Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новый этап отечественной культуры

Культура XVIII в. занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Она сбрасывает с себя путы средневековой схоластики, впитывает передовые европейские идеи Просвещения.

В первой половине XVIII века русская культура во многом складывалась под влиянием реформаторской деятельности Петра I, которая проходила под знаком преодоления отсталости России от передовых европейских государств. Историко-культурный процесс не мог успешно развиваться без распространения светских знаний, образования, развития науки. Прогресса в культурном развитии можно было достичь за счет накопленных Россией традиций и опыта европейских стран. Для этого русский монарх должен был проводить реформирование не только в сфере экономики, управления, военного дела, но и в области науки, культуры, образования, быта, морали.

России предстояло отказаться от чувственного русско-право­слав­ного миропонимания и пойти по пути рационального восприятия мира. Для этого государству нужны были в большом количестве специалисты-профессионалы. В области культуры предстояло, прежде всего, преодолеть низкий уровень образования дворян и городского населения. Этот процесс начался еще до Петровских реформ и возглавлялся православной церковью. Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве было основано только в 1687 г. при Заиконоспасском монастыре под названием Эллино-греческая академия (с 1701 г. – Славяно-латинская, с 1775 г. – Славяно-греко-латинская академия). Несколько раньше, в 1631 г., Петром Могилой при Киево-Печерской лавре в Киеве была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. – Киево-Могилянская академия).

Светское образование, соединенное с обучением практической деятельности, должно было заменить прежнюю школу, где господствовала средневековая схоластика. Не случайно М.В. Ломоносов с сарказмом заметил, что по псалтырю нельзя научиться астрономии или химии.

Одним из путей подготовки столь необходимых для России специалистов было направление русских молодых людей на учебу за границу. В 1697 г. в Италию и Далмацию (39 человек), в Англию и Голландию (22 человека) отправились первые две группы россиян для изучения морского дела. Русские волонтеры должны были не только освоить строительство кораблей, но и заняться поисками мастеров морского дела для службы в России. Таким образом, первые командированные русские должны были не только учиться за границей, но заниматься поиском иностранцев, готовых обучать новым ремеслам в России. Но даже при наличии зарубежных учителей для решения второй задачи предстояло создать собственные светские школы.

Важнейший результат деятельности Петра I в области науки был открытие в 1725 г. Петербургской Академии наук. Именно она стала основной научно-исследовательской, научно-педагогической и материально-технической базой становления науки и образования в России. Несколько десятилетий Академия будет главным и единственным российским центром подготовки кадров для отечественной науки и образования.

Переворот, совершенный Петром I, усилил российское государство, толкнул его на западный путь развития, который в XVIII в. стал тем камертоном, на который могли настраиваться другие народы и государства. Но в то же время в результате реформирования увеличивался разрыв между народом и верхним культурным слоем, практически были уничтожены между ними былые патриархальные отношения. Как считал Н.А. Бердяев, Петр I секуляризировал православное царство, направил Россию на путь просве­тительства. Этот процесс происходил в верхних слоях русского общества, дворянстве и чиновничестве, в то время как народ продолжал жить старыми религиозными верованиями и чувствами.

Собственных научных кадров в стране практически не было, и на первых порах основу Академии наук составили иностранные специалисты. Это были: крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, знаменитый естествоиспытатель К. Вольф и др. Однако в Россию попадали не только видные ученые того времени, но и люди, которых больше занимало не развитие науки в России, а свои собственные материальные интересы. Академия наук в Петербурге создавалась не только как ведущий научный центр, но и как высшее учебное заведение.

Именно в ее стенах были воспитаны замечательные русские ученые: математик, автор первого русского учебника по механике "Книга, содержащая в себе учение о равновесии и движении тел" С.К. Ко­тель­ников (1723–1806), астроном, академик Петербургской академии наук С.Я. Разумовский (1734–1812), автор трех учебников для народных училищ, академик М.Е. Головин (1756–1790), гордость русской науки М.В. Ломоносов.

