Методы исследования. Глава 1 теоретические и методологические Основы исследования особенностей формирования психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера средствами курса "основы безопасности жизнедеятельности
Методы исследования. 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; 2. Экспериментальные: методики констатирующего и контрольного эксперимента, методика «Прогноз» по определению нервно - психологической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе, тест «Знание опасных ситуаций природного характера и способы поведения», методики формирующего эксперимента. 3. Методы математической статистики: F-критерий Фишера База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Измалковского района. В экспериментальном исследовании приняло участие 31 обучающихся 9-х классов (средний возраст 15±0, 25 лет).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ КУРСА " ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. 1 Понятие «психологическая устойчивость» в психолого-педагогической литературе Е. П. Крупник определяет психологическую устойчивость как динамической равновесие саморегулирующейся системы человека. Устойчивость человека сохраняется благодаря способности противостоять внешним и внутренним факторам, нарушающим равновесие человека со средой [1]. И. Ю. Стахнеева представляет психологическую устойчивость как способность человека адаптироваться к воздействию психосоциальных нагрузок, опасных факторов среды обитания, преодоление негативных последствий факторов для психического и физического здоровья, как кратковременных во время возникновения ЧС, так и долговременных, психоэмоциональных и психофизических травм[7].
Психологическая устойчивость – оценивает показания состояний стресса и дистресса, адаптации и дезадаптации организма в предстоящей и текущей стрессогенной ситуации жизнедеятельности [8]. При характеристике феномена психологической устойчивости, применяются следующие термины: · «устойчивость личности» (Б. С. Басаров, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов); · «устойчивость к стрессу» (Б. В. Кулагин и др. ); · «толерантность к стрессу» (Л. Н. Собчик и др. ); · «стресстолерантность» (Б. Рашел и др. ); · «сопротивляемость к стрессу» (Ц. П. Короленко и др. ); · «стрессоустойчивость» (S. Kobasa и др); · «надежность» (А. Ф. Вен-дрих и др. ); · «оперативная надежность» (Л. Г. Рязанова и др. ); · «оперативная устойчивость» (Ю. С. Бабахай); · «помехоустойчивость» (А. Ф. Ануфриев); · «психическая готовность» (М. Н. Рудный); · «эмоциональная устойчивость» (Аболин, Милерян, Чебыкин); · «психическая устойчивость» (М. А. Матова, О. Н. Мазуров, М. Ф. Секач); · «психологическая устойчивость» (И. Н. Грызлова, Е. Н. Евставьев, В. К. Калин, С. А. Козлов и др. ); · «психологическая готовность» (Е. В. Черепкова; М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович; В. А. Денисов и др. ) Содержание этих терминов определяет субъект деятельности – человека, психоэмоциональное состояние и, исходящая из этого работоспособность во время экстренных ситуаций, способность противостоять экстремальным условиям и состояниям, сохранение жизнедеятельности. С. Н. Федотов рассматривает психологическую устойчивость как качество человека, синтезирующее отдельные качества и способности человека, формирующее целостность личности, позволяющее сохранить устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным воздействиям опасных ситуаций. [9]. В психологической литературе для обозначения способности психологической устойчивости используются такие термины, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации» и т. д. Содержание данных терминов определяет воздействие опасных ситуаций на психическую регуляцию поведения, которой подчиняется деятельность, целеполагание и контроль выполнения алгоритмов действий в негативных условиях.
Адаптационные процессы психики интегрируют функции личности, с целью сохранения устойчивости. Согласованность и стабильность выполнения поведенческих функций, повышает уровень психологической устойчивости и надёжность в профессиональной деятельности и обыденной жизни [9]. В чрезвычайных ситуациях основная задача учащихся следовать правилам эвакуации, помощи товарищам по перемещению их, переносе из зоны бедствия, правильной оценке происходящего, прогнозировании протекания ситуации и правильного реагирования при следовании к безопасному месту. Данные алгоритмы и потенциальные угрозы моделируются на уроках ОБЖ. Ю. С. Шойгу даёт следующее определение: «Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики». Психологическая устойчивость свойство, которое не приобретается личностью врождённо. Несмотря на то, что психологическая устойчивость опирается на психику и нервную систему, тип нервной деятельности, она одновременно формируется из таких определяющих факторов, как опыт, уровень подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности [6]. Выделяют следующие компоненты психологической устойчивости: · эмоциональный, · волевой, · познавательный (интеллектуальный), · мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость не просто суммирует отдельные функции, а является общим состоянием индивида, позволяющим оперировать компонентами деятельности и когнитивными операциями. Но при возникновении ЧС невозможно сохранить устойчивость всех функций, стабильность мелких навыков моторики и мыслительных операций. Показателем устойчивости является вариативность выбора варианта действий и высокая мобильность психики. Вариативность и мобильность позволяет проявить гибкость и быстроту приспособляемости к меняющимся условиям жизнедеятельности, при переходе от задачи к задаче [6].
