Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и функции культуры

Лекция 1. Культура и цивилизация

Культура как социальное явление

Понятие культура очень многообразно, поэтому определений у нас очень много. По оценкам специалистов их более 500, и каждое трактует его с той или иной позиции.

В мировой науке не существует однозначного признания культурологии в качестве целостной единой науки о культуре как общественном явлении.

С 1871 г., когда было дано "первое научное определение культуры английским этнографом Э.Б. Тайлором, в исследовании культуры сосуществуют три ведущих направления:

1) философия культуры как часть философии;

2) блок наук о культуре: этнология, этнография, культурология, антропология и другие;

3) культурология как единая наука, включающая теорию и историю культуры.

В последнем значении культурология начинает широко развиваться в нашей стране с 1991 г. Предметом культурологии является изучение культуры как конкретно–исторической системы создания, сохранения, распределенияния, обмена и потребления материальных и духовных ценностей"

Мы остановим Ваше внимание на одном определении, которое характеризует культуру как всеобщее явление.

Культура - это совокупность материальных, социальных и духовных ценностей, которые выработало и продолжает вырабатывать человечество в процессе общественно-исторической деятельности.

Это определение позволяет нам посмотреть на культуру как на постоянно развивающийся процесс, который одновременно удерживает основу своей жизнедеятельности - ценности, накопленные на протяжении всей истории (традиция).

В этом определении четко выражен комплексный характер культуры через ее составные части - материальное, социальное и духовное содержание.

Культура не существует вне человека и поэтому логично задать вопрос - с чего она начинается?

В научной литературе на этот вопрос можно встретить самые разнообразные ответы и версии. Не затрудняя читателя их перечислением, предложим на Ваш суд версию о том, что культура начинается с захоронений.

В самом деле, в течение многих тысяч лет первобытный человек не мог себе позволить такую роскошь, как похороны ближнего из-за недостатка продуктов питания. Погибший, умерший, или просто слабый беспощадно поедался в интересах продолжения рода. Но, по мере развития первобытного общества, возникновения зачатков сознания, мифического воззрения, в нем зарождается потребность в организации относительно постоянных стоянок и захоронении, сохранения традиций и памяти о предках..

В это время на почве фетишизма (фр. fetiche - идея, талисман) - веры в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком и тотемизма - веры в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным зарождаются примитивные религии. Вместе с ними входят в обиход и объекты: поклонения, магия, захоронения. Вот этот период развития человечества и можно, на наш взгляд, считать началом, возникновением культуры.

Термин "культура" происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. Этот термин введен в научный оборот древнеримским политическим деятелем, оратором и философом Марком Туллием Цицероном в 45 г. до н.э. в труде "Тускуланские беседы". У Цицерона речь идет о философии как о "культуре ума" (в смысле "возделывания ума", обработки духовных способностей человека).

Структура и функции культуры

Структура культуры сложна и многофункциональна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу и искусство, религию и т.д. Важнейшая ее функция – передача (трансляция) социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации. Эта функция выступает в роли социальной памяти человечества. Потеря социальной памяти может иметь тяжелые последствия для народа и человечества в целом. Поэтому важно не столько сохранить социальный опыт, сколько передать его – отсюда вытекает функция познавательная или гносеологическая.

Культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора духовных и материальных ценностей, т.е. функция регулятивная или нормативная. Эта функция опирается на нормативно-социальные системы, выработанные, закрепленные в официальных нормативах или являющиеся традиционными для народа или страны.

Культура представляет собой определенную знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Отсюда вытекает такая функция культуры, как семиотическая, или знаковая. Без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относится к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Качественное состояние культуры отражает, например, ценностная, или аксиологическая функция. Культура, как система ценностей, формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, по которым судят о степени культурности человека, группы людей, класса или сословия, общества в целом.

В системе античного мышления человек и природа понимались как подвижное, изменяющееся целое. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Средневековая христианская культура окружающую человека природу рассматривала как нечто сотворенное богом и более низкое (чем сам человек), поскольку он был наделен божественным началом – душой. Жизнь человека нередко мыслилась как борение божественного начала – души – с греховным природным началом – телом. Потому природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек увидел в ней красоту, величие, источник радости, наслаждения, которые противоречили мрачному аскетизму средневековья. В XVIII в. природа начинает пониматься как реальность, противостоящая порочной человеческой цивилизации.

