Признаки правового государства.
1. Наличие развитого гражданского общества. 2. Принцип разделения властей. 3. Верховенство права. Распространение права на всех граждан, организации и органы государственной власти. 4. Приоритет права гражданина над законами государства (ограничение прав государства охраной прав и свобод личности). 5. Равенство прав граждан (ограничение свободы каждого свободой других). 6. Использование принципа личной ответственности каждого за собственное благополучие. 7. Приоритетное использование метода разрешения над методом запрета (разрешено все, что не запрещено). Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами, существующее относительно независимо от государства и взаимодействующее с ним, и создающее в результате развитые правовые отношения. По сути дела – это сфера самоорганизации и самоуправления общественной жизнью, которая защищена от прямого вмешательства государственной власти. Если в гражданском обществе превалируют горизонтальные связи, то в правовом государстве – вертикальные. При этом оба они являются результатом естественно-исторического развития. Социальное государство – это правовое государство с развитой рыночной экономикой и сильной социальной политикой. Это еще один тип государства, родившийся из концепции правового государства и ее реализации, при которой стали очевидными недостатки. Социальное государство позволяет сглаживать социальное неравенство. Право, как социальный институт, представляет собой инструмент для регулирования социальной деятельности и социальных отношений, и оно реализуется в закрепленных законах, юридических нормах.
Право возникает по мере разделения труда, возникающих социальных противоречий и становления самостоятельности человека. Источником содержания права выступают уже не столько обычаи и традиции, сколько меняющиеся интересы и потребности людей, государственные интересы, реализуемые в нормативах, административной и судебной практике. При этом содержание права выступает внешним для человека порядком. В социологии права изучается не только зависимость человека от права, но и обратная зависимость, т.е. влияние активной роли человека, его интересов и потребностей, целей и устоявшихся норм поведения на изменения действующих норм. Т.е. законы могут меняться именно потому, что обнаруживается их недейственность. Закон – это нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления народа (референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения. Они объективно необходимы (без них воцарится хаос), обусловлены социальными потребностями, являются результатом творчества людей (а значит, отчасти носят субъективный характер), и, кроме того, по сути, они отражают наше вчерашнее знание. В рамках социологического подхода используется такое понятие, как правовое пространство, состоящее из 3-х составных частей: - право, как совокупность норм и правил, призванных регулировать социальный отношения и поведение людей, а равно и комплекс учреждений, обеспечивающих их реализацию (продукт правосознания); - правосознание - как одна из форм общественного сознания, отражения социального бытия – представляет собой отношение к окружающей действительности, к правовым явлениям, базируется на морали и глубинных ценностях, выражает знание и понимание необходимости установления в обществе определенного порядка, соотнося его с реализуемым на практике. И именно оно выполняет правотворческую функцию;
- правоотношения - как один из видов социальных отношений, которые реализуются в виде правового поведения, причем диапазон его может колебаться - от «за-» до «противоправного», что зависит от совершенства правосознания и самого законодательства. Т.о. в социологии права изучаются не только правовые нарушения и социальный контроль, но и сам динамический характер взаимодействия права и общества. Понимание политической партии мы часто соотносим с особым видом общественной организации, которая создается с целью участия в политической жизни общества, для аккумулирования, выдвижения и отстаивания интересов какой-либо группы людей, а также их реализации в рамках верховной власти. Они появляются в процессе разделения труда, формирования групп, слоев и классов и выступают важнейшими институтами гражданского общества (первыми его признаками), активными участниками политических процессов. Как социальный институт политическая партия может быть определена как – система социальных связей и норм, сложившихся в результате социальной практики для отстаивания интересов социальных групп в форме участия в политической жизни общества. Политическая культура – представляет собой систему норм и ценностей, исторически сложившихся традиций, идей и стиля поведения субъектов политики, обеспечивающую воспроизводство политической жизни общества. Она является составной частью культуры общества, формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни. Причиной пристального внимания к политической культуре в современную эпоху послужило осознание политиками того факта, что одинаковые по форме институты власти, политические процессы и явления в разных странах воспринимаются и проявляются по-разному. Политическая культура позволяет выделить качественную сторону различных политических систем, и, несмотря на их внешнюю схожесть, объяснять существующие в них различия. Особенности политической культуры во многом обусловлены спецификой самой культуры: она многообразна, «консервативна», способна к собственному развитию, может меняться и под внешним влиянием, но при условии, если соответствует глубинным ценностям.
