Культура Средневековой Европы и эпохи Возрождения
Термином "средневековье" принято называть время между V и XVI вв. н.э., т.е. период, отделяющий крушение Римской империи до зарождения новых буржуазных отношений. Чем характерен этот период. Во-первых, на мировую арену выходят 2 великие мировые религии: христианство и ислам. Именно они и противоборство между ними и внутри их будут основными противоречиями политики, экономии, культуры и искусства в Средние века. Во-вторых, в эти рамки уложится процесс открытия и освоения Америки - великие географические открытия. В-третьих, что особенно примечательно для нас, россиян, на мировой карте возникают сначала Русское, а затем и Российское государство, начнется его великая история и культура. В-четвертых, именно в Средние века произойдет историческое разделение городской и сельской (деревенской) культур. Они пойдут разными дорогами, чтобы потом, в значительно более позднее время встретиться и обогатить друг друга (а может обеднить?). Но обо всем по порядку. Оговоримся сразу: представление о Средних веках, как только о мрачном прошлом человечества не выдерживают никакой критики. Да, пылали костры инквизиции, да лучшие произведения ряда деятелей искусства подверглись надругательствам, да, свободная мысль часто не могла найти себе дорогу и преодолеть косность. Но человек упорно отстаивал свое право называться хозяином жизни и ростки нового, передового, прекрасного все равно пробивались через рутину, тупость и непонимание. Начиная с IV в. н.э. христианство становится доминирующей религией в Европе и Византии (восточно-римской империи - осколке Великого Рима). Отметим одну важную особенность христианства - оно никогда не было однородным: если в Риме власть папы (духовная) не зависела от светской власти многочисленных королей и князей тогдашней Европы, а скорее наоборот - часто они были зависимы от Папы, то в Византии светская и духовная власть находилась в руках у одного главы государства - Василевса.
Бесчисленные разногласия, в т.ч. и по основным религиозным канонам, носящим, впрочем, второстепенное значение, привели в 1054 году к окончательному расколу христианской церкви на католическую с центром в Риме и под руководством Папы ("наместника бога на Земле"), и греческую (православную, т.е. ортодоксальную, правоверную) с центром в Константинополе под руководством Василевса. Как известно, христианство зародилось в I веке в Палестине. И на первых порах стало религией рабов, потому что обращалось, прежде всего, к ним, обещая им награду за их страдания в этом мире. И когда римская власть поняла всю опасность для себя этой новой религии, было уже поздно - христианство стало мощной духовной силой. Представим себе Рим III века. Стараниями Калигулы, Нерона и им подобных императоров уничтожен цвет нации - патриции. Народ, вскормленный на легких военных победах, безумствует. Провозглашен лозунг: "Хлеба! Вина! Зрелищ!". Римская цивилизация с огромной скоростью несется в пропасть. На первые роли выходит армия, состоящая из наемников, которые пойдут за любым, кто платит. Наступает эпоха "солдатских императоров" - за 22 года на троне сменилось 50 цезарей. Господствующая религия уже не в состоянии справится с нарастающей духовной деградацией общества, прежде всего потому, что в ней отсутствуют перспективы, она не дает адекватного выхода из этого кошмара. И, как всегда в такой ситуации, начинается массированное вторжение иноземных религий. На этом гребне и проникает в самое сердце огромной империи христианство, постепенно завоевывая умы и сердца не только рабов, но и правящих классов.
