Лекция 1. Социология как наука, объект и предмет социологии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра социологии и управления социальными процессами Н.В. Куликова, М.С. Соколова СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие Для студентов всех специальностей И форм обучения Москва 2016 УДК 316 ББК 60.5
Куликова Н.В. Соколова М.С. Социология: учебное пособие. – М.: Изд. Дом «АТиСО», 2016 – 197 с.
В учебном пособии рассматриваются основы социологического подхода к изучению социальной реальности, раскрывается сущность ее объектов, процессов и явлений, базовых категорий социологической науки. В кратком виде приводится история развития социальной мысли, включая классический европейский период, основные школы американской, а также российской социологии. В конце пособия осуществляется осмысление грядущих социальных изменений, опираясь на труды теоретиков глобализации. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров всех специальностей и форм обучения. Рецензенты: Докт. соц. наук, профессор кафедры ____________Рос. Академии народного хозяйства и госслужбы К.О. Магомедов. Канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой Социологии и управления социальными процессами АТиСО Г.Б. Орланов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие выполнено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология», раскрывает основные темы изучаемого предмета, излагаемые в определенной логике, которая представляется для автора оптимальной. Сначала предложено рассмотреть предметную область данной науки, историю ее становления, а затем более подробно остановиться на изучении основных объектов и процессов социальной реальности. Теоретический материал дополняется экскурсами в историю развития науки, а также иллюстрируется данными о современных реалиях, взятых из опубликованных официальных источников. При составлении пособия было использовано большое количество научной и учебной литературы отечественных и зарубежных ученых. Изучение социологии позволяет объяснять сущность многих общественных явлений, способствует выработке у человека представлений об обществе, его внутреннем строении и основных элементах, об особенностях протекания социальных процессов, о взаимосвязи и взаимовлиянии различных сфер общественной жизни. Будущим специалистам разного профиля социология помогает лучше понять особенности различных социальных систем, понимать социальные механизмы их функционирования и развития. Социология опирается на объективную и достоверную информацию, способствует формированию гуманистического мышления.
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. Социология опирается на мощную экспериментальную базу и обеспечивает понимание и регулирование социальной практики. Когда говорят о социологии, то чаще всего ее определяют как науку об обществе (лат. societas – общество и греч. λόγος – учение, слово), о социальной реальности. Но общество корректнее определить в качестве объекта изучения для данной науки, тогда как сущность науки определяется ее предметной областью, и именно предметом отличается одна наука от другой.
Для каждой науки выделяется объект и предмет изучения. Объект исследования какой-либо науки – это определенная часть окружающей реальности (материального или нематериального мира), существующая независимо от нашего сознания. Предмет же напротив – является результатом теоретического абстрагирования. Он отражает специфическую сторону этой реальности, представляет ее воспроизведение на абстрактном уровне, выявляет в ней наиболее значимые с научной точки зрения закономерные связи и отношения. Поэтому объект и предмет у науки не могут совпадать. А, кроме того, даже если объект у разных наук может быть схожим, то предмет у каждой науки свой. Объектом для социологии выступает общество или социальная реальность. Выделение предметной области для социологии само по себе дело сложное, тем более что общество и люди изучаются целым рядом гуманитарных наук (философия, психология, антропология, политология и др.). В разных научных источниках можно встретить разное толкование предметной области социологии. Это и наука «об общих и специфических социальных законах и закономерностях функционирования и развития социальных систем»[1]. Или «наука, изучающая структуры общества, их элементы, условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах».[2] Некоторые ученые увязывают предметную область социологии с проблемами социального неравенства, что отчасти сопряжено со структурным подходом, другие предлагают в качестве предметной области выделять социальное действие (как «первокирпичик» социальной реальности – в традициях М. Вебера). Иногда предметная область соотносится с понятием «социальное» (в традициях Э. Дюркгейма), которое вправе считаться в социологии ключевым, акцентирующим внимание на возникающую в ходе жизнедеятельности взаимосвязь и взаимозависимость людей друг от друга (в отличие от животных инстинктов).
Все эти подходы имеют право на жизнь, и каждый автор вправе избирать то, что он считает наиболее важным, отражающим социальную реальность и сущность самой науки, и в соответствии со своим видением выстраивать систему знаний. Тот факт, что ученые не пришли к единому пониманию предметной области, ни в коей мере не означает, что наука еще не состоялась, хотя она действительно относительно молода и продолжает развиваться. Но и сама социальная реальность довольно сложна, и многое в ней взаимосвязано, что вызывает затруднения вычленить то, что составляет ее основу, тот стержень, на котором эта реальность зиждется. К тому же и философия, которая «стара как этот мир», периодически переосмысливает свои ключевые понятия. В данном случае в качестве предмета социологии предлагается рассматривать социальные отношения. Именно в них заключается сущность нашей социальной реальности, здесь сконцентрировались складывающиеся социальные взаимодействия, обуславливаемые интересами и потребностями людей, их социальными позициями, особенностями социальной среды. И они составляют основу любой социальной системы. Чтобы осмыслить, что такое социальные отношения, необходимо обратиться к системе понятий – категориальному аппарату.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|