Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Социальное неравенство.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Представители рода человеческого предстают перед нами во всем многообразии свойств – биологического, психологического и социального характера, что уже создает определенные предпосылки для существования неравенства. Само по себе неравенство существует издавна и объективно, и оно выступает наиболее характерной чертой человеческого общества.

Нас, прежде всего, будет интересовать проблема социального неравенства.

Эта проблема на протяжении многих веков будоражила умы людей (и, прежде всего, с точки зрения социальной справедливости); вокруг нее формировалась атмосфера для проявлений массовых бунтов, социальных движений и даже революций. Но все попытки устранения этого неравенства приводили к тому, что на основе одного разрушенного неравенства неизменно создавалось новое, базирующееся уже на иных признаках. При этом люди с большим упорством сопротивлялись и формированию полного социального равенства.

Социальное неравенствоэто специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии, и при этом обладают неравными жизненными шансами и возможностями для удовлетворения своих потребностей.

  Социальная дифференциация (от лат. differentia — разность, различие) – более широкое понятие, означающее различие между индивидами или группами по многим основаниям.

Социальное неравенство проявляется в результате сложных процессов разделения труда и соответствующего социального расслоения, оно может быть сопряжено со средоточением ряда жизненных преимуществ у отдельных индивидов или групп, и даже может приводить к депривации остальной части населения (состоянию, при котором люди чувствуют свою обездоленность, испытывают недостаток в том, в чем они нуждаются). Отношения неравенства при этом могут иметь ту или иную степень жесткости своего закрепления в специальных социальных институтах и соответствующей нормативной базе.

С одной стороны, как показала практика, социальное неравенство объективно необходимо обществу (для более эффективного развития). С другой же стороны, когда большая часть населения оказывается на пороге (или за порогом) бедности и, в сущности, не имеет возможности для своего развития – это может приводить к разрушению и даже гибели общества. Где же должна находиться та грань, та мера социального неравенства, которая способна обеспечить общественное развитие?

Как глобальная философская проблема – проблема неравенства волновала мыслителей, начиная с древности. Ученые и общественные деятели в попытках ее осмысления, прежде всего, задавались вопросами, что можно считать источником социального неравенства, и как следует это неравенство расценивать.

В рамках социологии объяснение причин неравенства нашло свое отражение в двух направлениях:

· ФУНКЦИОНАЛИЗМ - дифференциацией функций, выполняемых группами, и существованием различных видов деятельности, по-разному оцениваемых в обществе.

· МАРКСИЗМ - неравным отношением к собственности, к средствам производства.

Первую модель социального неравенства удалось создать М. Веберу, который природу неравенства объяснял с помощью трех критериев (генераторов неравенства): богатство (доход, владение собственностью), престиж (авторитет человека, определяемый его  профессиональной деятельностью, уровнем образования), власть (способность проводить политику и влиять на общественные процессы). Именно эти критерии участвуют в вертикальном расслоении общества, создавая иерархию.

И, действительно, они выступают теми видами общественных благ, которые наиболее важны для людей. Материальные блага необходимы не только для удовлетворения элементарных, универсальных жизненных потребностей, но и обусловлены культурой потребления (купить можно почти всё!). Обладание властью дает людям ощущение силы, преимуществ перед другими, а также и возможности получать большие материальные блага. Престиж вызывает уважение со стороны окружения и позволяет человеку утвердиться в собственной значимости, повышать самооценку. При этом нетрудно увидеть, что все три критерия часто сопряжены.

Идею о природе социального неравенства впоследствии развивал П. Сорокин, создавший стройные теории социальной стратификации (страта – слой) и социальной мобильности. Здесь он уже ведет речь о существовании не одного, а нескольких «социальных пространств», определенным образом структурированных: экономического, политического и профессионального. При этом он отмечает, что индивид может занимать разные позиции (статусы) в различных социальных пространствах, т.е., к примеру, имея высокий экономический статус (богатство), может обладать довольно низким должностным статусом.

В дальнейшем эта теория получает свое развитие в рамках функционализма и, в частности, Т. Парсонс иерархическую структуру общества объясняет существующей в нем системой ценностей, которая формирует понимание значимости той или иной выполняемой функции. В различных обществах и в разные эпохи могли быть значимы разные критерии: в примитивных обществах ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии, в буржуазном обществе статус стал определяться преимущественно капиталом и т.п.

