Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура эпохи Просвещения

XVII - XVIII вв. стали началом коренного перелома в развитии человечества и его культуры. Чем они характерны?

Во-первых, закончился этап Великих географических открытий. На Земном шаре практически не осталось т.н. "белых пятен" - человек стал проникать всюду;

Во-вторых, начались великие научные революции, которые сделали человека поистине всемогущим;

В-третьих, открылась эра буржуазных революций, которые сметут все преграды, тормозящие творчество и гений человека;

В-четвертых, существенно ослабело влияние церкви в политической, экономической и культурной жизни общества. Начнется и будет развиваться процесс секуляризации (от лат. cacularis) - мирской, светский), т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.

Ученые-культурологи считают, что эпоха просвещения длилась примерно 100 лет - с 1688-1689 г. (буржуазная «славная» революция в Англии) до 1789 - буржуазная «Великая» революция во Франции.

Если дать определение данной эпохи, то кратко можно сформулировать так: это идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в жизни людей, разложением феодальных и возникновением капиталистических отношений.

Общей идеологией культуры эпохи Просвещения был социальный протест, который выражался:

- в критике идеализма и догматизма;

- в критике искусства классицизма и борьба за реализм;

- в отрицании устаревшей правовой системы в обществе и попытках научного обоснования нового права.

Деятели просвещения боролись за "царство разума" на Земле, в основе которого должно было лежать естественное равенство всех людей, политическая свобода, ненасилие, критическое отношение к авторитетам и неприятие догм.

Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он стал столетием, определившим путь развития Европы по дороге научно-технического прогресса и роль в нем художественной культуры. Во многих странах сложилось некое равновесие между уходящим феодализмом и развивающимся капитализмом, который оказывал пока еще слабое влияние на общественную жизнь. Это был век, наполненный противоположностями. Абсолютная и ограниченная монархии, буржуазная республика, католицизм и протестантство, гуманизм и буржуазный индивидуализм оказывали свое влияние на науку и искусство, все больше приобретавших преобразовательный характер. Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.

Так, Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры. Могущественные государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития. Мир облетает девиз Ф. Бэкона: "Знание – сила!". Европа обладала и тем и другим

Просвещение, по мыслям ее активных проповедников, - это выход человечества из состояния несовершеннолетия, в котором оно находилось по своей вине. Основные черты идеи Просвещения были сформулированы знаменитым английским философом Джоном Локком (1632-1704). Знакомство с его творчеством позволяет сделать вывод, что это был гениальный человек. В своих многочисленных трудах ("Письмо о терпимости", "Эссе", касающихся человеческого понимания, "Два трактата по управлению" и др.) он выдвинул идеи либерализма (главная цель любого правительства защищать людей, а также их собственность); социального договора в обществе ("... у людей остается высшая власть поменять законодателей, если они не оправдывают оказанного им доверия); веротерпимости ("... ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны лишаться гражданских прав из-за своей религии) и многие др.[16].

Идеи Локка быстро проникли на Европейский континент - особенно во Францию и стали важным фактором, приведшим к Великой французской революции и Декларации прав человека.

Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, (1694-1778) был, безусловно, ведущей фигурой французского Просвещения. Поэт, драматург, романист, историк и философ, Вольтер был апостолом свободомыслящего либерализма. Он прожил долгую, наполненную событиями жизнь и оставил после себя огромное литературное наследие. Убежденный сторонник свободы он целый год проводит в заточении в Бастилии. Его авторитет был так высок, что с ним были вынуждены считаться все сильные мира того времени. Он три года живет в Пруссии при дворе Фридриха Великого и не боится говорить ему правду в глаза. Он долгие годы состоит в переписке с императрицей Екатериной Великой, которая с большим вниманием прислушивается к его советам; он ссорится с королем Франции и 15 лет живет вдали от Парижа и т.д.

