Лекция 11. Социальные изменения. Социальное развитие
Тематика социальных изменений является важным разделом социологии, и его значимость повышается в связи с необходимостью осмысления сложных процессов переходного периода в России, а также изменений в мировом сообществе, включая влияние глобализации. Американский ученый А. Тоффлер сделал интересное наблюдение, касающееся ускорения общественных изменений. Если период в 50 тыс. лет (примерно столько, по оценкам некоторых ученых, существует человечество) разделить на среднюю продолжительность человеческой жизни (~ 62 года) – получаем около 800 таких сроков. Из них 650 – люди провели в пещерах. В течение последних 70-ти сроков, благодаря появлению письменности, стало возможным эффективное общение поколений. Причем только за последние 6 сроков печатное слово смогло увидеть большинство людей. За 4 последних срока человек научился измерять время. За 2 – использовать электроэнергию, и самый последний срок характеризуется огромным количеством технических нововведений, которые мы сегодня широко используем. Не менее радикальные изменения произошли и в социально-политической обстановке мирового сообщества. Еще 20 лет назад было сложно прогнозировать, что отомрет «социалистический лагерь», и что коренные изменения произойдут в нашей стране. Появляются теории, прогнозирующие кризис западной цивилизации, усиление угроз экологических кризисов и катастроф. И все это затрагивает жизнедеятельность широких масс людей. А значит, настоятельно требует социологического осмысления. Прежде всего, обратим внимание на следующий факт – несмотря на то, что в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с понятием «развитие», все же его столь широкое использование неправомерно. В рамках социологии наибольший акцент делается именно на социальных изменениях.
Во-первых, потому что последнее из понятий имеет более широкое смысловое содержание, в котором не фиксируется направленность изменений, а констатируется лишь сам факт перемен. А во-вторых, изменений происходит значительно больше. Даже в одном объекте могут происходить разнонаправленные изменения, а к некоторым их них вообще сложно применить какую-либо оценочную характеристику, например: возникновение, становление, исчезновение, переходный период и т.п. Социальные изменения означают переход социального объекта (системы) из одного состояния в другое на другом временном отрезке. Они могут включать в себя изменения: 1) внутреннего состава системы; 2) структуры; 3) функций; 4) границ; 5) а также изменения окружающей среды. Изменение – это все же единичный эпизод перехода объекта из одного состояния в другое, но оно, как правило, не бывает единичным, поскольку в социальной жизни имеет место тесная взаимосвязь одних социальных явлений с другими. Одно изменение тянет за собой другое и, таким образом, мы можем наблюдать ход последовательных и взаимообусловленных изменений социальной системы. Поэтому для описания комплекса взаимообусловленных изменений используется понятие «процесс». О едином процессе можно говорить, если наряду с этими изменениями система продолжает сохранять свою идентичность (оставаться той же самой системой). Процесс изменений может носить: эволюционный, революционный или циклический характер. В классификации такого рода учитывается не только характер изменений, но и внутренняя структура, а также степень влияния на общество. К эволюционным относят такие изменения, которые происходят в социальных системах постепенно и сопровождаются устойчивым изменением каких-либо ее качеств – вне зависимости от того, осуществляются они стихийно или сознательно, а также будут ли они иметь восходящую или нисходящую направленность.
