Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствует. 0. В. Дыбина ознакомление С. Предметным и социальным. Окружением. Средняя группа. Учебно-методический комплект к программе «ОТ рождения до школы»




< ПРОГРАММЫ


соответствует

ФГОС


0. В. Дыбина ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ

ОКРУЖЕНИЕМ

Средняя группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016


ББК 74. 100. 5 УДК 373. 2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Дыбина Ольга Витальевна — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 100учебных, учебно-методических и методических пособий по дошкольному обра­зованию.

Дыбина О. В.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. —

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 96 с.

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и со­держание работы по ознакомлению детей 4—5 лет с предметным и социальным окруже­нием. Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игро­вые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


ISBN 978-5-4315-0477-8


© Дыбина О. В., 2014

© «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»



Введение

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работаю­щим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В пособии предс­тавлены методические рекомендации, планирование и содержание ра­боты с детьми 4—5 лет по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Система работы включает беседы, экскурсии, наблюде­ния, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.

Методика работы с детьми должна соответствовать задачам прог­раммы. При этом воспитатель может дополнять и изменять предло­женное в пособии содержание организованной образовательной дея­тельности в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы. Педагог может проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе построена с учетом преемственности работы с млад­шими группами детского сада.

Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-от­гадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тет­ради Дыбиной О. В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет (М.: ТЦ Сфера, 2009).

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при озна­комлении с окружающим миром нельзя:

— ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, яв­
лениях действительности: необходимо включать в занятия как можно
больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и похо­
дить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д. );

— перегружать детей большим количеством вопросов.


Работу по ознакомлению детей 4—5 лет с окружающим миром не­обходимо строить в соответствии с их психологическими особеннос­тями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы вза­имодействия и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В средней группе детского сада ознакомление с окружающим ми­ром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактиче­ской игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимо­отношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактиче­ских игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку ре­ализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-за­нятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использо­вания в работе с детьми вне организованной образовательной деятель­ности, на прогулке.

В разработке и апробации конспектов по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства " Лада" » г. Тольятти, заве­дующая — Паленова Надежда Петровна, методист — Кузнецова На­талья Григорьевна.


Примерное тематическое планирование работы с детьми

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Сентябрь

Предметное окружение Расскажи о любимых предметах Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал
Явления окружающей жизни Моя семья Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа —дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям —членам семьи

Октябрь

Предметное окружение Петрушка идет трудиться Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым
Явления окружающей жизни Мои друзья Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу

Продолжение таблицы

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Ноябрь

Предметное окружение Петрушка идет рисовать Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность
Явления окружающей жизни Детский сад наш так хорош — лучше сада не найдешь Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. ) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду

Декабрь

Предметное окружение Петрушка — физкультурник Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность
Явления окружающей жизни Целевая прогулка «Что такое улица» Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут; объяснить, как важно знать свой адрес

Январь

Предметное окружение Узнай все о себе, воздушный шарик Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования

 

 

    i Продолжение таблицы  
 

 

№ п/п Подраздел программы Раздел Задачи  
 

 

Январь

 
 

 

Явления окружающей жизни Замечательный врач Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним  
 

 

Февраль

1
 

 

Предметное окружение В мире стекла Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность  
 

 

Явления окружающей жизни Наша армия Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)  
 

 

Март

 
 

 

Предметное окружение В мире пластмассы Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность  
 

 

Явления окружающей жизни В гостях у музыкального руководителя Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему  

 

Апрель

 

 

  Предметное окружение Путешествие в прошлое кресла Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)  

 

         
               

Окончание таблицы

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Апрель

Явления Мой город Продолжать закреплять
  окружающей   название родного города
  жизни   (поселка), знакомить
      с его достопримечательностями.
      Воспитывать чувство гордости
      за свой город (поселок)

Май

Предметное Путешествие Дать понятие о том, что
  окружение в прошлое одежды человек создает предметы
      для своей жизни; развивать
      ретроспективный взгляд на эти
      предметы (учить
      ориентироваться в прошлом
      и настоящем предметов одежды)
Явления Наш любимый Познакомить детей с трудом
  окружающей плотник плотника; с его деловыми
  жизни   и личностными качествами.
      Воспитывать чувство
      признательности и уважения
      к человеку этой профессии,
      к его труду

Методика работы с детьми 4-5 лет

Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе построена с учетом преемственности работы с млад­шими группами детского сада.

