Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы цивилизаций

Термин "цивилизация" зародился в Древнем Риме (от civil- гражданственный, государственный) и трактовался первоначально как общество, противоположное варварству. Исходя их этой посылки, легко заметить, что нельзя отождествлять культуру и цивилизацию или резко противопоставлять их. По своей сути цивилизация является порождением культуры на определенной исторической стадии, когда общество созревает для расслоения на имущих и неимущих, и для защиты интересов первых создается государство. Далее эти два явления: культура и цивилизация существуют уже вместе, постоянно оказывая влияние, взаимопроникая и пронизывая друг друга. Из множества определений цивилизации выберем, на наш взгляд, наиболее существенное.

Цивилизация - общество, в котором социальные связи доминируют над природными. Теорий возникновения и развития цивилизаций, так же как и культур очень много.

В нашем пособии мы предложим Вам теорию английского философа, историка и социолога А. Тойнби (1889-1975 гг.), изложенную им в своей работе "Постижения истории" в 12 т. (1934-1961 гг.). Согласно взглядам А. Тойнби всемирная история представляет собой совокупность отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. [1]

Каждая из них проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего наступает гибель. Движущей силой развития цивилизации является так называемое "творческое меньшинство", которое удачно отвечая на исторические "вызовы", увлекает за собой инертное (или нетворческое) большинство. Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее ценностей и т.д.

Оказавшись неспособной решать очередную социально-историческую задачу, "творческое меньшинство" отчуждается от "инертного большинства", которое самостоятельно или совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных поражений, либо естественных катастроф.

По данной методике А. Тойнби можно анализировать практически любые исторические и культурологические катаклизмы: будь то падение Великого Древнего Рима или сход с исторической арены КПСС. Выход для человечества Тойнби усматривает в духовном совершенствовании и достижении единой синкретической религии будущего.

Основоположником учения о существовании "локальных" цивилизаций как новой науки об обществе считается О. Шпенглер, изложивший впервые свои взгляды в работе "Закат Европы", где подверг критике идею единства мировой истории и культуры. Он доказывал, что всемирной истории как единого поступательного движения не существует, потому что история – это совокупность циклов, кругов, которые проходит всякая культура, совершающая предназначенный ей судьбой цикл рождения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден, что всякая культура переживает возраст отдельного человека: у каждой имеется свое детство, юность, зрелость и старость.

Следовательно, каждая культура замкнута в себе и не может передавать ничего из своих достижений другой культуре. По теории О. Шпенглера, всемирная история – это наша картина мира. Он не исключал, что в будущем, после окончательного угасания западной цивилизации подобная культура и подобный человеческий тип не повторится никогда.

Концом развития каждой культуры О. Шпенглер считал стадию цивилизации, в которую в конце XIX – начале ХХ в. вступила Европа. По его мнению, каждая культура имеет свою собственную цивилизацию, под которой понимал "те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они – завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством... Они – неизбежный конец и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходили "

Как и любое явление цивилизации проходят свой, неповторимый путь в истории человечества. И все же, чисто в познавательных целях необходимо выявить их общие черты и попытаться проследить тенденции и перспективы будущего.

Все ранние, молодые цивилизации были космогенными (т.е. всеобщими). Это значит, что будучи по сути оригинальными, отличными друг от друга, они руководствовались в своем развитии одним, главным принципом - самосохранения и стабильности. Это означало, что вырвавшаяся вперед цивилизация (например, Древняя Греция) делала все возможное для того, чтобы оставить неизменным подобное положение и состояние навечно. Для этого надо закрыться в "панцирь" и не допускать ничего того, что могло бы изменить создавшееся положение. Вот почему такие цивилизации рано или поздно сходили с исторического пути: они рушились либо под напором внешнего врага (Древняя Греция), либо в результате неразрешенных внутренних противоречий (Древний Рим).

На смену космогенным цивилизациям приходят новые, современные, так называемые техногенные.

Главным принципом этих, также оригинальных и непохожих цивилизаций является постоянное стремление и способность к умножению знаний к изобретению нового. Его реализация возможна лишь в условиях свободы творчества и постоянного взаимообмена достижениями в области информации, технологии, культуры. Реализация цели достижения прогресса во всех сферах жизни общества возносит цивилизации на новый качественный уровень развития. Другими словами, путь, который раньше человечество проходило сотнями, тысячами лет сегодня преодолевается за годы, месяцы, дни.

Достижения техногенных цивилизаций несомненны: жизнь стала более комфортна, удобна; человечество справилось со многими своими болезнями, создала предпосылки для будущего прорыва в науке, культуре, социальной сфере.

