Социальный институт – это система социальных связей и норм, сложившихся в результате социальной практики, обеспечивающих регулирование общественной жизни и выполнение важных для общества функций.
Внешне он выглядеть как совокупность лиц, учреждений, материальных средств (формальный институт), ориентированных на выполнение каких-либо функций, на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Поэтому социальный институт также вправе определяться как «совокупность организаций, представляющих конкретную сферу общества[15]. Еще один важный момент – социальные институты нельзя создавать (как это может происходить с организациями), они представляют собой «непланируемые» социальные явления, и в то же время они зарождаются в результате проявляющейся общественной потребности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что созданные единожды, впоследствии они могут быть заимствованы другими странами и даже формироваться с помощью «указов сверху». «Институционализация» – это процесс становления и организационно-правового оформления складывающихся социальных норм и правил, статусов и ролей, отношений и форм поведения для обеспечения какой-либо общественно-значимой потребности (т.е. это процесс становления социального института). Они могут появляться и в результате деятельности других институтов, как следствие их взаимосвязанности в общественной жизни, но в любом случае их «рождение» будет сопряжено с некоторым периодом становления и организационного оформления складывающихся норм и правил. Социальные институты также могут «отмирать», утрачивать свою социальную значимость и превращаться в некий анахронизм (к примеру, институт дворянства). Обычно процесс институционализации включает в себя несколько этапов: · Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных усилий.
· Объединение людей для достижения общих целей. · Формирование социальных норм и правил, а также процедур и санкций – для их реализации и поддержания. · Установление системы статусов и ролей для всех, кого затрагивает функционирование института. И его результатом становится развитый социальный институт, обладающий рядом признаков: · Установки и образцы поведения (ответственность, лояльность, послушание). · Символические культурные признаки (печать, герб, фирменный знак). · Утилитарные культурные черты (квартира, магазин, банк, литература, оборудование, бланки и формы). · Кодексы (законы, должностные инструкции, правила поведения, запреты и допущения). · Идеология (демократия, православие, конкуренция, равенство возможностей, любовь). При функционировании институтов различают явные и латентные функции. Явные – те, которые непосредственно «работают» на удовлетворение человеческих потребностей (интегративная, регулирующая, коммуникативная и др.). Латентные - это скрытые функции, с помощью которых могут удовлетворяться потребности узкого круга людей, отдельных социальных групп. Наиболее развиты они в политических (властных) или экономических институтах. Хотя, справедливости ради, следует сказать, несмотря на то, что чаще латентные функции рассматриваются в негативном аспекте (включая нанесение ущерба функционированию самого института), они могут иметь и положительный эффект, т.е. неявно улучшать деятельность института, устранять недостатки в его функционировании. У каждого института можно выделить набор его собственных, основных, т.е. явных функций. Тем не менее, существуют функции, которые присущи для любого института, к ним можно отнести следующие: Ø регулирование жизнедеятельности членов общества; Ø создание возможностей для удовлетворения их потребностей; Ø обеспечение социальной интеграции и устойчивости общественной жизни.
Кроме того, при взаимодействии институтов с социальной средой и друг с другом могут возникать разного рода дисфункции, причиной которых, как правило, становятся изменения в социальной среде: в потребностях различных слоев общества, в неадекватной реакции на это со стороны социального института (недостаток и неподготовленность кадров, отсутствие необходимых средств, организационные сбои). В результате проявляются противоречия между действиями различных социальных институтов, что будет серьезно и деструктивно влиять на людей, а функции могут превращаться в некую ритуальную, лишенную содержания деятельность. Институциональный подход к изучению социальных явлений использовался еще О. Контом – при анализе механизма, обеспечивающего консенсус в обществе. Но первым в социологической науке употребил понятие «институт» Г. Спенсер, который рассматривал его в качестве «регулирующей системы», неизменно появляющейся в условиях борьбы за выживание – как в природе, так и в социальной среде. Далее изучение социальных институтов продолжил Э. Дюркгейм, рассматривавший их в качестве важнейшего средства самореализации человека. Для поддержания солидарности в условиях разделения труда большую роль он отводил «корпорациям», под которыми понимал профессиональные союзы работников и работодателей. М. Вебер обращал внимание на важность изучения в рамках социологии таких институтов, как государство, религия, право, поскольку они оказывают существенное влияние на поведение отдельных индивидов. Вебер осуществил анализ такого важнейшего института – бюрократии, как типа легального господства в условиях индустриализации. П. Сорокин указывал на высокую значимость в осуществлении вертикальной мобильности таких социальных институтов, как армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации. Ведущая роль понятию «социальный институт» принадлежит и в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс рассматривал общество как систему социальных отношений и социальных институтов (как узлов социальных отношений). И т.д. Классификацию институтов можно осуществлять по степени формализации и по предметной (содержательной) области.
I. Классификация институтов по степени формализации. 1) Институты формальные (основанные на строгих, нормативно и/или юридически закрепленных нормах). 2) Институты неформальные (регулируемые на основе сложившихся традиций, обычаев, социальных норм). II. Классификация институтов по предметной области 1) Политические институты (государство, гражданское общество, право, партии, политическая культура и др.). 2) Экономические институты (собственность, рынок, деньги и др.) 3) Институты духовной сферы (культура, образование, религия и др.) 4) Институты родства (семья, брак). ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ (обеспечивающие распределение в обществе властных полномочий) Государство является главным политическим институтом (институциональным образованием) общества – этоосновной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. С его помощью обеспечивается установление и поддержание политической власти в обществе. В мировом сообществе оно охватывает собой отдельную страну, населяющий ее народ, определяет ее целостность, форму организации и управления. К основным признакам (любого) государства относятся: 1. Территория, определяющая его границы. 2. Отделение власти от общества (появление специальной категории управленцев – в отличие от родоплеменной организации с формой местного самоуправления). 3. Определение государственной власти в качестве верховной и ее суверенность - действие на данной территории. 4. Монополия на применение силы и принуждения к подчинению, механизмы принуждения. 5. Обязанность гражданства (как членства). 6. Право на взимание налогов и сборов – для обеспечения деятельности госаппарата и проведения политики. На определенном этапе общественного развития под влиянием гуманистических идей появляется сначала идея правового государства, а потом ее реализация в Европе. Следует заметить, что правовое государство явилось результатом развития гражданского общества, развивались они сопряжено, и можно даже сказать, что правовое государство – это «оборотная сторона» гражданского общества. Правовое государство – это такое государство, где функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, где есть реальное разделение властей, их эффективное взаимодействие и взаимоконтроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|