической школы, выделяет в процессе индивидуализации и сепарации ребенка от матери субфазу дифференциации, которая начинается во второй половине первого года жизни ребенка (табл. 38). Это первое, по мнению М. Малер, движение ребенка по выходу из симбиотической фазы единства с матерью. Оно связано с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. Ведущие психические функции раннего возраста в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева: соотнесение, обозначение, осмысление, замещение. Центральными новообразованиями раннего возраста выступает появление функциональных и замещающих действий.
Во многих современных исследованиях отмечается, что отличительной чертой раннего возраста являются знаковые формы поведения, возникновение которых обусловлено переходом от общения (система «субъект – субъект») к совместной деятельности (система «субъект – субъект – объект»). Для ребенка раннего возраста другой человек существует уже в его знаковой отнесенности к предметному окружению, и, наоборот, предметное окружение существует в его знаковой представленности для другого человека (Ю. Н. Карандашев, 1993). Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения, представляющая собой отождествление, предполагающее перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический. Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный. В более узком смысле слова замещение интерпретируется по-разному. Одно из самых известных определений принадлежит Л. С. Выготскому, который говорил о функциональном замещении, имея в виду возможность использования, например, в игре, один предмет в функции другого. Чаще всего термин «замещение» в психологической литературе рассматривается как использование одного предмета или действия вместо другого предмета (действия) при наличии общих свойств, важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка (Л. С. Выготский, 1984). Сама по себе структура «знак – значение» предполагает наличие знака как его носителя. В раннем возрасте происходит осознание знака, который в силу этого теряет свою абсолютность и становится относительным. В качестве относительного его уже можно переносить вместе с его значением на другой объект, который выступает в роли материального носителя значения. Разрыв между реальным значением объекта и его символическим, договорным значением создает идеальный план «как будто», благодаря которому, как отмечает Л. С. Выготский (1984), можно говорить о возникновении сознания.
Формирующийся в предметной деятельности перенос значений носит в раннем возрасте кратковременный характер и предполагает переход к двойственности, при котором внимание и сознание ребенка распределено между двумя объектами. Если один из объектов выступает в качестве фигуры, то второй – в качестве фона. Первый объект имеет различные значения в зависимости от того, какой объект выступает в качестве фона. Особое значение при этом приобретают замещения типа «Я – Я», появляющиеся у детей в возрасте 1 г. 9 мес. – 2 лет 2 мес. (О. В. Белановская, 2000). Я-замещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному, когда появляется децентрация. Разделенность внимания между двумя объектами проецируется как на пространственные структуры, так и временные. Идентификация «Я» с «Я» означает, что одно «Я» выступает как «Я – до», а второе, как «Я – после». Отождествление актуального «Я» («Я – после» с «Я – до») обеспечивает временную сохранность «Я», то есть непрерывность «Я» во времени, когда ребенок отождествляет себя с самим собой, в результате чего появляется личностная память, становящаяся затем основой будущей личности как единства поведения, деятельности и социальных отношений. Ю. Н. Карандашев (1987) отмечает, что «...механизмом возникновения памяти является замещающее действие типа «Я – Я», согласно которому ребенок отождествляет себя сегодняшнего с собой вчерашним и т. д., тем самым, превращая серию эпизодов в линию жизни». Это движение по временной шкале для второй половины раннего возраста преобразуется затем, в дошкольном возрасте, в собственно осознание, и, еще позднее, когда появляется умственный план деятельности, в рефлексию. Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается также другими формами замещающих действий, возникающих на третьей фазе раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, во второй половине раннего возраста, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью, у него появляется самосознание, и в основе этого становления лежит механизм идентификации.
16.
Прежде чем приступить к работе с методами, позволяющими выявить особенности развития познавательной деятельности, целесообразно оценить объем слухоречевой памяти, темп запоминания и другие особенности мнестической сферы. Как уже упоминалось, этот этап обследования мы относим к важным, ключевым моментам, поскольку все инструкции к заданиям (как вербальным, • так и невербальным) подаются ребенку преимущественно в речевой форме, и очень часто бывает трудно определить, что произошло: либо ребенок не понял инструкцию, либо не сумел запомнить ее в силу того, что она длиннее, чем он может удержать в памяти. Мы предлагаем для исследования различных параметров слухоречевого запоминания методики Запоминание двух групп слов и Запоминание двух фраз. Группы слов и фразы можно подобрать самим, пользуясь общепринятыми законами выбора вербальных материалов для использования в психологическом обследовании, или взять из соответствующих пособий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|