При существенных изменениях в области быта, нравов, организации новых учреждений образования и науки интенсивно шел процесс формирования культурного слоя российского общества.

Особую роль в развитии культуры сыграла Российская Академия, ставшая научным центром по изучению русского языка и словесности. Ее первым президентом была Е.Р. Дашкова, по инициативе которой она и была создана. Одновременно она занимала и второй не менее ответственный пост – директора Петербургской академии наук.

Если в составе "ученой дружины" Петра I насчитывались единицы (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и некоторые другие), то в Академии были подготовлены отечественные ученые, художники, архитекторы. Это стало возможным благодаря многоуровневой подготовке. При Академии были открыты университет и гимназия. В указе Петра I об учреждении Академии указывалось, что "к расположению художеств и наук употребляются обычно два образа знания: первый образ называется Университет; второй – Академия или социетет художеств и наук... А также в том намерении Университета (обучении "младых людей". – В.В.) смотрится, которые науки всему народу объявляют, тако же де и гимназия, в котором младые люди нужным наукам обучаются", поскольку "прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди могли началам обучаться"

Экономический и политический прогресс русского общества в первой четверти XVIII в., рост национальной культуры, науки и просвещения требовали развития книгоиздания. При Петре I книгоиздание было поставлено на службу государственным преобразованиям и утверждению новой культуры. Происходит замена кириллической азбуки гражданской, вводятся арабские цифры. Кириллический шрифт с 1708 г. стал употребляться в основном для печати церковных книг. Переоборудуется Печатный двор в Москве. В Санкт-Петербурге открываются новые типографии. Если в 1701 г. было издано 8 названий книг, то в 1724 г. уже 149.

Первую серьезную брешь в сословно-дворянской системе образования пробил Московский университет, до открытия которого ведущим центром образования и научных знаний была Академия наук в Петербурге. Однако гимназия и академический университет в силу сложившихся условий не могли готовить необходимое для России количество специалистов. Некоторые привлеченные для работы в России иностранцы, например, полагали, что в Петербурге университет не надобен и предлагали готовить специалистов в зарубежных учебных заведениях. Так, в академическом университете в 1725-1731 гг. обучались 8 человек (в 1731 г. занятия были прекращены), в 1735 г. – 12 человек и т.д.; в академической гимназии в 1726 г. обучались 112, в 1733 г. – 74, в 1737 г. – 19 человек.

Большую роль в создании университета в Москве сыграли И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов. В письме к Шувалову Ломоносов изложил свое видение и структуру этого учебного заведения. Предложение об открытии университета в Сенат внес Шувалов, а указ подписала императрица Елизавета Петровна. Однако подлинным создателем университета был Ломоносов, чье имя он стал носить в советский период. Трудно дать более точную оценку деятельности Ломоносова, чем это сделал А.С. Пушкин: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"

На протяжении XVIII в. формируется российская научная школа, которая создаст не только теорию, но и примет участие в решении конкретных проблем, содействовавших развитию России. Одной из них было изучение и описание национального состава населения, природных и климатических условий, составление карт. Многочисленные экспедиции (В. Беринга, А. Чирикова, Д. и Х. Лап­тевых, С. Крашенинникова, С. Малыгина,) обследовали побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, территории Прикаспия, Сибири, Камчатки и т.д.

К середине XVIII в. русский Реформирование России дало толчок развитию не только образования и науки, но и архитектуры, живописи, скульптуры, литературы. Петербург стал первым городом в России, строительство которого носило регулярный характер. Еще в петровское время были заложены основы его будущего облика: архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, площади, сады и т.д. В царствование Петра I начали строить Петропавловскую крепость, а на ее территории – в стиле барокко – 3-нефный Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), дворец А.Д. Меншикова (архитекторы Дж. М. Фон­тана, Г. Шедель), летний дворец Петра I в Летнем саду (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микети, М.Г. Земцов), здание для первого русского музея – Кунсткамеры.

