Диагностика способности к обучению
ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
Методика С. Н. Костроминой «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет)
Методика «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое заданиеимеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика можетприменяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция:
«Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем! »
Содержание методики:
Квадрат №1
| Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
|
Квадрат №2
| Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите
|
Квадрат №4
| Напишите слово «пар» наоборот.
|
Квадрат №5
| Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
|
Квадрат №6
| Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
|
Квадрат №7
| Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
|
Квадрат №8
| Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
|
Квадрат №10
| Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
|
Квадрат №12
| Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
|
Квадрат №13
| Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
|
Квадрат №15
| Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
|
Квадрат №17
| Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку, пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
|
Квадрат №18
| Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
|
Квадрат №20
| Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
|
Квадрат №21
| Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
|
Квадрат №22
| Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
|
Квадрат №19
| Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
|
Квадрат №23
| Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
|
Квадрат №24
| Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К»— в круг, букву «О» — в треугольник.
|
Квадрат №25
| Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
|
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность».
При проведении исследования от экспериментатора требуется чёткое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.
Нормы выполнения:
0 - 2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3 - 4 ошибки – средняя лабильность;
5 - 7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Анкета по типам интеллекта
(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
Инструкция. Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют
| Я умело работаю с предметами.
|
|
| У меня хорошее чувство направления.
|
|
| У меня есть естественная способность решать споры между друзьями
|
|
| Я могу легко запоминать слова песен.
|
|
| Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
|
|
| Я всегда делаю все поэтапно.
|
|
| Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
|
|
| Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
|
|
| Я хорошо учусь, слушая других.
|
|
| Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
|
|
| Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
|
|
| Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
|
|
| Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих
|
|
| Я учусь лучше, когда мне нужно делать что-то самостоятельно.
|
|
| Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
|
|
| Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
|
|
| В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
|
|
| Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал
|
|
| У меня богатый словарный запас.
|
|
| Я люблю делать записи, письменные зарисовки
|
|
| У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
|
|
| Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
|
|
| В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
|
|
| Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
|
|
| Меня легко вывести из себя.
|
|
| Я люблю работать и учиться отдельно от других.
|
|
| Я люблю сочинять музыку.
|
|
| Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
|
|
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты.
Типы интеллекта
| Пункты анкеты
| Общая сумма
|
Лингвистический
| 5, 9, 19, 20
|
|
Математико-логический
| 6, 11, 22, 28
|
|
Визуально-пространственный
| 2, 12, 18, 24
|
|
Музыкальный
| 4, 10, 17, 27
|
|
Межличностный
| 3, 8, 13, 23
|
|
Внутриличностный
| 7, 15, 16, 26
|
|
Кинестетический
| 1, 14, 21, 25
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: