Когда в город приходит любовь 9 глава
Его собственный «Каприс Классик» отделяли три другие машины. — Секундочку, — сказал Дуг, вытащил ключи и открыл дверцу. Клэр осталась на тротуаре, глядя на видавшую виды белую машину с выгоревшей голубоватой крышей. — Это твоя машина? — Нет. — Дуг запустил руку под велюровое сиденье, задев освежители воздуха с мускусно-апельсиновым запахом, висевшие на прикуривателе. — Я этому придурку одолжил несколько дисков. — Он пощупал голубой коврик, ища их, выпрямился и помахал коробочками, но Клэр не успела прочитать названия. Они вернулись на улицу Банкер-Хилл, в свете газовых фонарей прошли три квартала к западу, к Высотам, остановились на вершине холма у церкви святого Франциска с ее пирамидальной башней. — Пришли. Здесь стоял чистенький трехэтажный домик из песчаника с эркерами и подвешенными на них огненно-красными кадками с буйно разросшимися цветами. Черные двери с потертыми латунными кольцами, ручками и окантовками. Дуг поднялся на порог из искусственного мрамора, отпихнул новеньким ботинком несколько коробок с логотипом «ФедЭкса». — Ты здесь живешь? — опасливо спросила Клэр, все еще стоя на тротуаре. — Никоим образом. — Протянув руку, Дуг ощупал раму внутренней двери. — Нет, тут один мой приятель заправляет. — Он выудил ключ, показал девушке и повернул его в скважине. — Просто воспользуемся тутошней лестницей, чтобы подняться наверх. Что скажешь? Боязливо оглянувшись, Клэр вошла следом за ним. Крыша была ребристой, из прорезиненного шифера, обрамленная со всех сторон кирпичными зубцами в полметра высотой. Заброшенная решетчатая голубятня не закрывала вид на город — он будто сошел с открытки. Бостон — от башен финансовых корпораций до зеркальной Башни Хэнкока и небоскреба Пруденшл-Центра — лежал внизу, словно на иссиня-черном шелке. И все это обвивала сверкающая лента загруженного шоссе.
Клэр стояла на южном краю крыши, со стороны большого города, и смотрела на Чарлзтаун, словно женщина, застывшая на высоком мосту с пустым бокалом в руке. — Ух ты! Крыши, окружавшие их с обеих сторон, напоминали ступени, поднимавшиеся к небу, на многих были устроены деревянные площадки с пластиковыми столами, стульями и даже барбекюшницами. Колючки старых телеантенн торчали вперемежку со спутниковыми тарелками, которые обращали свои полные надежды лица к югу. Налево, к востоку от Флагманской Верфи, принадлежащей военно-морскому флоту, из темноты неба, словно звезды на нитке, выныривали огни реактивных самолетов. Другие воздушные суда кружили в вышине по заданной схеме, ожидая посадки, словно вращающееся созвездие. Гул Города поднимался вверх. Держа свободную руку в кармане, Клэр вернулась к стулу, рядом с которым стояла бутылка вина. — Это небо очистил ты? Дуг внимательно осмотрелся. — Ага, я. — Особенно мне нравится, как ты поработал со звездами. — Мы их импортируем. Слушай… ты заказывала что-нибудь из телемагазина? Ну, после ночной рекламы? — Нет. Но если бы решила заказать, выбрала бы вакуумную машинку для стрижки волос. Дуг показал ей два диска. — «Золотые хиты». Музыка всех времен и народов, попробуйте послушать в течение месяца. Через каждые четыре-шесть недель мы будем высылать остальные, можете отказаться от рассылки в любое время. Старый переносной проигрыватель «Саньо» без отделения для кассет был прикован велосипедным замком к столбу голубятни. Дуг поставил первый диск и запустил его. — Ах, боже мой! — узнала она. Запели «Карпентерс». — Погоди, пусть тебя захватит. Для меня это серьезный шаг. — Что именно? Признаться всему миру, что ты — фанат «Карпентерс»?
— Позволь тебя сразу же поправить. Я уж точно не фанат «Карпентерс». Тут дело в общем воздействии музыки, той, что была в семидесятых, до появления диско. Не все песни в этом сборнике я одобряю — некоторые просто ужасны. Однако тут есть «Любовь ондатров».[48]Что мне нравится — так это ощущение радиотрансляции. Как будто поймал радиосигнал, который плутал где-то двадцать лет. Клэр взяла у него коробочку и стала ее рассматривать. — Ух ты! — поразилась она. — Мама целыми днями эти песни слушала. — Конечно, «Дабл-Ю Эйч Ди Эйч»,[49]да? — Дуг сидел на почтительном расстоянии от нее. Они оба смотрели на город, словно на океан. — Каждое утро, когда я в школу собиралась. — Джесс Кейн.[50] — Да. Ух ты! — Вот она, ни с чем не сравнимая сила ностальгии. — И полицейский Билл на вертолете дорожной полиции.[51] В кухне у матушки Дуга радио работало денно и нощно. Это было одно из самых четких воспоминаний о ней. Но делиться им с Клэр он не решился, опасаясь дальнейших расспросов. Прошлое у него — что минное поле. Ходить надо осторожно, чтобы ненароком не подорваться. Девушка вернула ему коробочку от диска. — Часто сюда поднимаешься? — Нет. Почти никогда. — Разве ты не приводил сюда всех своих девушек? — Должен признаться, там внизу я слегка приврал. На самом деле я не знаю, кто управляет этим домом. Знаю только, где ключи лежат. — А… — Клэр задумалась, глядя на Бостон, который подмигивал ей огнями. — Мне хотелось, чтобы мы забрались на большую высоту и поглядели оттуда на Город. Ну, понимаешь, хотелось тебе что-нибудь показать. — Понятно. — Она откинулась на спинку стула, небольшое озорство ее не пугало. Лоу Роулс[52]затянул «Леди Любовь», и Дуг, изо всех сил постаравшись изобразить бас, подпел: — О, да-а-а… Клэр улыбнулась и, вытянув ноги, согнула лодыжки так, словно вытаскивала мокрые ступни из набежавшей на берег волны. — Так где же ты живешь? — За холмом. — Дуг указал большим пальцем за спину. — Снимаю. А у тебя собственная квартира? — Мне банк такую хорошую ставку по кредиту сделал. Мне дешевле за свое жилье платить, чем снимать. А ты тут всегда собираешься жить? — В смысле, как большинство горожан? Если честно, еще пару лет назад я ни о чем другом и помыслить не мог.
— Ну, теперь ты понимаешь… я даже не представляю, как можно жить в том же городе, где обитают твои родители. Это просто невозможно. Что же такого в этом месте, что так крепко держит людей? — Наверное, уровень комфортности. Каждый закоулок здесь знаешь. — Допустим. Но если то, что вы найдете в этом закоулке, не так уж и… хорошо? — Я тебе рассказываю скорее о том, как было, чем о том, как есть сейчас. Потому что, положа руку на сердце, я не возьмусь сказать, как теперь обстоят дела. Последние пару лет я будто в стороне оказался. Но вот когда я рос, было легко. Тебя все знают. У тебя есть собственная роль в Городе, и ты ее играешь. — Как в большой семье? — А семьи бывают и хорошими, и плохими. Хорошими и плохими. Вот моя роль в Городе была — паренек Мака. Маком звали моего папашу. Куда бы я ни пошел, на любом углу меня узнавала каждая собака. «А вон паренек Мака идет». Яблоко от яблони недалеко падает. И когда долго в этом живешь, как-то срастаешься. Но теперь все меняется. Нет такого, что все всех знают. Новые лица, приезжие. Люди, которые не знают историю твоей семьи, твою родословную. В этом есть какая-то свобода. По крайней мере для меня. Уходит какая-то фамильярность. Мне так только приятно, что на каждом углу не напоминают: «Вот ты кто такой, ты — паренек Мака». — А я думала, такие вещи побуждают людей уезжать, убегать от привычного. Начинать новую жизнь. С чистого листа. Дуг пожал плечами. — Ты поступила именно так? — Я пробовала. И все еще пытаюсь. — Ну, с окраинами всегда так, по-моему. Они вроде стартовой площадки. А Город скорее как фабрика. Мы тут все — местного производства. Крутимся тут каждый день. В воздухе, конечно, полно гадости, но это наша гадость, понимаешь? — Фраза получилась не настолько глубокомысленной, как он надеялся. — Это как ящик — что есть, то есть. Как остров, с которого не уплыть просто так. Она потягивала вино, подлив себе еще немного так, что Дуг даже не заметил. Заиграла другая песня. — «Огонек»[53]— узнала Клэр, поглядев на проигрыватель. — Боже ж мой, как мне нравилась эта песня. Про лошадку?