Д. Трезини, на первом этапе руководивший строительством новой столицы России, был автором "типовых проектов" жилых зданий, которые должны были строить их владельцы в зависимости от сословной принадлежности. В данном случае Петр I выступал как последовательный сторонник деления общества на сословия, никогда Провозвестником искусства будущих эпох становится портретный жанр. Иностранные живописцы, находящиеся на русской службе, а также отечественные мастера быстро поставят российскую школу живописи на передовые позиции в мировой культуре.

Одним из основоположников русской светской живописи стал И.Н. Никитин, талантливый живописец-портретист. Уже в ранних портретах он отходит от условных приемов парсуны и стремится точно передать характерные черты изображаемого лица. В зрелый период Никитин, обучавшийся в 1716–1719 гг. в Италии, добивается убедительности подачи предметного мира, модели, звучности колорита, в котором преобладают теплые золотисто-корич­не­вые тона. Поэтому не случайно полотна художника вошли в коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

В начале XVIII в. в ряд виднейших живописцев Европы войдут такие мастера портрета как А. Матвеев, Луи Каравакк, А. Антропов, Ф. Рокотов.

Большую роль в русском изобразительном искусстве XVIII в. играла Академия художеств, открытая в Петербурге в 1757 г. Ее выпускник Антон Лосенко станет первым русским художником, изобразившим на своих картинах библейские, лирические и исторические сюжеты: "Владимир и Рогнеда, "Прощание Гектора с Антромахой", портрет основателя первого публичного театра в России Ф.Г. Волкова в образе античного героя и т.д.

Плодотворно и талантливо будут работать во второй половине XVIII в. такие художники как: Д. Левицкий, В. Боровиковский и многие др. Полотна этих мастеров украшают ведущие музеи мира, лучшие из них - в Третьяковской галерее, в Русском музее и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Большой шаг вперед делает русская литература в 30-50-е годы XVIII столетия. Это связано с активностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А.А. Кантемира (1708-1744), К.В. Тредиаковского (1703-1769), А.Л. Сумарокова (1717-1777), и в особенности выдающегося деятеля русской культуры и науки М.В. Ломоносова (1711-1765). Прогрессивные идеи, которыми проникнуты их деятельность, стали основой будущего всплеска нашей культуры XVIII-IXX веков. Ставшие родоначальниками русского классицизма, эти и другие авторы основной целью считали служение "на пользу общества". Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно, преобладать над частными, личными интересами.

В это время начинается очень сложный и противоречивый процесс протеста крупных писателей и др. культурных деятелей России против отсталости, дикости и крепостничества в России. Такие писатели и общественные деятели как Н. Новиков, Д. Фонвизин, И. Крылов, А. Радищев, В. Капнист вступают в смелую борьбу с литературной пошлостью и засильем иностранцев в отечественной культуре. Не редко такие попытки заканчивались ссылками в Сибирь, заключением в тюрьмы, публичным сожжением произведений. Но, несмотря на все гонения, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все глубже проникают в сознание общества.

В XVIII в. получил развитие русский театр, который был уже не театром царской семьи, а превратился в публичный театр. В Славяно-греко-латинской академии и Шляхетском кадетском корпусе возникли школьные театры, где актерами выступали учащиеся этих заведений. "Благородные особы" имели возможность присутствовать на спектаклях придворного театра, где играли трагедии А.П. Сумарокова. Интерес публики к театру, связанный с подъемом национального самосознания, привел к созданию первого русского театра в Ярославле. Его основателем стал сын ярославского купца Ф.Г. Волков. Русский просветитель Н.И. Новиков писал, что при строительстве театра в Ярославле Волков проявил себя как архитектор, живописец, машинист сцены, а по его завершению стал "главным директором" – "первым актером".

