Особенности формирования психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера средствами курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина » Институт физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Кафедра медицинских дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Особенности формирования психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера средствами курса " Основы безопасности жизнедеятельности" Выпускная квалификационная работа обучающегося 6 курса по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности заочной формы обучения Федяинова Вадима Сергеевича Научный руководитель - Добрин Александр Викторович, кандидат психологических наук, доцент
Елец - 2022 Оглавление ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......... 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ КУРСА " ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….. 6 1. 1 Понятие «психологическая устойчивость» в психолого-педагогической литературе................................................................................................................ 6
1. 2 Понятие «опасные ситуации природного характера»…………………….. 13 1. 3 Формы и методы формирования психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера средствами курса " Основы безопасности жизнедеятельности» …………………………………. 20 Выводы по главе 1……………………………………………….. ……………... 25 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ КУРСА " ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………27 2. 1 Организация констатирующего эксперимента…………………................. 27 2. 2 Формирующий эксперимент. ………………………………….. ………….. 36 2. 3 Контрольный эксперимент……………………………………….. ………... 46 Выводы по главе 2………………………………………………………............. 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….. ………………………….. 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………................ 57 Введение Актуальность исследования. Силы природы, по масштабу и силе действия, могут проявляться как разрушительные для человека, общества и экономической среды. Природные явления гидрологического, геологического, атмосферного, геофизического, биосферного возникновения огромного масштаба, непременно, касающиеся среды обитания человека называются опасными природными явлениями. Эти явления вызывают опасные ситуации, приводящие к разрушению среды обитания людей, уничтожению материальных объектов и социальной инфраструктуры, и, даже, гибели людей. При анализе последствий и потерь, особенно потерь человеческих жизней, выясняется, что во многих катастрофических ситуациях природного характера велика важность правильного поведения людей, способность контролировать свои действия, не поддаваясь воздействию отрицательных факторов во избежание больших потерь. Важна, как деятельность специальных служб, так и знания рядовых граждан, оказавшихся в опасной ситуации. Особенно, если, по данным многих исследований, 70-75% людей, оказавшихся в опасной ситуации природного характера, не являлись психологически устойчивыми, для проявления своих способностей по противостоянию стихии.
Исходя из того, что образование знаний у граждан происходит, начиная со школы, следовательно, необходимо разрабатывать тему развития психологической устойчивости в действиях в опасных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений. В учебных заведениях таким предметом является курс Общественная безопасность жизнедеятельности – ОБЖ. И основной задачей данной научной работы является разработка методов обучения психологической устойчивости учащихся в рамках предмета ОБЖ.
Степень разработанности темы. Разработкой теории развития психологической устойчивости в опасных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений, изданием научных работ по этой теме занимались и занимаются психологи и педагоги: Крупник Е. П., Перевалова В. Ф., Стахнеева И. Ю., Ионина Л. Г., Чалдини Р., Чудновского В. Э., Басарова Б. С., Леонтьева К. К., Секача М. Ф., Грызлова И. Н., Евстафьева Е. Н., Дьяченко Л. А. и т. д.. Вопросами формирования условий для обучения и воспитания в эффективной и гуманистической микросреде с благоприятным психологическим климатом творчества, совместной деятельности детей и взрослых, рассматривались в работах: Бабанского Ю. К., Бодалева А. А., Гершунского Б. С., Зверева В. И., Караковского В. А., Макаренко А. С., Мудрика А. В., Щуркова Н. Е. и др.. Необходимость в потребности безопасного поведения прорабатывалась в трудах В. Мошкина, А. Т. Смирнова, Н. П. Абаскаловой, Л. А. Акимовой и др. Таким образом, очевидно, что подготовка населения к опасным воздействиям природного характера, правильному поведению закладывается, также, во время обучения в общеобразовательных учреждениях на уроках ОБЖ, что и определило цель данного исследования – Формирование психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера средствами курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель – изучить уровень психологической устойчивости в действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений. Объект исследования - процесс обучения и воспитания у школьников безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера в рамках уроков ОБЖ Предмет исследования - организация и проведение урочных и внеклассных занятий в рамках курса ОБЖ, темой которых является формирование психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера. Гипотеза: использование метода Анализа конкретной ситуации (АКС)как средства формирования психологической устойчивости при обучении безопасности жизнедеятельности старшеклассников будет эффективно, если будут соблюдены педагогические условия использования анализа конкретной ситуации как эффективного средства обучения: формирование психологической устойчивости; метод АКС будет содержательно обогащен знаниями об опасных ситуациях и специфике психологических проявлений. Методологическую основу исследования составили: теоретические изыскания ученых о значении безопасного поведения, необходимости психологической устойчивости и их формирования: В. Г. Волович, В. А. Квартальнов, Л. Е. Куприна, Ю. С. Маслов, Ю. С. Константинов, Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков, Ю. А. Штюрмер и др. [12, с. 171]; методические положения для системы подготовки школьников безопасному поведению: Латчук В. Н, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М. И. Хамбер и др. [16, с. 96]. В данной работе, также, использовалась специальная литература предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», авторов: Айзман Р. И., Кирин Б. Ф., Михайлов Л. А. [11, с. 59].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|