Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений




«Рисунок сем ьи» В.Вульф,

«Дом, человек, дерево» Дж.Бук,

«Автопортрет» Р.Бернс и др.

С помощью рисуночных методик возможно изучение эмоционального состояния ребенка (от 3х лет), особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Психодиагносту хорошо известно, что для более или менее обоснованного вывода нужно опираться на систему показателей, дополняя ее информацией из др. источников (бесед, наблюдений).

Кинетический рисунок семьи (КРС) В. Хьюлса, С Кауфмана Считают, что идея использ-я рисунка семьи для диагностики внутрисем-х отношений возникла у ряда иссл-й, среди которых упоминают работы Вульфа, Хьюлса, Минковского, Поро, Кормана и др. Сегодня наиболее известна модиф-я Р. Бернса и С. Кауфман а, — "Кинетический рисунок семьи" (КРС). Авторы этой модиф-и исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнит-го, кинетич-го фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рис-к, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Эти авторы предложили свою схему интерпр-и, выделив 4 значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур КРС;

б) действия КРС; в) стиль; г) символы.

Назначение: является полифункц-й. В зависимости от целей иссл-я, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "КРС" можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотн-й между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Полифункц-ть методики позволяет одновр-о отнести ее также к группам методов, предназн-х для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений. Вследствие привлекат-ти и естественности задания эта методика способствует установл-ю хорошего эмоц-го контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обслед-я. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, т.к.полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

Процедура Для иссл-я: лист белой бумаги (21х29 см), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) -"Нарисуй, пожалуйста, свою семью".

(РС) – "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".

(КРС) – "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

(КРС) – "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие "*. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть иссл-я. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не огранич-ся (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

-Скажи, кто тут нарисован?

-Где они находятся?

-Что они делают? Кто это придумал?

-Им весело или скучно? Почему?

-Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

-Кто из них самый несчастный? Почему?

Особенности интерпретации результатов КРС. При обычном задании "нарисуй свою семью" ребенок часто рисует статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя полезная информация и может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рис-м. Подход, испол-й кинетические (деятельные) инструкции, то есть просьбу к ребенку представить изображение, где бы фигуры двигались или делали что-нибудь, является более информативным.

Несмотря на то, что при интерпретации результатов "КРС" учитываются все вышеперечисленные уровни анализа/ Анализ особенностей нарисованных фигур, Расположение членов семьи / интерпретации КР фокусируется на действии или движении, а не на инертных фигурах.

Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. "Энергии" или "поля напряжения" могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе). Вот некоторые хар-ки КРС и их значение

Стиль

1. Отделение. Дети пытаются изолир-ь себя (чувства) от остальных членов семьи через отделение.
2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия хар-на для детей из неустойчивых семей
Действия.
1. Мать: а) Готовка. Это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей.

б) Уборка. Это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены домом" чем людьми в доме. Уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению.
в) Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пытающихся дать ребенку "тепло".

2. Отцы: а) Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.

б) Едет на работу или находится на работе. Обычно обнаруживаете у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих вне ее, а не интегрированных в нее.

в) Резание. Такие действия как подстригание газона, рубка деревьев, резание и т.д. обнаруживаются у "жестких" или "кастрирующих" отцов (иногда матерей).

3 Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т.п. Выступает у сильно конкурирующих или "ревнивых" детей. Это малая часть обычных "действий", которые часто повторяются в КРС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...