Эволюционный процесс не следует рассматривать исключительно в духе эволюционизма XIX века – как универсальную, линейную последовательность перемен восходящей направленности, относящуюся ко всему «социальному организму». Разнонаправленные эволюционные изменения и с разной интенсивностью могут происходить одновременно, в том числе, в рамках одного социального объекта. Это обычно является результатом накопления каких-то новых элементов и свойств, за которыми наступают последующие изменения – структуры, функций и т.п. Революционные изменения отличаются от эволюционных своей радикальностью, гораздо меньшей частотой и, как правило, насильственным способом осуществления. Революционный процесс предполагает коренную ломку социального объекта, и поскольку он встречается в социальной практике, также требует своего осмысления. Следует заметить, что социальная революция является предметом длительных и ожесточенных споров в отношении ее целесообразности – в том числе, в рамках социологии. Если К. Маркс определял ее в качестве «локомотива истории», то П.А. Сорокин к подобным изменениям относился крайне негативно, а саму Октябрьскую революцию 1917 г. охарактеризовал как «бойню». Да и вся история нашей страны способствовала формированию у большого числа россиян негативного восприятия любых революционных изменений. Однако исторический опыт свидетельствует, что революционные изменения все же способны приносить позитивные социальные сдвиги, содействовать более эффективному разрешению возникающих проблем, к тому же вряд ли их удастся избежать и в будущем. Циклические социальные изменения – им в научной литературе последних лет уделяется все большее внимание. Это наиболее сложный процесс социальных изменений, поскольку в него включены, как революционные, так и эволюционные изменения, их восходящая и нисходящая направленность. Сам цикл представляет собой ряд последовательных изменений (а не единичный акт), где его конечная точка повторяет первоначальную, но уже на другом уровне и в других условиях.
Цикличность, присущую процессу изменений социальных систем, фиксируют социологи различных направлений. При этом могут выделяться такие стадии, как: рост, расцвет, кризис и увядание. Периоды циклов могут составлять от одного сезона (менее года) до многих веков. А это означает, что в каждый конкретный момент истории имеет место сосуществование различных социальных объектов, процессов и явлений, находящихся на разных ступенях развития своего цикла, что уже предопределяет взаимные несоответствия и служит источником множества противоречий в социальной жизни. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить смена поколений, каждое из которых формируется и осуществляет свой жизненный цикл в специфических социальных условиях. Промежуток времени этого «поколенческого» цикла определяется как средняя величина продолжительности жизни; за последнее столетие в развитых странах Европы она выросла до отметки в 70 лет. Циклическим изменениям также подвержена область техники (станки, машины, механизмы – смена поколений); к примеру, только в электронике менее чем за полвека сменилось пять поколений компьютеров. И, как отмечается социологами, темпы смены поколений техники уже опережают смену поколений работников. То есть происходит устаревание знаний; а сам интервал, в течение которого знания оказываются устаревшими, в зависимости от отрасли может колебаться от 5 до 15 лет. В качестве источников процессов социальных изменений могут выступать весьма многообразные факторы: экономические, политические, изменения в социальной сфере, и даже в области техники и технологий. Накопленный социологией эмпирический материал позволяет утверждать, что причины изменений могут быть весьма сложными и подчас трудно поддающимися строгому объяснению с точки зрения детерминации. Социальное развитие – при использовании этого понятия выделяют качественную характеристику направленности социальных изменений – в сторону усложнения, усовершенствования, улучшения. Его также часто увязывают с закономерностью и необратимостью. Если с помощью закономерности фиксируют не случайный, а необходимый процесс подобного накопления, то необратимость рассматривают как постоянное накопление количественных и качественных перемен.
Схожим (и более богатым по смысловому содержанию) является понятие «социальный прогресс». Здесь речь обычно идет о позитивной направленности развития в соответствии с принятыми ценностями. Помимо прогресса в социологии рассматривается и такое явление как регресс (реально существующее и противоположное ему по своей направленности). Здесь изменения происходят от высшего к низшему, от сложного к простому, т.е. идет понижение уровня организации, ослабление и даже затухание функций. В процессе развития социологической мысли произошло выделение двух противоположных точек зрения на проблему социального развития в истории общества. Одна из них выражает оптимистический взгляд в светлое будущее, уверенность в неизбежности прогресса, утверждается, что он не остановим и необратим (колесо истории не повернуть вспять). Другая – выражает более скептический взгляд на историю; в ней, по меньшей мере, не отрицается и возможность достижения регресса. Базисом для ее формирования служит комплексный анализ различных и взаимосвязанных социальных изменений в обществе, который не позволяет однозначно и всеобъемлюще прогнозировать их позитивную направленность. Кроме того, ряд ученых считает, что проблема прогресса, как субъективное понятие, должна быть вынесена за пределы научных изысканий. Они настаивают на отрицании самой возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, поскольку язык науки не позволяет говорить о более высоком качестве одних форм социальной жизни над другими. Это понятие, действительно, несет в себе ценностный смысл, оценочное утверждение, что, в свою очередь, приводит к дополнительному размежеванию ученых: на тех, кто считает уместным его использование в социологии (и даже необходимым – из соображений сохранения гуманистической направленности науки), и на тех, кто категорически это отвергает в стремлении избежать в науке субъективистских пристрастий. Оценить направленность социальных изменений в обществе, действительно, сложно. С одной стороны, трудно отрицать наличие таких показателей социального развития, как улучшение условий труда и жизни, повышение уровня образования и медицинского обслуживания, обретения личностью больших социальных возможностей и политических прав. Но с другой стороны, специалистами разного профиля фиксируются и такие негативные явления, как ухудшение экологической обстановки и здоровья населения, нарастание разобщенности людей, разрушение семейно-брачных отношений и др. Поэтому существует серьезная опасность впасть в эйфорию от безоговорочного восприятия прогресса.