Лишь в начале IV века н.э. к власти в Римской империи пришел человек с твердой рукой - император Константин. Он понял, что единственной силой, на которую можно опереться и которая способна вывести Римскую империю к новым рубежам, является христианство. Окончательно христианство стало господствующей религией при императоре Феодосии. Правда, Римская империя была уже настолько ослаблена внутренними раздорами, что не могла полноценно сопротивляться наступавшим варварам. Сначала произошло ее разделение на Западную и Восточную части (396 г.), в 476 году пал Рим, а в 488 г., после захвата новой столицы Равенны, окончательно прекратила свое существование Западная Римская империя, хотя Восточная, под именем Византии, просуществовала еще около 1000 лет. Начало Средневековья было озарено отблесками античной цивилизации и христианством, хотя одни города Римской империи были превращены в руины, другие угасали из-за упадка торговли или перемещения торговых путей, а в сельской экономике преобладал натуральный тип хозяйства. Серьезно пострадал достигнутый уровень государственности. С V в. отмирает живой латинский язык, который к VII в. перестает быть разговорным. Кроме того, латинский язык, являвшийся носителем культуры, выполнял роль распространителя христианства, ибо на нем велась церковная служба. Однако сохранилась книжная латынь, которая найдет свое новое применение – станет на многие годы общим письменным языком не только католической церкви, но и западноевропейского общества – языком науки и образования (на латинском языке велось преподавание в университетах) и, частично, литературы. Римская церковь с самого начала своего существования стала яростно бороться за право быть властителем душ тех, кто исповедовал христианство. Для достижения этих целей все средства были хороши. Католики боролись с распространением ереси (от гр. hairesis - особое вероучение) средствами инквизиции (от лат. ingusitio - розыск) и преследовали различных вольнодумцев, знахарей, "колдунов", "ведьм". Обвинения в пособничестве или другой связи с дьяволом было достаточно, чтобы послать человека на костер. Тысячи человек простились с жизнью на кострах инквизиции, особенно этот процесс был ярко выражен в Испании. По оценкам историков сожжено было более 30000 человек.
Для усиления влияния на светскую жизнь со стороны церкви создавались монашеские ордена, руководители которых от имени господа (читай от имени Папы) "наводили порядок" в непокорных или нехристианских странах. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государями, была крупнейшим финансовым центром тогдашнего мира. Православная церковь тоже отстаивала свои права, опираясь на силу и мощь тогдашней Византии. Все эти и другие не менее важные причины привели, в конечном счете, к расколу христианства. В 1054 году на Никейском соборе выделилась в самостоятельную Православная церковь. В XVI в. католическая церковь раскололась: из нее выделился т.н. протестантизм. В свою очередь протестантизм в ходе своего развития разделился на три основных направления: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Все эти ветви и направления христианства заслуживают самого подробного изучения. Но если к православию мы очень скоро вернемся, т.к. эта религия является ведущей, основной на территории современной России, то с другими, а именно католицизмом, протестантизмом и его направлениями читателю придется познакомиться самостоятельно, используя специальную литературу. Процесс становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры, восприятия мира и места в нем человека происходил на протяжении столетий. Греческая философия, связанная с языческим многобожием (политеизмом), при всем многообразии своих учений в конечном итоге носила космологический характер. Ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе человек, являлась природа. Христианская религия – монотеистическая и единобожная. С ней было связано средневековое мышление, по существу своему теоцентрическое. Реальностью, определяющей все сущее, для христианства явлются Бог и Идея творения. В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает еще одна, третья, мировая религия - ислам (мусульманство). По-арабски ислам означает покорность, а принявший эту религию - преданный (по-арабски - мусульманин). В ходе завоевательных войн, которые вел халифат - государство, которое сложилось вследствие объединения людей, исповедующих ислам, влияние этой религии распространилось на ограниченные территории Азии, Северной Африки и на отдельные государства Европы.
В отличие от других мировых религий ислам религия, не терпящая оппонентов. Вот почему феноменом ислама является факт, что уже давно нет арабских завоевателей, а религия, которую они принесли на кончиках сабель и копий до сих пор является государственной в тех странах, где они побывали (за исключением одной страны - Испании). По сути, ислам был создан как альтернатива христианству. Этой альтернативой он остается и до наших дней - особенно в его крайних проявлениях, таких как ваххабизм, Аль Каида, хесбалла, талибан, исламское государство и др. Экстремистские выступления сторонников этих и других реакционных направлений ислама в современном мире являются одними из самых негативных факторов нарушения стабильности и безопасности людей. В России - это, прежде всего, Чечня, на Ближнем Востоке - это взаимоотношения Израиля и Палестины, конфликты в Сирии, Ираке и др. 11 сентября 2001 года - теракт в США, захват заложников в Москве 23 октября 2002 г., события 13 ноября в Праиже и др. примеры красноречиво свидетельствуют о том, что пока существуют такие организации, никто не сможет жить в этом мире спокойно. Несмотря на огромное влияние церкви, зачастую тормозящее общественный прогресс, именно в Средневековой Европе появляются первые в мире университеты, где кроме теологии ведется преподавание философии, естественных наук и др. Первый университет в мире - это Болонский (Италия) - 1088 год. Затем они растут очень быстро: 1160 - Сорбонна (Франция), 1167 - Кембридж и Оксфорд (Англия) и др. Одним из крупнейших в Европе был Парижский университет, где студенты могли учиться на общеобразовательном, богословском, медицинском и юридическом факультетах. Сюда стекались молодые люди из многих европейских стран. Сознание студентов к тому времени уже подверглось сильному воздействию светской идеологии, что отразилось в поэзии вагантов (бродячих певцов – школяров, студентов, низших клириков), за что они преследовались официальной церковью. Средневековая университетская наука была схоластической, то есть при дословном переводе – школьной, "ученой". Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, прежде всего пыталась опереться на церковные авторитеты, соединить теолого-догматические посылки с рационалистическими принципами, проявляя в основном интерес к формально-логическим проблемам и недооценивая роль опыта как метода познания. Поэтому примерно с XI в. средневековые учебные заведения уделяли большое внимание логике, тогда называвшейся "диалектикой", предметом которой была работа над понятиями. Диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Работа над уточнением понятий (дефиниций) занимала многие умы, но она часто выливалась в бесконечные споры.