Предметное окружение

В возрасте 4—5 лет у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовле­творять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайше­го окружения. Основная задача заключается в том, чтобы способство­вать накоплению знаний о предметах, назначение которых—удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятель­ности. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др. ). Пред­меты объединяются по общему существенному признаку —так осваи­ваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, лич­ной гигиены и т. д. ), имеющие общую функциональную основу.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что названия отдельных предметов, например, мебели, дети уже зна­ют, но обобщающим словом пользуются редко и с трудом могут объ­яснить существенный признак. Трудность состоит в том, что у каж­дого предмета свой способ употребления (например, стул используют для сидения, кровать —для сна, шкаф —для хранения одежды и т. п. ). Поэтому необходимо побуждать детей объединять и классифициро­вать предметы по разным признакам. С этой целью можно использо­вать дидактические «Игры-определения»: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Что лишнее», «Петрушка в спортивной форме», «Петрушка идет рисовать» и т. д.

Так, в игре «Петрушка в спортивной форме» детей учат группиро­вать предметы (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, ган-

 


тели, палочка, мешочек и т. п. ) по назначению (удовлетворение по­требности в занятиях спортом). Петрушка приносит в группу картин­ки с изображением разных по назначению предметов и утверждает, что все они нужны для занятий спортом. Воспитатель предлагает детям проверить это и отложить в сторону все лишние предметы. Петрушка просит детей показать ему спортивный инвентарь. Дети приносят ин­вентарь, имеющийся в группе. Воспитатель предлагает алгоритм — каж­дый ребенок называет свой предмет, описывает его, рассказывает о на­значении и применении. Затем спрашивает у детей, что объединяет эти предметы, кто их создал, какие качества они развивают у челове­ка. Предлагает вспомнить разные виды спорта и рассказать Петруш­ке, какие виды спорта относятся к летним, а какие — к зимним. На полу лежат два обруча с картинками «Зима» и «Лето». Дети берут кар­тинки, на которых изображены разные виды спорта, и относят их к соответствующим обручам. Игровое задание считается выполненным, если дети правильно сгруппировали все предметы и картинки.

На пятом году жизни у детей растет интерес к различению и на­зыванию разных признаков предмета и описанию предметов. Помо­жет в этой работе серия «Игры-описания»: «Назови предмет», «Опре­дели место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимых предметах» и т. д. В игре «Расскажи Незнайке о любимых предметах» в гости к детям приходит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спра­шивает у него: «Что это за игрушка? Какая она? Для чего она нуж­на? Из чего сделана? Кто ее сделал? ». Незнайка спрашивает, какие у детей любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает им найти эти предметы в группе, принести Незнайке и рассказать о них; зада­ет алгоритм описания предмета (форма, величина, части, функции ит. п. ) и описывает какой-либо предмет, например: «Это —стол, у не­го есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, ку­шать и писать, стол сделан из дерева, относится к рукотворному ми­ру». Дети по очереди описывают свои любимые предметы.

Необходимо расширять представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. До­школьники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта (деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продуктов и т. д. ).

Нужно побуждать детей находить связь между назначением пред­мета и его строением, назначением и материалом; устанавливать при­чинно-следственную связь между предметом и его пользой (напри­мер, холодильник предохраняет продукты от порчи; кресло —более


удобная для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зубная паста предохраняют зубы).

Особый интерес у детей вызывает тема «Наши любимые игрушки». Необходимо подвести их к пониманию того, что взрослые создают иг­рушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помо­гает познавать мир. Педагог создает ситуации, с помощью которых де­ти осознают необходимость игрушки в их повседневной жизни.

В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора; рас­сказывать об их свойствах и качествах, аргументировать свои сужде­ния. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и преж­де, таким образом, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей сред­него дошкольного возраста предусматриваются более сложные экспе­риментальные действия, состоящие из нескольких игровых элемен­тов. В серию «Игры-эксперименты» по ознакомлению с материалом входят игры: «Почему птицы могут летать, а человек нет? », «Узнай все о себе, воздушный шарик», «На чем полетят человечки», «Дерево уме­ет плавать», «Незнайкин клад», «Удивительное стекло» и т. д.

