Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития современной культуры Запада

К концу ХХ столетия сформировались устойчивые крупные массивы человечества, которые можно квалифицировать как современные цивилизации: романо-германская, или атлантическая (су­ществующая в двух измерениях – европейском и североамериканском), арабо-исламская, латиноамериканская, азиатско-тихо­океан­ская, африканская, русско-православная. Доминирующую роль среди них играет романо-германская цивилизация, диктующая другим свои правила поведения и выступающая генератором радикального преобразования других цивилизаций на основах рыночной экономики, достижений научно-технического прогресса, демократии, прав человека и его свобод в евро-американском понимании. В случае полного их принятия останется единственное и самое существенное различие, стоящее на пути создания всемирной цивилизации – национальные культуры (язык, традиции, религии, литература и искусство).

Некоторые ученые считают, что будущее – за техногенной цивилизацией. Это не удивительно, потому что с середины ХХ в. развитые страны, благодаря науке и технике, сделали гигантский скачок в развитии механизации, автоматизации и стандартизации производства, использовании достижений в области микроэлектроники, информатики и биотехнологии. Эти достижения могут радикально решить многие проблемы через разработку высоких экологических технологий, формирование единого информационного пространства и новой информационной среды обитания, что приведет к формированию нового типа людей.

На смену рациональному человеку с систематизированными знаниями может прийти человек-компьютер. В этом случае основная масса людей превратится в придаток компьютерной системы. Получаемую информацию человек-компьютер станет принимать, обрабатывать и выдавать для практического использования. Все ненужное будет отбрасываться компьютером, работающим по программам, разработанным элитарной частью общества или по ее заказам. Человек будет получать готовые решения, превратится в технического исполнителя, которому не потребуются фундаментальное образование и высокоразвитый интеллект (исключение составят элитарные группы специалистов-разработчиков программ). Такие специалисты смогут обходиться без внутреннего духовного совершенствования, духовных запросов, то есть они станут частью (микросхемой или ее частью) огромной информационной системы, управляемой финансово-экономическими олигархами, которые будут брать на себя решение информационно-политических проблем.

В результате отпадет необходимость в национальной культуре, которую заменит массовая культура американского типа. Эти процессы, происходящие в современной культуре, принято называть вестернизацией. Вместе с экономической, политической и идеологической экспансией, культурная, призвана повысить роль Запада и усилению его влияния на Восток. Уже сейчас процесс преобразования мира по западному образцу кроме Европы затронул и Дальневосточный регион (Японию, Южную Корею, отчасти Китай). Но пока он там идет при сохранении конфуцианско-буддистских и синтоистских ценностей, т.е. самобытности национальных культур.

Судьбы XXI столетия будут определять не только научно-технические достижения, но и культурно-мировоззренческий настрой людей. Если человечество не сделает на основании допущенных ошибок надлежащие выводы, то его ждет крах. Вопрос стоит остро – либо приоритет будет отдан научно-техническим достижениям, которыми без учета их последствий воспользуется узкая группа людей в своих целях и тем самым будет определять судьбы людей и многообразие культур, либо человечество проявит осмотрительность, разборчивость и разумность в применении этих достижений. Если техника будет подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техники, то это не только не сузит духовных и чувственных возможностей, но и приведет к углублению своеобразия человеческой духовности.

ХХ столетие со всей очевидностью показало, что общество стоит перед решением ответственных задач. Главная из них – кризис, переживаемый отдельными культурами, от преодоления которого зависит будущность человечества. В каждой цивилизации идет напряженная внутренняя борьба за экономическую и политическую власть, за господство над природными, людскими ресурсами и интеллектуальным потенциалом. Она выливается в противостояние государств, наций и социальных групп.

Сложными остаются взаимоотношения между отдельными цивилизациями, Востоком и Западом, Севером и Югом. В такой борьбе враждующие коалиции, союзы, группировки и клики ищут внешней поддержки против "собратьев" по цивилизации. Во второй половине ХХ в. противостояние нередко выходило из-под контроля и выливалось в вооруженные конфликты (ирано-ирак­ский, ирако-йеменский, арабо-израильский, турецко-курдский, индо-пакистанский, албано-сербский и др.).

Несмотря на усиливающееся взаимодействие народов различных цивилизаций, налицо две тенденции: осознание общности и различия. Наиболее существенные различия между современными и будущими цивилизациями лежат в истории, языке, культуре, религии, традициях. Люди современных цивилизаций по-разному смотрят на взаимоотношения Бога и человека, мужчин и женщин, поколений ("отцов" и "детей"), гражданина и государства, соблюдение ими прав и обязанностей и т.д.

Современная культура – это культура постмодернизма. Другими словами это культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов ХХ столетия. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизма достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам, массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два – три столетия, именуемые «современность».

В середине XVII века, как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание современности в ее практическом аспекте.

Философы – просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным и гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общественные принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм, устремленность в «светлое будущее», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности.

XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом.

В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции: первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо ); вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).

Постмодернизм в живописи представляют художники трансавангарда: Г.Джонс, Д. Андреа, Э. Кукси, М. Вестин, А.Модельяни, У.Коттон, Э.Фукс, Г,Рихтер, Э.Мунк и др.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссеры П. Гринуэй – в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американский композитор Дж. Адамс, польский композитор Г. Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего.