Важнейшим элементом средневековой культуры становится литература. В Англии, Германии и странах Скандинавии в эти годы особенно был популярен героический эпос. В качестве примера можно привести скандинавские сказания "Эдды", карело-финский эпос "Калевала", ирландские сказания о Кухулине, англо-саксонский эпос "Беовульф". Религиозные мотивы присутствуют в чисто народных легендах о Граале, рыцаре Тангейзере, докторе Фаусте и др. Лучшие сказания средневековой Европы приобрели общечеловеческое значение и послужили основой для многих произведений мирового искусства как великие сюжеты о поисках красоты и истины, о борьбе за свободу и справедливость, о мужестве, о верности, о великой любви. Одним из самых прославленных произведений средневековья является кельтское сказание - "Тристан и Изольда". На сюжет этого сказания было создано множество стихотворных и прозаических произведений, драм, опер, а впоследствии и художественных фильмов. То же можно сказать и об английской «Балладе о доблестном лесном стрелке Робине Гуде». "О смелом парне будет речь Он звался Робин Гуд. Недаром память смельчака В народе берегут. (перевод П. Ивановского). Прекрасна и трагична немецкая легенда о Лорелее. Загадочно и таинственно повествование о докторе Фаусте, отдавшем душу дьяволу; романтично - о Дон Жуане и т.д. Героическая эпопея "Песнь о Нибелунгах", в центре которой стоит легендарный рыцарь Зигфрид, стала идеологической основой для будущей немецкой экспансии на Восток. Но разве от этого факта пострадала ее прекрасная литературная основа? Так часто бывает - литература и искусство оказывают большое влияние на политику и наоборот [15]. В средние века появляется городская культура. Это явление связано, прежде всего, с тем, что происходит четкое разделение труда, и города растут как самостоятельные субъекты культуры. В силу объективных законов развития в городах быстрее и шире распространяется грамотность, рождаются новые виды искусства и особенно - архитектура. В средневековом западноевропейском искусстве в X – XII вв. господствовал романский стиль с его суровым, крепостным характером архитектуры. Дух воинственности и постоянной потребности в самозащите пронизывали романское искусство. Основное, что им было создано, – это замок-крепость и храм-крепость. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на господствовавших трудно доступных местах. Замок был крепостью рыцаря, храм – крепостью Бога и его слуг на Земле. Церкви украшались росписями и рельефами с многофигурными композициями на темы Нового завета. К началу XII в. романский стиль сменяет готика, который господствовал до XV в. и носила в основном культовый характер. Ведущим ее типом был городской собор со сложной каркасной конструкцией, что требовало от зодчего математической точности при создании устремленных ввысь зданий с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами, многоцветными витражами. Колыбелью готики стала Франция, откуда она распространилась по всей Европе. Подлинным шедевром ранней готики является собор Парижской богоматери – Нотр-Дам (1163-1257 гг.). Пятинефная базилика длиной 130 м, шириной 108 м, высотой интерьера 32,5 м, с двумя западными башнями высотой 69 м, витражами и скульптурами на фасадах даже в наше время царит над Париже и перед ней меркнет архитектура барокко, классицизма или ампира. Гигантским переворотом в науке и культуре становится изобретение Иоханом Гуттенбергом (1400-1468) печатного станка. Первая печатная книга появилась в г. Майнце (Германия) в 1454 г. Книга известна как "Библия Гуттенберга". После изобретения печатного станка Европа стала развиваться значительно быстрее - книга стала доступной тысячам людей. Изобретение Гуттенберга внесло вклад в начинающуюся эпоху Возрождения и приблизило Новое время - эпоху Просвещения. Эту эпоху приблизили и Великие географические открытия, начало которым было положено Христофором Колумбом (1451-1506). В открытии Америки проявилось еще одно противоречие, которое существует в локальных культурах и локальных цивилизациях: противоречие завоевателей и завоеванных. Зададим риторический вопрос: кто был культурней (цивилизованней) - испанский конквистадор с огнестрельным оружием и неуемной жаждой наживы, или ацтек (инк) с луком и абсолютным пренебрежением к желтому металлу? Разобраться в этом поможет