Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Формирующий эксперимент




 

Непосредственная цель исследования состоит в обучении и воспитании психологической устойчивости учащихся, на основании эффективных педагогических средств её развития. Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности для развития качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, умений защищаться от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, а также для развития мотивации у молодежи к безопасному поведению.

Учащимися контрольного и экспериментального класса изучаются темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» по программе предмета «основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной государственным стандартом, планируется проведение занятий с углубленным применением организации коллективной работы, анализу конкретной ситуации.

Непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

А. М. Смолкин дает следующее определение: «активные методы обучения это - способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики». Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Анализ конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач, а также выполняет множество различных функций, служит инструментом исследования, изучения, оценки и выбора, обучения, воспитания и развития психологической подготовки.

Применение таких методов требует учёта специфических психолого-педагогических принципов:

· принцип имитационного моделирования;

· принцип проблемности;

· принцип совместной деятельности;

· принцип диалогического общения;

· принцип двуплановости.

 

Анализ конкретной ситуации (АКС)

 

Метод используется на уроках ОБЖ с целью приучения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде:

· предвидения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития,

· принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.

·  происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев. Они приобретают и пополняют знания, анализируя ошибки и нарушения других людей, попадавших в различные опасные ситуации.

Учитель подготавливает сюжет, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичным и адекватным подготовке учащихся, включать конфликт, проблему, решение которой потребует усилий. Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, повести, очерки и т. д. ).

Найденный сюжет необходимо обработать: описать доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при помощи демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, слайдов, рисунков, отражающих факты какого-либо процесса, а также с использованием игрового метода — моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися или самими обучающимися.

Метод анализа конкретных (проблемных) ситуаций основывается на групповых дискуссиях и способствует уяснению каждым обучаемым своей точки зрения, воспитанию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом. Специалисты выделяют около 35 модификаций метода. Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации:

1) Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффективным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

2) Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники. Обучаемым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конкретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультирования психологом клиента) и соответствующие меры со стороны действующих лиц. Обучаемые должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов.

3) Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

 

Метод анализа конкретных ситуаций, также, называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики.

При использовании метода на уроке, для создания проблемности обучения можно варьировать полнотой выдаваемой информации: с развернутым, частичным и минимальным объемом информации.

Выделяют следующие признаки метода:

Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени.

· Коллективная выработка решения.

· Многоальтернативность решения.

· Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель - найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.

· Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд.

· Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем.

 

При анализе проблемных ситуаций, возникающих по ходу занятия, формируются важные психологические качества, способствующие реализации активной позиции учащихся:

· активное и интенсивное общение друг с другом, обмени учебной информацией, за счёт чего происходит расширение объёма знаний, повышение компетентности;

· доброжелательные отношения между участниками, служащие средством и условием повышения эффективности обучения;

· возникновение эмоционального заражения, когда эмоциональные состояния каждого участника, взаимно отражаясь, усиливаются, и приводят к эмоциональной насыщенности группового обсуждения, усилению активности участников.

Цель проектной деятельности в рамках формирования психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера

– привлечение внимания воспитанников к актуальной социальной проблеме, воспитание безопасного поведения, защиты окружающих и психологическая способность противостоять опасным ситуациям природного характера; включение детей в реальную практическую деятельность по реализации данной цели.

Цели:

- способность противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, овладение основами культуры безопасности;

- обучение знаниям видов опасностей природного характера, устройства защитных сооружений и знание правил оказания первой медицинской помощи и т. д.;

- развитие предвидения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития

- ориентация на добро и способность к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений;

Задачи:

- формирование у подрастающего поколения психологической устойчивости, психо-физиологической устойчивости, сопротивлению стрессу;

- обучение учащихся конкретным видам опасных природных явлений, их разрушительного воздействия, конкретным технологическим способам противодействия опасным последствиям;

- проведение занятий по имитации воздействий опасных ситуаций и способов поведения;

- обучение чувству взаимопомощи и оказанию первой медицинской помощи;

- приобщение к общечеловеческим ценностям, укрепляющим мотивационную сферу человека в опасных ситуациях;

- содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей;

- формировать умения и навыки поиска нужной информации;

- организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы, активизировать взаимодействие с родителями в воспитании у учащихся психологической устойчивости.

Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.

Форма продуктов деятельности: фотографии, презентации, исследовательские работы.

Формы и методы реализации проекта: познавательные занятия (классные часы, экскурсия в местную часть МЧС, школьную и сельскую библиотеки), интегрированные уроки, исследовательские и творческие работы, уроки психологии поступка, фотовыставки, тематические мероприятия, создание презентаций, участие в конкурсе на скорость и правильность эвакуации.

Ожидаемые результаты от реализации проектной деятельности:

- приобретение учащимися опыта социально значимой и самостоятельной деятельности;

- воспитание интереса к развитию психологической устойчивости;

- воспитание уважения к людям, профессия которых защита населения от ЧС;

- укрепление связи между учащимися и педагогами;

- привлечение к различным формам безопасного поведения;

- осознание учащимися своей роли в защите окружающим во время опасных ситуаций.

Этапы работы над проектом:

Этап I. Подготовительный

1. Создаётся опросник со следующими вопросами:

· Знакома ли вам продемонстрированная опасная ситуация?

· Как вы думаете, почему она произошла?

· Что стало причиной ее возникновения?

· Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

· Если бы вы были свидетелем или участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?

· Что необходимо предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?

2. Стартовая презентация проекта.

3. Обсуждение вопросов, разделение на группы.

4. Сбор материалов об опасных ситуациях, разрушительных последствиях, мерах защиты.

Этап II. Информационный

1. Сбор информации. Пример задания: вы находитесь в сейсмоопасном регионе страны (мира), в квартире. Внезапно чувствуете, что пол начинает качаться, зазвенела посуда, качаются люстры и т. п. Ваши действия.

2. Выяснить, как себя вести и, зная последствия, как быстро принимать решения и действия, находясь в помещении, как покидать помещение, как вести себя на улице и какие места занимать, какое место занять, если вы остались в помещении, какие разрушительные последствия и как оказать помощь пострадавшим.

3. Изучить материалы научных видеофильмов.

4. Изучить материалы школьной и сельской библиотеки.

5. Изучить интернет - ресурсы

Этап III. Практическая работа

Чтобы приступить к работе, каждому учащемуся необходимо ознакомиться с ситуацией индивидуально, внимательно изучив, данную ему информацию. Далее учащиеся обмениваются информацией, приходя к единому решению, анализируя информацию, поступившую от товарищей. Далее, учащиеся действуют в группе, исходя из своих ролей. Учащиеся действуют по следующему алгоритму:

1. Индивидуальный этап

· Ознакомление с ситуацией.

· Выявление проблем

· Обобщение информации

· Анализ информации

2. Групповой этап

· Уточнение проблем и их иерархия

· Формулировка альтернативных решений

· Составление перечня «+» и «-» каждого решения

· Оценка альтернатив

3. Индивидуальная и групповая

· Обоснование выбора решения

· Разработка плана реализации решения

· Презентация результатов

Этап V. Заключительный этап

1. Подведение итогов проекта.

2. Презентация результатов работы на научно-практической конференции.

3. Творческая работа каждого учащегося в рамках реализации проекта.

4. Рефлексия.

5. Самооценка своей деятельности, деятельности коллектива.

В рамках анализа конкретной ситуации предусматриваются такие проекты как:

1) «Опасные ситуации природного характера»

2) «Поведение человека при ЧС»

3) «В городе случилось землетрясение»

4) «Как помочь себе и близким»

5) «Профессия спасатель»

6) «Сделай защитные сооружения»

7) Сочинение «О ценностях безопасного поведения»

В ходе проекта учащиеся:

1. Расширят и углубят знания о психологической подготовке.

2. Организуют сотворчество с сельской и школьной библиотеками, сельской администрацией и частью МЧС.

3. Активизируют взаимодействие с родителями.

4. Воспитают чувства взаимопомощи и смелости: умение проявлять свои лучшие качества при преодолении трудностей, овладеют умениями по защите от опасных ситуаций, приобретут желание дальше изучать курс Основ безопасности жизнедеятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...