Правомерность использования таких понятий, как «развитие» и «прогресс ставил под сомнение еще Э. Дюркгейм, и влияние экономики он тоже оценивал неоднозначно, поскольку это приводит не только к формированию «органической солидарности, но и к обострению классовой борьбы. Ф. Теннис (в работе «Общество и общность») приходит к выводу скорее о наличии социального регресса. Схожую позицию выражает Г. Зиммель, отмечая рост социальной дифференциации, типизации и преобладание рассудка над чувствами. По его мнению, жизнь древних людей была намного интересней, поскольку была полна приключений, в которых время как бы исчезает, и более остро воспринимается ее предметность, вбирающая в себя это время. Каждое действие и явление древними людьми воспринималось как уникальное, каждый миг характеризовался качественной определенностью. А современные люди для ухода от типизации вынужден погружаться в творчество. Не менее пессимистичный взгляд на идею прогресса характерен и для Вебера, поскольку рационализация (неизбежное направление общественных изменений), по его мнению, представляет собой серьезную угрозу человеческой свободе, и хотя ведет к экономическому росту, одновременно способствует образованию «железной клетки» капитализма и утрате людьми смысла жизни [30]. Т. Парсонс предостерегал от утилитаристских устремлений к модернизации, поскольку они могут приводить к хаосу, и во избежание этого они должны быть опосредованы культурными нормами. Р. Мертон, в принципе, считает достижение социальной интеграции проблематичным. А обесценивание норм, по его мнению, неизбежно приводит к девиации, аномии и деструктивным явлениям в разных сферах деятельности. П. Сорокин в соотнесении с эволюционизмом рассматривает социокультурную динамику и отмечает, что наряду с отходом от однолинейной модели эволюции поиск ее источников начинает перемещаться в сторону социокультурных факторов и процессов. Социальный прогресс имеет весьма противоречивый характер, в котором происходит развитие одних объектов, явлений и одновременно деградация – других. Вполне правомерно говорить о прогрессивном развитии разве что в отношении науки, техники и технологий, причем их влияние на изменения в социуме оказывается весьма неоднозначным. Не говоря уже о том, что ни в коем случае нельзя путать социальный с техническим прогрессом. К тому же не все сферы социальной жизни поддаются качественному ранжированию. К примеру, сложно применить понятие прогресса к искусству. Да, оно постоянно изменяется, но правомерно ли проводить подобное сравнение произведений искусства для разных его сфер, для различных эпох? Как представляется автору, критерии социального прогресса должны иметь гуманистическую направленность, ориентацию на самого человека, на улучшение условий его жизнедеятельности в соответствии с его же интересами и потребностями. И вектор развития должен задаваться «снизу», а «сверху» осуществляться регулирование социальной жизни с помощью взаимоувязывания этих интересов и потребностей с общественными потребностями. * * * Существенные изменения ожидаемы в мировом сообществе под влиянием процесса глобализации. Это понятие стало широко использоваться в научном мире, хотя и характеризуется разнообразием трактовок. Ряд ученых соотносит это понятие с естественно-историческим развитием, другие – с целенаправленной политикой экономически развитых стран или транснациональных субъектов. Разрешить этот спор довольно сложно, поскольку в нем имеются и те, и другие черты. Как верно заметил один из известных российских социологов В.А. Ядов, человеческая история, в принципе, перестает быть естественно-историческим процессом, а становится социально-историческим, т.е. решающую роль в ней начинают играть те или иные субъекты (от рядовых граждан до национальных правительств и международных акторов), которые должны выявлять, упреждать или сдерживать нежелательные тенденции природных и общественных (социальных, экономических, политических) сдвигов и содействовать реализации желательным.[31] В социологической энциклопедии приводится следующее определение «глобализации» - «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих и мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом». К факторам влияния отнесены: научно-технический прогресс, развитие информационных сетей, а также развитие мировой экономики и усиление ее влияния на жизнедеятельность всех стран и народов.