1756 г. – год рождения российского театра, директором которого "пожалован был г. Сумароков", а Ф.Г. Волков был "во оный назначен первым актером, прочим его товарищам даны были роли по их способностям". Н.И. Новиков отмечал многогранность таланта "купеческого сына", который хорошо знал театральное искусство, "при этом был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах... человек многих знаний в довольном степене". За особые заслуги в развитии российской культуры Екатерина II в 1762 г. пожаловала Волкову российское дворянство и деревни.

Наряду с первыми постоянными профессиональными государственными публичными театрами в Петербурге (с 1832 г. он стал называться Александринским) и Москве (в 1780 г. Петровский театр), существовали крепостные театры. Крепостные театры в усадьбах Шереметевых (в Кускове и Останкине) прославили имена актрис, которые вошли в историю театрального искусства XVIII в. Среди них блистали П.И. Жемчугова-Ковалева, ставшая женой графа Н.П. Шереметева, и Т.В. Шлыкова-Гранатова. Крепостные театры впоследствии стали основой русской провинциальной сцены.

Делая вывод о културе XVIII в. мы смело можем утверждать, что именно она стала фундаментом великого "Золотого века" русской культуры XIХ в.

 

 

3.3 "Золотой век" российской культуры

После Отечественной войны 1812 г. возрастает интерес к народной жизни, к человеческой индивидуальности. Складывается новый идеал в искусстве, в основе которого высокая духовность, чувствительность. Отражением этой тенденции служат новые концепции - романтизм, развитие которого происходит одновременно с кризисом классицизма.

В первой половине XIX столетия в России сформировался культурный слой, который, по словам Бердяева, "оказался над бездной" и на который давили две силы: сверху – самодержавная монархия, снизу – темная сила крестьянства. Передовая русская мысль жестоко преследовалась николаевским режимом. Элементы свободомыслия, зародившиеся при Александре I, подавлялись после разгрома восстания декабристов. Однако искры от событий на Сенатской площади не были погашены. Активность русской интеллектуальной мысли нашла проявление в литературе, журналистике и науке. "Русская социальная мысль" приняла форму литературной критики, потому что по цензурным условиям она не могла себя иначе выразить. Именно в 30–40-е гг. русские интеллектуалы полюбили бесконечные ночные разговоры и споры в гостиных и небольших кружках о мировых и российских проблемах.

Одним из первых симптомов проявления самостоятельной русской мысли была публикация "Философических письм" П.Я. Чаадаева. Царское правительство объявило автора сумасшедшим. В ответ мыслитель пишет "Апологию сумасшедшего", где заявляет о характерной для русского сознания идее русского мессианства. Если в "Философических письмах" Чаадаев судит прошлое России, то в другой работе выражает надежду на будущее. Русский народ, по его убеждению, в силу своих потенциальных возможностей и огромных нерастраченных сил призван сказать свое слово миру, исполнить великую миссию.

Идеи П.Я. Чаадаева произвели сильное впечатление на мыслящую Россию. Таких рассуждений ждали – десятилетнее молчание после разгрома тайных обществ привело к интеллектуальной опустошенности, которую никто не мог преодолеть, потому что откровенно излагать мысли было опасно. По словам А.И. Герцена, высшее общество пало и стало грязнее, раболепнее с воцарения Николая. Аристократическая независимость, гвардейская удаль александровских времен – все исчезло с 1826 года. Отправленные на каторгу, в ссылку и на поселение в Сибирь, под пули горцев на Кавказ, заключенные в крепости и тюрьмы, находившиеся под надзором полиции русские мыслители, как считал Герцен, страдали, молча "под самым прозаическим, бездарным, ничего не дающего игом". Каждый чувствовал гнет, но все молчали. Наконец, пришел человек, который по-своему сказал про боль: "Письма" Чаадаева – безжалостный крик боли и упрека петровской России; она имела право на него".