В эпоху Просвещения Ж. Ж. Руссо приходит к убеждению, что переход от естественного, природного состояния к социальному является источником всех человеческих несчастий. Один из его героев считал, что "возделывать землю и жить ее плодами – это естественные условия человека". Жителей деревни надо учить "уважать свое естественное состояние и тем самым уважать себя".

В период становления промышленного капитализма возникает тип отношения с природой, который господствовал до середины ХХ в. – цель науки и техники – господство над природой. Из кладовой природы начали черпать без меры и счета. Один из героев И.С. Тургенева заявил, что природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Это положение – не оригинальное изобретение русского писателя, а отражение господствующей точки зрения на взаимоотношения человека и природы

Вторая половина ХХ столетия и начало ХХI заставили человека пересмотреть свое отношение к природе. Но человек вынужден был сделать это под угрозой неминуемой экологической катастрофы, которая ставила Homo sapiens на грань выживания. Речь идет о возможности жизни на Земле. А между тем человек прошел огромный путь развития, который может завершиться трагически, если будет продолжено потребительское отношение к природе.

Если оставить в стороне вероятные пути возникновения или появления человека на Земле (сотворение Богом или теория внеземного происхождения), то человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса. Следовательно, природа – мать всего созданного человеком. На самом деле фактически природа, человек и культура тесно связаны между собой как результат взаимодействия человека и природы.

Отношения между природой и культурой взаимозависимы: природа влияет на культуру и в свою очередь культура воздействует на природу. Между природой и культурой находится человек, на которого оказывают влияние и природа, и культура и который в свою очередь воздействует на них.

Многообразие культур объясняется рядом обстоятельств. Действительно, можно говорить о культурах христианской, мусульманской, буддийской и других конфессий, о континентальных культурах (европейской, азиатской, американской и т.д.), о национальных культурах. Можно вести речь о культурах во времени и пространстве – культуре Древнего Египта и Двуречья Тигра и Евфрата, долин рек Инда и Хуанхэ, Древней Греции и Древнего Рима, средневековой культуре Европы и современной романо-германской культуре, культуре Запада и Востока, Севера и Юга. Каждая из культур выступает как уникальный социальный организм, существовавший или существующий по своим законам, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.

В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои прежде всего органические потребности – в пище, одежде, жилище и т.д. Затем у него появились более сложные потребности – духовные. Именно потребности человека – материальные и духовные – лежат в основе культуры, являются источником ее возникновения, функционирования и развития.

Исходя из потребностей человека, культуру можно условно разделить на материальную и духовную. Материальная, социальная культуры, как и духовная, является результатом сознательной деятельности человека, что уже подчеркивает ее духовное начало. Все виды культуры имеют сложную структуру.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, науку, искусство, литературу и т.д. В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия – католическая, православная, протестантская и т.д.; наука – гуманитарная и техническая, которые в свою очередь также можно более подробно структурировать; искусство – декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Духовная культура является отражением специфики каждого социального организма. Она выявляет различия между внешне сходными материальными культурами. Есть области, где духовная культура сливается с материальной. Это характерно для произведений, например архитектуры, декоративно–прикладного искусства. Эстетические особенности обычного дома, культового сооружения или дворца не отменяют их материально-вещественного характера или их функции удовлетворять определенные конкретные материальные потребности людей. И дом и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Социальная культура – это культура отношений между социальными группами и политическими организациями. От состояния этого рода деятельности зависит функционирование общества и его институтов. Отношение государство-человек, обратная связь, сегодня как никогда актуальны. Особый смысл в современном обществе приобрели культурные связи между различными странами. От их состояния очень часто зависит, в каких отношениях находятся народы и люди. Культуры соединяют и разъединяют страны, воспитывают уважение и ненависть

Культура может выступить как фактор творческого жизнестроения и жизнеутверждения, как неиссякаемый источник общественных инноваций, как способ человеческой самореализации, как средство, дающее новые неистощимые импульсы. Однако все это может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на процесс общественного развития и на самого человека. И здесь многое зависит от того, какую цель преследуют человечество, цивилизация, страна, люди и действующие экономические, социальные и политические институты.

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты – материально-вещественные элементы: здания, оборудование, средства коммуникации, предметы быта, продукты (результаты) духовного производства (рукописи, печатная продукция, картины, скульптура и др.). Материальную культуру можно рассматривать как результат, средство и условие деятельности людей.