Это понятие впервые было употреблено немецким просветителем И. Гердером (1744-1803) при изучении взаимодействий культуры и политики. Но в качестве научного понятия этот термин вошел в употребление только в 60-х гг. ХХ века. Среди известных современных исследователей феномена «политической культуры», как важнейшего компонента и измерения политической жизни общества, можно назвать: Гэбриэл Алмонд (амер. социолог и политолог), Семюэл Хантингтон (амер. политог-международник), В.Н. Иванов и др. В политической культуре могут быть выделены т.н. «чистые» типы (которых в реальности не существует):
Американский политолог Г. Алмонд отмечает, что в реальности политическая культура любого общества – это комбинация из вышеназванных ее типов. Например, в демократическом обществе 60% населения обладают активистской культурой, 30% подданнической, а 10% - патриархальной. В авторитарной переходной системе соотношение, соответственно, такое: 30%. 40%. 30%. Самым оптимальным (и в реальности – массовым) считается некий синтетический тип, в котором сочетаются подданническая и активистская политическая культура. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ (регулирующие отношения в сфере экономики) Они изучаются преимущественно в рамках экономической социологии. Собственность – система норм и ценностей, сложившаяся в результате общественного развития и сопряженная с правом владения, распоряжения и пользования какими-либо материальными ценностями, выступающими в качестве объекта собственности. Сущность понятия собственность, рассматриваемого здесь как социальный институт, прежде всего, сопряжено с отношениями и правами собственника (владения, контроля, передела и пр.), а также формами собственности (личная, частная, групповая, общественная). Характер права собственности во многом определяется особенностями общества, уровнем его развития, формой управления, историческими и культурными особенностями.
Собственность – представляет собой один из фундаментальных институтов. Как система внутренне освоенных норм, правил и взаимодействий, а также под влиянием внешних регуляторов (других институтов) процесса его функционирования и развития, он не только адаптируется к внешним воздействиям, но и способен оказывать влияние на изменения социальной структуры общества. Рынок – система связей и норм, сложившаяся в результате социальной практики и обеспечивающая регулирование товарно-рыночных отношений – в интересах субъектов рынка и общества в целом. Рынок как институт имеет давнюю историю своего развития, что было обусловлено становлением товарно-рыночных отношений, и если вначале он функционировал на принципах саморегулирования, то впоследствии постепенно стал включать в себя разные механизмы внешнего регулирования и управления. С помощью правовой системы решались вопросы установления единых правил поведения и защиты субъектов рынка (их прав и интересов), а также контроля над их деятельностью для соблюдения общественных интересов. Сегодня рынок обладает всеми признаками развитого социального института. Это не просто саморегулирующаяся система, но и регулируемая целым комплексом нормативных и законодательных актов. Он обладает развитой инфраструктурой, включающей в себя торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и др. В качестве идеологии выступает конкуренция. Он включает в себя не только горизонтальные связи, но и вертикальные (систему гос. контроля). Вертикальные связи олицетворяют органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Деньги – это совокупность связей и норм, отражающих значимость и ценность природных ресурсов, интересы собственников и контролеров, а также потребности и мотивы людей, выходящих за пределы экономической сферы. Некоторые авторы определяют «деньги» как полифункциональный институт, поскольку они выполняют не только экономические, но и социальные и культурные функции. Они начинают определять поведение людей, формируя стремление людей к их накоплению. Не обладая сами по себе никакой качественной определенностью, они формируют некие универсальные связи, опосредуемые этими деньгами. Если в традиционной общине потребляется то, что внутри ее производится, то с появлением рыночных и товарно-денежных отношений людям становится доступно очень многое, что они сами не смогли бы произвести.