Развитие русского сознания привело к зарождению учения славянофилов и западников – двух противоположных направлений общественной культурной мысли в России. Сначала представители этих направлений мирно уживались в одних и тех же салонах и действовали вместе. По словам Н.А. Бердяева, славянофилы и западники были друзьями и врагами одновременно. Они принадлежали к одному кругу, спорили нередко в одних и тех же салонах, не жили в настоящем, а в будущем или прошлом. Славянофилы мечтали "об идеальной допетровской Руси", западники – "об идеальном Западе".

Различие взглядов выражалось в оживленных спорах, в научной и литературной полемике. Но в середине 40-х гг. подходы в оценках прошлого и настоящего заострились, что привело, в конце концов, к разрыву славянофилов и западников. Неосторожность и резкость с обеих сторон придали разрыву "острый, раздражительный характер". Общее, что их продолжало объединять – критическое отношение к русской действительности.

Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после публикации " Философических письм" П.Я. Чаадаева. Главную роль в выработке их взглядов сыграли литераторы, поэты и ученые – А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья И.В. и П.В. Кириев­ские, К.С. и И.С. Аксаковы и др. В 40–50-е гг. близкие к ним позиции занимали В.И. Даль, С.Т. Аксаков, А.Н. Островский, А.А. Гри­горь­ев, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Языков. В московский кружок западников входили А.И Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.Х. Кет­чер, Е.Ф. Корш, их идеи разделяли П.В. Анненков, И.И. Па­наев, И.С. Тургенев и др.

Русский публицист, социолог, идеолог панславизма, бывший петрашевец Н.Я. Данилевский изложил свои взгляды в фундаментальном труде "Россия и Европа.. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому".

Нельзя отрицать поучительность исследования Данилевского для современных политиков. Оно еще раз доказывает возможность повторения культурно-исторических ситуаций; на глазах человечества в последней четверти ХХ в. произошло новое объединение Германии. В начале нового тысячелетия снова разобщен и втянут в конфликтную ситуацию Славянский мир. Россия в очередной раз пытается найти выход из изоляции, в которую ставят ее США и европейское сообщество.

Небывалого подъема и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура. В России была создана самобытная художественная реалистическая литература, критика, давшие миру десятки блестящих имен. Не случайно умами европейского читателя овладели такие писатели, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Основными направлениями искусства на протяжении XIX столетия были сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура восприняла русские народные мотивы. Мировой славой и признанием русская музыка XIX в. обязана М.И. Глинке, членам "Могучей кучки" (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, критик В.И. Стасов), П.Я. Чайковскому, которые не только использовали русскую тему в своих произведениях, но вывели ее на мировую арену.

Большими достижениями отмечено развитие изобразительного искусства, в первую очередь живописи, в которой причудливо переплетались такие направления, как романтизм, классицизм и реализм. В 1870 г. в России возникло уникальное и, пожалуй, единственное в мире Товарищество художников-передвижников, объединившее многих лучших мастеров кисти страны.

Значительных успехов достигло русское театральное искусство – оперное, балетное, драматическое. Его расцвет был достигнут благодаря блестящей плеяде российских артистов, композиторов, драматургов. В конце XIX столетия получил развитие как в столицах, так и в провинции драматический театр. Великий русский драматург А.Н. Островский заложил прочные основы российской драматургии, ставшей классикой. Его произведения «Бесприданница», «Снегурочка», «На всякого мудреца довольно простоты» и многие, многие другие и сегодня в репертуаре отечественных и зарубежных театров.

Литература "Золотого" 19 в. началась в России с творчеств активных прогрессивных романтиков: К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева, А.И. Одоевского, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского. Лейтмотив их творчества - события отечественной истории, легенды, народные предания. Наивысший расцвет романтизма приходится на творчество В.А. Жуковского и ранние произведения А.С. Пушкина - "Вольность", "Деревня", "Кавказский пленник", "Цыгане" и Н.В. Гоголя - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба" и М.Ю. Лермонтова - "Демон", "Мцыри", "Белеет парус одинокий" и др.