— Вот видишь, — отозвался Дуг, снова отдаваясь мелодии. Некоторое время они слушали молча под огнями круживших в небе самолетов. — Ты вот про отца говорил, — вспомнила Клэр. Черт! Минное поле. — Ага. — Здесь вся твоя семья живет? — Нет вообще-то. Никто здесь не живет. Уже. — Все уехали, только ты остался? — Вроде того. Мои родители развелись. — Ой. Но они где-то поблизости живут? — Не совсем. — «Не совсем»? Это как? Бум! Как будто ногу до колена оторвало. — Моя мама бросила нас с отцом, когда мне было шесть лет. — Ой, извини. В смысле, черт возьми, прости, что спросила. — Да ничего. Она ушла в самое удачное время. Так было лучше для ее же психики, по-моему. Из-за отца. — Вы с ним не близки? — Уже нет. — Еще один вопрос по краю обошел. По-прежнему ковыляя на одной ноге. — Я не очень много вопросов задаю? — Так ведь первое свидание, — ответил Дуг. — Чем же еще заниматься? — Да, точно. Обычно, когда первый раз встречаешься с мужчиной, он рот не закрывает, уж нахваливает себя и нахваливает. Или меня вопросами изматывает, как будто хочет доказать, что я ему очень интересна. Можно подумать, если я начну про себя рассказывать, то перестану считать, сколько коктейлей водка-спрайт я выпила. Песня затихла. С улицы донесся гогот, потом удар и звон осколков, ругань, смех, быстрые удаляющиеся шаги. — Отлично, — пробурчал Дуг. Заиграли «Литтл Ривер Бэнд», все сгладив. — Я знаю эту песню, — сказала Клэр. — Мне вот на ум пришло, что в последнее время я слушала ужасно депрессивную музыку. — Да? И насколько? — Типа подборок университетских радиостанций. Вроде старых песен «Кью». «Смэшин Пампкинз». — Ого! «Пампкинз». Неслабо. Она кивнула. — Хочешь об этом поговорить? — без нажима спросил Дуг. Она крутила снова опустевший бокал за ножку, изучая отпечатки губной помады и пальцев на ободке. — Да не знаю. Приятно от всего этого отвлечься. — Вот и славно. Отвлечемся. Клэр отставила бокал. — У тебя есть ко мне какие-то конкретные вопросы? — Да всего-то сотня-другая, не больше. Но как ты сказала, сейчас и так хорошо. По-моему, всему свое время. По крайней мере я надеюсь, что всему свое время. Молодец. Его слова подействовали на нее — даже несмотря на то, что внутренний голос нудил: «Всего одно свидание». — А можно, тогда я спрошу? — поинтересовалась она. Дуг остановил ее, не позволив задать вопроса. — У меня была непутевая юность. Стоит мне выпить, становлюсь скотиной, так что с выпивкой я завязал. Клэр нежно, почти смущенно улыбнулась. — Я не об этом хотела спросить. — Я два года уже капли в рот не беру. Регулярно посещаю собрания, по нескольку раз в неделю. Мне они нравятся. Полагаю, у меня аллергия. У кого-то аллергия на орехи или еще на что-то, никто же их в этом не упрекает. А у меня вот аллергия на алкоголь. Сразу с катушек слетаю. А это, понимаешь ли, ужасно портит первое впечатление. Однако с этим приходится мириться. — Дуг вздохнул. — Ладно. Извини. Так что у тебя за вопрос?