методика по оценке культурных ценностей и цивизационных признаков, предложенных Вам в I главе нашего пособия. Попробуйте это сделать самостоятельно. Во многих европейских странах формируется национальное единство народа, развиваются национальные языки, и пожалуй, самое главное – начинается образование централизованных государств, прообразов современных государств. В Великобритании во второй половине XIII в. оформляется сословная монархия. Развитие товарно-денежных отношений и классовая борьба крестьянства приводят в XV в. к почти полной ликвидации личной зависимости крестьян, а в ходе войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.) в значительной степени уничтожается старая феодальная знать. Во Франции происходило политическое и экономическое объединение земель вокруг исторической провинции Иль-де-Франс с центром в Париже. В 1302 г. в этой стране впервые созываются Генеральные штаты, высшее сословно-представительное учреждение, состоявшее из представителей трех сословий и созываемое королем, главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Во второй половине XV в. при короле Людовике XI процесс централизации государства в основном завершается. Аналогичные процессы с разной степенью интенсивности, с учетом экономических, политических и национальных особенностей протекали и в других странах. Западная Европа была накануне серьезных изменений, которые были подготовлены всем ходом экономического, социально-политического и культурного развития. Период времени, охватывающий XIV - XVI вв., в Европе принято называть эпохой Возрождения (Ренессанс). Э ти два века внесли в историю культуры очень существенный вклад, характеризовались многочисленными значительными переменами в умонастроениях людей, мировоззрении и миропонимании. Отметим главные отличия этой эпохи от только что рассмотренного Средневековья. Гуманисты эпохи Возрождения практически с первых шагов своего творчества заявили, что в центре мироздания стоит не бог, а человек. При этом совершенно не важно, какое у него происхождение: богат он или беден, знатного или простого рода. Важно совсем другое - его личностные качества. На первое место выходят ум, творческая энергия, талант, предприимчивость, воля и т.д. Неотъемлемым качеством личности становится образованность, а раз так - наука выдвигается на ведущее место. Это в свою очередь ведет к резкому противопоставлению церкви, главным оружием которой всегда была догматика. Заметьте - не религия как таковая, а именно католическая церковь, которая становится все более и более главным препятствием на пути творчества, общественного прогресса в целом. Вырастало новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, другие личные качества. Индивид был склонен все свои достижения приписывать самому себе. В средние века труд рассматривался как своего рода наказание за грехи, как средство, ведущее к спасению души. К нему относили не только физическую деятельность, но и молитву, исполнение богослужебного ритуала, чтение священных книг. Но в эпоху Возрождения человек с помощью труда не просто удовлетворял свои земные нужды, но и созидал новый мир, творил самого себя. Поэтому, видимо, не случайно в это время размывается грань между наукой и практически-технической деятельностью. Одновременно человек Возрождения стремился познать законы построения природных и созданных вещей. Еще одна отличительная черта Возрождения - это как бы возврат искусства на новом качественном уровне к идеалам античности. В самом деле, только в Античной Греции и Риме люди находили возможность по-настоящему наслаждаться земным бытием и видеть в нем прекрасное. Это же свойство унаследовали и гуманисты Возрождения. Стоящий у истоков Возрождения в Италии (а именно оттуда Ренессанс стал распространяться на всю Европу) поэт Данте Алигьери (1265-1321) пишет свою знаменитую "Комедию". Позже ее назовут "Божественной комедией". Написанная в средневековом литературном жанре "Видения", она повествует о странствиях поэта по всем сферам небытия: аду, чистилищу и раю. Символично, что в самом начале повествования автор оказывается в дремучем лесу, в окружении диких животных и спасает его ни кто иной, как старец - Великий римский поэт античности Вергилий, именно он проводит его по загробному миру и приводит в конце концов, в рай. Там поэт