[32] Первым более или менее детально разработал модель глобализации И. Уоллерстайн, который в качестве ее критериев выделяет тенденции сдвига к транснациональной экономике и политике, но при сохранении постоянства национально-государственных единиц. Э. Гидденс определяет глобализацию как всеохватную, тотальную тенденцию в мировой экономике и мировой политике. Лесли Склер, хотя и предлагает рассматривать глобализацию как процесс формирования транснациональных практик на экономическом, политическом и идеолого-культурном уровнях, в сущности, также сводит процессы глобализации к экономике и политике. До некоторой степени альтернативную модель – глобальной социальности создал Р. Робертсон, определив глобализацию как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое. Решающую роль он при этом отводит сфере культуры, но мыслит при этом формирование единого социокультурного пространства. Как представляется, наиболее глубоко и полно удалось проанализировать процесс глобализации известному немецкому социологу Ульриху Беку. Прежде всего, он предлагает разделять схожие понятия: «глобализация», «глобализм» и «глобальность» Под глобализмом он понимает идеологию мирового рынка (идеологию неолиберализма), что фактически означает сведение многомерности процесса глобализации к хозяйственно-экономическому измерению. То есть, глобализм не есть нечто самодвижущееся, а именно политический проект таких субъектов, как Всемирный банк, ВТО и др., которые стремятся подчинить экономике – политику, науку, культуру. И здесь неолиберальный глобализм начинает сильно напоминать своего исторического противника – марксизм.[33] Глобальность, по его мнению, это уже реальный факт того, что «мы давно живем в мировом сообществе», которое пронизано экономическими, политическими, культурными и др. видами межстрановых отношений. Это уже сложившееся мировое сообщество, которое может рассматриваться и как многообразие без единства, и как общество без государства. В дополнение приводятся многочисленные доводы неустранимости глобальности[34]: рост экономических связей, информационная революция, полицентрическая мировая политика, культурные коммуникации и др. И, наконец, глобализация – это «процессы, в которых национальные государства вплетаются в паутину транснациональных субъектов и подчиняются их властным возможностям».[35] Одновременно он ставит и вопрос о процессе противоположной направленности – локализации, т.е. об их совместном протекании. К факторам, активно влияющим на процесс глобализации, им относены: 1) экономический — в котором можно зафиксировать усиление концентрации и централизации капитала, причем «в руках» интернациональных субъектов, а также формирование единого рыночного пространства; 2) производственно-технический — возрастание масштабов производства, международные формы его осуществления (ТНК), быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей; 3) информационно-технологический, связанный с научно-технической революцией и распространением информационных технологий, а также создающий условия для оперативной взаимосвязи на дальние расстояния; 4) политический, выражающийся в ослаблении государственных границ, в росте свободы для передвижения граждан; 5) социальный, проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, в повышении мобильности людей, ослаблении социальных связей; 7) экологический, связанный с объединением усилий мирового сообщества, в решении экологических проблем. Таким образом, можно констатировать, что процесс глобализации, с одной стороны, носит объективный характер, и его результаты мы можем наблюдать воочию. А с другой стороны – в него вплетаются процессы целенаправленного воздействия некоторых транснациональных субъектов, преследующих собственные интересы, которые могут вступать в противоречие с интересами государств и всего мирового сообщества. Но и объективные процессы, и «субъектные» воздействия могут быть сопряжены с еще не осознанными человечеством последствиями, как позитивного, так и негативного характера. И