Упражнение «Горизонтальное титрование»
Упражнение «Экран» Упражнение хорошо проводить после комплекса Синхрогимнастики или других техник на расслабление. Удобно устройтесь в кресле или на полу. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Вы смотрите на экран. Какие бы мысли не приходили вам в голову, просто наблюдайте за ними на экране, и они медленно растворятся. Не сосредотачивайтесь на них. Просто смотрите, как они появляются и исчезают. Осознайте, кто наблюдает за вашими мыслями. Это – внутренний наблюдатель, внутреннее «Я». Оставайтесь в этом состоянии некоторое время. Упражнение «Горизонтальное титрование» Основной принцип – концентрация на спонтанных движениях разрядки, сброс травматической энергии от едва заметной пульсации до двигательного всплеска или медленной и контролируемой разрядки. Если клиент подавляет плач, тогда ему предоставляется возможность медленной и спонтанной разрядки: Клиент говорит: «Боюсь заплакать». Психолог: «У меня нет задачи, чтобы ты терял контроль, посмотри, как движется твоё дыхание и грусть движется с ним. Обрати внимание, как твоё тело не даёт тебе плакать, как оно справляется с плачем. Даётся возможность осознания клиентом. Посмотри, как напряжение возникает, и дыхание медленно его освобождает (способ снижения интенсивности напряжения). Это горе, печаль может захлестнуть тебя, если будешь плакать, поэтому мы будем потихоньку представлять, как твои слёзы текут по одной, с такой скоростью, как ты хочешь, у тебя есть столько времени, сколько нужно».
Упражнение «Образы» На большом листе бумаги (штук 5-6) клиент рисует любые, приходящие в голову образы, совершенно разные. Можно рисовать левой рукой, клиент рисует на следующем листе и так до того момента, когда у него появится внутреннее понимание изменения состояния. Очень продуктивно для работы с людьми, пережившими травматический опыт.
Упражнение «Талисман» Данное упражнение подходит детям, которым в актуальной жизни нужен ресурс или ребёнок больше не придёт к психологу (разовая консультация), неблагоприятные условия дома. Психолог клиенту: «Я буду рассказывать тебе сказку (начало). У меня так получается, что какие-то моменты я забываю, ты должен мне помочь». Жили-были король с королевой – обязательные персонажи, дети – количество, возраст, пол, имена. Отсылаем человека далеко. Сложности возникают с кем-то из детей. Психолог спрашивает, что с ним случилось? Путешествие в лес или море. Дальше должна произойти встреча с персонажем, которая просит помощи. Важно описание процедуры спасения. Благодарность за спасение – исполнение желания (талисман). Желание должно быть более-менее реалистичное. После этого – возвращение домой: обязательна позитивная эмоциональная встреча с родителями.
Упражнения для психокоррекционной работы с раздражительностью и вспышками гнева Упражнение «Вулкан злости» Упражнение для помощи детям анализировать, понимать и управлять злостью. Peta Hemmings Материал предоставила Наталья Егонская-Спенсер, транзактный аналитик Европейского Реестра Злость - интегральная часть процесса горевания. Это очень интенсивное, мощное состояние которое имеет несколько источников. Его корни лежат в беспомощности, которую мы чувствуем в состоянии невозможности повлиять на изменения в нашей жизни, остановить развитие болезни, вернуть умершего человека. Злость подчёркивает чувство покинутости, которое мы испытываем когда нас оставили мучатся от боли горя и продолжать жить без умершего человека. Родитель скорбящий по своему партнёру, возможно, будет чувствовать злость по поводу вынужденности нести ношу ответственности по воспитанию детей в одиночку. Ребёнок, горюющий по своему родителю, может чувствовать злость на то, что его покинули, в то время когда он ожидал, что родитель всегда будет с ним.