Еще известный немецкий социолог Г. Зиммель в своей книце «Философия денег» отмечал, что деньги развиваются в тесной взаимосвязи с разделением труда и ростом индивидуальной свободы и при этом не только становятся универсальным средством обмена, но и выражают собой определенную противоречивость - являясь абсолютным средством, по этой же причине становятся абсолютной целью. Эта же тема находит свое продолжение в трудах М. Вебера («протестантская этика и дух капитализма»), который обосновывал, что для протестантской этике характерно бережное и уважительное отношение к деньгам, что способствовало успешной экономической деятельности раннекапиталистических предпринимателей. Как социальный институт деньги выполняют множество функций. Экономическая функция выражается в том, что деньги становятся особым видом товара, исполняющего роль всеобщего эквивалента, их можно накапливать и тратить на решение каких-либо экономических вопросов. Социальная функция проявляется в том, что они определяют социальную стратификацию и положение в ней человека, позволяют человеку полнее удовлетворять свои потребности. Сама универсальность, «обезличенность» денег в социальной среде может меняться, приобретать качественную определенность – благодаря той функции, которую они в конкретный момент выполняют (взятка или подарок, зарплата или гонорар, социальное пособие или жалованье). Ценность денег состоит еще и в том, что они позволяют отложить потребление на какой-то срок, накапливать и сохранять их для последующих нужд, они также сами могут содействовать росту и изменению социальных интересов и потребностей, т.е. становятся некоторой универсальной ценностью. Но абсолютизировать их самоценность, конечно, не следует, поскольку, как верно утверждает пословица – «не все за деньги можно купить». Считается, что самые первые деньги в виде монет появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в 7 веке до нашей эры. Хотя в истории человечества прослеживается огромное многообразие форм денег, в качестве которых могли выступать: морские раковины, хлопок (Африка), табак (Виржиния), меха (России) и др. И даже был курьезный случай, когда в 1865 году во французской части Канады губернатор не смог получить денег из Франции, чтобы заплатить своим солдатам, он изъял у солдат все игральные карты, поставив на каждой карте определенную сумму и свою подпись. В современной же жизни используются не только монеты и купюры, но и пластиковые карты, виртуальные деньги и т.п. В них отражается ценность и значимость энергоресурсов, интересы их собственников, контролеров, а также явные и неявные интересы международных институтов, участвующих в формировании глобальной экономической политике. Деньги также мотивируют и регламентируют поведение граждан, социальных групп, власти, обеспечивают сохранение собственности, жизненных ресурсов для достижения краткосрочных и долгосрочных целей. ИНСТИТУТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ Культура – система норм и ценностей, которые складываются в процессе общественного развития и выполняют множество важных функций – интеграции, идентификация, коммуникации, социализации, регулирования общественной жизни. Она пронизывает практически все сферы общественной жизни, поэтому столь сложно дать однозначное определение этому понятию. При этом человечество характеризуется огромным многообразием существующих культур, а также культурным многообразием внутри общества, обусловленным сложностью его построения. Ввиду большой важности этой темы для социологии в целом, теме «Культура будет отведена отдельная лекция. Образование, как социальный институт, представляет собой систему социальных связей и норм, а также социальных организаций, статусов и ролей, обеспечивающих сохранение, передачу и усвоение накопленных знаний. Социологами отмечается значимость роли образования в социальной стратификации и социальной мобильности, в области социального контроля. Существенно возрастает роль образования в эпоху постиндустриального развития, информационного общества, в это время оно становится ключевым фактором общественного развития и превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. Религия как система норм и правил, а также верований в существование трансцендентной инстанции (недоступной познанию естественными методами), с помощью которой происходит оценивание и регулирования действий, поведения и мышления индивидов или социальных групп. Сами религиозные догмы (в своей основе) не подлежат научному анализу, они либо принимаются на веру ее сторонниками, либо отвергаются противниками. Социологический подход (в отличие от теологического) рассматривает религию как некую форму реализации потребностей людей в «священном», что дополняется их участием в религиозным ритуалах. Религия в целом способствует организации и упорядочиванию веры. Понимание религии как важного социального института было присуще еще Э. Дюркгейму, который рассматривал ее с точки зрения выполняемых ею функций: социальной интеграции и социального контроля. По мнению М. Вебера, который тоже считал религию социальным институтом, но предлагал ее воспринимать как систему ценностей и норм, которые придают смысл и значение поведению и способу мышления каждого индивида, каждой социальной группы и тем самым содействуют индивидуальной самореализации. П. Сорокин, изучая религию в рамках своей теории социокультурной динамики, сумел выявить ее важную роль – обеспечение наиболее полную интеграцию и стабильность общества. На протяжении долгой истории человечества религиозные «святыни», так или иначе, обуславливали жизнедеятельность людей. Религия выступала в качестве обширной культурной системы, которая пронизывала жизнедеятельность практически всех социальных систем – от семьи до государства. Для нынешней эпохи