эта неоднозначность грядущих перемен уже сегодня становится реальностью. Растет спрос на высококвалифицированных специалистов, формируется экономика знаний, появляется возможность для расширения сферы «удаленной работы» (вдали от организации). Одновременно наблюдается усиление экономического и информационного межстранового неравенства, усиление миграционных потоков, рост безработицы, особенно среди молодежи, уменьшение доли труда и увеличение доли капитала в экономике. Но наиболее опасной представляется влияние глобализационных процессов на национальные культуры. Помимо того, что практически повсеместно происходит стихийное заимствование культурных ценностей, формируется некоторые общие стили одежды и манеры поведения, осуществляется стандартизация вкусов и предпочтений и значительная часть молодежи «переселяется» в виртуальное пространство, это может таить в себе угрозу для стирания граней культурной самобытности. Культура консервативна, она трудно поддается изменению, «насильственное» же изменение приводит к т.н. «культурной травме». Это понятие ввел в употребление польский социолог П. Штомпка, который указывает, что наиболее сложным является травма третьего уровня, «когда травме подвергаются целые сообщества – этнические, национальные группы, регионы, цивилизации, даже глобально все человечество».[36] Американский социолог и политолог С. Хантингтон, анализируя разрушение коммунистического мира и окончания «периода холодной войны, утверждает, что основными различиями между странами становятся культурные (цивилизационные, религиозные), и эти различия оказываются наиболее важными для самих людей, служащими, как для объединения, так и вызывающими рознь. Он подкрепляет это примерами исторических реалий (объединением Германий, распадом Советского союза и Югославии). И обосновывает, что странам со схожими культурами, легче создавать разного рода союзы. Цивилизации динамичны, способны эволюционировать и адаптироваться, и в то же время, являются наиболее стойкими социальными образованиями, обладающими самой длительной исторической непрерывностью (в сравнении с политическими и экономическими системами). Цивилизации редко совпадают с государством (как Япония), часто могут поддерживаться несколькими политическими образованиями с разными формами государственного устройства и правления. Он также указывает, что после окончания «холодной войны», отмечается рост многочисленных межобщинных конфликтов на религиозной или национальной почве, в которые постепенно втягиваются группы из различных цивилизаций, т.е. конфликт приобретает тенденцию к расширению, углублению и обострению, где каждая сторона стремится заручиться поддержкой стран и группировок, принадлежащих к ее цивилизации».[37] При этом он прогнозирует возможность последующих мировых войн по линиям разломов, обусловленных культурными различиями, и эти войны могут не кончаться, а лишь переживать периоды затишья. Именно в соответствии с цивилизационным критерием, как считает Хантингтон, начнут меняться политические границы, и если в условиях «идеологического разделения» некоторые страны еще могли сохранять нейтральную позицию, то сегодня они окажутся вынужденными определиться со своим местом в мировой политике, а в дальнейшем такие «культурные альянсы» могут претерпевать изменения в соответствии с потребностями обеспечения «баланса сил». Одновременно он развеивает миф о возможности создания некоей универсальной цивилизации – через передачу технологий, распространение по всему миру западных моделей потребления и массовой культуры. Считая язык и религию центральными элементами культуры и цивилизации, Хантингтон настаивает на том, что они не подлежат универсализации. А «политических лидеров, которые надменно считают, что могут кардинально перекроить культуру своих стран, неизбежно ждет провал»[38].
Практикум. Контрольные вопросы: Ø Можно ли постепенную деградацию чего-либо рассматривать в качестве эволюционного изменения? Ø По мнению Т. Парсонса, чему принадлежит ведущая роль в эволюции социальных систем? Ø Можно ли применить понятие прогресса к сфере искусства? Ø Что такое глобализация? Ø Возможно ли в далеком будущем формирование единого социокультурного пространства?