Важно отметить, что вариативность действий может основываться только на широких знаниях условий ситуации, методов и способов спасения себя и товарищей, иметь прикладные умения по использованию средств спасения. В этом проявляется психологическая и психическая адаптированность личности к опасным ситуациям. М. И. Дьяченко считает, что моральные качества человека, соблюдение норм поведения человеком, его чувство сострадание и его ориентация на развитие этих качеств, также, укрепляет психологическую устойчивость человека, так как человек имеет критерии поведения, адекватные сложившимся трудным ситуациям, в которых требуется активная жизненная позиция, активная деятельность и необходимость помогать окружающим [5]. Действительно, желание помочь окружающим может мобилизовать человека, действовать не безрассудно, но более твёрдо и уверенно, позволяет действовать, в противовес бездействию. Р. В. Агузумцян, Е. Б. Мурадян определяют те компоненты оценки своих действий, которыми будет оперировать человек в опасной ситуации, такие как «уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость», способствующие сохранению психологической устойчивости, целостности психологического восприятия и самоконтроля [12]. То есть, в психологическом плане мы можем наблюдать, в какую сторону идут отклонения и сопротивляться. Но приводится и факт оцепенения, ступора – который мы должны, также преодолеть при выполнении нужных нам действий. В психологической интроспективе человек может наблюдать за теми факторами, за которыми следуют отклонения и какие это отклонению по эффекту воздействия на самого человека. Сверхзадача – установка на противодействие и сопротивление таким факторам, как оцепенение, ступор – выполнение действий, быстрое принятие решений. В. Э. Чудновский даёт установку личности сохранять свои позиции, установки, убеждения для противодействия стрессу и воспитать стрессоустойчивость [10]. Психологическая устойчивость личности в опасных ситуациях природного характера является залогом жизнеспособности, психического и соматического здоровья [13].
Б. Б. Величковский в своих трудах считает, что проработка отдельных компонентов жизни человека важно, как психологические составляющие целого, их психологического осмысления и преодоления человеком, но, также, важна системная адаптация и целостная ориентация человека на преодоление негативных воздействий психоэмоциональных и психофизических нагрузок социальной и природной среды обитания [3]. Если в обыденной жизни многогранные стороны жизни личности могут быть не достаточно развиты, то в экстремальной ситуации требуется максимальное проявление черт характера и личности, таких как: · Стойкость – способность противостоять трудностям, вера в свои силы в ситуации фрустрации, и в то, что твои действия правильные, и приведут к правильному результату в данной ситуации. Стойкость обеспечивает высокий уровень настроения на преодоление трудностей. Сдерживание напряжения и негативных эмоций · Уравновешенность и стабильность – соразмерность силы реагирования на силу раздражителя, событий. То сеть, даже, самый смелый порыв не должен быть импульсивен, а точно выверен. Слабое реагирование – усилено. Необходима надёжность деятельности и постоянство функционирования. · Сопротивляемость предполагает психологическую свободу - сопротивление тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора [14]. Сниженная стойкость и неуравновешенность в опасных ситуациях, ситуациях испытаний и потерь приводят к возникновению риска, стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний и к тому, что человек преодолевает их с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития и сложившихся межличностных отношений [12]. Существует комплексное понятие «сопротивляемость к стрессу»: способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности [18]. Уравновешенность - измеряет уровень опасности и внутреннего напряжения, соизмеряя с ресурсами своей психики и организма. При возникновении ЧС учащемуся необходимо проявлять отзывчивость, высокий уровень активности и соучастия, чувствительности к товарищам во время спасения или необходимого противодействия опасным факторам.
Эти черты личности подкрепляются такими положительными компонентами личной жизни как: · Успешная профессиональная и учебная деятельность, личная жизнь и общение с близкими и друзьями является личностным базисом полноценного переживания человеком самореализации. Самореализация влияет на удовлетворенность жизнью, на настроение и психологическую устойчивость, вырабатывает постоянство главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способов поведения [17]. · Потребности в самореализации и самовыражении являются одними из основных высших потребностей человека. Приверженность избранным идеалам и целям делает человека устойчивее в жизни [16]. · Учащимся необходимо иметь разносторонние интересы в противовес однобоким целям, чтобы у ученика был широкий круг общения, разнообразные эмоционально насыщенные отношения. [19]. · Межличностное общение и включенность в социальные связи, также сохраняет самооценку человека. Но, при этом, наряду, с автономностью личности в поведении и целях, стиле и образе жизни, важно быть открытым к воздействиям социума. · Способность слышать свое Я и активно выстраивать свой жизненный путь, видеть свои намерения и цели, и предпринимать последовательные действия для самореализации является ещё одной основой психологической устойчивости [20]. Динамическое равновесие личности состоит не только в сопротивлении сбивающим факторам внешнего характера, нарушающим постоянство выполнения целей, выстраиваемых человеком на своём жизненном пути. Но и сам человек является динамическим субъектом, способным преобразовывать свою жизнь и окружающую среду. На этих двух принципах стоит самосохранение и самооценка с одной стороны, преодоление трудных условий и изменение с другой стороны. Эти психоэмоциональные установки позволяют человеку сохранить устойчивость в опасных ситуациях, предпринять активные действия и не подвергнуться стрессу с его разрушительными последствиями для жизни [18]. Таким образом, психологическая устойчивость вырабатывается психологической готовностью к воздействию различных психосоциальных нагрузок, опасным факторам среды обитания, возникновения опасным ситуациям природного характера, жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, позволяя сохранить здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Приобретение знаний человеком об опасных природных явлениях, их воздействиях на различные объекты, о необходимых действиях во время ЧС является основой безопасного поведения. Выработка ценностных и целевых ориентиров на активное преодоление трудностей, ориентация на здоровье и безопасность вырабатывает стойкость и сопротивляемость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|