в большей степени характерна секуляризации (процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества), при этом многие функции религии стали реализовываться светскими институтами. ИНСТИТУТЫ РОДСТВА. (обеспечивают сохранение и воспроизводство общественной жизни). К институтам родства относят: «семью» и «брак». Семья как социальный институт – это совокупность норм, правил и образцов поведения, обеспечивающих сохранение и воспроизводство общественной жизни и регулирующих отношения между супругами и их детьми, а также другими родственниками. Заметим, что в социологии она может рассматриваться в двух аспектах: как социальный институт и как малая группа (и это не следует путать). Семья – это один из первых, созданных человечеством социальных институтов. Как институт семья реализует фундаментальные функции самосохранения и воспроизводства общественной жизни: репродуктивную и социализирующую. Помимо этого она может выполнять иные функции, удовлетворяя социальные потребности людей и обеспечивающих регулирование семейно-брачных отношений: - хозяйственно-экономическую; - социально-статусную (получение статуса: сословие, национальность); - защитную; - эмоциональную (получение семейной любви, тепла); - сексуального регулирования; - досуговую и др. Человечество характеризуется огромным многообразием семейно-брачных отношений, обусловленных историческими особенностями общественного развития. Здесь можно, прежде всего, выделить такие формы семьи, как: 1) моногамия – форма семьи, создающаяся из одного мужчины и одной женщины, 2) полигамия – многобрачие, где разрешается иметь несколько супругов, и здесь могут быть свои разновидности: Ø полигиния – многоженство (наиболее распространенная форма, поэтому часто отождествляемая с самой полигамией); Ø полиандрия – многомужество (имело место в условиях первобытнообщинного строя, матриархата); Ø групповой брак – где в семейных отношениях состоят сразу несколько мужчин и несколько женщин (такое могло встречаться в ранние периоды истории человечества, в племенах с небольшой численностью, в условиях островных государств). Выделяют также такие формы, как экзогамия и эндогамия. Экзогамия – обычай, запрещающий создание семьи, заключение брака между близкими родственниками – во избежание кровосмесительных связей и появления нежизнеспособного потомства. Эндогамия – противоположное явление, характерное для закрытых обществ и предполагающее заключение браков только между представителями одной социальной группы (клановая, деревенская, родо-племенная, сословная, национальная, расовая эндогамия). История развития семейных отношений изобилует кажущимися сегодня нам довольно экзотичными способами своего построения. К примеру, в древние времена, а также в некоторых и поныне живущих племенах существует так называемый матримониальный обычай, при котором с целью воспитания и обучения семейной жизни первые браки заключаются между молодыми и пожилыми людьми, и лишь вторичные браки строятся между ровесниками. Как разновидность вторичного брака рассматриваются такие формы, как левират, где вдова должна выйти замуж за одного из братьев мужа, и сорорат – вдовец женится на младшей сестре своей бывшей жены. К современным формам семьи можно отнести следующие, как наиболее распространенные: 1) нуклеарная (от лат. «nucleus» – «ядро», «клетка») – семья состоящая из супругов и их несовершеннолетних детей; 2) неполная – в которой отсутствует один из супругов; 3) однопоколенная – состоящая из супружеской пары без детей; 4) расширенная – включающая в себя 3 и более поколений; 5) большая – где вместе проживают и ведут совместное хозяйство несколько нуклеарных семей (по типу хуторских поселений). Брак – это совокупность норм и правил, обеспечивающих организацию, правовое оформление и регулирование семейных отношений. Это также семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Институт брака появляется позднее института семьи, но при этом его можно считать ключевым в области семейных отношений, поскольку он обеспечивает не только их регулирование, но и государственную защиту самих семейно-брачных отношений, прав и обязанностей супругов и их детей. Институту брака с давних времен уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и общества в целом. В большинстве современных обществ при создании семейного союза от мужчины и женщины требуется официальное заключение брака, с помощью которого фиксируются права и обязанности сторон по отношению друг к другу и в отношении рожденных в этом союзе детей. Среди всего многообразия можно выделить следующие наиболее известные и значимые формы брака: - гражданский – оформленный в органах государственной власти, но без участия церкви (в разговорной речи его неправомерно путают с сожительством); - церковный – где осуществляется освящение брака в форме венчания церковью, после чего брак уже не вправе быть разрушенным (и любой, не освященный церковью брак, рассматривается ею как греховное поведение – блуд); - неформальный – не оформленное в законодательном порядке семейное сожительство; - договорной – заключаемый на основе предварительного договора, обычно родителей и часто без участия жениха и невесты (это неформальный вид брака, который сегодня кажется архаизмом, тем не менее он продолжает сохраняться, поскольку продолжает нести в себе некоторые позитивные моменты – глубокое знание особенностей семьи будущего супруга); - контрактный – определяющий имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения; - смешанный – заключаемый между людьми разных рас, национальностей; - морганатический – заключаемый между представителями различных сословий, разного социального статуса, при котором ни супруг более низкого статуса ни рожденные дети, хотя и признаются законными, не наследуют богатства и титулов.