Одним из самых сильных убеждений Вольтера было убеждение в том, что в любом обществе должны существовать свобода слова и печати. Ему приписывают фразу, которая станет лейтмотивом работы английского парламента: "Я не согласен с тем, что Вы говорите, но я умру за то, что бы Вы могли это сказать". Убежденный сторонник мира и ненасилия он всей своей жизнью доказывал свой тезис о том, что "... история культуры в обществе важнее ее политической истории". Вольтеру чаще всего оппонировал другой деятель французского просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778). В его политических работах доминирует идея социального рабства ("...человек рождается свободным, но везде он закован в цепи"). [17].

Их принципиальные разногласия по поводу частной собственности в конечном итоге оказали огромное воздействие на будущую борьбу классов во всех развитых странах мира.

Франция подарила миру энциклопедиста номер один – Д.Дидро (1713-1784). Политолог Монтескье (1689-1755) в своей работе "О духе законов" впервые скажет о разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Очень современно звучит его афоризмы: " Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов". "Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим".

Главным носителем идей Просвещения в тогдашней Пруссии (будущей Германии) был философ И. Кант (1724-1804) ("... мы чересчур цивилизованы в смысле учтивости и вежливости в обращении друг с другом. Но нам еще много предстоит, чтобы считать нас нравственно совершенными". Великий философ в одной из своих многочисленных работ "К вечному миру" гениально предвосхищает идею всемирной организации (прообраза ООН), которая прекратит навсегда войны на Земле и установит "вечный мир". Как музыка звучит его замечательное высказывание, сделанное им в конце жизни: "...И чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне". А студентам И. Кант оставил четкое указание: "... не мыслям надобно учиться, а мыслить!" В своем трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение?" И. Кант говорит о главном в этом состоянии культуры - собственном разуме: "Будь смел... и используй собственный разум". Это девиз Просвещения. [18].

Наряду с наукой в эпоху Просвещения активно развивается искусство. Именно в это время в искусстве Европы активно развиваются два стиля: романтизм и классицизм. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют замечательный синтез, дающий выход в произведениях писателей, поэтов, художников, скульпторов, музыкантов.

С середины XVI столетия в странах Европы развивается стиль барокко, наложивший отпечаток на все виды искусства, особенности научной и философской мысли, на различные стороны жизни и быта. Программные параметры этого стиля были выражены в работе Л. Бернини "Экстаз святой Терезии", где чувство божественного экстаза выражено в извивающихся и переливающихся друг в друга линиях одежды ангела и святой Терезии.

Барокко распространялось по Европе неравномерно и несинхронно, начиная с Италии и Испании, проникая в протестантские государства. И только в XVIII в. оно достигло Венгрии и славянских государств, включая страны православного мира. Начальный период его развития проходил в условиях общеевропейского кризиса феодализма и эпоху интенсивного формирования наций и национальных государств, главным образом абсолютных монархий. Наибольшее распространение барокко получило в странах, где активную роль играла Контрреформация и феодально-католическая реакция, использовавшие барокко для создания пышного храмового зодчества и культивирования риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы. [10].

Тесно связанный с придворно-аристократическими и церковными кругами стиль барокко был призван для прославления их могущества. В то же время в нем нашел косвенное отражение антифеодальный протест, связанный с бюргерством и народными движениями, вносившими в барокко подчас струю демократических бунтарских устремлений. Он воплотил в себе новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. В барокко человек представал многоплановой личностью со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды, в котором преобладали чувства над разумом, доходя до экстаза.

Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствию прямых линий. Синтезу искусств в барокко свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Дворцы и храмы, городские ансамбли и усадьбы, построенные в этом стиле, благодаря роскошной и причудливой пластике фасадов, игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность.

В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах – в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании – в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана. В России развитие искусства барокко отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии в середине XVIII в. Но здесь оно было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для искусства католических стран.

Эпоха барокко отмечена развитием монументальности декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанного с архитектурой. Постройки Л. Бернини (ансамбль площади святого Петра и церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме – 50-60-е гг. XVII в.) поражают пространственным размахом, парадностью, пышностью декора, сочетанием архитектуры и скульптуры, использованием различных материалов, раскраской, позолотой, световыми эффектами. Творениям Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью, как, например, в скульптуре "Аполлон и Дафна".