В 20-30-е годы в отечественной литературе развивается новое могучее и плодотворное течение - реализм. "Стремление сделаться естественною, натуральною составляет смысл и душу истории литературы нашей", - отмечал В.Г. Белинский. Реализмом наполнено содержание глубоко истинно русской комедии А.С. Грибоедова. "Горе от ума". Он восторжествовал в баснях И.А. Крылова. Небывалой силой реалистического отражения действительности становятся великие произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Медный всадник", "Капитанская дочка", "Дубровский" и др. Вслед за Пушкиным к реализму пришли и др. отечественные классики: М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.С. Тургенев, А.С. Гончаров, Ф.М. Достоевский и др.

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он с небывалой силой показал внутренний, противоречивый мир человека и его душевных переживаний. Не случайно этот роман пользуется популярностью до наших дней, а его главный герой - Печорин волнует читателя не меньше, чем в славном 19 в. Народный характер русской литературы отчетливо проявляется в произведениях Н.В. Гоголя - "Ревизор", "Мертвые души". В них быт, нравы, духовная жизнь представителей правящего класса показана во всей их неприглядности. С другой стороны народность проявляется в глубокой озабоченности судьбой простого народа, испытывающего тяготы крепостного права.

В обстановке политического гнета, связанного с режимом Николая I, писатели, поэты, литературы "Золотого века" ставят своей главной целью добросовестное и объективное отображение повседневной жизни и изобличение ее пороков. Лучшими произведениями т.н. "натуральной школы" отечественной литературы станут "Записки охотника" и "Отцы и дети" И.С. Тургенева; "Сорока-воровка" и "Кто виноват?" А.И. Герцена; "Бедные люди" и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского; "Обыкновенная история" и "Обломов" А.И. Гончарова.

Во второй половине XIX в. с необыкновенной силой расцветает талант Л.Н. Толстого: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

А.Н. Островский поднимает нашу драматургию на самый высокий мировой уровень. Появляются сатирик нового направления М.Е. Салтыков-Щедрин, истинно народный поэт Н.А. Некрасов, неповторимые В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.В. Вересов, Л.Н. Андреев, Н.С. Лесков и др. Эти писатели сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью в России стало всеобщим, что протест зреет даже в душах "маленьких", униженных, забитых людей. Он, этот протест, особенно ярко звучит в сатирических и драматических произведениях А.П. Чехова. Творчество отечественных писателей второй половины XIX в. как бы задает вопрос политикам - "Кто виноват?" и "Что делать?" и чаще всего отвечают на них: "Человеку нужна свобода, политические и социальные права для того, чтобы он понял и осознал свое величие и достоинство, а с этим осознанием добился выдающихся свершений на пути прогресса. Выдающиеся писатели и поэты XIX века подготовили почву для качественно нового взлета отечественной культуры, который не заставит себя ждать - на смену "Золотого века" уже приходил великий и трагичный "Серебряный", совпавший с т.н. модернистскими течениями мировой культуры.

Наиболее ярко новые идеалы в изобразительном искусстве воплощаются в творчестве живописцев Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Карла Брюллова, Федора Бруни и др. Портреты О. Кипренского раскрывают в человеке все лучшее и значительное - деятельную и романтичную натуру. К лучшим работам мастера относятся портреты А.С. Пушкина, полковника Давыдова, А.А. Олениной, Е.С. Авдулиной и др.

Романтизм нашел свое выражение в прекрасных итальянских пейзажах С. Щедрина. Он явился первым русским художником, прославившим своими произведениями отечественное искусство в Европе.

В прошлом крепостной, великий русский художник В. Тропинин, воплотил в образах крестьян, мастеровых, слуг не только их душевную чистоту, но и благородство. Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты Тропинина: "Кружевница", "Златошвейка" с портретами- этюдами украинских крестьян и др.

