Методика С. Н. Костроминой «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет)
Методика «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое заданиеимеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика можетприменяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция:
«Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем! »
Содержание методики:
Квадрат №1
Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
Квадрат №2
Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите
Квадрат №4
Напишите слово «пар» наоборот.
Квадрат №5
Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
Квадрат №6
Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
Квадрат №7
Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
Квадрат №8
Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
Квадрат №10
Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
Квадрат №12
Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
Квадрат №13
Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
Квадрат №15
Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
Квадрат №17
Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку, пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
Квадрат №18
Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
Квадрат №20
Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
Квадрат №21
Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
Квадрат №22
Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
Квадрат №19
Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
Квадрат №23
Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
Квадрат №24
Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К»— в круг, букву «О» — в треугольник.
Квадрат №25
Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность».
При проведении исследования от экспериментатора требуется чёткое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.
Нормы выполнения:
0 - 2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3 - 4 ошибки – средняя лабильность;
5 - 7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Анкета по типам интеллекта
(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
Инструкция. Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют
Я умело работаю с предметами.
У меня хорошее чувство направления.
У меня есть естественная способность решать споры между друзьями
Я могу легко запоминать слова песен.
Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
Я всегда делаю все поэтапно.
Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
Я хорошо учусь, слушая других.
Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих
Я учусь лучше, когда мне нужно делать что-то самостоятельно.
Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал
У меня богатый словарный запас.
Я люблю делать записи, письменные зарисовки
У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
Меня легко вывести из себя.
Я люблю работать и учиться отдельно от других.
Я люблю сочинять музыку.
Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.