Например, в игре «Узнай все о себе, воздушный шарик» дети рас­сказывают все, что они знают о воздушных шарах. Педагог предлага­ет им помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, что он резиновый; на практике выясняют, что резина мяг­кая, гладкая. Затем показывают, каким маленьким может быть шарик (сдувают воздух). Шарик возмущается, просит вновь надуть его. Взрос­лый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же са­мое. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят шарику, что его называют воздушным, по­тому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети мо­ют шарик, уточняют, что резина стала сверху мокрой, сырой. Срав­нивают с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается, ткань намокает, но не разрывается); вытирают шарик, и он снова сухой; смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода. Детей под­водят к пониманию того, что резина не пропускает воду, она водоне­проницаемая; предметы, сделанные человеком из резины, не пропу­скают воду. Например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают, когда моют посуду: руки в них всегда сухие, чистые. Дети вместе со взрослым проводят опыт с резиновы­ми перчатками: надевают их и опускают руки в воду, затем снима­ют—руки сухие. Шарик просит им назвать его друзей, сделанных из


резины. Дети перечисляют резиновые предметы. Шарик прощается и улетает.

Детям предлагают различные задания на определение материала: дают карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибоч­ки и др.; предлагают назвать их, определить, чем они похожи друг на друга. Педагог задает наводящие вопросы: «Может быть, предметы оди­накового цвета? Одинаковой формы? », постепенно подводя детей к выводу, что все эти предметы сделаны из дерева, они деревянные.

Особое внимание следует уделить объяснению целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины —из резины, мебель —из дерева, зонт —из водоне­проницаемой ткани и т. д. ). Детям интересно познакомиться не толь­ко с материалами, но и с историей их появления.

Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры: «Огля­нись вокруг», «Мои друзья» («Я —стол. Мои друзья сделаны из дере­ва»), «Чем был, чем стал», «Аукцион», «Путаница», «Из чего лучше сделать? », «Где твое место? », «Дотронься до... », «Выставка», «Рекла­ма», «Игры-забавы с карандашом», «Наведем порядок», «Моделируем свойства ткани», «Новоселье», «Цветные буквы». В игре «Мои дру­зья» дети выбирают предметы, сделанные из бумаги или металла, от своего имени описывают их по алгоритму, например: «Я — книга, от­ношусь к рукотворному миру, меня делают люди своими умелыми ру­ками. Я прямоугольной формы, цветная и белая. Я маленькая и лег­кая, на моих страницах написана интересная история, нарисованы картинки; сделана я из бумаги, обложка у меня толстая, а листы тон­кие. Раньше книг не было, и все писали на бересте. А в будущем, я думаю, будут книги, которые не рвутся и не портятся; нажмешь кноп­ку, и книга заговорит» или: «Я — салфетка, отношусь к рукотворному миру. Я квадратной формы, белого цвета, очень легкая, маленькая. Я нужна, чтобы не испачкаться, вытереть руки. Я сделана из тонкой бумаги и предназначена для того, чтобы меня использовали один раз».

В игры вводится универсальный алгоритм, который состоит из одиннадцати блоков, расположенных на одной карточке (10 блоков, как и для детей второй младшей группы, и 11-й блок —знак вопроса, предполагающий раскрытие развития предмета: прошлое — настоящее — будущее). Необходимо научить детей составлять алгоритм по конкрет­ному предмету: «Телефон», «Лампа», «Стул», «Пылесос», «Кукла», «Жи­лище» и т. д. Кроме того, можно включить в игры алгоритм для опре­деления свойств материала. Он состоит из 11 блоков (толщина, сыпучесть, твердость, водостойкость, прочность, прозрачность, тяжесть, шерохо-


ватость, рукотворный или природный материал и 10-й блок —вопрос), необходимо рассказать, какие предметы человек сделал из рассматри­ваемого материала. Приведем пример рассказа по алгоритму: «Бумага может быть тонкой —это салфетка и толстой —это картон. Салфетка мягкая, а картон твердый. Если на бумагу попадет вода, она размок­нет. Бумагу можно резать и рвать. Она непрозрачная, легкая, гладкая. Природа создала деревья, а человек из них делает бумагу. Из бумаги человек делает книги, альбомы, салфетки, коробки». По такой же схе­ме строятся алгоритмы для конкретного материала («Металл», «Дере­во», «Пластмасса», «Ткани» и т. д. ), отражающие в блоках присущие только данному материалу свойства и качества.

Необходимо помнить, что игры для детей среднего дошкольного возраста должны:

• побуждать детей выполнять ряд последовательных действий (про­
водить опыты) в соответствии с моделями и алгоритмами;

• развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаи­
мозависимости между предметами и их особенностями;

• устанавливать причинно-следственные связи между строением
предмета и способом его употребления и т. д.