Внутри видов искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт. Настоящий расцвет переживал европейский театр. В XVII в. в Англии продолжали творить В. Шекспир, в Испании – Лопе де Вега, автор около двух тысяч пьес, многие из которых не дошли до нашего времени, во Франции работали блестящие драматурги – П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер.

Великие представители культуры того времени, такие как писатели: Д. Дэфо (1660-1731), Дж. Свифт (1667-1754); музыканты: С. Бах (1685-1750), Г.Ф. Гендель (1685-1759), Й. Гайдн (1732-1809), В.А. Моцарт (1756-1751), Л.В. Бетховен; художники: У. Хогарт (1697-1767), Т. Гейнсборо (1727-1788); драматурги: Р. Шеридан (1751-1816), К. Гоцци (1720-1806), Л. Бомарше (1732-1799), И. Гете (1775-1787), Ф. Шиллер (1759-1805) и многие другие заложили на долгие годы вперед основы эстетики будущего.

В рамках эпохи Просвещения зародились такие культурологические течения как сентиментализм, рококо (от "рокайль" - бриллиант). В недрах Просвещения зреет реализм - этому направлению суждено большое и славное будущее.

Подводя некоторые итоги эпохи Просвещения хочется отметить, что это был век великих открытий и великих заблуждений.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры и в то же время поставила в сложное и двойственное положение религию, которая стала предметом острой критики. Даже такой решительный критик религии и церкви, как Вольтер, призывавший "раздавить гадину", был непоследователен по отношению к ним. Религию продолжали критиковать, но немало мыслителей придерживалось концепции деизма, возникшей еще в XVII в. Французские материалисты Д. Дидро, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций отвергали деизм и объясняли мир, опираясь на законы естественного развития. Передовые идеи и взгляды на мир и человека составляли содержание многотомной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", редакторами и вдохновителями издания которого выступили Дидро и Д.'Аламбер, а авторами – Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Ж.Ж. Руссо и другие передовые ученые, писатели, инженеры.

В художественной культуре сосуществовали рядом новые и старые, передовые и консервативные стили и идеи. Предпринимались попытки и глубоко осмыслить жизнь, и подойти к ней более легковесно. Налицо было усиление эпикурийских начал и суровый революционный аскетизм. Небольшая часть общества жила по принципу: "после нас – хоть потоп", другая руководствовалась идеей, сформулированной В. Гете и выраженной в музыке Л. ван Бетховена:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

Просветители разработали целостную концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", одном из эпохальных документов Великой французской революции, принятом Учредительным собранием 28 августа 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство всех граждан перед законом, объявила неприкосновенной частную собственность. Революция во Франции не только уничтожила ненавистный монархический строй, но и сумела, руководствуясь "Декларацией...", защитить ее завоевания в борьбе с внешними и внутренними врагами. Революция радикально решила земельный вопрос – крестьянам были переданы общинные земли и конфискованные земли эмигрантов. Тем самым был создан класс мелких земельных собственников.

Перечень стилей, течений и направлений XVIII в. весьма условен. Такие великие французские художники, как А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. Шарден или испанский мастер кисти Ф. Гойя, выходили за стилевые рамки эпохи. Так, Ватто стоял ближе в рококо, но в его полотнах порой присутствует меланхолический мотив будущего сентиментализма, грустная мысль об одиночестве человека. Если Ватто и Буше изображали "галантные праздники", а их "пастушки" лишь отдаленно могли напоминать реальных сельских пастушек, то Шардена можно назвать художником бытового жанра третьего сословия. Он изображал добронравных хозяек, матерей семейств, занятых хлопотами по хозяйству и уходу за детьми.