— Н-да, — отозвалась она. — Я собиралась узнать, с чего это ты пригласил на свидание девушку, которая при тебе рыдала в прачечной. Дуг задумчиво кивнул. — Хороший вопрос. — Да уж. По шоссе ползли полицейские мигалки — яркие синие точечки. — Но хорошего ответа у меня нет. Да, конечно, мне стало любопытно. Симпатичная девушка, у которой проблемы — такое не каждый день увидишь. На этот раз ему показалось, что вино полилось в ее бокал с каким-то виноватым журчанием. Заиграла песня «Чудеса» в исполнении то ли «Самолета Джефферсона», то ли «Звездолета Джефферсона».[54]Дуг на мгновение прикрыл глаза и увидел старый мамин радиоприемник, черный с металлическими кантами, поющий на холодильнике. — Скажи честно, — попросила Клэр, сделав глоток, — ты все это спланировал? — Ни на йоту, богом клянусь. — А получилось идеально. И даже непонятно, в чем тут дело. Если бы можно было остановить время прямо сейчас и не дать солнцу взойти завтра утром… — Да? А за что это ты так солнце недолюбливаешь? — Завтра опять выхожу на работу. — Опять? — Дуг старательно изобразил удивление. От вина Клэр стала говорить чуть медленнее. — У меня получилось что-то вроде продленного отпуска. — Это ж хорошо. — Не совсем. — Она сделала глоток и повернулась к Дугу. — Ты ведь тут всю жизнь живешь, так? — Так. — А что ты знаешь о здешних банковских грабителях? Он откашлялся и бесшумно вздохнул. — В смысле? — Говорят, у вас тут рассадник воров. Я подумала, может, ты вырос с некоторыми из них. — Наверное… вполне возможно… да, пожалуй. — Мой банк, ну, в котором я работаю… несколько недель назад ограбили. — А. Понятно. — Они затаились внутри и поджидали нас. Поразительно, как вдруг ему стало паршиво. — И что же они сделали? Связали вас? — Держали нас на прицеле. Заставили лечь на пол. Разуться. — Клэр снова посмотрела на Дуга. — По-моему, это самое странное. Снять обувь. У меня это все никак из головы не выходит. Не знаю почему. Зациклилась на пустяке, понимаешь? Сны всякие снятся про то, что я босая. — Она перевела взгляд на свои туфли, стоявшие на прорезиненном шифере. — А, ладно. — Но ты не пострадала. — Дэвису досталось — моему заместителю. Его избили. Сработал бесшумный сигнал тревоги. Теперь только бы не облажаться. — Но если он был бесшумный?.. — У одного из них была рация с наушником. Он ловил полицейскую волну. — А. Так они его отделали за то, что он включил сигнал тревоги. Клэр пристально всматривалась в раскинувшийся внизу Бостон, словно там скрывался правильный ответ. Но она так и не ответила. Дуг задумался над этим. — Полиция их уже поймала? — осведомился он. — Нет. — Но ищет, конечно? — Не знаю. Они не рассказывают. — А тебе, наверное, пришлось пройти через, как это называется, допрос? — Это не страшно, как оказалось. Дуг не стал продолжать. Лучше не напирать. — И ты с тех пор на работу не ходила? Клэр покачала головой, задумчиво нахмурившись. — Они меня с собой забрали, когда убегали. Тут Дуг не нашелся как подыграть. Не придумал, что сказать. — Они волновались из-за сигнала тревоги. — Клэр следила за огнями самолетов, заходивших на посадку слева от них. — Вот где-то там меня отпустили. У меня глаза были завязаны. В ее голосе было все. Все то, что он не хотел знать и слышать. — Страшно было? Она долго молчала. Так долго, что Дуг уже испугался: неужели он как-то выдал себя? — Больше ничего не было, — наконец произнесла Клэр. Она смотрела на него в упор, довольно мрачно. — Нет… я не про то… — запинаясь, начал оправдываться Дуг. — Они просто отпустили меня. И все. Как только им стало ясно, что за ними никто не гонится, они остановились и выпустили меня. — Понятно, — кивнул Дуг. — Ну конечно. Клэр сложила руки на груди, защищаясь от подкравшейся прохлады. — Я с тех пор в таком подавленном состоянии. Агент ФБР говорил, что состояние будет похоже на скорбь. — Агент ФБР? — уточнил Дуг так, чтобы голос не дрогнул. — Ну не знаю уж. Вот когда дедушка с бабушкой умерли, грустно было, очень даже. Но скорбела ли я?.. Дуг все кивал и кивал. — Так ты с ними общаешься? — С ФБР-то? Только вот с этим агентом разговаривали. Классный такой. — Да? Хорошо. — Выжидаем паузу, не спешим. — А что он у тебя спрашивал? Ну, там типа: «Как они выглядели?» или «Что говорили?» — Нет. То есть сначала — да. А теперь нет. — А теперь он типа звонит и проверяет, все ли в порядке? — Кажется, да. — Клэр посмотрела на него искоса, и Дуг понял, что задает слишком много вопросов. — А что? — Да нет, ничего, просто интересно. Как это все выглядит с его точки зрения? Может, он думает: «Черт возьми, да это кто-то из своих поработал». Клэр пристально посмотрела на Дуга. — С чего бы ему так думать? — Только потому, что другого парня избили, тебя взяли с собой, а потом отпустили целую и невредимую. — Что ты имеешь в виду? Он что, меня подозревает? — Откуда мне знать? Просто в голову пришло. Ты никогда об этом не задумывалась? Клэр замерла, словно человек, сквозь сон услышавший какой-то странный звук и ожидающий его повторения. — Ты меня немного напугал. — А знаешь что? Наверное, мне лучше говорить о том, в чем я разбираюсь. — Нет, — решила она, — нет, это невозможно. — Видимо, они просто решили не исключать никаких возможностей. Но все-таки он заронил в ней тень сомнения, и этого достаточно. Она сидела, ссутулившись и скрестив руки высоко на груди. — Озябла? — спросил Дуг. — Да. — Думаю, скоро будет песня «Любовь ондатров». Это нам намек. Клэр сказала, что она больше не будет пить вино, и Дуг вылил остатки в сточный желобок на краю крыши, затем сложил стулья и выключил проигрыватель посреди песни «Поэтичный парень».[55]Вино капало на тротуар, образуя кровавое пятно. Они вышли из здания и пошли по улице Банкер-Хилл к площади Памятника. Кучка скейтбордистов, околачивающихся на ступеньках у подножия гранитного монумента, напомнила Дугу его команду, он почувствовал зуд раздражения. Они пришли к перекрестку пяти улиц в самом сердце перестроенного района Чарлзтауна. — Ну что же, — сказал Дуг, резко остановившись на тротуаре. До ее дома за углом оставалось несколько сотен метров. Клэр это явно удивило. — Что же… «Попроси телефончик. Иначе будет некрасиво. А потом исчезни навсегда. Ради нее, да и ради себя тоже». — Итак… — Она ждала. Дуг вытер капельки пота над верхней губой. «Ты сходил на свидание, поиграл с огнем, получил, что хотел, — и хватит». Клэр смотрела на него. В пустом бокале, который она по-прежнему держала в руке, отражаясь, разлился свет фонаря. — Послушай, — начал Дуг. — Я, наверное, вообще не должен был оказаться здесь с тобой. — Почему ты так говоришь? — удивилась она, словно он говорил на языке, понятном лишь ему одному. — Что ты имеешь в виду? — Да я сам не знаю. — Дуг переминался с ноги на ногу, понимая, что надо уходить. — Я в последнее время сам не свой, в голове полный бардак. Привык к порядку, ясности, чтобы все определенно было. А не так. Когда сам не понимаю, что делаю. — Но ведь… я тоже. — Откровение. Радостная улыбка — узнала родственную