Практическое задание 1. Почему понятие социальное развитие не следует употреблять столь часто? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Как Вы считаете – неизбежен ли социальный прогресс?
Контрольные тесты Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными
1. К эволюционным изменениям в современной трактовке относят те, которые: 1. Сопровождаются постепенным и устойчивым изменением каких-либо ее качеств вне зависимости от их направленности 2. Имеют линейную и восходящую направленность последовательных изменений, относящуюся ко всему «социальному организму» 3. Отличаются радикальностью перемен и, как правило, насильственным способом осуществления 4. Носят циклический характер, включая в себя и восходящую, и нисходящую направленность 2. Концепции циклических изменений общественного процесса, из перечисленных ученых, не придерживался … 1. О. Шпенглер 2. А. Тойнби 3. Н.Я. Данилевский 4. К. Маркс
3. Социальное развитие определяют качественную характеристику направленности социальных изменений в сторону _____________. Одно из них здесь лишнее. 1. Усложнения 2. Убыстрения 3. Усовершенствования 4. Улучшения
4. К социальному прогрессу из перечисленного безусловно следует отнести: 1. Научно-технические достижения 2. Использование новых видов топлива 3. Повышение уровня жизни населения 4. Увеличение миграционных потоков
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ ЛЕКЦИЙ Ключ к тесту Лекции 1.
Ключ к тесту Лекции 2.
Ключ к тесту Лекции 3.
Ключ к тесту Лекции 4.
Ключ к тесту Лекции 5.
Ключ к тесту Лекции 6.
Ключ к тесту Лекции 7.
Ключ к тесту Лекции 8.
Ключ к тесту Лекции 9.
Ключ к тесту Лекции 10.
Ключ к тесту Лекции 11.
Г Л О С С А Р И Й
Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида или группы к определенным условиям социальной среды. Активность социальная – совокупность форм человеческой деятельности сознательной ориентированной на решение задач, стоящих перед социальной группой, классом, обществом. Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок (Э. Дюркгейм). Брак – это совокупность норм и правил, обеспечивающих организацию, правовое оформление и регулирование семейных отношений, а также семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Бюрократизм – явления злоупотреблений полномочиями, вытекающих из объективных властных возможностей управленческого аппарата, отсутствия его должной подконтрольности со стороны вышестоящих структур и общественности. Бюрократия – тип рациональной организации, управления в организациях и организационных системах, для которой характерны: специализация квалифицированного управленческого аппарата, иерархическая система подчинения и контроля, обезличенные отношения, основанные на правилах и законах, что обеспечивает эффективность административных действия (М. Вебер). Взаимодействие социальное (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, в которой действие одного субъекта является одновременно и причиной, и следствием ответных действий других субъектов. Это процесс, в котором люди действуют и испытывают ответное воздействие. На их основе формируются социальные отношения, строится общественная жизнь. Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе (социальной системе) нормативными моделями. Воспроизводство – процесс самостановления и самовозобновления социальных систем. Государство – основной социальный институт политической системы общества, форма организации публичной, т.е. воздействующей на все население страны власти. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами, существующее относительно независимо от государства и взаимодействующее с ним, и создающее в результате развитые правовые отношения. По сути дела – это сфера самоорганизации и самоуправления общественной жизнью, которая защищена от прямого вмешательства государственной власти, формируется на основе функционирования негосударственных объединений граждан, образующихся и действующих путем добровольной деятельности людей, самоорганизации и самоуправления – партии, профсоюзы, общественные организации, выражающие интересы и защищающие права отдельных групп, категорий граждан. Группа социальная – совокупность индивидов, взаимодействующих на основе общих интересов, прямых или опосредованных взаимосвязей, которые при этом придерживаются принятых между ними социальных норм и образцов поведения. Движение социальное – массовые коллективные действия по реализации каких-либо специфических интересов (рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, молодежное, по защите прав потребителей и др.) Девиантность – характеристика поведения, отклоняющегося от принятых в обществе социальных ценностей и норм. Действие социальное – это прямое или опосредованное действие, осознанно направленное на другого человека или других людей, на их ожидания и предполагающее получение ответной реакции. Десоциализация – (от лат. de – отмена, устранение) – процесс