Социальная общность – совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и какими-либо общими признаками.
Главными образующими социальные общности признаками выступают: осознание людьми своей принадлежности к ней, схожие условия жизнедеятельности, наличие определенных пространственно-временных полей бытия, общность интересов. Такое довольно простое определение социальной общности обусловлено тем, что можно выделить две их разновидности, имеющие определенные отличия. В социологии различают: - Номинальные общности – выделяемые на основе чисто внешних признаков (возраст, образование, профессия и т.п.), когда обладающие ими люди не объединены устойчивыми социальными связями, а лишь фиксируются как некая статистическая совокупность; - Реальные общности – достаточно устойчивые совокупности людей, характеризующиеся исторически сложившимися связями и отношениями (этнические, территориальные, религиозные, групповые и др.). Реальная общность в наибольшей мере обладает признаками социальной системы. В них складываются общие интересы, формируются специфические социальные нормы, регулирующие поведение людей. Реальные общности можно классифицировать по двум основаниям: 1) по величине, масштабу: большие и малые. 2) по содержанию: групповые (классы, социальные слои, социальные группы) и массовые (квазигруппы). Изучением «Общности» в свое время занимался Фердинанд Тённис (1855-1936), ставший в 1921 г. Президентом немецкого социологического общества, и остававшийся он в этой должности вплоть до 1993 г., когда это общество было разогнано нацистами. В своей знаменитой работе «Общность и общество», принесшей ему мировую известность, он осуществляет анализ этих понятий. Понятие «общность» (gemeinschaft) он рассматривает в тесной связи территории с общностью «крови» и «духа», животной и ментальной жизни. Т.е. по сути это (в современной трактовке) «община» - как форма социальной организации, возникшей на основе кровнородственных или соседских отношений и характеризующаяся коллективным владением средствами производства, самоуправлением.
Отношения в общности коренятся в эмоциях, привязанностях, душевной склонности. Для нее характерен органический тип связей. И принцип построения таков: социальное целое предшествует его частям. «Общности» Ф. Тённис противопоставляет другое понятие – «общество» (gescllschaft), которое уже имеет осознанную природу и основывается на рациональном обмене, на формальных, механических связях. И здесь социальное целое складывается из совокупности частей. Эту идею в дальнейшем развивал Э. Дюркгейм, воплотив ее в своих моделях обществ с органической и механической солидарностью. Схожую позицию разделял и П. Сорокин, который в своей работе "Система социологии" (1921) писал: "Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов". На точку зрения П. Сорокина отчасти могла повлиять российская специфика социальной общности, связанная с сельской общиной как ее основным типом.
Социальные общности характеризуются такими понятиями как массовое сознание и массовое действие, которые являются объектом изучения многих наук: философии, социальной психологии, культурологии, политологии, в т.ч. и социологии.
Массовое сознание – это тип общественного сознания, связанный с жизнедеятельностью социальных общностей, в котором отражаются различные стороны общественной жизни, представляющие интерес для этих общностей. Массовое сознание отражает социальную реальность на обыденном уровне, на уровне здравого смысла, хотя и не исключает возможности использования элементов научного знания. Вначале в отечественной социологии массовое сознание рассматривалось в соотнесении с «массовой культурой», для которой характерен упадок духовного развития общества, затем происходило его отождествление с понятием общественного или классового сознания, и только потом оно было соотнесено с сознанием социальных общностей, с их жизнедеятельностью. Массовое сознание может находить свое отражение в массовых действиях, направленных на реализацию или достижение общей цели, решения конкретной задачи. Самая массовая и организованная форма социальных действий большой совокупности людей определяется как социальные движения, которые могут быть следующих видов: 1) реформаторские – выступающие за постепенное изменение в обществе; 2) революционные – стремящиеся к коренному изменению общества, его структуры, системы ценностей; 3) регрессивные – провозглашающие своей целью возвращение к прежним порядкам; 4) утопические – ставящие задачу построения некоторого идеального общества. Социальные общности рассматриваются как более широкое, родовое понятие по отношению к понятию социальная группа. И можно сказать, что в настоящее время социальная общность как поле исследования и научная проблема отошла на задний план. В большей мере стало использоваться понятие «социальная группа», что было обусловлено процессом разделения труда и необходимостью выделения некоторого коллективного субъекта общественных отношений, осмысления его жизнедеятельности. Понятие социальная группа также используется при построении социальной стратификации в обществе. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих на основе общих интересов, прямых или опосредованных взаимосвязей, которые при этом придерживаются принятых между ними социальных норм и образцов поведения.
При всем большом многообразии социальных групп системообразующим признаком для них выступают общие интересы. Некоторые авторы также правомерно указывают на существование внутри групп социального контроля по отношению к своим членам. Для того чтобы осмыслить это многообразие, попробуем осуществить классификацию социальных групп по различным признакам.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 1. По размеру: - Малые группы – относительно небольшие и устойчивые образования, которые выстраиваются на основе непосредственного (а также эмоционального) взаимодействия. - Большие группы – более многочисленные совокупности людей, строящиеся на основе как непосредственного, так и опосредованного взаимодействия. Хочется здесь обратить внимание на тот факт, что мы, фактически, ушли от необходимости определять размер группы количественным способом (иначе неизбежно возникнет вопрос – а где проходит эта граница?), и дали «качественное» определение этим видам групп. А, кроме того, следует заметить, что именно малая группа нередко избирается в качестве основной единицы для анализа социальной структуры общества, поскольку сосредотачивает в себе все виды социальных связей. И именно малая группа нередко выступает для индивида в качестве референтной группы – служащей образцом для подражания, а также для оценивания себя и других в соотнесении с принятыми в ней нормами и ценностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|