На пятом году жизни у детей появляется интерес к истории пред­метов. Они способны понять, что каждый предмет имеет прошлое и настоящее (пенек — бревно — табурет — стул — кресло и т. д. ). Игры-пу­тешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета (стула, вил­ки, мяча и т. д. )» наглядно показывают детям, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым.

Следует продолжать формировать представления детей о простран­ственных отношениях и соответствующий словарь (слева, справа, меж­ду, около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у), учить ориентироваться «от себя» («Впереди меня дверь, сзади окно, справа шкаф», «Рядом со мной сидит Игорек» и т. п. ). Для это­го используются специальные дидактические упражнения: «Расскажи, что слева от тебя, а что справа (впереди, сзади)»; «Кто что заметил слева? »; «Где сейчас Ушастик и Кряк? » (Ушастик впереди, около две­ри, а Кряк сбоку, около окна); «Матрешки гуляют» (большая матреш­ка впереди, маленькая —за ней, а самая маленькая — рядом с боль­шой и т. п. ); «Кто где спрятался? » и др.

В ходе занятий и в самостоятельной деятельности воспитатель рас­ширяет знания детей об общественном транспорте (автомашина, ав­тобус, поезд, самолет, теплоход).


Формы работы с детьми варьируются в зависимости от цели и про­граммного содержания. Ведущими методами являются познаватель­ные беседы, наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, рас­сказ воспитателя, чтение художественных произведений, создание специальных ситуаций и т. д.

Детей знакомят с правилами дорожного движения (переходить ули­цу можно только на зеленый свет и только по пешеходной дорожке — «зебре» и т. д. ).

Социальное окружение

Продолжается работа по расширению представлений детей о се­мье. С ними надо часто говорить о маме («Как зовут маму? Какая она? Какое ее любимое занятие? Какое ее любимое блюдо? »).

Педагог должен убедить родителей в том, что дети должны иметь дома постоянные обязанности для того, чтобы чувствовать себя полно­правными членами семьи; ребенку можно поручить: позвонить бабуш­ке, накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить цветы и т. д.

Необходимо побеседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что де­ти делают для других членов семьи, какие обязанности выполняют. В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком: мама, папа, братья и сестры, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят, старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим членам семьи.

Детям дают первоначальные представления о родственных отно­шениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внуч­ка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедуш­ки. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры и упражнения: «Сколько мам (пап) в твоей семье? » (бабушка — мама мамы, мама —мама твоя и твоей се­стры и т. п. ); «Мамины помощники» (какие обязанности лежат на ма­миных плечах, какие службы призваны помочь ей); «Порадуем ба­бушку» (позвонить бабушке, изготовить подарки своими руками, написать письмо, сказать ласковые слова и т. д. ) и др.

В средней группе продолжается работа по ознакомлению с до­школьным учреждением. С детьми необходимо беседовать о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, зачем они нуж­ны. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.


Следует посетить с детьми одну из групп детского сада, обратить их внимание на то, что в детском саду много групп. Рассмотреть иг­рушки, книги, познакомиться с воспитателем, помощником воспита­теля, детьми, пригласить их к себе в группу. Можно посетить самых маленьких детей и предложить детям сравнить, чем различаются груп­па малышей и средняя группа.

Детям (по очереди) можно давать задания сходить в медицинский или методический кабинеты, выполнить поручения (взять книгу, от­нести тетрадь и т. д. ). Им надо систематически напоминать, как зовут старшего воспитателя, медицинскую сестру, как надо приветствовать взрослых, как попросить о чем-либо.

Целесообразно спрашивать у детей, нравится ли им ходить в дет­ский сад и почему; кто заботится о детях в детском саду. Нужно под­вести их к выводу: в детском саду много сотрудников, все они тру­дятся для того, чтобы детям было хорошо. Можно пригласить сотрудников детского сада на чаепитие, поздравить их с праздника­ми, днем рождения, юбилеем.

Необходимо продолжать работу по формированию симпатии к сверстникам, проводить беседы (например, «По каким правилам мы живем»), игры, упражнения («Секреты —предметы», «Любимые предметы сверстников», «Загляни в предмет», «Расскажи о люби­мых занятиях своих друзей» и т. п. ), учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, помогать друг другу.