ХХI столетие стало своего рода экзаменом на выживание человечества. В постиндустриальном обществе на место классовых и партийных движений приходят межклассовые и межпартийные политические и социальные движения – антивоенные, экологические, молодежные, женские, религиозные. Борьба идет за власть и за возможность влиять на нее, за создание многополюсного мира, за плюрализм стилей, образа жизни, норм и ценностей, за равную возможность доступа к информации.

Глобальные угрозы – это результат человеческой деятельности и порождены стихийным развитием цивилизаций, созданием суперцентров и периферий, неравномерным научно-техническим, экономическим, социально-политическим и культурным развитием стран, регионов, нравственным уровнем развития общества. В условиях всемирно-исторического процесса информатизации общества глобальные проблемы должны не столько рассматриваться и изучаться, сколько решаться.

Не менее важной задачей остается проблема преодоления разрыва в уровне социально-экономического и культурного развития государств. В слаборазвитых странах проживает большая часть населения планеты. Эти страны обладают значительными запасами природных ресурсов, но производят меньшую часть общемирового внутреннего валового продукта. Низкий уровень развития производства в них порождает массовую бедность, неплатежеспособность, социальную нестабильность, агрессивность, зависть. Подобное состояние стран так называемого "третьего мира" – источник нестабильности и социальной напряженности. И тем не менее, развитые страны романо-германской цивилизации продолжают использовать ресурсы и возможности для поддержания своего несравнимо высокого уровня жизни.

 

4.2 Культура "оттепели"

Раскол мира в первой половине XX столетия на две идеологически противоположные системы – капитализма и социализма – наложил отпечаток на общее развитие культуры. Противостояние систем ограничивало возможность общения интеллектуальных сил, особенно в области науки, обеспечивавшей развитие оборонного комплекса. В сфере гуманитарных наук и искусства противостояние приняло иные формы, суть которых сводилась к обвинениям с обеих сторон творческих сил в апологетике.

Идеологическое и политическое противостояние выливалось в одну из форм борьбы, которая часто приобретала государственный характер. В результате складывалась тяжелая атмосфера, в формировании которой участвовали интеллектуальные силы с обеих сторон, выполнявшие государственный заказ правящих политических элит. Это привело во второй половине ХХ в. к образованию диссидентского движения, эмиграции и высылке инакомыслящих из Советского Союза.

Сложность происходящих социально-экономических и политических процессов наложила отпечаток на культуру; получило распространение огромное количество стилей, направлений и течений, существование которых измерялось порой несколькими годами и небольшим количеством приверженцев. Главным направлением художественной культуры оставался реализм, имевший различные оттенки от критического до социалистического. Однако реализм в литературе и искусстве, занимая значительное место, не мог оставаться в центре общественного внимания. В ХХ в. на передний план вышел модернизм, продолжением которого стал авангардизм. Переходным течением между ними выступил стиль "модерн".

После смерти Сталина (март 1953 г.) и ХХ съезда КПСС (1956 г.) и опубликования Постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" в культурной жизни общества и в искусстве наступил новый этап - т.н. "оттепель". Первым откликнулся на положительные перемены журнал "Новый мир" (гл. редактор А.Т. Твардовский). В нем были опубликованы ряд острых и злободневных статей о ценностях внутренней свободы личности, праве на искренность - "праве на себя".

К концу 50-х годов в литературу вошло "поколение лейтенантов" (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, В. Богомолов и др.). Их произведения отличались нравственным осмыслением такого масштабного явления, каким была Великая отечественная война. Самыми объемными и грандиозными произведениями о войне станут трилогия "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" К. Симонова, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана (текст был в 60-е годы арестован, книга нашла читателя значительно позже).

Одной из важнейших задач "оттепели" было возвращение людям огромного пласта культуры, ранее находившемся в запрете. Публикуются стихи Б. Пастернака и А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина. В поэзию смело ворвалось новое поколение: Б. Слуцкий, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский и др.

"Мы вынесли из Мавзолея его

Но как из наследников Сталина

Сталина вынести?

Иные наследники розы в отставке

стригут

Но втайне считают, что временна

Эта отставка.

Иные и Сталина даже ругают с

трибун

А сами ночами тоскуют о времени

старом

* * *

Покуда наследники Сталина

Живы еще на Земле,

Мне будет казаться, что Сталин -

Еще в Мавзолее

Е. Евтушенко

Из стихотворения "Наследники Сталина"

Значительным событием "оттепели" стали публикации А. Солженицына, т.н. "Деревенской прозы", роман Ф. Абрамова "Братья и сестры", В. Шукшина "Деревенские жители"; молодежной тематики: В. Аксенов "Коллеги", "Звездный билет", А. Рекемчук "Молодо-зелено", В. Тендряков "Про Клаву Иванову" и др.

К сожалению, период "оттепели" заканчивается грохотом танков по улицам Праги, многочисленными судебными процессами над инакомыслящими: И. Бродским, А. Синявским, Ю. Даниэлем, А. Гинзбургом; выдворением из СССР т.н. диссидентов: А. Солженицына, В. Войновича, Г. Владимирова и др. В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области искусства становятся М. Шолохов (1965 г.), А. Солженицын (1970 г.), И. Бродский (1987 г.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...