Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Прошлое. Настоящее. Будущее»




Упражнение «Прошлое. Настоящее. Будущее»

Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни подростка. Обратить его внимание на его собственные ресурсы.

Возраст: с подросткового.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, мелки или краски.

Инструкция (модифицированная). «Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему состоянию сейчас, не торопите его, а просто ждите – он сам появится. Образ может быть любым: цветным, черно-белым, подвижным, статичным и т. п. Откройте глаза и попробуйте зарисовать то, что вы увидели. После того как вы нарисовали, закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему проблемному состоянию из прошлого. Внимательно рассмотрите его, откройте глаза и зарисуйте его на том же листке. Закончив этот рисунок – закройте глаза…Позвольте появиться образу, соответствующему вашему близкому или далекому будущему. Откройте глаза и зарисуйте на том же листе бумаги. Посмотрите на получившийся рисунок, где в одном поле представлены образы настоящего, прошлого и будущего. Что вы чувствуете? Что бы вам хотелось добавить? Как вам кажется, что из прошлого влияет на ваше настоящее состояние? Что из прошлого, и какое представление о будущем меняет ваше настоящее состояние? ».

Упражнение «Моё будущее»

Помогает осознанию особенностей построение жизненного пути, продумыванию образа будущего, построению перспективных планов. Может стать одним из сюжетов групповой работы.

(Панок В. Г. Психологія життєвого шляху особистості / В. Г. Панок, Г. В. Рудь: моногр. – К.: Ніка-Центр, 2006. – 280 с. )

Попробуйте представить себя через пять, десять или пятнадцать лет. Зафиксируйте эти представления по следующей схеме:

1. Кто я такой/такая? Кем я стала/стала? Каким я стал/стала (свободное описание)

2. Удовлетворен ли я выбранной профессией?

3. Какой у меня статус в профессиональной группе?

4. Каков мой статус среди окружающих, друзей?

5. Каков мой статус в обществе?

6. Каков мой статус в семье? Как сложились отношения с женой/мужем в браке?

7. Есть ли у меня дети и какие с ними отношения?

8. Какие у меня мечты, планы на будущее?

9. Что из собственного прошлого я не хотел бы/не хотела бы вспоминать?

 

Упражнение «Психологический возраст»

Упражнение полезно для понимания подростком собственной активности в прожитом периоде, осознания ценности жизни и необходимости выстроить её перспективу.

Инструкция: «Попробуй определить свой психологический возраст, возраст своих друзей, знакомых, исходя из их отношения к собственной жизни, оценки прошлого и планов на будущее. Задание упрощается, если сделать простые подсчеты. Например, ты считаешь, что успел реализовать до сегодняшнего момента свои жизненные замыслы на 30%, а прожить собираешься приблизительно до 80 лет. Тогда 80 лет принимается за 100%, а 30% - за «х». Соответственно, «х» - это и есть твой психологический возраст. Он равен 24 годам».

После подсчетов подростком своего возраста стоит обсудить, почему подобные подсчеты являются неточными, и почему паспортный и психологический возраст часто не совпадает.

 

Упражнение «Мои жизненные цели»

Понадобиться четыре листа бумаги и ручка.

В отношении первого листа бумаги предлагается следующая инструкция: «Напишите на листе название " Какие у меня жизненные цели? ". На протяжении двух минут отвечайте на этот вопрос. Записывайте всё, что приходит на ум, независимо от того, кажется это очень абстрактным, общим, банальным или тривиальным. Вы можете записывать личные, семейные, профессиональные, социальные, общественные, духовные и другие цели».

По истечению двух минут предлагается ещё дополнительных две минуты для просмотра списка, дополнения, коррекции. После этого лист откладывается в сторону. Подростку дается второй лист и предлагается написать на нем заглавный вопрос: «Как мне хотелось бы провести ближайшие три года? ». Снова на протяжении двух минут подросток отвечает, и в дополнительных две минуты дополняет то, что успел написать. После этого второй лист бумаги также откладывается в сторону.

С целью виденья своих жизненных перспектив под другим углом зрения предлагается на третьем листе бумаги сделать написать: «Если бы мне осталось жить всего шесть месяцев, как бы я их прожил/прожила? ». Цель данного задания состоит в раскрытии важных сфер подростка, о которых он не задумывается в повседневной жизни. Об этом можно ему сказать. Время на выполнение задания – 2 минуты, и ещё две для просмотра и дополнения, после чего лист откладывается в сторону.

На четвертом листе предлагается написать три самых главных цели из всех, которые подросток записал раньше. После этого все листы сравниваются и обсуждается: «Есть ли повторяющиеся темы? Можно ли соотнести цели с какой-то отдельной категорией, например, личные, профессиональные и др.? Есть ли одинаковые цели на первых трех листах? Каким образом отличаются от остальных те три цели, которые вы выбрали, как главные? ».

 

Методика «Я и стресс» (групповая работа)

Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите».

Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые может задать тренер.

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение.

После того как участники ответят на последний вопрос, психолог просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры. Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Рекомендации психологу.

Поскольку данный тест проводится в начале тренинга, то тренер может обратить внимание участников на то, что большую часть нашей учебной или профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия, а во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

При интерпретации данной методики психолог может использовать свои знания по арт-терапии и правила интерпретации из любых руководств по работе с проективными методиками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...