Наступившая эпоха Великой французской революции стала временем, когда дворянству пришлось расплачиваться за "сладкую жизнь", которую воспевали в живописи. Но в живописи еще накануне революционных событий начал воцарятся классицизм революционной буржуазии, пронизанный античными традициями. Его представлял Луи Давид, исповедовавший культ античного героя, что нашло отражение в картине "Клятва Горациев", созданной за несколько лет до революции. Картина внешне суха и бескровна, но зритель видел трех юношей, представителей патрицианского рода Горациев, олицетворявших идеи свободы и победы гражданского долга над личными чувствами и получающих оружие из рук отца. Очевидная академическая "ходульность" изображения восполнялась искренним пылом, воодушевлением братьев Горациев. Через несколько лет Давид напишет другое полотно – "Смерть Марата", революционного вождя, погибшего от руки роялистки Шарлоты Корде. Смерть Марата показана художником как непоправимая горчайшая несправедливость по отношению к герою революции, которому Давид был искренне предан. Впрочем, вскоре он также будет предан другому кумиру – молодому генералу Наполеону Бонапарту.

Луи Давид «Клятва Горациев»

Реалистические традиции голландского художника Х. ван Р. Рембрандта продолжил Ф. Гойя, в произведениях которого можно найти влияние многих его великих предшественников, в том числе П. Рубенса и Д. Веласкеса. Испанец Гойя работал практически во всех художественных жанрах. Но в его творчестве можно выделить доминирующую черту – это был ярко выраженный национальный художник. На его картинах предстали члены королевской семьи (он был придворным художником), испанская аристократия, простые испанцы, прекрасные пейзажи страны и в то же время инсургенты, участники народной борьбы против французской экспансии.

Особое место в творчестве Гойи занимает серия рисунков, которую он назвал "Капричос", то есть каприз, фантазия. Хотя его рисунки наполнены привидениями и чудовищами, в них проступают реальные сцены расправы инквизиции с ее жертвами, в лицах демонов угадываются реальные лица. В 1803 г. Гойя обнародовал свои рисунки и ему только чудом удалось избежать суда папской инквизиции. В последующие годы он работал над сериями других рисунков, в которых выразил горечь безумия жизни.

XVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие которой внесли австрийские и немецкие композиторы – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, проживший полвека в Англии, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.

Бах был композитором и органистом, непревзойденным мастером полифонии, работавшим во многих музыкальных жанрах (кроме оперы). Для ряда своих произведений он использовал библейские сюжеты: "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну". Сочиненные кантаты Бах почитал своим долгом поочередно исполнять в воскресные и праздничные дни в двух церквях Лейпцига (он был кантором в Томаскирхе и в церкви святого Фомы). Композитор создал произведения для органа, скрипки, виолончели, клавира (клавесина), флейты с клавесином, оркестра.

Во второй половине XVIII в. сложилась венская школа музыки, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Творчество композиторов этой школы – одна из вершин музыкального искусства. Гайдн создал 104 симфонии, 83 квартета, 14 месс, более 24 опер. Моцарт за свою короткую жизнь написал около 50 симфоний, свыше 20 опер, множество сонат, месс, знаменитый Реквием и др. Бетховен создал 9 симфоний, 32 сонаты, музыку к драме В. Гете "Эгмонт" и другие. Как человек республиканских взглядов, Бетховен воодушевлялся героическими сюжетами. Они проходят через его единственную оперу "Фиделио", музыку к "Эгмонту", 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю симфонии и другие произведения. Музыка и поэзия у Бетховена выступают нередко в органическом единстве. Поэтому не случайно он на слова оды "К радости" Ф. Шиллера написал последнюю часть 9-ой симфонии, где поэзия и музыка выразили пафос свободы, равенства и братства. Бетховена воодушевили слова Шиллера, возможно, в том числе и эти:

Стойкость в муке нестерпимой,

Помощь тем, кто угнетен,

Сила клятвы нерушимой -

Вот священный наш закон!

Гордость пред лицом тирана

(Пусть то жизни стоит нам),

Смерть служителям обмана,

Слава праведным делам!

Великая Французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. События на рубеже XVIII и XIX столетий на европейском континенте ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу.

Но несмотря на все проблемы, культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...