утраты индивидом определенных социальных ценностей и норм, который сопровождается отчуждением индивида от социальной общности. Дифференциация социальная – различие между индивидами или группами по многим основаниям. Она происходит в результате расчленения социального целого на взаимосвязанные, но относительно самостоятельные, независимые элементы, различающиеся между собой объекты. Идеальный тип – мысленная конструкция, логически непротиворечивая модель реальности, в которой отражены ее существенные черты и которая используется для соотнесения с конкретными социально-историческими объектами (по концепции М. Вебером). Например, рационально организованная система управления, с которой можно сопоставить реально функционирующие управленческие системы. Иерархия – последовательное подчинение элементов в какой либо системе, которые расположены на разных уровнях – от низшего к высшему. В социальной системе – это такое ее устройство, при котором индивиды и объединяющие их социальные общности занимают разное – высокое или низкое по отношению друг к другу – положение. Изменение социальное – переход социального объекта или каких-то отдельных его структурных элементов из одного состояния в другое. Это состояние может быть более высоким, лучшим по каким-то объективным показателям, по сравнению с исходным (т.е. прогрессивное развитие), либо низким, худшим (регрессивное развитие), либо существенно не отличающимся от исходного (изменения в рамках функционирования объекта, сохраняющего свою прежнюю определенность). Институт социальный – это система социальных связей и норм, сложившихся в результате социальной практики, обеспечивающих регулирование общественной жизни и выполнение важных для общества функций. Институционализация – это процесс становления и организационно-правового оформления складывающихся социальных норм и правил, статусов и ролей, отношений и форм поведения для обеспечения какой-либо общественно-значимой потребности (т.е. это процесс становления социального института). Интеграция – процесс формирования единства и целостности, согласованности функционирования элементов системы. Интерес – активная направленность человека или другого социального субъекта (коллектива, группы, общества в целом) на различные объекты, которые могут обеспечивать удовлетворение его потребностей и потому их освоение оценивается как благо. Класс социальный – вид групповой социальной общности, специфические признаки которой в разных социологических концепциях трактуются по-разному. Так, в марксистской теории классы представляются как большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их роли в его организации, по отношению к собственности, по способу и доле получаемых богатств. У.Л. Уорнер – совокупность людей, причисляющих себя к определенной позиции в системе социальной иерархии. Имеется множество и других трактовок. Класс средний – класс, занимающий промежуточное положение в социальной иерархии между наиболее богатой и бедной частью общества, охватывающий людей со средним по стране уровнем дохода, обладающих собственностью, которая позволяет им в достаточной мере удовлетворять свои жизненные потребности, имеющих относительно высокий уровень образования и престижную профессию. Коллектив – группа людей, возникающая в связи с решением общих задач (производственных, общественно-политических, научных и др.), и объединенных на этой основе социальными отношениями. Коммуникация – акт общения между людьми посредством передачи информации, целью которого является достижение взаимопонимания. Конкуренция – один из видов взаимодействия, предполагающий соперничество, борьбу индивидов или социальных объединений за обладание какими-либо ограниченными благами либо за занятие более высокой по сравнению с конкурентами социальной позиции. Консенсус – согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентаций относительно значимых целей, ценностей, норм, правил поведения между индивидами, группами, общностями, являющееся важным фактором для поддержания стабильного функционирования социальных систем. Контроль социальный – система методов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения; – социальный институт, который с помощью системы ценностей и норм обеспечивает устойчивое функционирование социальных систем. Конфликт – развитое и осознанное противоречие, столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами (межличностный) или социальными группами (социальный конфликт). Конформизм – склонность индивида усваивать групповые нормы, ценности и привычки, менять свои оценки под влиянием мнения других людей (крайняя форма социализации, при которой оказываются неразвитыми личностные качества). Кооперация – взаимодействие индивидов и групп, объединенных общей целью или решением задачи в процессе совместной деятельности. Культура – система нор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|