Современной наиболее влиятельной теорией социальной стратификации, разработанной в рамках функционализма, является теория К. Девиса и У. Мура, в которой неравенство и статусное распределение в обществе обосновано функциональной значимостью статусов. В целях обеспечения социального порядка здесь определяются требования к исполнению ролей, соответствующих статусам, а также предлагается выделять трудно заполняемые, но общественно значимые статусы, для которых обществом должны быть разработаны более высокие вознаграждения.

Определенный вклад в понимание природы неравенства был внесен и марксизмом и, прежде всего, самим К. Марксом, создавшим теорию классового построения общества, где сам класс рассматривался как крупная социальная группа. Классовые отношения, по мнению Маркса, носят конфликтный характер, поскольку обусловлены присвоением одним из классов – собственности, ресурсов, прибавочной стоимости. Он выстраивает довольно стройную теорию общественно экономических формаций, где показывает, что в разные времена существовали различные виды собственности (рабы, земля, капитал). При этом сам конфликт он оценивает в позитивном ключе – как источник общественного развития.

В социологии анализ вертикального расслоения общества нашел свое отражение в становлении двух классических теорий:

1) теории социальной стратификации (функционализм)

2) теории классового построения общества (марксизм).

Теория социальной стратификации. Ее автором является П. Сорокин.

Социальная стратификацияэто иерархически организованная структура социального неравенства в обществе.

В своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992, С. 302) П. Сорокин предлагает следующее определение социальной стратификацииэто дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге, которая находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее сущность – в неравном распределении прав и привилегий, обязанностей и ответственности, наличии или отсутствии власти и влияния среди членов сообщества. Т.е. высшие слои (меньшинство населения) обладают большими ресурсами и возможностями для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Сорокин указывает, что в обществе могут существовать три основные формы стратификации:

Ø ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - порождаемая имущественным неравенством.

Ø ПОЛИТИЧЕСКАЯ - обусловленная неравенством в обладании властью.

Ø ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - связанная с разделением по роду деятельности и ее престижности.

На основе теории социальной стратификации П. Сорокин разрабатывает вторую свою теорию социальной мобильности, под которой он понимает «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

Социальная мобильностьэто перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии.

Сорокин выделяет:

Ø горизонтальную мобильность, при которой перемещение происходит от одной позиции к другой, но лежащей на том же уровне (переход в другую семью, в иную веру, переезд в другой город). Т.е. статус остается прежним.

Ø вертикальную мобильность – с переходом индивида или группы из одного социального слоя в другой (с переменой статуса), в рамках которой могут существовать:

- восходящая и

- нисходящая социальные мобильности.

Каналами социальной мобильности для индивида в открытом обществе могут выступать:

Ø Школа (учебные заведения)

Ø Церковь

Ø Армия

Ø Профессиональные союзы

Ø Экономические структуры

Ø Политические организации

Доступность путей для социальной мобильности определяется, как особенностями общества,так и способностью самого индивида.

Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированных обществах выступают специфические «сита», как механизм социального тестирования, с помощью которых осуществляется отбор и предоставление возможности людям для вертикальных перемещений.

Если же вести речь об индивидуальных способностях индивида, то на его пути могут вставать субъективные препятствия – в форме некоторого социокультурного барьера. Новый статусный уровень может потребовать освоения индивидом определенных статусных признаков (новый материальный стандарт проживания, усвоение типического статусного поведения, изменение своего социального окружения).

Вертикальная мобильность может служить показателем открытости общества. В зависимости от того, каковы особенности общества, насколько возможны в них вертикальные перемещения, выделяют:

- закрытые общества, к ним относят те, где перемещения из низших слоев в высшие запрещены либо существенно затруднены. Сюда следует отнести общества с такими историческими типами социальной стратификации, как: рабство, касты, сословия[19];

- открытые общества (с классовым или стратификационным делением), где перемещения из одной страты в другую официально не ограничиваются.

