Проблемы информационного неравенства.
Заметим, что в эпоху постиндустриального развития, происходит усиление значимости информации, и она начинает выступать как важный фактор социального неравенства. Информационное неравенство, конечно, существовало издавна. В истории развития человечества носителями информационного неравенства, сначала могли выступать совет старейшин – члены племени. Позднее, с возникновением письменности, ими становились читающая элита – неграмотные люди. В обществе, разделенном на привилегированную элиту и малограмотные массы, возможность образования и доступа к разным видам информации получали преимущественно выходцы из высших слоев. А в условиях глобализации информационное неравенство переходит в область межстрановых отношений. В настоящее время, использование информационных технологий начинает играть весьма значимую роль для развития страны. Прежде всего, интерес может представлять информация об использовании интернет. Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2015 г. численность интернет аудитории в России составляет порядка 70% (82 млн.) от взрослого населения, причем 49% (57,1 млн.) выходят в сеть ежедневно (эти данные согласуются с информацией, полученной ВЦИОМ в марте 2015 г.). Распределение пользователей интернет (по данным Левада-центра) по возрасту имеет следующий вид: - из возрастной группы 18-24 года - 96% пользователей; - из группы 25-39 лет – 93%; - из группы 40-54 лет – 69%; - из группы старше 55 лет – 27%. Таким образом, основным резервом для расширения интернет-аудитории являются люди старшего поколения, и именно за счет них в течение последних 4-х лет в основном и наблюдается прирост пользователей Рунет.
Основной объем интернет-аудитории приходится на Москву и другие крупные города – 76%, тогда как в малых городах и селах живут 28% пользователей интернет. Мобильный интернет. Рост десктопного (настольного) интернета, фактически, прекратился, чаще стали подключаться к интернету с ноутбука – 61%, а для 14% пользователей интернета (11,8 млн. чел.) мобильный интернет стал единственным выходом в сеть. Из общего числа пользователей (82 млн.) 50 млн. выходят в интернет с помощью мобильных устройств. 55% используют смартфон, на втором месте планшеты - 41%, а 33% ловят сеть с помощью «мобильника». [24] Что касается мирового сообщества, то при численности всего населения земли 7,2 млрд. чел. число пользователей интернета составляет 3,2 млрд., из которых 2 млрд. приходится на развивающиеся страны. В период с 2000 по 2015 гг. удельный вес пользователей увеличился почти в 7 раз – с 6,5% до 43%, и наибольший прирост произошел за счет жителей Африки, практически с нуля до 27%. Если рассматривать по общему числу пользователей интернета, то впереди преимущественно окажутся страны с наибольшей численностью населения:[25]
В странах Евросоюза численность интернет-аудитории наиболее высока и составляет 72% (62% - активных пользователей). Распределение пользователей интернет по возрастным характеристикам здесь следующее: из возрастной группы 16-24 года - 94% пользователей; - из группы 55-74 лет – 46%. Наиболее широко используется интернет в таких странах, как в Люксембург, Норвегия и Финляндия – свыше 90%, и мало, т.е. порядка 30% - на Украине, в Молдове, Черногории, Боснии и Герцеговине, Италии, Португалии и Греции. Греция по показателю знакомства с интернетом занимает последнее место – 45% населения в возрасте 16-74 года никогда им не пользовались. Тогда как наибольшее число людей старшего поколения (от 55 лет), пользующихся интернетом – в Дании.[26]
Для сравнительной оценки общего информационного развития в странах мирового сообщества используется индекс ИКТ – комплексный, универсальный и общепризнанный показатель развития информационно-коммуникативных технологий. Начиная с 2009 года, Международным союзом электросвязи (МСЭ) он рассчитывается ежегодно по 53 показателям, объединенным в три основные группы (наличие условий для развития ИКТ, готовность страны к их использованию и уровень использования в различных секторах). Именно этим индексом чаще пользуются разного рода аналитики международного уровня для оценки уровня социально-экономического благополучия стран. Рейтинг стран мира по ИКТ[27]
Практикум. Контрольные вопросы: Ø Возможно ли полное устранение социального неравенства? Ø Как объясняли причины социального неравенства в рамках функционализма и марксизма? Ø Что такое социальная мобильность? Какие виды социальной мобильности Вы знаете? Ø Что такое главный (интегральный) статус? Ø Каковы признаки принадлежности к среднему классу?
Практическое задание 1. По какому из признаков в современном российском обществе наиболее сильное расслоение? 2. Согласно теории П. Блау, как можно более справедливое социальное неравенство в обществе?
Контрольные тесты Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными
1. Предлагается выбрать правильное соотношение понятий: А) Социальная дифференциация шире понятия социального неравенства; Б) Социальное неравенство – это специфическая форма социальной дифференциации.
1. Оба суждения верны 2. Оба суждения неверны 3. Верно только а 4. Верно только б
2. Модель социального неравенства, разработанная М. Вебером, включала три параметра, укажите здесь лишний: 1. Богатство 2. Престиж 3. Власть 4. Доступ к информации
3. Автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности является: 1. М. Вебер 2. П. Сорокин 3. К. Маркс 4. Г. Зиммель
4. В современном западном мире наиболее многочисленный, обладающий устойчивостью своего положения и стремящийся его сохранять, является _______ класс 1. Высший 2. Средний 3. Низший 4. Андеграунд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|