Шкала I. Познавательные характеристики ученика.
Шкала I. Познавательные характеристики ученика. 1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглость и сложность. 1 2 3 4 2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста). 1 2 3 4 3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию. 1 2 3 4 4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей. 1 2 3 4 5. Чуткий и сметливый наблюдатель обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит. 1 2 3 4 Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _ Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4 Сложите полученные числа, получите общий показатель __________ Шкала П. Мотивационные характеристики 1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию). 1 2 3 4 2. Легко впадает в скуку от обычных заданий 1 2 3 4 3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью. 1 2 3 4 4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя. 1 2 3 4 5. Имеет склонности организовывать людей, предметы, ситуацию. 1 2 3 4 Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _ Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4 Сложите полученные числа, получите общий показатель __________ Шкала Ш. Лидерские характеристики.
1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо. 1 2 3 4 2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу. 1 2 3 4 3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит. 1 2 3 4 4 Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве. 1 2 3 4 5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует. 1 2 3 4 Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _ Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4 Сложите полученные числа, получите общий показатель __________
Шкала IV. Творческие характеристики. 1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо все вопросы. 1 2 3 4 2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответ. 1 2 3 4 3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив. 1 2 3 4 4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям. 1 2 3 4 5. Склонность к игре и идеям; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем. 1 2 3 4 6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным. 1 2 3 4 7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоциональная чувствительность. 1 2 3 4 8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни. 1 2 3 4 9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других.
1 2 3 4 10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения. 1 2 3 4 Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _ Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4 Сложите полученные числа, получите общий показатель __________ 2 этап Углубленное знакомство с детьми с выявленными признаками одаренности. Оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта.
При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся. Для подростков: методика Костроминой, культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, прогрессивные матрицы Дж. Ровена, ШТУР, методика изучения учебной мотивации М. Лукьяновой, методики на выявление самооценки и уровней притязаний, креативные тесты Е. Туник и др. Для старших школьников: методика Костроминой, культурно-свободный тест Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест Гилфорда на выявление социального интеллекта, методики на выявление самооценки и уровня притязаний и др. P. S. Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах и т. п. ). Возможные риски, связанные с диагностикой:
· состояние ребенка в момент тестирования (здоровье), высокая тревожность, чрезмерная мотивированность; · личностные особенности (застенчивость, некоммуникабельность и др. ); · наукой установлено, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной степени условна. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. · проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни.
· детская одаренность может выступать как закономерности возрастного развития, так, например, для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|