Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Понятие «опасные ситуации природного характера»




 

ЧС природного характера - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит огромное количество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии в полной мере приостановить или изменить ход этих процессов, в его силах только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет специалистам сделать вывод о том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и техносферы от грозных явлений и процессов природы не повышается.

В зависимости от механизма и природы происхождения опасные природные явле­ния разделяются на следующие группы (классы) [15]:

Геофизические опасные явления:

· землетрясения - подземные толчки и колебания земной поверхности;

· извержения вулканов - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы;

· цунами – высокие волны, порождаемые землетрясениями;

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

· оползни - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

· сели - внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов;

· обвалы, осыпи - это отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их дробления и скатывания, из круч, обрывов и склонов;

· лавины - сход снега с гор;

· склонный смыв - обусловлен деятельностью дождевых и, талых снеговых вод, стекающих по поверхности склонов;

· просадка лёссовых пород - вертикальные смещения поверхности, возникающие в результате процесса уплотнения грунтов при их замачивании;

· просадка (провал) земной поверхности в результате карета - локальное обрушение земной поверхности над подземными пустотами, образовавшимися из-за вымывания грунтовыми водами мягких осадочных пород типа известняка, гипса, доломита и др;

· пыльные бури - перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, выдуванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

· бури (9-11 баллов) – сильный ветер на поверхности земли или воде;

· ураганы (12-15 баллов) - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.;

· смерч (торнадо) - сильный восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темного столба диаметром до 1000 м. с вертикальной осью вращения, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой;

· шквал - редкое кратковременное усиление ветра до 20–30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами;

· вертикальные вихри (потоки ) - атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси;

· крупный град - атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе;

· сильный дождь (ливень) - кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега;

· сильный снегопад - продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта;

· сильный гололед - слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана обычно при температуре воздуха от 0 до –3О С;

· сильная метель - перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, в сочетании с выпадением снега, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей;

· сильная жара;

· сильный туман - скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся значительным ухудшением видимости;

· засуха - продолжительное отсутствие осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящее к нарушению водного баланса растений и вызывающее их гибель;

· суховей - это ветер, достигающий иногда значительной скорости (более 5 м/с), с высокой температурой (более 25 градусов) и низкой относительной влажностью воздуха, вызывающий испарение воды от культурных растений;

Морские гидрологические опасные явления:

· тропические циклоны (тайфуны) - огромный поток воздуха, закручивающийся по спирали вокруг центра (огромная воронка воздуха). Скорость воздуха в этой воронке может достигать 25 м/с, и при этом воздух обладает столь большой плотностью, что ощущается как твёрдое тело. Другими словами, тайфун - это очень сильный ветер;

· сильное волнение (5 баллов и более) – сильные колебания волн на море или океане;

· напор льдов, интенсивный дрейф льдов - непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений;

Гидрологические опасные явления:

a. высокий уровень воды:

· половодье - значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке;

· дождевые паводки - атмосферные осадки в виде дождя, выпадающие непрерывно или почти непрерывно в течение нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление;

· заторы и зажоры - это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, в результате чего происходит подъем воды и ее разлив;

· ветровой нагон - подъем уровня воды в морских устьях крупных рек, а также у подветренных побережий морей, крупных озер и водохранилищ, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;

· низкий уровень воды - опасное падение уровня речной воды ниже навигационного уровня;

· повышение уровня грунтовых вод (подтопление) - подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта вод в реках, водохранилищах от атмосферных осадков, снеготаяния; сброса или утечки воды из инженерных систем и коммуникаций; неисправности либо нарушения правил обслуживания водоприемных устройств и сооружений поверхностного водоотвода;

Природные пожары:

· чрезвычайная пожарная опасность - неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам;

· лесные пожары - горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории;

· пожары степных и хлебных массивов - стихийное, неконтролируемое распространение огня по растительному покрову степей;

· торфяные пожары - возникают и развиваются на торфяниках - болотах или бывших болотах, где в силу нехватки кислорода, вызванной избыточным увлажнением, остатки болотных растений не разлагались окончательно, а в течение многих тысячелетий или столетий накапливались в виде относительно однородной бурой массы — торфа;

· подземные пожары горючих ископаемых - это пожар, возникающий непосредственно в горных выработках и в массиве полезного ископаемого.

Многие опасные природные явления взаимосвязаны между собой. Например, землетрясения могут вызывать обвалы, оползни, сходы селей, наводнения, цунами, лавины, активи­зацию вулканической деятельности. Многие штормы, ураганы, смерчи сопровож­даются ливнями, грозами, градобитием. Сильная жара сопровождается засухой, понижением грунтовых вод, пожарами, эпидемиями, нашествиями вредителей [22].

Человечество посто­янно использует окружающую среду в качестве источника своего существования и развития, поэтому постоянно сохраняется потенциальная возможность возникновения природных опасностей, поэтому они никогда не могут быть ликвидированы полностью [23].

Вследствие этого, мы всегда должны изучать природу, природные явления и быть готовыми к чрезвычайным ситуациям, готовить на уроках ОБЖ специалистов, необходимых обществу в сфере предотвращения и прогнозирования природных катаклизмов.

Правительства различных государств и мировое сообщество выделяет все большее число ресурсов на подготовку и проведение различных глобальных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление защитных приспособлений и строительство защитных сооружений [21].

Географическое положение районов бедствия определяет условия землеполь­зования и их перспективы, возможность негативного сочетания с другими при­родными процессами, прогнозировать силу и интенсивность природных явлений и меры по борьбе с ними и приспособляемость. [2].

Опасным природным явлением, источником природной чрезвычайной ситуации называется стихийное событие природ­ного происхождения, процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого природного происхождения которое по своей интенсивности, масштабу распростране­ния и продолжительности может вызвать негативные последствия для жизнедея­тельности людей, а также экономики и природной среды.

Зачастую источниками природной чрезвычайной ситуации являются стихийные бедствия.

Стихийное бедствие — это катастрофическое природное явление (или процесс) значительного масштаба которое может вызвать многочисленные жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия [4].

Стихийные бедствия могут стать причиной многих аварий и катастроф. По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3 млн. человеческих жизней. За катастрофой, могут последовать другие беды: голод, инфекции, болезни.

Все чрезвычайные ситуации природного характера по масштабу распространения разделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, национальные (федеральные) и трансграничные (глобальные).

Важно, чтобы большее количество людей имели знания и умения не только предотвращения разрушительных последствий природных сил, как профессионалы, но, так же важно, чтобы граждане, не имеющие специального образования, знали, какие действия предпринимать и как вести себя при развитии катастрофы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...