встречается, наконец, со своей любимой, единственной и неповторимой Беатриче, умершей юном возрасте, но любовь, к которой Данте пронес через всю жизнь. Поэма наполнена аллегориями: дикие звери в лесу - жестокие тираны, которые терзают благословенную прекрасную Италию. Вергилий - дань античности, которая поможет возродить прекрасное в душах людей. В аду - 9 кругов и чем дальше круг - тем сильнее и ужаснее прегрешения там находящихся. В последний, 9 круг, Данте помещает наиболее презренных грешников, коими он считает предателей Родины; родных, близких, друзей, предавших всех тех, кто им доверился. Им нет пощады, нет облегчения, им даже не дано выплакать свою муку, потому что их слезы ... с самого начала, в подбровной накаляясь глубине, Твердеют, как хрустальные забрала. ("Ад" песнь ХХIII) Но не только порок изобличает Данте, он прославляет мужество и благородство: с гордостью вспоминает старый воин свой подвиг: ... Я был один, когда решали Флоренцию стереть с лица земли? Я спас ее при поднятом забрале. ("Ад, песнь Х) Пример Данте пробудил множество замечательных поэтов: Франческо Петрарку (1304-1374), Джованни Бокаччо (1313-1375) и многих др. Основоположником нового направления в европейском изобразительном искусстве был Джотто (1266-1337). Но наиважнейший расцвет гуманистической культуры Италии связан с именем Титанов возрождения: Леонардо да Винчи (1456-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520). Леонардо да Винчи... Человек, опередивший свое время, человек, который был гениален во всем, к чему прикасались его руки, и великий учитель. Он был художником и архитектором, математиком и физиком, скульптором и физиологом, проще сказать, что не было в то время ни одной области науки и творчества, в которые он бы не внес своего вклада. О Леонардо можно писать и говорить много: скажем лишь одно, даже если бы он за всю свою жизнь написал только одну картину, а именно "Мону Лизу Джоконду", этого бы хватило для бессмертия. В коллекции Государственного музея "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге есть два великих полотна итальянского художника: "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа". Честь и слава нашим предкам, которые сумели приобрести для потомков эти и другие шедевры великих Мастеров. Микеланджело Буонаротти... "Кто не верит в гений, кто не понимает, что такое гений, поверит и поймет, вдумавшись в судьбу Микеланджело" (Ромен Ролан). Этот человек создал мир, который вдохновляет и по сей день тысячи художников, поэтов, композиторов. Этот мир, который создал он, мир образов, без которых трудно себе представить историю культуры. Стоит лишь однажды увидеть его творения, и они будут всегда, пока ты жив, сопровождать тебя. Как и Леонардо, Микеланджело был великий художник, но все же мировую славу ему принесли две выдающиеся скульптуры: "Давид" и "Моисей" (их копии Вы можете увидеть в Москве, в музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). "Первым мастером мира" звали современники Микеланджело. Это людская признательность художнику за его искусство, не знающее границ. Рядом с такими титанами, как Леонардо и Микеланджело не затерялся талант Рафаэля Санти. В 1515 году он напишет свое великое полотно "Сикстинская мадонна". Босоногая, простая, юная мадонна спускается к людям. Тысячи, миллионы людей ждут ее появления и это зрелище ждущих ее людей, на миг остановило мадонну. Она потрясена. Вот Земля... и эти люди, которые неминуемо должны убить ее дитя. Она знает об этом... В левом углу картины поставлена тиара - знак величества и могущества Папы Римского. Она не нужна. Ведь здесь, рядом само небо. Потупила взор великомученица Варвара, - она слишком хорошо знает цену коварства людей. Папа Сикст, древний старик, умиленно глядит на Марию. Он забыл всю свою суетную жизнь, свои грехи, и вот здесь на пороге жизни и смерти, он, впервые поверил в чудо. Спокойно взирают на происходящее ангелы. Им ли не знать человеческую сущность? Но и они, может быть, впервые в жизни, удивлены - зачем идет на Землю эта женщина, заранее зная, что ей предстоит перенести смерть своего сына? Не по-детски серьезное и умное лицо младенца - Иисуса. Он тоже все знает и готов к испытаниям, готов отдать свою жизнь ради спасения всех людей... Великая картина, великий философский смысл, она стала жемчужиной