II. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика
Применение практическим психологом проективных методов в работе с детьми имеет особое значение, поскольку данная группа исследовательских техник обладает, помимо диагностических, целым рядом возможностей. Проективные методы обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с ребенком, делают его общение с психологом непринужденнее, обладают психокоррекционным эффектом, что делает их применение в работе с трудными детьми более предпочтительным. Детские психологи-практики широко применяют проективные методы разных типов (апперцептивные, рисуночные, игровые и др.) в своей работе, однако зачастую это применение основывается на интуиции исследователя, но не нормативных данных обследования детей разного возраста. Для оснащения детской практической психологии экспериментально-обоснованными методиками необходимы исследования, определяющие нормативные показатели для детей разного возраста. Настоящая работа восполняет недостаток подобных исследований. В детской практической психологии, особенно в работе с младшими подростками, достаточно типичной задачей является выяснение того, чем вызваны отклонения в поведении ребенка — естественными возрастными трудностями или формирующейся аномалией личности. Важно определить, может ли практик оказать ребенку помощь своими силами или наряду с этим нужна консультация других специалистов, например детского психиатра. Для решения этой задачи требуются методики исследования личности, обладающие дифференциально - диагностическими возможностями. Интервью «Волшебный мир» Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методикам катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. Текст методики Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра. 1. — Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить? а. — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему? б. — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету а возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) Затем волшебник попадает в школу. — В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь. — Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему? — Чуть не забыли о тебе! а. — Что бы ты сделал для себя? Почему? б. — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему? –– А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему? — Спасибо, ты — настоящий волшебник! — Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь. а. — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? б. — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? — Ты можешь превратиться в любое животное. а. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему? б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему? — Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему. а) кошка б) лев в) маленький козленок, олененок г) змея д) орел е) мышь ж) обезьяна з) тигр. и) заяц к) собака | л) птичка (например, синица) –– Ты отлично справился с заданием. — Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть. а. — Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему? б. — А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? в. — А почему... (2-й невыбранный вариант)? — А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему? — Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята? — Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3. а. б, в? — А почему а, б, в? — Отлично. А подумай: а. — Чего больше всего боятся дети? Почему? б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему9 — Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре? Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов. В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|