Злость не единичная эмоция, а группа чувств и мыслей, генерированная со временем. Комплексность конечного состояния часто имеет неверное представление из-за кажущейся простоты в его проявлении. «Настроение» возможно накапливалось в течение дней или недель и подобно пружине, которая постепенно натягивается, приходя в действие с полуоборота - это финальный поворот ключа, вызывающий огонь. Выпуская свою свёрнутую энергию в процессе разворачивания и выплёскивая её на всё окружающее. Всё что мы видим - выплеск ярости, так как остальной процесс спрятан из вида. Дополнительная сложность состоит в том, что злость это эмоция, которая менее всего переносима в культурном плане, наиболее часто осуждаема. Она рассматривается как опасное состояние, угрожающее стабильности и порядку, вследствие чего должна быть либо подавлена, либо наказана. Мы прикрепляем ярлыки к ее проявлениям, описывая злых детей как непослушных или проявляющими приступы дурного настроения, злых подростков как антисоциальных или деликвентных и т. Мы скорее готовы осудить, а не понять, т к мы наблюдаем конечный результат. Основная задача в работе со злыми детьми состоит в помощи проанализировать процесс и через его понятие приобрести контроль над его действием. Это требует уровень абстрактного мышления, которым дети до 6\7 лет обычно не владеют. И даже после необходимо фундаментальное объяснение концепции - для чего полезна метафора вулкана. Данная метафора позволяет анализировать различные ресурсы, уровни и интенсивность злости и объединяя личностные элементы, позволяющие конструировать и понимать уникальный опыт личности. С первого взгляда может показаться достаточно сложным, но рисуночное упражнение его намного упрощает. Конструкция вулкана Начните с простого вулкана расположенного в поперечном разрезе земной коры и попросите ребёнка нарисовать окружающую местность, включающую человеческие фигурки. Потом объясните, как мы похожи на вулканы, когда мы в состоянии злости. В нас есть некоторые части, которые редко видны, но они существуют внутри нас, во всю грохоча в нижней прослойке. Другие части нашей личности мы понимаем легче, и от этого понимания мы знаем, почему мы злимся и что, в конечном итоге, вызывает выплеск, приносящий нам столько проблем.
Второй уровень представляет опыт, о котором ребёнок знает, но не способен говорить в данный момент, но возможно сделает это позже. Признав, что существуют некоторые аспекты их состояния, которые нельзя разрешить в данный момент, дети получают разрешение на сохранение защит и возможность сохранять некоторый контроль над процессом. Это критический элемент в упражнении. Третий уровень связан с опытом горевания, событиях, в которых ребёнок чувствует его потребности были либо пропущенные, либо игнорированы. Дети часто таят обиду в течение многих лет, храня в молчание из-за дисбаланса силы во взросло-детских отношениях. Только когда дети получают разрешение высказать эти обиды, мы слышим, что им было очень больно и обидно слышать отказ в просьбе навестить отца в больнице, или не быть спрошенными хотели ли бы они пойти на похороны. Ничего не возможно изменить, что уже произошло, но некоторую несправедливость, испытанную ребенком, возможно, восстановить путём проговаривания чувств слушающему человеку. Хотя это не полный катартический опыт, он поможет высвободить некоторое эмоциональное напряжение, связанное с событием. Четвёртый уровень – переживания связанные с гореванием и возможно до сих пор оказывают сильный эффект на ребёнка. Например, ребёнок может быть глубоко обеспокоен тревогой, о благополучии оставшегося в живых родителе. Эта тревога может проявляться в неспособности переносить неожиданные или длительные разлуки, или проявляться во встрече со злостью, когда родитель возвращается домой или приходит забрать ждущего его ребёнка. В данных обстоятельствах родители часто либо устраивают выговор детям за плохое поведение либо отправляют в угол. К сожалению обе эти реакции родителей ведут к увеличению детской тревоги т к внутренняя причина не была понята. Последовательность тревоги, неадекватной реакции и злости быстро создаёт напряжение, которое ребёнок вынужден сдерживать в себе - что увеличивает эмоциональное напряжение.
Последняя прослойка – опыт, вызывающий поведение, называемое «злым». Возможно другой ребёнок сказал что-то неосторожно (что в другой ситуации было бы пропущено), так как горюющий ребёнок уже удерживает такое количество стрессирующих его мыслей и чувств, этот незначительный комментарий вызывает извержение злости. Реакция злости часто превышает произошедшее и может испугать детей своей интенсивность и уровнем злости в детском поведении. В этот момент лава злости вскипает до поверхности и выплёскивается наружу, разрушая всё на своём пути и распугивая всех окружающих людей. Таким образом, ребёнок понимает, что его взорвавшаяся злость прогоняет людей, изолируя его в период, когда он наиболее нуждается в поддержке окружающих. Понимая, каким образом их злость растёт внутри, дети могут начать исследовать, думать, что они хотят с этим делать. Некоторые проблемы нуждаются в обсуждении с родителями, другие необходимо продумать с психологом или социальным работником. Возможно, некоторые вещи ребёнок не способен рассмотреть в данный момент и над другими он захочет подумать наедине. Метафора вулкана позволяет детям выявить различные уровни злости и эмоциональной жизни и помочь в конструкции стадий по их контролю. Несмотря на то, что здесь описана работа с детьми, применение данной метафоры неограниченно возрастом и может быть использовано в работе с подростками и взрослыми. Сам образ вулкана ведёт к анализу процесса и проявлений злости, позволяя клиенту исследовать элементы личности, составляющие это комплексное эмоциональное состояние и в последствии овладеть путями контроля над его выбросами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|