Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Социология как наука, объект и предмет социологии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра социологии и управления социальными процессами

Н.В. Куликова, М.С. Соколова

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Для студентов всех специальностей

И форм обучения

Москва

2016

УДК 316

ББК 60.5

 

Куликова Н.В. Соколова М.С. Социология: учебное пособие. – М.: Изд. Дом «АТиСО», 2016 – 197 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основы социологического подхода к изучению социальной реальности, раскрывается сущность ее объектов, процессов и явлений, базовых категорий социологической науки. В кратком виде приводится история развития социальной мысли, включая классический европейский период, основные школы американской, а также российской социологии. В конце пособия осуществляется осмысление грядущих социальных изменений, опираясь на труды теоретиков глобализации. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров всех специальностей и форм обучения.

Рецензенты:

Докт. соц. наук, профессор кафедры ____________Рос. Академии народного хозяйства и госслужбы К.О. Магомедов.

Канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой Социологии и управления социальными процессами АТиСО Г.Б. Орланов

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. 5
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ. 24
ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ. 59
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ. 69
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. 88
ЛЕКЦИЯ 6. ЛИЧНОСТЬ. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ. 109
ЛЕКЦИЯ 7. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. 122
ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. 143
ЛЕКЦИЯ 9. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 149
ЛЕКЦИЯ 10. КУЛЬТУРА. 157
ЛЕКЦИЯ 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 172
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ. 187
ГЛОССАРИЙ 188
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 195

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие выполнено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология», раскрывает основные темы изучаемого предмета, излагаемые в определенной логике, которая представляется для автора оптимальной. Сначала предложено рассмотреть предметную область данной науки, историю ее становления, а затем более подробно остановиться на изучении основных объектов и процессов социальной реальности. Теоретический материал дополняется экскурсами в историю развития науки, а также иллюстрируется данными о современных реалиях, взятых из опубликованных официальных источников. При составлении пособия было использовано большое количество научной и учебной литературы отечественных и зарубежных ученых.

Изучение социологии позволяет объяснять сущность многих общественных явлений, способствует выработке у человека представлений об обществе, его внутреннем строении и основных элементах, об особенностях протекания социальных процессов, о взаимосвязи и взаимовлиянии различных сфер общественной жизни. Будущим специалистам разного профиля социология помогает лучше понять особенности различных социальных систем, понимать социальные механизмы их функционирования и развития.

Социология опирается на объективную и достоверную информацию, способствует формированию гуманистического мышления.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.

Социология опирается на мощную экспериментальную базу и обеспечивает понимание и регулирование социальной практики. Когда говорят о социологии, то чаще всего ее определяют как науку об обществе (лат. societas – общество и греч. λόγος – учение, слово), о социальной реальности. Но общество корректнее определить в качестве объекта изучения для данной науки, тогда как сущность науки определяется ее предметной областью, и именно предметом отличается одна наука от другой.

Для каждой науки выделяется объект и предмет изучения. Объект исследования какой-либо науки – это определенная часть окружающей реальности (материального или нематериального мира), существующая независимо от нашего сознания. Предмет же напротив – является результатом теоретического абстрагирования. Он отражает специфическую сторону этой реальности, представляет ее воспроизведение на абстрактном уровне, выявляет в ней наиболее значимые с научной точки зрения закономерные связи и отношения.

Поэтому объект и предмет у науки не могут совпадать. А, кроме того, даже если объект у разных наук может быть схожим, то предмет у каждой науки свой.

Объектом для социологии выступает общество или социальная реальность.

Выделение предметной области для социологии само по себе дело сложное, тем более что общество и люди изучаются целым рядом гуманитарных наук (философия, психология, антропология, политология и др.). В разных научных источниках можно встретить разное толкование предметной области социологии. Это и наука «об общих и специфических социальных законах и закономерностях функционирования и развития социальных систем»[1]. Или «наука, изучающая структуры общества, их элементы, условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах».[2] Некоторые ученые увязывают предметную область социологии с проблемами социального неравенства, что отчасти сопряжено со структурным подходом, другие предлагают в качестве предметной области выделять социальное действие (как «первокирпичик» социальной реальности – в традициях М. Вебера). Иногда предметная область соотносится с понятием «социальное» (в традициях Э. Дюркгейма), которое вправе считаться в социологии ключевым, акцентирующим внимание на возникающую в ходе жизнедеятельности взаимосвязь и взаимозависимость людей друг от друга (в отличие от животных инстинктов).

Все эти подходы имеют право на жизнь, и каждый автор вправе избирать то, что он считает наиболее важным, отражающим социальную реальность и сущность самой науки, и в соответствии со своим видением выстраивать систему знаний. Тот факт, что ученые не пришли к единому пониманию предметной области, ни в коей мере не означает, что наука еще не состоялась, хотя она действительно относительно молода и продолжает развиваться. Но и сама социальная реальность довольно сложна, и многое в ней взаимосвязано, что вызывает затруднения вычленить то, что составляет ее основу, тот стержень, на котором эта реальность зиждется. К тому же и философия, которая «стара как этот мир», периодически переосмысливает свои ключевые понятия.

В данном случае в качестве предмета социологии предлагается рассматривать социальные отношения.

Именно в них заключается сущность нашей социальной реальности, здесь сконцентрировались складывающиеся социальные взаимодействия, обуславливаемые интересами и потребностями людей, их социальными позициями, особенностями социальной среды. И они составляют основу любой социальной системы. Чтобы осмыслить, что такое социальные отношения, необходимо обратиться к системе понятий – категориальному аппарату.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...