Дрезденской картинной галереи. Возрождение не знало границ: из Италии оно проникло практически во все страны Европы. Виднейшими деятелями культуры и искусства в Европе были философы Эразм Роттердамский (1496-1536) - Нидерланды; Томас Моор (1478-1535) - Англия; Мишель де Монтень (1533-1592) - Франция; писатель Уильям Шекспир (1564-1616) - Англия; Мигель де Сервантес (1547-1616), Лопе де Вега (1562-1635) - Испания; Франсуа Рабле (1494-1553) - Франция; художники: Альбрехт Дюрер (1471-1528), Рембрандт Ван Рейн (1606-1669), Питер Рубенс (1573-1640) - Нидерланды и др. ... Когда бываешь в Эрмитаже и видишь картину Рембрандта "Возвращение блудного сына (последняя и незаконченная работа художника), ты не можешь оторваться от таинственного света, который льется от сумерка холста. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из темноты навстречу сыну, который припал к его коленям, прося прощения. Окружающие как бы застыли в ожидании его слов. Но слов нет, их и не надо. На холсте трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником. Были ли свободны в своем творчестве великие гуманисты Возрождения? И да, и нет. Да, потому что Великое творчество по большому счету не могли сдержать запреты, косность, схоластика. Нет, потому что время от времени, лучшие представители Возрождения не могли справиться с обстоятельствами и реалиями Средневековой морали. В середине XVI века Папа Павел VI составил "Индекс запрещенных книг ", в который попал в частности Дж. Бокаччо. В 1600 году в самом расцвете своего таланта в Риме на площади Цветов был сожжен на костре Великий Джордано Бруно (1554-1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности Вселенной и мирах". И он, к сожалению, был не единственный, кто отдал свою жизнь ради, торжества разума и красоты. Лишь благоприятное стечение обстоятельств спасло от участи Бруно великого реформатора церкви Мартина Лютера (1483-1456). Доктор богословия, он решительно восстал против католического духовенства, погрязшего в невежестве и ханжестве. Лютер стал основоположником протестантского направления в христианстве, первым перевел Библию на немецкий язык. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, спасение души дарует Бог (а не индульгенции), к Богу можно придти без посредничества церкви. Лютер отрицал папскую власть над христианством и решительно протестовал против ее главенства над светской властью. А спасло его от возмездия католической церкви лишь заступничество местных германских властей, которым было выгодно новое направление в религии - оно освобождало их от власти Папы. Не случайно протестантизм быстро нашел своих последователей, широко распространился по Европе, а с открытием Нового света - и в Америке. Не забудем и другую. отрицательную сторону этого явления: католицизм не хотел сдавать своих позиций, и в Европе долгие годы шли т.н. "Религиозные войны", унесшие жизни сотням тысяч людей. Эпоха Возрождения завершилась, с нею канула в вечность и Средневековье. Мир вступил в новый период своей истории и культуры - эпоху Просвещения, иначе Новое время. Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом. В покоях нижнего яруса этих садов, провел свои последние дни в июне 323 г. до н.э. Александр Македонский. Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата. Они перестали существовать, так же как и сам великий город. Но память о них, о великой древней культуре этих народов остается достоянием потомков. Еще один феномен культуры, на этот раз уже иранской, - рождение уникальной религии, т.н. зароастризма (по имени ее создателя пророка Зароастры (628-551г. до н.э.). Она просуществовала на Востоке более 1000 лет, пока не была вытеснена новой, более молодой и мощной, - исламом. Теология зароастризма - интересная смесь монотеизма и дуализма. По Зароастру есть только один истинный бог - Ормузд, поощряющий добродетель и справедливость. Ему противостоит дух зла - Ариман. В реальном мире идет постоянная борьба между ними. Каждый человек свободен сделать свой выбор, к какой стороне примкнуть. Но предпочтителен выбор Ормузда, он и должен победить в конечном счете. Теология зароастрийцев оказала глубокое влияние на другие религии, особенно иудаизм и христианство. "Вернуться туда невозможно И рассказать нельзя Как был переполнен блаженством Этот райский сад". Словами восточного поэта мы заканчиваем наш краткий экскурс в культуру Вавилона. Почти одновременно с культурой и цивилизацией Вавилона к востоку от него развивалась уникальная культура и цивилизация Древней Индии. В середине II тысячелетия до н.