1.3. Формы и методы обучения, учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Психологическая устойчивость учащихся в условиях чрезвычайной ситуации, в частности, природного характера включает в себя компонент реагирования на окружающие условия, наличие знаний правильного поведения и действий в чрезвычайной ситуации. Ещё один компонент, касающийся будущих педагогов это формы и методы обучения учащихся на уроках ОБЖ, внеурочных формах предмета ОБЖ. На уроках ОБЖ используются основные научные методы познания окружающего мира: · Метод наблюдения. При этом методе мы можем внешне наблюдать за происходящими различными проявлениями · Метод измерения. Мы можем количественно оценивать активность факторов действия, реакций и последствий этих воздействий · Метод опыта. Позволяет смоделировать взаимодействие отдельных компонентов, приводящих к реакциям · Метод эксперимента. Во время эксперимента мы можем запустить всю цепочку действий разрушительного фактора, а так же внедрить факторы противодействия, защиты от него. · Метод моделирования. На уроках ОБЖ мы не соприкасаемся напрямую с разрушительными факторами, но можем построить свою цепочку действий, исходя из реального события. На уроках ОБЖ учителя и ученики рассматривают природные объекты, выделяют функциональные связи опасных проявлений факторов среды, разделяя на звенья и этапы возникновения опасного явления. Обучение учащихся на уроках имеет цель усвоение учениками необходимых знаний о психической устойчивости, правилам отношения, поведения и правильных действий в опасных ситуациях природного характера. Обучение делится на следующие смысловые блоки: · освоение учащимися знаний о чрезвычайных ситуациях природного (геологического, метеорологического, гидрологического, биологического);
· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; · воспитание ценностного отношения к человеческой жизни; · развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в случае возникновения ЧС; · формирование навыков безопасного поведения школьников в ЧС природного характера. [2]
Именно уроки ОБЖ являются, в большинстве случаев, основной формой обучения людей психологической устойчивости, правильным действиям и изучения опасных факторов окружающей природной среды, навыкам безопасного поведения. При этом методически эффективное построение образовательного процесса может достичь в этом в большего результата. Использование различных методов применимо к цели обучения – воспитание и обучение психологической устойчивости учащихся, позволяет грамотно построить педагогический процесс на уроках ОБЖ. Ниже перечислены методы, используемые на уроках. Метод проблемного изложения. Детям даются отдельные инструменты для применения к отдельным составляющим и объясняются принципы их действий. При составлении задач для учащихся, варьируются вводные, которые могут войти реакцию с природным фактором. Поэтому дети учатся видеть различные вводные, факторы и ситуации в отдельности в окружающей среде, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. При решении ученики составляют алгоритмы поведения, использования средств защиты и заблаговременного устранения опасных факторов и предупреждения опасных ситуаций. Практический метод. Этот метод позволяет смоделировать реальные опасные ситуации природного характера. Выделяют следующие формы практического метода: · Практические и лабораторные работы. Работы на уроке проводятся в письменном виде, а далее выполняются конкретные действия класса, групп, отдельных учеников согласно роли и места в моделируемой обстановке. Учащимися оформляются конкретные действия в чрезвычайной ситуации, осознание опасности, выраженное в мотивированности и активности действий, взаимопомощи, отработки алгоритмов практических умений на уровень автоматизма в опасной ситуации. Основная роль человека, попавшего в ЧС это собственное спасение или близких товарищей, так как не обладает всеми средствами спасения и компетенциями по организации мер спасения. На основе материальной базы заведения работа с образцами аварийно-спасательных инструментов и оборудования, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, средствами пожаротушения и первой медицинской помощи.
· Творческие работы. Позволяют осмыслить учащимися всю совокупность факторов: природные факторы, психологическую устойчивость, действия, средства защиты. Способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы, для доказательства выдвигаемых предположений. Проведение экскурсий проводить посредством решения ситуационных задач обеспечения личной безопасности в повседневной жизни на местности, проведения соревнований, презентаций учебных проектов. · Участие в проектной деятельности предусматривает углубленный разбор конкретного природного фактора с точки зрения работы различных ведомств, обеспечивающих меры по предотвращению влияния, возникновения и последствий разрушительных последствий. · Выполнение несложных экспериментов изучающих отдельный факт поведения человека, группы, различных средств защиты и взаимосвязей опасных факторов среды и влияния человека. · Игровой метод. Игровая ситуация схожа по содержанию с практической работой, но суть игрового метода играть свою роль, как личности в опасной ситуации. На уроке учащиеся, проявляя свою активную позицию в организации действий класса по спасению, проявляют личные отношения к опасной ситуации, а так же, своё внутреннее психологическое содержание на данный момент, что может проецироваться и на опасную ситуацию. Основой психологической устойчивости являются личные качества учащихся, которые требуется проявить во время игрового урока. Для глубокого раскрытия внутреннего содержания учащихся им предлагается активно общаться, слушая, и адекватно воспринимая, устную речь друг друга, понимать точку зрения собеседника, признавать право на чужое мнение, развивать способность открыто высказывать свои мысли, передавая информацию, в соответствии с целью задания игрового сюжета.
Наглядный метод. Без этого метода невозможно представить реальное действие природных факторов, их масштаб и воздействие на человека, коммуникации, строения и природную среду. Средствами демонстрации служат книги, учебники плакаты, электронные доски и т. д.; схемы, фотографии, видеофильмы, свидетельства очевидцев, макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи. Появляются современными средства демонстрации – устройства дополненной и виртуальной реальности, инструменты компьютерной графики. Средства виртуальной реальности обеспечивают глубокое визуальное погружение в изучаемую ситуацию. Компьютерная графика позволяет перенести, смоделировать природные явления на привычную нам обстановку. Самостоятельная организация учебной деятельности. Учащемуся необходимо целенаправленно развивать умения ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде. Для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо проводить уроки с учётом следующих приёмов: · Традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся – письменной и действенной;
· Применять словесные методы обучения, с целью заинтересовать учащихся, красочно использовать – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными и изобразительными средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме; · Предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, · Развивать общеучебные навыки - работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия и соблюдение норм безопасного поведения в повседневной жизни · Закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков в нетрадиционных формах – экскурсиях, сюжетных и ролевых играх, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т. д.; К изучению предмета ОБЖ можно привлекать учащихся во внеурочное время в работу детско-юношеских движений, различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях. [1] Организуя внеурочные мероприятия, учитель основ безопасности жизнедеятельности активно взаимодействует с социальными институтами МЧС, ГИБДД, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, учреждениями профессионального образования, обеспечивая консолидацию усилий по воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности населения. [11] В течение учебного года в школах и других учебных заведениях регулярно проводятся тренировки для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера, в соответствии с планом по гражданской обороне и с учетом местных условий, проводится учебная тревога. [14]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|