Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 этап Поддержка и сопровождение одаренных детей




3 этап Поддержка и сопровождение одаренных детей

Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п. ) и профессиональное самоопределение.

 

Перечень

диагностических методик для выявления интеллектуальной одаренности

  5-8 классы 9-11 классы
Мотивация Методики М. В. Матюхиной и А. А. Реана, М. Лускановой Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла
Свободный интеллект Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла Методики М. Лукьяновой и А. А. Реана
Структура интеллекта Анкета по типам интеллекта Тест Амтхауэра,
Обучаемость Методика С. Н. Костроминой (интеллектуальная лабильность) Методика С. Н. Костроминой  
Социальный интеллект КОС, социометрия Тест Гилфорда,
Креативность Тест Туник (модификация тестов Гилфорда и Торренса) КОС
Обученность КОТ, ШТУР КОТ, Тест Туник
  Тест Тулуз-Пьерона Школьная тревожность (тест Филипса) Мини-мульт, Тест Тулуз-Пьерона
Направленность Карта интересов-40   Карта интересов-78  
Темперамент Тест Айзенка Тест Айзенка
Самооценка, уровень притязаний Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. Прихожан Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. Прихожан
Характер Тест Шмишека Тест Шмишека

 

 

Краткая характеристика диагностических методик

Название методики, автор Класс, Возраст Характеристика диагностических показателей Источник
Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой 6-9 классы Рассчитана для подростков 12-15 лет с целью прогноза успешности в обучении. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, заданную скорость выполнения, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А. А. Реана. СПб. 2003, стр. 388-389    
Опросник Айзенка подростковый     5-9 классы   Выявление особенностей темперамента ребенка: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, определяется так же достоверность результатов   Альманах психологических тестов. Сост. Римские Р. Р. и С. А., М., 1995, стр. 229-232
Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой     7, 9, 11 классы Методика позволяет выделить уровень учебной мотивации, а так же её составляющие: личностный смысл учения, целеполагание, виды мотивов, их уровень. Методика позволяет получить данные о преобладании внутренних или внешних мотивов учения, Стремление к успеху в учебной деятельности или избегание неудач, реализацию мотивов в учебе. Рассчитана на подростковый и юношеский возраст Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование №8, 2001, стр. 77-89
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (CFIT)   От  8 лет Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. п. ). Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Тест измеряет, в какой степени ребенок способен к невербальному схватыванию проблем и их решению. По результатам тестирования с помощью таблицы возрастных норм определяется IQ. Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности 1. Альманах психологических тестов, М., «КСП», 1995., стр. 47 –84 2. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). СПб., ИМАТОН, 1994
Тест – опросник Шмишека   С 6 класса   Предназначен для выявления акцентуации личности. Термин «акцентуированные» личности занял место между психопатией и нормой, т. к. в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер. На основании данных строится «профиль личностной акцентуации»: акцентуации характера (педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертермический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный) Альманах психологических тестов, М., 2КСП», 1995, стр. 190 –205  
Методика «Карта интересов»-40      «Карта интересов» для младших подростков содержит 40 вопросов по 8 видам деятельности: точные науки, техника, география, литература, педагогика, история, биология, сфера обслуживания Профессиональная диагностика. Выпуск 1, часть 1, сост. Тябин А. Д., Малова Т. И., Пермь, 1998, стр. 11-14
Коммуникативные и организаторские способности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным   Направлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения, стремление к участию в общественной работе, инициативность и т. п. )   1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998., стр. 581-583 2. Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности. Пермь, 2003. стр. 152-154.
Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» в модификации А. М. Прихожан   Методика основана на непосредственном оценивании учащимися ряда личностных качеств. На вертикальных линиях испытуемые отмечают уровень развития качеств   Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998, стр. 51-54
М. В. Матюхина Определение доминирующих мотивов учения школьников С 1 класса Методика выявляет наименее (наиболее) осознаваемые мотивы учения. 21 вопрос. Курсы при ПКИПКРО, октябрь 2007 г.
Анкета по типам интеллекта С 7 класса Анкета содержит 28 вопросов, позволяет ученику определить развитие у себя выделенных автором 7 типов интеллекта Прилагается краткая характеристика каждого типа (лингвистический, математико-логический, визуально-пространственный, музыкальный, межличностный, кинестетический, внутриличностный) и рекомендуются виды деятельности Портфолио ученика средней школы/авт-сост. И. Г. Юдина. Волгоград: Учитель 2008, стр. 98-101
Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник и адаптированный и модифицированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций) С 5 лет Она представляет собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса. Время проведения тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.   Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, стр. 48-61. Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Москва, 1998, стр. 162-163
Тулуз-Пьерон Диагностика минимальных мозговых дисфункций С 6 лет Тест применим для широкого возрастного диапазона, в частности, для школьников, начиная с 6 лет по 11-й класс включительно. Проводится в групповой форме, группа должна быть не менее 10 человек для школьников. Общее время работы для учащихся – 15-20 минут. Имеются ключи и нормы для обработки результатов. ИМАТОН, Санкт-Петербург, 1997 год
Бузин В. Н. Адаптация теста Вандерлика. Краткий отборочный тест (КОТ) С 6 класса Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. (По Зейгарник: «обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности»). Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-ой класс общеобразовательной школы (12-13 лет). 50 заданий. Время предъявления – 15 минут. 1. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996 г. 2. Волочков А. А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика), Пермь, 2002, стр. 63-69
Методика А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» С 5 класса Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс. Ильин Е. П, Мотивация и мотивы. Спб: Питер., 2000, стр. 382-383.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)   С 13 лет Предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей от 13 лет. Имеет две параллельные формы, каждая из которых состоит из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Имеются ограничения времени на выполнение каждого субтеста.     1. Л. А. Ясюкова. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. Спб., «Иматон», 2002. 2. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг- ностика личности. Псков, 1994, стр. 153-176
Тест Дж. Гилфорда Диагностика социального интеллекта   С 9 лет Позволяет измерить уровень социального интеллекта в целом, а так же оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия) Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство, Спб, «Иматон», 2006
Опросник Мини –мульт (сокращенный вариант ММРI)     Адаптация ММРI была проведена в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Мини- мульт содержит 71 вопрос, 11 шкал (3 оценочные и 8 базисных). В результате выявляются различные особенности личности: астено-невротические, социопатические, склонность к аффективным реакциям, тревожно- мнительность, эмоциональная отчужденность, гипертимность, активность, возбудимость. Время проведения не ограничивается 1. Психологические тесты сост. Ахмеджанов Э. Р. М., 1995, стр. 39-46 2. Практическая психодиагностика. Райгородский Д. Я. Самара, 1998, стр. 261-269
Методика «Карта интересов-78 модифицированный вариант методики А. Е. Голомштока   Предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. – содержит 78 вопроса, 13 видов деятельности.     Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М, 1996., стр299- 311  
Э. Ф. Замбицявичене Методика для определения уровня умственного развития детей     С 7 лет Тест применяется с детьми, начиная с 7-ми летнего возраста. Может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Методика состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания. 1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого. 2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. 3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. 4 субтест – выявление умения обобщать. Имеются ключи к заданиям и уровни успешности. 1. Альманах психологических тестов, Москва, издательство «КСП», 1996 год 2. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/сост. Т. Г. Макеева. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
ШТУР –школьный тест умственного развития   11-14 лет Служит для изучения интеллектуального развития детей и подростков. В основе теста лежит школьная программа, учитываются три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естествен- но-научный, физико-математический. Включает в себя 6 субтестов: осведомленность (2), аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. Позволяет оценить так же зону ближайшего развития ребенка. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб. 2002. Приложение
Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта   С 8 лет до16 лет Тест состоит из 12 субтестов, которые образуют вербальную и невербальную подгруппы. Тестирование проводится индивидуально, ответы оцениваются в вербальной подгруппе по содержанию, в невербальной по содержанию и скорости выполнения задания. Филимоненко Ю. И. Тимофеев В. И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) методическое руководство. Спб., Иматон. 2001
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...