"Кружевница"

Быстро обрели мировую известность произведения И. Айвазовского. Русскому живописцу-маринисту стали подражать западные художники. Самое знаменитое произведение Айвазовского - "Девятый вал", стало гимном мужества, несгибаемости спасающихся после кораблекрушения людей. Несмотря на драматизм происходящего, картина завораживает красотой и буйством стихии. Художник создал около шести тысяч полотен. Он, несомненно, является самым великим художником-маринистом в мировой живописи.

"Девятый вал"

Ярчайшая одаренность отличала выдающегося живописца первой половины XIX в. К. Брюллова. Крупнейшим и самым знаменитым его произведением стала картина "Последний день Помпеи". Великий мастер прекрасно передал состояние людей, оказавшихся перед лицом ужасной катастрофы во время извержения вулкана Везувия в 79 г. до н.э. Не может не восхищать его "Всадница"; глубокая трагедия смотрит на нас с его автопортрета, написанного художником в конце жизни.

"Последний день Помпеи".

Видным мастером академической живописи, соперничавшим с Брюлловым был Ф. Бруни. В большинстве его творений ярко выражен религиозно-мистический дух: таковы его работы "Медный змий", "Вакханка, поящая Амура" и др.

Большое значение в развитии отечественной живописи середины XIX в. сыграло творчество А.А. Иванова. Украшением Государственной Третьяковской галереи является его картина "Явление Христа народу". В этом полотне помимо высокого художественного искусства содержится глубокий философский и нравственный смысл. Иванов долго искал тему для своего программного произведения, нашел и воплотил в полотне первое появление Мессии перед людьми, принимающими крещение в водах Иордана. Сюжет отражает не только глубинный смысл Евангелия, но и высшие духовные идеалы человечества. С явлением Христа на Землю пришла надежда на искупление грехов человеческих, надежда на то, что в мире отныне будет властвовать добро и справедливость. Работал художник над картиной почти двадцать лет, она стала делом всей его жизни, образцом для будущих мастеров.

Во второй половине XIX в. направление критического реализма, которое прочно утвердилось в отечественной литературе, приобрело ведущее значение в живописи. Одним из основоположников этого направления стал В.Г. Перов. Работая по преимуществу в области жанровой картины, художник сформировал свое кредо словами Сухотина-Кобылина: "Содрогание о зле есть высшая форма нравственности". Его величие картины "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Последний кабак у заставы" и др. стали этапом отечественной живописи.

В 1870 г., после ухода из Академии художеств 14 выпускников в знак протеста против догматизма официального государственного искусства, образовалось товарищество художников-передвижников. Руководителем товарищества стал выдающийся мастер-живописец И.Н. Крамской. В своих картинах-портретах он создает уникальный идеал личности: Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов. Эти и др. великие персонажи запечатлены на века во всей красе их таланта, мудрости и духовного совершенства. Не могут оставить равнодушными проникнутые высокой нравственностью картины: "Христос в пустыне" и "Неутешное горе".

Высокий психологический смысл присущ произведениям Н.Н. Ге: "Тайная вечеря", "Голгофа", "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" и др.

Крупнейшие художники-реалисты конца XIX века станут И.Б. Репин и В.И. Суриков. Их произведения отличает высокий гуманизм, реалистическое раскрытие ключевых событий истории России и современности. Историческое мышление присутствует в картине И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и практически во всех картинах В. Сурикова. Из них особо значимы: "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова".

И.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Великими мастерами пейзажной живописи этого времени зарекомендуют себя И.И. Левитан, Д.А. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и др.

Изобразительное искусство "золотого" XIX в. наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир, место в нем человека, окружающую природу.

Таким образом, русская культура в XIX в. вышла на передовые мировые рубежи. При этом она не только не уступала, но нередко и превосходила европейские культурные достижения. XIX столетие для русской культуры стало поистине золотым веком.