душу. — У меня ведь то же самое сейчас. — И мне необходимо… Я пытаюсь жить хорошо, понимаешь? — Послушай. — Клэр шагнула к нему, разглядывая его лицо в свете газовых фонарей. Протянула руку к его лбу. Дуг не отстранился. И девушка дотронулась до шрама, рассекавшего его левую бровь. — Еще в ресторане хотела спросить. — Хоккей. Старая травма. Ты… ты любишь хоккей? Она отняла пальцы от его лица. — Терпеть не могу. Дуг быстро закивал. — Так что ты делаешь завтра вечером? — Что… завтра? — удивилась Клэр. — Наверное, дел невпроворот, да? Первый день на работе после перерыва. Устанешь. Может, тогда послезавтра? — Я не… — Она озадаченно посмотрела на Дуга. — Даже не знаю. У него было такое ощущение, будто кто-то, сидевший у него в груди, решил раскрыть зонт. — Ладно, давай так. Я сделаю все необходимое, чтобы увидеть тебя снова. А ты хотела бы со мной встретиться? — Я… — Клэр посмотрела ему в глаза. — Конечно. — Отлично. Стало быть, у нас обоих крыша поехала, и это хорошо. На этот раз твоя очередь. Выбирай место. Где-нибудь за пределами Чарлзтауна. Я за тобой заеду — прямо здесь и встретимся. Назови последние четыре цифры твоего номера. Она назвала. Дуг не дал ей возможности узнать его телефон, отмахнулся от мысли о прощальном поцелуе и попытался просто оторваться от нее. Сейчас он вел себя так, будто был пьянее, чем когда-либо в жизни. — Удачи тебе, — пожелал он, отступая. — Завтра. — Спасибо. — Клэр подняла бокал, словно это был подарок. — Спокойной ночи, Дуг. — Ух ты! А можешь еще раз это сказать? — Спокойной ночи, Дуг. — Спокойной ночи, Клэр. — Он произнес это, и странное дело — в него не ударила молния и не убила прямо посреди улицы.
14. Крестный отец Заброшенного поселка [56]
Дез жил в Шее. Чарлзтаун был пасынком Бостона, а Шея — падчерицей Чарлзтауна. Чтобы добраться туда, надо было проехать мимо башни Шраффт-Центра,[57]у западного выезда из Города, потом крутануться на сто восемьдесят градусов у железнодорожного депо ТУЗМ[58]на Низкую улицу, нырнуть под две осыпающиеся эстакады и свернуть, минуя станцию «Площадь Салливана» — бетонное строение, отдававшее дань городской деградации. За ней ютился райончик из шести улиц, застроенный старыми домишками, также известный под названием Заброшенный поселок. Аванпост, расположившийся на краю Чарлзтауна и самого Бостона, последнее поселение перед бразильскими продуктовыми рынками сомервилского Булыжного Холма. Шея воплощала осадное сознание Города. Матушка Деза по сю пору злобно шипела, говоря о предателях, забравших деньги на переезд, которые и запустили сюда строителей и инженеров, чтобы «ободрать» Шею. Бульдозерами сносились целые улицы: Овсяный холм, Перкинскую, Раздельную выламывали, словно руки и ноги, однако Шея, горделивый ветеран, все-таки выжила. Двухэтажный домик с алюминиевой обшивкой на улице Брайтон, в котором жила матушка Деза, втиснулся между двумя строениями повыше. Квадратная лужайка перед ним была огорожена рабицей высотой с ребенка. Взрослея под широкой эстакадой, Дезмонд Элден чувствовал себя изолированным от окружающего мира, исключенным из него — и гордым. Глядя вверх на ржавеющие опоры, на разрушающуюся Центральную магистраль, на выпадающие из нее куски цемента, Дез часто задумывался о том, что видят рыбы, смотрящие снизу на пирс. Дез зарабатывал достаточно (если иметь в виду законный заработок) у другой своей мамочки, старой доброй Мамаши Белл, то есть в отрасли связи, чтобы съехать из этого района и увезти мать. Но он был не