Но вот на самом пике торжества техногенных цивилизаций они вдруг стали испытывать очень глубокий кризис. Он затронул практически все стороны общественного и личного бытия человека, его нравственные и физические аспекты. В самом деле, спросим себя: получив столько возможностей для реализации своих планов на будущее, комфорт и достойную (правда не везде и не всегда) жизнь стал ли современный человек по настоящему счастлив? Стал ли он защищен от тех случайностей, которые могут активно вмешиваться в его жизнь?

В современном мире, как никогда явно стали проявлять себя существенные межнациональные и межконфессиональные разногласия (Чечня, Израиль и Палестина, Сирия, Ислам и Христианство).

Вследствие бездумной эксплуатации ресурсов природы значительно ухудшалось экологическое положение всей планеты. Экономические катастрофы из исключений стали почти нормой (Чернобыль).

Из всего этого и др. факторов можно сделать вывод, что будущие (или будущая) цивилизация должны учесть опыт техногенных цивилизаций и не допустить их ошибок. На наш взгляд, главное это поставить под определенный контроль специально созданных межгосударственных органов сам принцип дальнейшего развития общества, который сегодня звучит примерно так "хочу и свободно клонирую человека; делаю ядерную бомбу, которая может уничтожить все". Специалисты считают, что будущей цивилизацией станет единая, антропогенная цивилизация, а не локальные, как это имеет место в современный период развития. Конечно, это случится не сегодня, процесс становления единой цивилизации долог и труден. Прежде всего, нужно выровнять экономическое развитие стран. Но пример уже есть – единая Европа.

Мир очень хрупок - человечество может уйти с исторической арены даже без всеобщей ядерной войны, а просто по прихоти какого-нибудь гениального безумца. Что же может спасти этот мир? Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил, что мир спасет красота. Трудно спорить с этим. Но что есть красота, как ни высочайшая культура, которая позволяет человеку достичь выдающихся результатов в творчестве и подарить их людям. Вот поэтому-то мы всегда должны помнить, что культура первична по отношению к цивилизации и как бы ни были велики достижения последней - достижения в культуре должны их немного опережать.

В последующих главах нашего пособия мы будем постоянно возвращаться к проблеме взаимодействия и взаимопроникновения культурных процессов в процессы цивилизации. На опыте ряда стран и народов мы попытаемся глубже осмыслить динамизм и остроту этой поистине глобальной проблемы. При анализе культуры в нашем пособии основной акцент будет сделан на раскрытие творческого потенциала стран, народов и отдельных великих их представителей. Свой экскурс мы начнем с характеристики видов искусства и древних культур, заостряя внимание на самобытном искусстве и религиях народов и стран.

Основная задача пособия: анализ становления и развития мировой и отечественной культуры, ее составляющей - искусства, показ глубокой и неразрывной связи ее корней и традиций с современной и будущей культурой.

Виды искусства

На вопрос, что такое искусство, ответить и легко и трудно. Проще сказать: искусство – это художественная литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура и др. Но это будет не ответ, а лишь перечисление различных видов искусства. Гораздо труднее дать логическое определение различных видов искусства, т.е. указать на то общее, что лежит в основе всех этих видов.

Можно сказать так: искусство – это эстетическая деятельность человека. Пишет ли он роман, картину, танцует в балете или проектирует монумент – он создает эстетическую ценность. В свою очередь, эстетическая деятельность совершается по законам красоты, направлена на созидание прекрасного и возбуждение положительных эмоций.

Красота в искусстве – это нечто большее, чем миловидность и приятность. Она неотделима от силы духа, гармонии, внутренней природы и характерности. Об этом очень образно сказал скульптор Роден: «В искусстве прекрасно только характерное. Характер - это глубокая правда любого явления природы и общества, все равно – прекрасно оно или безобразно». Таким образом, эстетическая ценность любого произведения искусства определяется мерой его внутренней правды, т.е. качеством отражения. Вспомним, как в кино играл роль бабы Яги известный актер Миляр: совсем несимпатичный образ в его творчестве превращался в шедевр. Почему? Да потому, что именно такую бабу Ягу мы себе и представляли из детских сказок.

Художественный образ

Сущность этого явления заключается в том, что он в ограниченной форме выражает безграничное содержание, в немногом выражает многое, в отдельном – всеобщее. Поэтому и чувства, выражаемые искусством – особые, не совсем такие как в обычной жизни. Они велики, масштабны, они снимают границы между отдельным человеком и целым человечеством.