Следует заметить, что в современных обществах, где в большой степени заинтересованы в обеспечении вертикальной мобильности, в квалифицированных и компетентных исполнителях, в обновлении интеллектуальной элиты, тем не менее, даже в них существуют социальные группы «закрытого» типа (элита), попадание в которую может оказаться крайне затрудненным.

Теория классового построения общества. Автором является К.Маркс.

Другим подходом к структурированию общества выступает его классовое построение. Первую картину классового построения общества разработал К. Маркс, который рассматривал классы как крупные и конфликтные социальные группы, разделяемые по экономическому признаку.

В рамках марксистского подхода

- класс - это большая социальная группа людей, положение которой в обществе (в системе разделения труда) определяется ее отношением к собственности, к средствам производства, а также по способу получения дохода

Следует заметить, что прогнозам Маркса по установлению в результате классовой борьбы коммунистического строя в мировом масштабе (как высшей стадии первобытного общества) – сбыться не довелось. В основе коммунистической идеологии был заложен принцип материального равенства (при сохранении иных типов неравенства), который предположительно должен был создавать базис для обеспечения социальной справедливости.

Но… с одной стороны, в частности – в нашей стране т.н. «уравниловка» привела к резкому снижению мотивации труда и экономическому спаду, что потребовало усиления государственной власти. А с другой – неизменно стали появляться богатые люди, только уже в условиях роста теневой экономики, которые отчасти оказывались слитыми с властью. Престижность умственного труда оказалась сопряженной с тем, что интеллигенция не удостоилась даже своего определения в качестве класса, а лишь прослойки между классом рабочих и крестьян.

Человечество предпочло пойти по иному пути, сохранив само социальное неравенство, но обеспечив большую степень его справедливости и одновременно – устойчивость самого общества.

В зарубежной практике этот вопрос начал решаться с помощью становления так называемого среднего класса, довольно многочисленного, имеющего высокий уровень образования, обладающего устойчивостью экономического положения и престижными профессиями. Сама идея о важности среднего класса была выдвинута одним из классиков социологии – Г. Зиммелем, и по сей день успешно работает в обществе.

В рамках концепции правового государства, в частности, был сформулирован подход к созданию более справедливого социального неравенства – обеспечение людям равных стартовых возможностей, чтобы к финишу пришли наиболее достойные. Более того, на этой основе была сформирована и концепция социального государства, позволяющая полнее обеспечивать принцип социальной справедливости.

В настоящее время классовые теории делают крен уже в сторону социальной стратификации, т.е. помимо остающегося в качестве главного признака – собственности к базовым классовым различиям также относят: должностной статус (власть), престиж. И сам класс рассматривается как укрупненный социальный статус, который обладает собственной субкультурой и привилегиями.

В современной трактовке класс - это группа людей, причисляющая себя к определенной позиции в системе социальной иерархии.

Положение индивида или группы в системе социальной стратификации определяется такими понятиями, как:

§ социальный статус - это соотносительная позиция индивида или группы в социальной структуре общества, определяемая некоторыми социальными признаками;

§ социальная роль - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус и реализуемое через систему норм.

У каждого человека может существовать целый набор таких статусов (с разным рангом в различных сферах).

Статус определяетсяследующими параметрами:

· права

· обязанности

· функции

Статусы можно классифицировать:

По степени формализации

Ø формализованные – (в зависимости от степени формализации социальной системы) - доктор наук, бухгалтер;

Ø неформализованные - капитан дворовой футбольной команды, самый популярный певец.

По форме приобретения.

Ø предписанные (получаемые при рождении) - гражданство, национальность, социальное происхождение...

Ø достигнутые - профессия, звание, ученая степень...

Выделяют также главный (интегральный) статус – ончасто обусловлен профессиональной деятельностью человека (президент, директор завода)

Социальная структура современного западного общества может быть представлена в следующем виде:

· Высший класс (10%)

· Средний класс (60-70%)

· Низший класс (20-30%)

Высший класс немногочисленный, и его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны – он владеет мощными средствами влияния на политическую власть, а с другой – его интересы (сохранение и приумножение богатства и власти) начинают выходить за пределы общественных интересов. Поэтому он не может служить гарантом устойчивости общества.

Низший класс, как правило, имеет небольшие доходы, не слишком престижные профессии, невысокий уровень образования и малую власть. Его силы направлены на выживание и сохранение своего положения, поэтому он также не способен обеспечивать общественную стабильность.