такой дурак, чтобы хотя бы заикнуться на эту тему. Мама никогда не расстанется с землей, о которой брюзжала столько лет. И разговору не было о том, чтобы покинуть эту дыру. Матушка Деза не водила машину и ежедневно на своих двоих ходила на мессу, хотя идти было далеко. Жуткие полкилометра по раскаленному асфальту — это летом. А зимой — прогулка под ударами хлещущего ветра с реки. Переходить бесконечно движущийся поток магистрали — настоящая игра со смертью. И это только чтобы добраться до башни Шраффт-Центра, а уже оттуда дошагать аж до Банкер-Хилл, до церкви на гребне холма. Но уговорить ее не ходить в церковь святого Франциска все равно что попросить маму поменять Деза на другого сына. Эта ежедневная одиссея была для нее неотъемлемой частью мессы, так же, как частью жизни в Шее, частью ее католической веры, ирландского происхождения, частью ее вдовьей доли. Страдания были поводом для гордости. Мама говорила, что может покинуть Шею только двумя способами. Один из них — если последнюю снесут бульдозером. Дез понимал ее взгляд на мир, хотя больше не разделял его. Работа в телефонной компании подняла его высоко над большинством жителей Большого Бостона, как будто в люльке подъемного крана над зелеными городками, вроде Белмонта, Бруклайна, Арлингтона, пригородов с газонами и парками, с небом, не закрытым высотными зданиями, и даже с проходами между домами. Однако мама ничего, кроме Шеи, не знала. И для нее это стало вроде курения, давно переросло привычку и пристрастие, стало образом жизни. Мама упорно курила больше сорока лет, и это окончательно и бесповоротно иссушало ее. Волосы — копна рыжих волн, которой она была знаменита, — редели, превращаясь в коричневатые пучки. Ее кожа стала жесткой и серой, словно старая губка для мытья посуды. Глаза выцвели. Губы увяли вместе с красотой. И все, что было таким податливым и упругим, словно испарялось. В ее морщинистых руках подрагивал окурок, пачка сигарет или зажигалка — главное, чтобы были чем-то заняты. Все чаще она проводила вечера в одиночестве за кухонным столом под лампой из разноцветного стекла, слушая радио и наполняя дом сигаретным дымом. Мама отложила сигареты подальше, чтобы спокойно сесть и съесть то, что приготовила. Дуг забежал на минутку и вернул ее к жизни, что было приятно видеть. По крайней мере она еще была в состоянии ожить при появлении гостей: начать суетиться на старой кухне, перебросив полотенце через плечо и напевая, как раньше. Ей и Дезу нужно было приподнятое настроение. — Мясной рулет хорош как никогда, госпожа Элден, — похвалил Дуг, склонившись над тарелкой и выуживая еду. У нее был свой секрет: сначала испечь небольшой батон пряного хлеба, потом разломать его в крошку и смешать с фаршем. Ее стряпня становилась все более острой, от курения ее вкусовые почки атрофировались одна за другой. — Картошка тоже, мам, — добавил Дез. Она взбивала пюре миксером, добавляя четыре куска масла. — Да, — протянул Дуг. — Вот это я понимаю — еда. — Вы у меня такие воспитанные, — порадовалась она. — Мой Дезмонд — понятно, по-другому и быть не может. Так уж я его вырастила. Но ты, Дуглас, ты ведь так непросто рос. Тебе столько невзгод на долю выпало. Он налил себе еще немного кетчупа. — Это только для того, чтобы вы меня снова в гости позвали. — Да что ты такое говоришь! Ты же знаешь, что тебе тут всегда рады, в любой день недели. Дез радостно уплетал еду, почти задевая локтем фотографию отца. Ее передвинули с другой стороны стола, чтобы освободить