Эстетическое отражение действительности есть тем самым и ее познание. Но искусство не только познает, но и творит, созидает. Ведь каждое произведение искусства – поэма, фильм, картина – представляет собой уникальный прекрасный предмет, созданный неподражаемым мастером. Может быть самое главное в искусстве то, что оно сближает людей, создает духовно-нравственное общество, которое обладает колоссальной силой формирования и воспитания личности.

Подведем некоторые итоги:

Во-первых, искусство есть элемент духовной культуры. Определяю­щим в нем является идейное содержание. Поэтому памятники искусства, хотя их идейное содержание и не существует вне материального воплоще­ния, не могут быть отождествлены с памятниками материальной культуры.

Во-вторых, искусство является формой общественного сознания, специфически отражающее действительность. Специфика искусства как формы отражения реальной жизни заключается в том, что оно познает мир в форме художественных образов.

В-третьих, искусство представляет собой не зеркальное воспроиз­ведение действительности, а ее творческую переработку. Процесс пере­работки представляет собой переосмысление действительности с позиций определенного идеала, выработку художником своего отношения к дейс­твительности, оценку ее. Следовательно, искусство - не только отраже­ние действительности, но и особое - творческое отношение к ней худож­ника.

Наконец, в-четвертых, искусство является сферой человеческого труда, особой областью духовного производства, результат которого рассчитан на удовлетворение духовных потребностей.

Все это позволяет определить искусство как особую форму общест­венного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается художественно-образное познание жизни с творчеством по за­конам красоты.

Искусство - многовидовое явление. Во всем своем многообразии оно разделяется на определенные виды, отличающиеся друг от друга своей материальной формой, специфическим содержанием и способом создания художественного образа. Благодаря этому каждому виду присуще и особое значение в общественной жизни.

Родившись на заре человеческого общества, искусство не только не утратило своей роли в жизни человека, но поднялось еще на более высо­кую ступень по лестнице духовных ценностей.

Таким образом, искусство не только познает, но и созидает общество. Его роль и значение невозможно переоценить в истории: на ярких примерах своих шедевров оно показывало людям чего может достичь человек, который сочетает свой талант с трудолюбием и мужеством.

Литература, как вид искусства

Слово литература происходит от латинского литера – буква, т.е. то, что написано, письменность. Естественно, что и до изобретения письменности, у разных народов, в различные периоды их деятельности было устное народное творчество (фольклор). Поэтому мы вправе сказать, что это искусство зародилось вместе с зарождением культуры.

Лучшие писатели всех стран мира во все века были мыслителями, глубоко задумывающимися над судьбой человека и общества. Вот почему самыми творческими людьми были те писатели, у которых четко просматривается его позиция, отношение к тому, о чем он пишет, что он считает главным, нужным и актуальным. Настоящий писатель умеет абстрагироваться от личного и выразить то, что будет понятно и важно другим людям. Поэтому в основе значимого литературного произведения всегда стоит глубокое проникновение в жизнь общества, к которому ты принадлежишь и человека, который в нем живет.

Лучших писателей можно смело сравнить с разведчиками будущего, с теми отважными завоевателями новых неизвестных пространств, о которых писал знаменитый норвежский путешественник Фритьев Нансен «Последуем за узким следом полозьев, за маленькими черными точками, прокладываемыми как бы рельсовый путь в самое сердце неведомого. Ветер веет и мчится через эти ведущие по снежной пустыне следы. Скоро они исчезнут. Но путь проложен, мы приобрели новые знания, и подвиг этот будет сиять во веки веков».

Изобразительное искусство

Живопись, графика, скульптура и архитектура называются изобразительным искусством потому, что их образы существуют в реальных зримых формах. В отличии от литературы, музыки, театра, кино и др. изобразительные искусства не способны передавать мир во времени, в движении, в развитии. Они ограничены только одним мгновением. Образы изобразительного искусства существуют не во времени, а в пространстве.

Изобразительное искусство отображает действительность в зримых формах. Но это вовсе не значит, что оно показывает нам только внешнюю сторону жизни, не раскрывая нам душевный мир людей и внутренний мир событий. Изобразительное искусство по-своему передает сущное и учит видеть и понимать то, что нас окружает. «Живопись- это поэма к красках, поэзия – это картина в словах». - Древнекитайский художник Ван Вей.

Музыка

Музыка представляет сложную структуру звучащих форм и смыслов. Прежде всего - это сам музыкальный звук с его особенностями, отсутствием внешней предметности в звуковыражении и даже изображении; это и временный характер течения звукового потока, и обращение к слу­ховому (субъективному) чувству человека. Ее важнейшими средствами вы­разительности являются мелодия, ритм, темп, тембр, интонация.