э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли с собой т.н. "ведическую культуру", их священными книгами были Веды, что значит "Знание". Веды содержат в себе повествовании о богах "об устройстве Вселенной, о сотворении мира. В ведической мифологии почитаются главным образом космические боги и боги стихийных сил. В середине I тысячелетия до н.э. значительную власть в Индии приобретают жрецы - брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Вместо прежнего главного бога - Индры - главным божеством становится Брахма - создатель мира "подобный тысячи солнц". Одним из самых почитаемых богов в это время является Вишну - "проникающий во все", "всеобъемлющий". Иногда он представляется воплощением всего мироздания и имеет "тысячу имен". Наиболее известные воплощения Вишну, дошедшие до нас - Кришна и Рама. Как ни в одной стране и культуре, религия в Индии тесно переплетена с народным творчеством. Герои эпосов и сказаний становятся божествами и наоборот. Этот процесс особенно ярко прослеживается по двум великим эпосам, созданным в Древней Индии - Махабхарата и Рамаяна. Махабхарата сложился на основе устных сказаний и легенд к середине II тысячелетия до н.э., разрастался и видоизменялся вплоть до VII в. нашей эры. Изначально ядро Махабхарата состояло из 25 тысяч стихотворений и строк, а окончательный вариант включает в себя 200 тысяч. Это самое большое поэтическое произведение в мире. Автором Махабхарата считается легендарный мудрец Вьяса. В центре действия - рассказ о потомках Бхараты - легендарного царя, основателя Индии. Народное сказание об удивительных приключениях благородного царевича Рамы появилось в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Певцы-сказатели передавали из поколения в поколение занимательную легенду о сыне Дашаратхи Рамы, его замечательных подвигах, борьбе с чудовищами и прекрасной любви к красавице Ситы, дочери царя соседней страны Видяхи. Махабхарата и Рамаяна являются поэтическими энциклопедиями мифологии, истории и философии Индии. Как и с эпосом о Гильгамеше, так и с этими произведениями, автор предлагает читателям познакомиться самостоятельно. В конце нашего пособия Вы сможете найти указатель соответствующей литературы и источники. Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют 2 бога Вишну и Шива. Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течений - вишинизм и шиваизм. В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединились в триаду, называемую "тримурти", что значит "обладающий тремя обликами". Брахма - творец мира, Вишну - его хранитель, Шива - разрушитель. В своем единении они олицетворяли идею постоянного перетекания этих понятий в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию. [5]. Наряду с индуизмом в VI веке до н.э. в Индии возникает новая религия - буддизм. Основателем буддизма был царевич Сидхардха Шакьямуни Гаутама - Будда (563-483 г. до н.э.). В 29 лет, после рождения сына, он решает покончить с той жизнью, которую вел и посвятить себя поискам истины. Он покидает дворец, становится странником, аскетом. К 35 годам он осознал, что нашел ключ к решению проблем и стал "Буддой", т.е. "человеком просветленным". Главное учение Будды можно сформулировать в том, что буддисты вызывают "четыре благородные истины". Первая - человеческая жизнь по своей природе - несчастливая жизнь; вторая - причиной несчастливой жизни являются человеческий эгоизм и его желания; третья - с человеческим эгоизмом и его желаниями можно покончить; конечная стадия, когда сводятся на нет все желания и стремления, носит название "нирвана" (дословно "затухание", "угасание"; четвертая истина - способ с помощью которого можно избавиться от эгоизма и желаний, называемый "путь 8 дорог": правильные убеждения, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное отношение к обязанностям, правильная медитация. Буддизм широко распространился не только по Индии, но и по всей Юго–Восточной Азии и на севере наибольшее распространение он получил в Китае, Корее, Японии, Монголии др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|