Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для психокоррекционной работы при утрате чувства безопасности




Упражнения для психокоррекционной работы при утрате чувства безопасности

Упражнение «Безопасное место»

Цель техники — создать в воображении подростка безопасное место перед началом работы с травматическим опытом. Этот эмоциональный «оазис» используется потом как «точка опоры» для вытягивания ребенка из травмы, а также позволяет отдыхать и помнить, что помимо травматического опыта в его жизни есть также и много позитивного опыта.

Такая подготовительная работа включает в себя несколько шагов:

1. Образ.

Психолог вместе с подростком идентифицируют образ безопасного места, который учащийся может легко вызывать, создавая чувство покоя и безопасности.

2. Эмоции и ощущения.

Психолог предлагает подростку сосредоточиться на этом «месте», почувствовать возникающие при этом эмоции и идентифицировать локализацию приятных физических ощущений. Ребенка нужно также спросить о наличии негативных ощущений. При наличии таковых следует либо доработать образ до их исчезновения, либо использовать другой образ.

3. Хранитель.

Бывает очень полезным населить образ одним или несколькими «хранителями». Это должны быть «мультяшные» или фантастические создания (персонажи, звери, супергерои и т. д. ), которые, с точки зрения подростка, будут постоянно, надежно и эффективно охранять это место. Реальные персонажи, в силу своей многозначности и принципиальной непредсказуемости, на эту роль не годятся. Виртуальному же персонажу учащийся может присвоить эти свойства просто как данность.

4. Якорь.

Затем подростку нужно найти в этом безопасном месте некий предмет, который будет для него символизировать это место, подобрать/взять его, и вернуться в кабинет. Для закрепления неплохо совершить такое путешествие (в безопасное место и обратно в кабинет психолога) несколько раз, используя якорный предмет как проводник. Можно после этого предложить подростку «спрятать» этот воображаемый предмет «где-то в теле».

Техника «Безопасное место» посредством релаксации.

1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.

2. Сконцентрируйтесь на выдохе, все больше и больше расслабляясь с каждым выдохом.

3. Когда вы почувствуете себя готовым, представьте безопасное место — это может быть какое-либо знакомое вам место, где вы уже бывали или где хотели бы побывать. Вы можете представить себе реальное место или вообразить что-то по собственному усмотрению.

4. Безопасное место может быть таким, каким вы захотите, в нем может быть все, что угодно. Это может быть комната, пляж, поляна, дом. Вы можете находиться в нем один, а можете окружить себя людьми. Единственное обязательное требование — вы должны чувствовать себя в полной безопасности и быть в этом абсолютно уверены.

5. Переместитесь в безопасное место, насладитесь ощущением пребывания в полной безопасности. Вы можете сохранить это ощущение, а можете поразмыслить над своей жизнью с точки зрения безопасности, которую вам обеспечивает выбранное вами место.

6. Во время пребывания в безопасном месте вы должны сконцентрироваться на ощущениях безопасности, комфорта, уверенности и контроля.

7. Оставайтесь в безопасном месте так долго, как захотите. Помните, что вы всегда можете воссоздать это место, когда вам этого захочется.

8. Когда вы почувствуете себя готовым, покиньте безопасное место и вернитесь в реальный мир. Для создания связи вашего воображаемого безопасного места и реальности можно использовать различные части тела (например, сердце). Вы можете удаляться в сконструированный вами мир в любое время по своему желанию. Главное для Вас в этом упражнении является ощущение безопасности и уверенности, а не то, что вы считаете «правильным» и «должным».

 

Упражнение «Техника плана»

Эльке Гарбе. Материал предоставила Залесская Оксана Владимировна, психолог, канд. психол. наук, рутер IAAP

Данный метод пригоден как для диагностики, так и для проработки травмы. Для диагностики необходимо оставаться на уровне восприятия (где находится комната, двери, где уютно, где плохо, кто где спит, как выглядят обои, мебель и т. д. ), с целью проработки переходить с этого уровня на уровень чувств и мыслей и поощрять их выражение.

1. Попросите ребенка на листе бумаги нарисовать карандашом план квартиры (или окружения, местности) где имела место травматизация. Спросите об окнах, дверях. Кому какая комната принадлежит. Спросите о том, какая обстановка в комнатах и попросите ребенка нарисовать это. План не должен соответствовать масштабу, важно, чтобы было представление о пространстве.

2. Теперь попросите ребенка выбрать два карандаша, которые бы представляли добро и угрозу/зло.

3. Затем попросите ребенка нарисовать «хорошим карандашом» все места с которыми у него связаны приятные воспоминания. Где было хорошо/что и с кем ты там делал). Постарайтесь, чтобы ребенок вспомнил образы, чтобы в нем ожили хорошие воспоминание.

4. После этого попросите ребенка нарисовать «плохим карандашом» места, где он чувствовал себя плохо.

5. Потом начните прорабатывать с ребенком приятные места одно за другим, спрашивая его о действиях/содержании/чувствах/атмосфере и способствуя их усилению.

6. Затем попросите ребенка, начиная с места, где он чувствовал себя наименее плохо, описать, что произошло там. Сопровождайте ребенка, внимательно слушайте его, задавайте дополнительные вопросы, касающиеся хода событий и конкретных действий (диагностика). Перейди на уровень чувств/мыслей, если требуется проработка (как это ощущалось в теле/что ты думал).

7. Шаг за шагом пройдите все плохие места. Для регулирования такой нагрузкой, время от времени можно снова возвращаться в хорошее место, чтобы набраться сил.

8. Работа с планом может занять несколько сеансов. Она также пригодна для маленьких детей. Часто является первым структурированным методом, с помощью которого можно приблизиться к травме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...