место для гостя. На ней под вывеской «Больница» красовались две расплывчатые монашки и счастливый изумленный мужчина в рубашке с короткими рукавами, темных очках в толстой оправе, держащий летнюю шляпу с узкими полями. Фотографию сделали 4 июля 1967 года, в день рождения Деза. Сходство между отцом и сыном еще больше усиливалось очками. Сейчас на носу Деза были те же очки, что у отца на снимке. За шестнадцать лет, прошедших со дня убийства Дезмонда-старшего, Дез и его мама никогда не садились есть, не поставив на стол портрет папы. Линолеум на полу покоробился, и, когда Дез уперся локтями в стол, все три стакана с пепси подпрыгнули. — Надо его выпрямить, — заметил Дез. — Как у твоего папы дела? — спросила мама у Дуга. — Часто с ним видишься? — Да не сказал бы. — Джем говорит, все у него в порядке, мам, — вставил Дез. — Джимми Кофлин к нему гораздо чаще заходит, чем Дуг. Дуг вытер губы и кивнул. — Его папаша с моим много общались. А Джем у нас любитель байки послушать. Всякие там рассказы про своего отца. Что ему еще остается. — Ох уж эти дети Кофлинов! — Мама покачала головой, Дез напрягся. — И как только ты таким хорошим вырос, Дуглас, в таком-то районе, вот уж загадка! Уж если ты в какие переделки попадал, так то их семья виновата, я считаю. — Нет, — возразил Дуг, вилкой указывая на свою грудь. — Все обвинения можете вот сюда адресовать. — Эта женщина со своими тирадами. Матерь Божья! Налакалась — и давай по городу бегать, врагов проклинать. Я знаю, она тебя приютила, Дуглас. И благослови ее Господь за это. Это уж для нее единственный билет, наверх-то. Как же я горюю, что мы тогда тебя к себе взять не могли, чтобы у тебя нормальная семья была. — Госпожа Элден, мне очень приятно это слышать. А мама Джимми, вы поймите, она же старалась, как могла. И, если честно, мне кажется, она меня больше любила, чем своих родных детей. Я чувствовал ее отношение. — А уж ее дочка… — Мам, — оборвал маму Дез. — Дезмонд не любит, когда я это говорю, но… — она выставила руку вперед, чтобы Дез ее не перебивал, — я готова до небес прыгать от радости, что вы больше не вместе… — Господи, мам! — выдохнул Дез. — Я не говорил тебе ничего такого, так что могла бы… — Нет-нет-нет, — остановил их Дуг, тоже вскинув руку. — Ничего страшного, правда. С Кристой все в порядке, госпожа Элден. Она всегда сухой из воды выходит. Все у нее хорошо. Его вежливое вранье повисло в воздухе; все трое молча жевали. — Знаю, ваша четверка в школе была не разлей вода. Но я Дезмонду с такими, как Кофлин, мальчишками потемну слоняться не разрешала. — Она перевела взгляд на своего Деза. — А теперь он вон какой большой стал, сам себе друзей выбирает. Сам разберется, что хорошо и что плохо. И уж ума-то хватит не попасть в переплет. Дез не поднимал головы, продолжая жевать над тарелкой. — Да я всем вокруг говорю, госпожа Элден, что Дез из нас — самый лучший. Дез нахмурился и поднял глаза на друга. Ему было приятно. — Да ладно тебе. — Колледж закончил, — продолжала мама, которой только дай волю похвалить сына. — Работа хорошая — в телефонной компании. Чистенький мальчик. Вести себя умеет. И какая подмога мне все эти годы. А ты посмотри, какой симпатичный. Только вот все не женится никак. Оба вы не женитесь. Дез указал на Дуга. — Ну вот, допрыгался. — А этот ваш дружок, как же его… — Она щелкала сухими пальцами, припоминая. — Мэглоуны с Медовой улицы. Конопатые детишки, такие прям мухоморчики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|