И, наконец, средний класс. Он не только наиболее многочисленный, но и обладает устойчивостью своего положения, что будет стремиться сохранять и в дальнейшем. Именно его интересы по большей мере совпадают с общественными интересами.

Признаками принадлежности к среднему классу служат следующие:

· Наличие собственности (как имущество или как источник дохода)

· Высокий уровень образования (интеллектуальная собственность)

· Доход (в размере среднего по стране)

· Профессиональная деятельность (имеющая высокий престиж)

 

В современном российском обществе также предпринимались попытки построения социальной стратификации, хотя сделать это в условиях переходного общества довольно трудно, поскольку сами слои, классы еще не устоялись.

Следует заметить, что построение социальной стратификации само по себе дело трудоемкое, так как сопряжено с трудностями определения критериев этого разделения, их значимости, а также отнесения людей к той или иной страте. Оно требует сбора статистических данных, проведения социальных опросов, анализа происходящих в обществе экономических, политических и социальных процессов. Но одновременно социальная стратификация крайне необходима – без нее сложно осуществлять общественные преобразования, строить государственную политику и в целом обеспечивать стабильность общества.

Одной из таких моделей является социальная структура современного российского общества (предложенная Т.И. Заславской). [20]

1. Верхний слой (элита - 7%)

2. Средний слой (20%)

3. Базовый слой (61%)

4. Низший слой (7%)

5. Социальное дно (5%)

Следует обратить внимание, что Заславская не использует понятие класс, а лишь «слой», тем самым, показывая несформированность классов.

Верхний слой – элита и субэлита, они занимают важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процесс реформ. По сути – это основной субъект российских реформ.

Средний слой – зародыш среднего класса в западном понимании, поскольку его представители еще не обладают ни достаточным для обеспечения устойчивости своего положения капиталом, ни уровнем профессионализма, ни престижем. Сюда относятся предприниматели среднего бизнеса, менеджеры некрупных предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты.

Базовый слой – сюда попадает большая часть интеллигенции (специалистов), служащие, технический персонал, работники массовых профессий, крестьянство. При всем различии их статусов и менталитета, их объединяет стремление приспособиться к меняющимся условиям и выжить и, по возможности, сохранить свой статус.

Низший слой характеризуется довольно низким деятельностным потенциалом и слабой адаптацией к меняющимся условиям. Это не слишком здоровые и сильные люди, часто пожилого возраста, пенсионеры, безработные, беженцы и др. Их объединяет очень низкий уровень дохода, образования, неквалифицированный труд и/или отсутствие постоянной работы.

Главной особенностью социального дна и отличием от низшего слоя служит изолированность от институтов общества, включенность в криминальные и полукриминальные институты (алкоголики, наркоманы, бомжи…)

В современном российском обществе продолжает развиваться социальная поляризация на основе имущественного и других видов расслоения, что создает серьезные угрозы для сохранения целостности общества. Наиболее злободневной является проблема неравенства по уровню доходов: так называемый децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) приближается к 17, тогда, как, согласно мировой практике, его превышение числа 10 может порождать социальные беспорядки. И даже в относительно благополучной в отношении заработков нефтяной и газовой промышленности, согласно оценкам экспертов Forbes, различие в уровне доходов топ-менеджеров компаний Роснефть и Газпром и минимальной тарифной ставкой рабочего I разряда составляет 8 тысяч раз. [21]

В более поздние годы определенный вклад в осмысление проблемы социального неравенства с точки зрения социальной справедливости был внесен американским ученым П. Блау, который предложил к использованию разработанную им систему параметров, относимых как к индивиду, так и к социальной группе: номинальные и ранговые параметры.

К номинальным параметрам были отнесены: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, место жительства, область деятельности, политическая ориентация. Они характеризуют социальную дифференциацию и не предусматривают ранжирование на более высокое и низкое положение в обществе. Если же это случается, то следует оценивать с точки зрения несправедливости и угнетения.

К ранговым параметрам: образование, престиж, власть, богатство (наследство или накопление), доход (зарплата), происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. Именно они предполагают ранжирование и отражают социальное неравенство.

 

* * *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...