Специфика музыкального содержания - в отражении движений и ха­рактеров, а не внешних очертаний предметов. Музыка определенным спо­собом воздействует на слушателей, находит отклик в глубинах души че­ловека и формирует в его сознании музыкальные образы оригинальным языком - пульсацией ритмов, нарастанием и спадами мелодии, динамикой, тембром и другими выразительными средствами. Именно потому, что музы­ка не обращается к объективным формам предметов и явлений действи­тельности, для ее постижения необходима точная ориентация в системе музыкального языка.

Несомненно, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит человека лучше разбираться в сложных, порой противо­речивых чувствах, также воспринимать все богатство внутренней жизни человека, воспитывает культуру чувств. И это - важная грань воспита­тельного воздействия многих великих образцов художественного твор­чества, которые замечательны как раз глубиной и разносторонностью эмоциональных характеристик. Важно отметить и следующее: чтобы произ­ведения искусства оказывали определенное влияние на внутренний мир человека, он должен быть подготовлен к этому, должен быть способен понять ее, осмыслить, воспринять и пережить, проникнуться выраженными в ней идеями и чувствами, получить от нее наслаждение.

«Искусство неисчерпаемо, как жизнь, и ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющий собой века» - ярко подметил известный писатель Р. Роллан. «Музыка – широкое небо над всеми искусствами: она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам и жанрам художественного творчества. Музыкальность – едва ли не высшая похвала любому произведению искусства. Музыка – это звучание времени, его дух» - это слова великого скульптора С.Т. Коненкова.

Театр

У театра, как вида искусства, есть особое качество, присущее только ему одному. На каждом спектакле актер как бы заново создает свою роль. Любой новый спектакль по- другому раскрывает судьбы, по-своему говорит о жизни людей. Театральный зритель видит на сцене характер человека с его радостями и страданиями, мыслями и поступками и сочувствует или негодует тому, что происходит на его глазах. В этом живом и непосредственном взаимодействии, сопереживании актера и зрителя таится огромная сила искусства театра.

Сохраняя верность деталям, обстановки, черт, присущих конкретным людям, театр призван изображать типичные характеры в типичных обстоятельствах. Вот почему зрители часто узнают среди актеров себя, своих современников, даже в представлении исторических пьес. (Вспомним «Ревизора» или «Горе от ума»). Театр по образному выражению Маяковского, «не отображающее зеркало, а - увеличительное стекло». Как бы не развивалась театральная техника – от зари этого вида искусства в Древней Греции до сегодняшнего дня главными творцами театрального искусства были и остаются драматург, режиссер и актер. Без них искусство театра не могло бы существовать. В самом деле, пьеса (драма) дает театру основной материал для спектакля, в котором ее содержание раскрывается специфическими театральными средствами. Драматург при этом, как бы поясняет режиссеру свой замысел, а тот, в свою очередь, адаптирует ее для конкретных актеров. Замысел драматурга и режиссера доносит до зрителя актер. Спектакль получается по-настоящему интересным для зрителя, если в его содержании есть конфликтная ситуация, которая реализуется талантливой игрой актера. При этом лучшие актеры те, кто на сцене живут жизнью своего героя и заставляют зрителя поверить в это. «В самом деле, - писал Белинский о театре, видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могущественной жизни … О ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете».

Кино

Кино – самое молодое из искусств – появилось на рубеже XIX и XX вв. Главное средство кино – изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи и звуки.) Благодаря этому кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы, живописи, театра, музыки и др. По этому оно так богато по своим выразительным средствам и художественным возможностям. В нем неразрывны пространство, время и движение, его произведения доступны, наглядны, впечатляющи.

Кино не только синтезирует средства других видов искусства, а обладает и своими собственными выразительными возможностями. Прежде всего, это смена планов, ракурсов, их соединение, объединение (монтаж). Монтаж – это отбор людей, предметов, событий в определенном ритме и темпе, их своеобразная трактовка.

Богатые возможности таятся в ускорении и замедлении съемки, в использовании трюковых и комбинированных кадров. Другими словами средствами кино можно правдиво и полно изобразить все: время и людей, города и страны, чувства и мысли. В кино любая фантазия становится реальностью и наоборот. Еще одно преимущество кино – это возможность неограниченного тиражирования его произведений. При этом одну и туже копию можно демонстрировать неограниченное количество раз. Это делает кино доступным миллионам, массовым искусством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...