 

3.4 "Серебряный век" российской культуры

На перевале времен, когда век девятнадцатый сменился новым веком, русская культура неожиданно и мощно расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, но поразительный по насыщенности художественными достижениями и их мировому резонансу отрезок эпохи (с начала девяностых годов 19 в. до первой четверти 20 в.), принято называть "Серебряным веком". "Мятежный, богоищущий, бредивший красотой", "Серебряный век" объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Осознание своего времени как особого, неповторимого сочеталось, по словам Сергея Маковского, которому принадлежит само определение "Серебряный век", с воплощением "итогов русской культуры, пропитавшейся в начале двадцатого века тревогой противоречивых дерзаний и неутолимой мечтательности".

В культуре "Серебряного века", по определению Николая Бердяева: "Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство от того, что не есть уже искусство". Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами.

В сложной и быстро меняющейся социально-политической обстановке на рубеже XIX-XX вв. культурно-исторический процесс в России как бы распался на несколько течений: с одной стороны он был отмечен развитием лучших демократических традиций, а с другой - сомнениями, мятежными и противоречивыми желаниями, борьбой в различных сферах культуры. Невероятный творческий подъем привел к возникновению мощного, но достаточно изолированного культурного пласта с присущим только "Серебряному веку" интеллектуализмом и элитарностью, зачастую далекого не только от народа, но и широкого круга интеллигенции. Вместе с тем происходила дальнейшая интеграция русской культуры в мировую - явление столь характерное для ХХ века.

Первым по времени возникновения и самым значительным из литературных течений "Серебряного века" был символизм. Символизм (фр. symbolisme - знак, символ) - европейское литературно-художественное направление конца XIX - нач. ХХ вв., в котором слова-символы использовались чаще, чем конкретные значения. Символизм мыслится как "жизнетворчество", выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного создания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, художником и народом. Его история начинается с двух литературных кружков, возникших почти одновременно в Москве и Петербурге. Московские символисты - В. Брюсов, К. Бальмонт, С. Поляков и др. издавали журнал "Весы" и сосредоточились на вопросах поэтики, стихосложения, самоценности в искусстве.

"И наши дни когда-нибудь века

Страницами истории закроют.

А что в них есть? Бессилье и тоска,

Не ведают, что рушат и что строят!

Слепая страсть, волнуяся живет,

А мысль - в тиши лениво прозябает.

И все мы ждем от будничных забот,

Чего-то ждем... Чего? Никто не знает".

 

(поэт-символист Константин Фофанов).

 

В Петербургскую группу входили Д.М. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский и др. В своем творчестве они пытались соединить поиски новых путей в искусстве с идеей "религиозной общественности". Через труды символистов, и прежде всего Вл. Соловьева, в теорию и практику поэтов этого направления широко вошли такие понятия, как Богочеловек, Вечная Женственность, Всеединство, Соборность.

"Какой тяжелый сон! Толпа немых видений

Растет, растет и заграждает путь,

И еле слышится далекий голос тени:

Не верь мгновенному, люби и не забудь"!

(Вл. Соловьев)

 

"Ты сам - свой Бог, ты сам свой

ближний.

О, будь же собственным творцом,

Будь бездной верхней, бездной

нижней,

Своим началом и концом."

(Дм. Мережковский)

 

Русский символизм всегда хотел быть не только искусством или мировоззрением, но и жизнетворчеством - программой изменения жизни по законам Красоты. Отталкиваясь от великой романтической традиции, символизм создавал свое представление о будущем, свою утопию. Параллельно с литературным течением возникло объединение "Мир искусства" (1899-1904), в которое входили многие известные художники и артисты. "Творец, - писал С. Дягилев на страницах журнала "Мир искусства", - должен любить лишь красоту и лишь с нею вести беседу во время нежного, таинственного проявления своей божественной природы. Реакция искусства на земные волнения и заботы недостойна этой улыбки божества". На театральной сцене шли пьесы символистов в постановке Вс. Меерхольда. Композитор А. Скрябин создавал симфонические поэмы на перекрестке музыки сл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...