Функция материальной культуры не исчерпывается только тем, что удовлетворяет потребности человека. Она выступает средством воспроизводства материальных основ духовной культуры, создает условия для ее развития, передачи социального опыта. Материальная культура содержит в себе и сохраняет национальные элементы и может выступать как социальный знак и как памятник культуры.

Источниками изучения материальной культуры могут быть:

· археологические и этнографические памятники, сохранившиеся элементы или сохранившиеся полностью памятники архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, функционирующая и нефункционирующая техника;

· письменные источники, несущие информацию о предметах материальной культуры (рукописи, книги, чертежи, схемы и т.д.);

· графические изображения, макеты и модели, фото-, кино-, фоно-, теледокументы, записи на различных других носителях.

Все они выступают в виде подлинных либо воспроизведенных предметов в результате реконструкции.

По выстроенным в хронологическом порядке элементам материальной культуры можно судить о ее развитии. Символами эпохи могут быть постройки, типы судов, машины, различные виды оружия. Начиная с XIX века, идет процесс индустриализации и технизации материальной культуры (совершенствование полиграфического оборудования, изобретение телеграфа, радио, телевидения, средств записи, воспроизведения и хранения звуковой информации, появление компьютеров и т.д.).

Составной частью материальной культуры являются постройки – жилые, бытовые, культовые, фортификационные, производственные и др. Исторически первыми из них были жилые постройки – от примитивного шалаша до более сложных сооружений. За прошедшие тысячелетия жилища усовершенствовались, но при этом многие их функции остались неизменными – укрывать владельцев от неблагоприятных погодных условий, сохранять тепло, выработанное искусственными источниками (костер, очаг, паровое или иные способы обогрева), защищать от посягательств на жизнь и имущество его обитателей, создавать социальное пространство для бытовой и производственной деятельности.

Не менее разнообразны функции одежды человека, среди которых неизменной остается главная – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Конечно, она может служить социальным, общественным, национально-религиозным знаком отличия. По одежде можно судить об общественном статусе его владельца или о национальной принадлежности. Такие функции несли, например, головные уборы ("горлатая" шапка на Руси", папаха, тюбетейка), пояса, вышивка. Данные примеры уже можно отнести к другой функции одежды – украшению человеческого тела. Если проследить эволюцию одежды, то можно прийти в выводу, что для нее характерны, с одной стороны, унификация, с другой – усложнение и разнообразие.

Такое же социальное разнообразие имеет оружие, которое, видимо, первоначально применялось в целях обеспечения успешной охоты, и только на определенном этапе человеческого развития стало использоваться в качестве боевого оружия. Охота постепенно отходит на второй план, и оружие превращается в средство ведения войны. Истории известны племена и народы, для которых война была средством жизнеобеспечения, а оружие превратилось в своеобразное "орудие труда", которое приносило доход, который позволял жить данному народу. Примерами может служить военная политика римлян, древних германцев, скандинавов в VIII-XI вв., монголо-татарское нашествие на Русь, колониальная политика некоторых европейских государств.

Развитие материальной культуры не только многократно умножило силы и возможности человека в духовной сфере, но и одновременно породило острые противоречия. Процесс ее функционирования поставил множество проблем и стал причиной кризисных явлений: экологические проблемы, использование атомной энергии в мирных целях, накопление различных видов оружия массового поражения (атомного, водородного, химического, бактериологического).

Начиная с XIX в. и особенно в XX в., развитие материальной культуры привело к унификации и стиранию национальных особенностей духовной культуры, которая создавалась на протяжении столетий. Одновременно широкое распространение получила массовая культура. Она явилась результатом развития производства, в том числе предметов потребления, что в конечном итоге ведет к значительному сокращению, а иногда и к гибели индивидуально-национального, в том числе уникального национального ремесленного производства.

Современный культурный человек - прежде всего личность высоконравственная, духовная, но не обладающая высокими знаниями в области того или иного вида искусства а, соответственно, не живущая этими проблемами. Культурный человек не позволит себе жить по законам двойной морали и чем бы он ни занимался физическим или умственным трудом, он всегда будет на высоте своей гражданской позиции, долга перед обществом, семьей, друзьями и близкими.

Интеллигент - это изначально уже культурный человек. Он воплощает в себе творческий потенциал своей культуры, своего народа. Высокие знания его постоянно находятся в действии. Они служат на благо общества, именно они преобразуют мир по законам морали, нравственности, красоты.

Вот почему деградация интеллигенции означает смерть культуры и духовную гибель народа. После того, как мы развели понятие "культурный и интеллигентный человек", уместно ввести понятие "цивилизация".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...