С целью формирования элементарных представлений о социуме воспитатель проводит целевую прогулку «Что такое улица», обращая внимание детей на дома, тротуар, проезжую часть. Необходимо вме­сте с детьми вспомнить название улицы, на которой находится дет­ский сад; рассказать, почему или в честь кого она названа именно так; сказать, что в городе много улиц и у каждой свое название; на­помнить, как называются улицы, на которых живут дети. Следует по­ощрить, похвалить ребят, которые могут назвать свой домашний ад­рес; объяснить, как важно знать свой адрес.

Можно побеседовать с детьми о родном городе (поселке): как он называется, какие достопримечательности в нем есть. В книжном угол­ке рассмотреть фотографии, картинки с изображением достоприме­чательностей, с которыми дети уже знакомы. Подвести их к понима­нию того, что люди, которые строили город (поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу; воспитывать чувство гордости за свой город (поселок).


Воспитатель рассказывает детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Напоминает, что 23 февраля в на­шей стране отмечают День защитника Отечества. Уточняет, кто такие защитники Отечества (воины, которые охраняют, защищают свой на­род, свою Родину); рассказывает, что у каждого народа, в каждой стра­не, в том числе и в России, есть армия; российская армия не раз за­щищала свой народ от захватчиков. Педагог знакомит детей с родами войск (моряки, танкисты, артиллеристы, пехотинцы и т. д. ), исполь­зуя иллюстрации, картины, фотографии; подводит детей к выводу: ар­мия, в которой есть различные рода войск, — сильная, она может за­щитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Следует формировать первые представления детей об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, вы­носливыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Мож­но прочитать детям рассказ Я. Длуголенского «Что могут солдаты».

Дошкольников продолжают знакомить с разными профессиями (шо­фер, врач, почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный руководи­тель и др. ). Вводится понятие «профессия». Методика ознакомления с профессией предполагает использование комплекса методов, при этом предпочтительнее те из них, которые в большей мере затраги­вают эмоциональную, мотивационно-потребностную, поведенческую сферы. Здесь огромную роль играют встречи детей со взрослыми при проведении экскурсий, бесед, игр-занятий и т. д.

При организации и проведении экскурсий в производственные и даже домашние мастерские важно учитывать следующие требования: точное определение цели соответственно возрасту детей, предваритель­ное знакомство с местом экскурсии, подготовка к восприятию матери­ала (предварительный отбор информации и действий). Экскурсии долж­ны быть непродолжительными, но эмоционально насыщенными.

Хорошо позволить детям прикоснуться к делам взрослых (постоять за прилавком, разучить движение под музыку, выдать витамины и т. д. ).

Можно организовать беседы: «Замечательный врач», «В гостях у музыкального руководителя», «В гостях у продавца», «Наш любимый воспитатель» и др. Беседы должны сопровождаться демонстрацией картин, иллюстраций, фотографий, показом предметов. Важно под­вести детей к выводу: результат деятельности во многом определя­ется отношением человека к труду, то есть деловыми и личностны­ми качествами. Например, в процессе беседы «В гостях у музыкального руководителя» детей знакомят с деловыми и личностными качества­ми музыкального руководителя, подводят к пониманию его целост-


ного образа, развивают эмоционально-положительное отношение

к нему.

Взаимодействие в системе «человек — предмет» воспитатель мо­жет представить на своем примере. Творческий облик воспитателя — наиболее наглядный для детей пример, оказывающий позитивное воз­действие на их творческое развитие.

Для обобщения знаний о профессиях сотрудников детского сада проводятся беседы. Основная задача педагога в ходе беседы — помочь детям вьщелить личностные и деловые качества человека и результат труда в каждом из трудовых процессов; осознать его значимость, на­правленность на заботу о детях. Это дает возможность подвести де­тей к необходимым обобщениям.

Следует использовать в работе с детьми дидактические игры и уп­ражнения:

• «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка —
повару; сумка, газеты, журналы, письма — почтальону и т. п. );

• «Для чего нужна вещь? » (например, ребенку вручают игрушеч­
ные весы, и он, изображая продавца, взвешивает «товар», упаковыва­
ет и т. д. );

• «Не ошибись! » (кукла решила навести порядок в комнате, но не
знает, с чего начать, и обращается за помощью к детям; мишка Уша­
стик решил стать шофером, но не знает сигналов светофора и т. п. );

• «Вам письмо! » (почтальон-воспитатель выдает корреспонденцию
«до востребования», если ребенок правильно называет город (село),
в котором живет, свою улицу, имя и фамилию).


Примерное содержание работы с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...