* * * Семья, как малая группа – это совокупность людей, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. В развитии семейной жизни можно выделить некоторые этапы, начиная с заключения брака и заканчивая смертью обоих супругов: - начальная – от заключение брака до рождения первого ребенка; - роста семьи – вплоть до рождения последнего ребенка; - возмужания – после рождения последнего ребенка и до создания первым взрослым ребенком собственной семьи; - зрелость – до вступления в брак последнего ребенка; - «пустое гнездо», откуда ушли все взрослые дети; - одиночество в старости, наступающее со смертью одного из супругов. Семью можно назвать не началом, а серединой пути, отношения в которой строятся задолго до вступления в брак. В европейских странах семья обычно начинается со знакомства, где оно считается сугубо личным делом человека. Само знакомство и последующее ухаживание в разных странах может иметь свою специфику, но в целом можно наблюдать большое «схожесть сценариев», в том числе, чаще сохраняется активная роль мужчины и пассивная – женщины. В России в этот период молодые люди обычно еще живут в родительском доме (иногда и после вступления в брак). В Америке же и некоторых европейских странах практикуется отдельное проживание взрослых детей, и даже обеспечивается возможность «пробных браков» (что стало появляться и у нас). В период ухаживания, как правило, еще отсутствуют взаимные обязательства сторон, но в то же время проверяется способность партнеров не преступать некоторые значимые для каждого пределы во взаимоотношениях. В восточных странах до недавнего времени (пока туда не проникли европейские традиции) особую значимость имел неформальный, но проверенный веками, институт брачных посредников, с помощью которого осуществлялось заключение союзов, иногда задолго до достижения брачного возраста вступающих в него. Помимо того, на востоке с рождением дочери у родителей было принято начинать копить деньги на ее приданое, а по мере ее взросления – определять размер выкупа, в зависимости от значимости тех или иных ее качеств (красоты, образования). Причем, после свадьбы молодые обычно начинают жить самостоятельно и без финансовой поддержки родителей. По старинному русскому обычаю созданию семьи предшествовало сватовство, т.е. жених просит у родителей невесты ее руки. В прежние времена также полагалось освящать союз образами (иконами), в гражданских же обычаях, отец невесты вкладывал правую руку своей дочери в руку ее жениха. После этого наступает период помолвки – когда молодые подают заявление в загс, т.е. объявляются женихом и невестой. Ранее, отцы семейств также устраивали встречу, на которой заключали брачные условия, после чего отказаться от брака было уже нельзя. Нарушитель лишался уважения в обществе, а также должен был возместить убыток на нанесенное бесчестье. В любом обществе, так или иначе, осуществляется искусственное затруднение разводов, в котором может участвовать и церковь, и государство, поскольку нестабильность семьи способна вызывать различные негативные социальные последствия. И, тем не менее, в ХХ веке во многих странах наблюдается большой процент разводов, среди которых первое место занимает США, второе – Россия. Наиболее часто встречающимися мотивами разводов в России являются: различие взглядов, интересов, характеров, алкоголизм и его последствия, супружеская неверность, любовь к другому человеку, плохие жилищные условия и др. В США же на первом месте – супружеская неверность. Последствия разводов обычно тяжелы для обоих супругов, так как возникают проблемы общения с детьми, с общими друзьями и знакомыми, с социальным окружением в широком смысле (на работе, с соседями). Возникают и финансовые проблемы, проблемы физического и психического здоровья человека (получившие название «травма развода»). Не говоря уже о том, сколь они тяжелы для детей?
Практикум. Контрольные вопросы: Ø Какие функции присущи любому социальному институту? Ø Каковы могут быть причины проявляющихся дисфункций социального института? Ø Кто из классиков социологии впервые употребил термин «социальный институт»? Ø Какие функции в наиболее общем виде обеспечивают политические институты? Ø Кто из социологов заложил основы структурного функционализма?
Практическое задание Одним из неформальных институтов, успешно функционирующих по сей день, является институт договорного брака. Обоснуйте, пожалуйста, социальные причины этого явления.
Контрольные тесты Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными
1. Процесс становления и организационно-правового оформления складывающихся социальных норм и правил, статусов и ролей, отношений и форм поведения для обеспечения какой-либо общественно-значимой потребности, называется 1. Модернизацией 2. Реформированием 3. Институционализацией 4. Ассимиляцией
2. Одним из признаков правого государства является: 1. Определение государственной власти в качестве верховной 2. Монополия на применение силы и принуждения к подчинению 3. Приоритет права гражданина над законами государства 4. Обязанность гражданства (как членства)
3. Тип семьи, характерный для индустриального общества: 1. Неполная 2. Нуклеарная 3. Расширенная 4. Большая
4. Брак, оформленный в органах государственной власти, именуется как 1. Гражданский 2. Неформальный 3. Церковный 4. Контрактный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|