Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п. ) и профессиональное самоопределение.
Название методики,
автор
| Класс,
Возраст
| Характеристика диагностических показателей
| Источник
|
Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации
С. Н.
Костроминой
| 6-9 классы
| Рассчитана для подростков 12-15 лет с целью прогноза успешности в обучении. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, заданную скорость выполнения, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков
| Психология подростка. Полное руководство.
Под ред. А. А. Реана. СПб. 2003,
стр. 388-389
|
Опросник
Айзенка подростковый
| 5-9 классы
| Выявление особенностей темперамента ребенка: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, определяется так же достоверность результатов
| Альманах психологических тестов. Сост. Римские Р. Р. и С. А., М., 1995, стр. 229-232
|
Учебная мотивация.
Методика
М. Лукьяновой
| 7, 9, 11
классы
| Методика позволяет выделить уровень учебной мотивации, а так же её составляющие: личностный смысл учения, целеполагание, виды мотивов, их уровень. Методика позволяет получить данные о преобладании внутренних или внешних мотивов учения, Стремление к успеху в учебной деятельности или избегание неудач, реализацию мотивов в учебе. Рассчитана на подростковый и юношеский возраст
| Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования//
Народное образование №8, 2001, стр. 77-89
|
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (CFIT)
| От
8
лет
| Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. п. ).
Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Тест измеряет, в какой степени ребенок способен к невербальному схватыванию проблем и их решению. По результатам тестирования с помощью таблицы возрастных норм определяется IQ. Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности
| 1. Альманах психологических тестов, М., «КСП», 1995., стр. 47 –84
2. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). СПб., ИМАТОН, 1994
|
Тест – опросник Шмишека
| С 6 класса
| Предназначен для выявления акцентуации личности. Термин «акцентуированные» личности занял место между психопатией и нормой, т. к. в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер. На основании данных строится «профиль личностной акцентуации»: акцентуации характера (педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертермический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)
| Альманах психологических тестов, М., 2КСП», 1995, стр. 190 –205
|
Методика
«Карта интересов»-40
|
| «Карта интересов» для младших подростков содержит 40 вопросов по 8 видам деятельности: точные науки, техника, география, литература, педагогика, история, биология, сфера обслуживания
| Профессиональная диагностика. Выпуск 1, часть 1, сост. Тябин А. Д., Малова Т. И., Пермь, 1998, стр. 11-14
|
Коммуникативные и организаторские способности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным
|
| Направлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения, стремление к участию в общественной работе, инициативность и т. п. )
| 1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998., стр. 581-583
2. Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности. Пермь, 2003. стр. 152-154.
|
Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» в модификации А. М. Прихожан
|
| Методика основана на непосредственном оценивании учащимися ряда личностных качеств. На вертикальных линиях испытуемые отмечают уровень развития качеств
| Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998, стр. 51-54
|
М. В. Матюхина
Определение доминирующих мотивов учения школьников
| С 1 класса
| Методика выявляет наименее (наиболее) осознаваемые мотивы учения.
21 вопрос.
| Курсы при ПКИПКРО, октябрь 2007 г.
|
Анкета по типам интеллекта
| С 7 класса
| Анкета содержит 28 вопросов, позволяет ученику определить развитие у себя выделенных автором 7 типов интеллекта Прилагается краткая характеристика каждого типа (лингвистический, математико-логический, визуально-пространственный, музыкальный, межличностный, кинестетический, внутриличностный) и рекомендуются виды деятельности
| Портфолио ученика средней школы/авт-сост. И. Г. Юдина.
Волгоград: Учитель
2008, стр. 98-101
|
Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник и адаптированный и модифицированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций)
| С 5
лет
| Она представляет собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса. Время проведения тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.
| Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, стр. 48-61.
Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Москва, 1998, стр. 162-163
|
Тулуз-Пьерон
Диагностика минимальных мозговых дисфункций
| С 6
лет
| Тест применим для широкого возрастного диапазона, в частности, для школьников, начиная с 6 лет по 11-й класс включительно.
Проводится в групповой форме, группа должна быть не менее 10 человек для школьников.
Общее время работы для учащихся – 15-20 минут.
Имеются ключи и нормы для обработки результатов.
| ИМАТОН, Санкт-Петербург, 1997 год
|
Бузин В. Н.
Адаптация теста Вандерлика.
Краткий отборочный тест (КОТ)
| С 6 класса
| Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. (По Зейгарник: «обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности»).
Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-ой класс общеобразовательной школы (12-13 лет).
50 заданий.
Время предъявления – 15 минут.
| 1. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996 г.
2. Волочков А. А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика), Пермь, 2002, стр. 63-69
|
Методика А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
| С
5 класса
| Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс.
| Ильин Е. П,
Мотивация и мотивы. Спб: Питер., 2000, стр. 382-383.
|
Тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра (IST)
| С 13
лет
| Предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей от 13 лет. Имеет две параллельные формы, каждая из которых состоит из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Имеются ограничения времени на выполнение каждого субтеста.
| 1. Л. А. Ясюкова. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. Спб., «Иматон», 2002.
2. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг-
ностика личности. Псков, 1994, стр. 153-176
|
Тест Дж. Гилфорда
Диагностика социального интеллекта
| С 9
лет
| Позволяет измерить уровень социального интеллекта в целом, а так же оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия)
| Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство, Спб, «Иматон», 2006
|
Опросник
Мини –мульт (сокращенный вариант ММРI)
|
| Адаптация ММРI была проведена в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Мини- мульт содержит 71 вопрос, 11 шкал (3 оценочные и 8 базисных). В результате выявляются различные особенности личности: астено-невротические, социопатические, склонность к аффективным реакциям, тревожно- мнительность, эмоциональная отчужденность, гипертимность, активность, возбудимость.
Время проведения не ограничивается
| 1. Психологические тесты сост. Ахмеджанов Э. Р. М., 1995, стр. 39-46
2. Практическая психодиагностика. Райгородский Д. Я. Самара, 1998, стр. 261-269
|
Методика
«Карта интересов-78
модифицированный вариант методики А. Е. Голомштока
|
| Предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. – содержит 78 вопроса, 13 видов деятельности.
| Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М, 1996., стр299- 311
|
Э. Ф. Замбицявичене
Методика для определения уровня умственного развития детей
| С 7
лет
| Тест применяется с детьми, начиная с 7-ми летнего возраста.
Может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
Методика состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Имеются ключи к заданиям и уровни успешности.
| 1. Альманах психологических тестов, Москва, издательство «КСП», 1996 год
2. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/сост. Т. Г. Макеева. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
|
ШТУР –школьный тест умственного развития
| 11-14
лет
| Служит для изучения интеллектуального развития детей и подростков. В основе теста лежит школьная программа, учитываются три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естествен- но-научный, физико-математический. Включает в себя 6 субтестов: осведомленность (2), аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. Позволяет оценить так же зону ближайшего развития ребенка.
| Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб. 2002. Приложение
|
Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта
| С 8
лет
до16 лет
| Тест состоит из 12 субтестов, которые образуют вербальную и невербальную подгруппы.
Тестирование проводится индивидуально, ответы оцениваются в вербальной подгруппе по содержанию, в невербальной по содержанию и скорости выполнения задания.
| Филимоненко Ю. И.
Тимофеев В. И.
Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) методическое руководство.
Спб., Иматон. 2001
|