Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства предметов и материалов




Вариант игры

Ребенок выходит и говорит: «Это мой друг. Он часто делает так (он занимается, он увлекается... ) (Показывает движения. ) Кто это? »

Дети отгадывают. Тот, кто отгадал первым, становится ведущим.

Свойства предметов и материалов

Тема «Путешествие в прошлое бумаги»

Задачи. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.

Материал. Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бума­ги низкого качества, образцы современных видов бумаги.


Методика проведения

Воспитатель предлагает детям посетить музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги.

Дети рассматривают первый экспонат — камень.

Педагог предлагает им подумать и ответить, какое отношение к бумаге имеет камень. Рассказывает, что раньше люди вместо бума­ги использовали камень — высекали на нем буквы, но камень — неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий, тя­желый.

Затем дети подходят к глиняным дощечкам. Воспитатель объясня­ет, что люди стали искать более удобный материал для письма и ре­шили использовать глину. Предлагает сравнить глину и камень и оп­ределить их свойства. Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь.

Педагог обращает внимание детей на ткань. Дети пробуют сло­жить ткань, написать на ней буквы, выясняют, что сделать это труд­но: ткань растягивается, буквы расплываются и т. д.

Затем воспитатель подводит детей к бересте и говорит: «Наши пред­ки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста — эта наружная часть березовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась». Педагог предлагает детям попробовать сло­жить бересту и сделать из нее обложку книги. Береста ломается, и ребята понимают, что она хрупкая.

Воспитатель продолжает: «В древние времена из далекой восточ­ной страны — Китая — купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впер­вые научились делать бумагу. Какая была по качеству первая бумага? (Желтая, темная, плотная, шероховатая. ) Человек стал думать, как проще изготавливать бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и неслож­ной в изготовлении. (Показывает образцы современных видов бумаги. ) Как люди используют бумагу? » (На бумаге пишут, рисуют; из нее де­лают тетради, газеты, журналы, книги. )

В заключение воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Чис­тый лист».

Тема «На чем полетят человечки? »

Задачи. Учить выделять общие признаки резины на основе струк­туры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, элас-


тичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость» функций предмета от материала, из которого он сделан.

Материал. Резиновые шары, маленькие резиновые мячи, набив-ные мячи (по количеству детей); шар, сшитый из ткани; набор рези-1 новых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость с водой.

Методика проведения

Воспитатель рассказывает детям, что маленькие человечки реши­ли отправиться в путешествие на воздушном шаре, но не знают, на каком шаре лучше лететь. Одни предлагают резиновый шар, другие — шар из ткани. Предлагает детям выяснить, какой шар лучше, надеж­нее.

Воспитатель предлагает ребятам надуть шарики из резины и тка ни. Дети понимают, что шарик из резины хорошо надувается, становится большим и не помещается в руке; резина эластична, поэтому она растягивается, а шар из ткани не надувается, так как ткань про-»

пускает воздух.

Воспитатель незаметно прокалывает один шарик, и дети выясня­ют, что резина непрочная, у нее есть враги — острые предметы: игол­ки, ветки деревьев и т. д.; резину надо беречь от проколов, однако если случится прокол, резину можно склеить.

Затем дети опускают в емкость с водой шары из резины и ткани и выясняют, что происходит с шарами, если на них попадает вода (например, в дождливую погоду). Набивной шар из ткани становит­ся тяжелым, может упасть с высоты мокрым, изменяет форму. Рези- новый шар не пропускает воду, не меняет форму.

Дети советуют маленьким человечкам использовать для полета ре-зиновый шар, так как он эластичный, не пропускает воздух, его мож- но отремонтировать — заклеить, он не пропускает воду и не тонет,  легко моется и не меняет формы.

Дети рассматривают различные предметы из резины, на ощупь оп­ределяют структуру поверхности.

Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что резина всегда возвращается в исходную позицию, так как она эластичная и упругая. Резина может быть разной толщины. (Дети! растягивают толстую и тонкую резину и убеждаются, что толстую! резину трудно растянуть. ) Резина может быть прозрачной и непроз­рачной.


Тема «Дерево умеет плавать»

Задачи. Расширять представления о дереве, его качествах и свой­ствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свой­ствами материала и способом его использования.

Материал. Деревянные брусочки (для каждого ребенка); образцы материалов: железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, ку­сок хлопчатобумажной ткани; емкости с водой.

Методика проведения

Педагог заранее читает детям русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Сообщает, что героям сказки, Пузырю, Соломинке и Лаптю, нуж­на помощь. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переплыть через реку (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани). Предлагает проверить все предметы, приносит емкости с водой для каждого ребенка. Дети кла­дут все предметы на воду и смотрят, какой из них не утонет. Если предмет не тонет, значит, на нем можно плавать. Выясняют, что бу­мага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.

Герои сказки говорят, что они не знают такого материала — дере­во, они знают только деревья, которые растут у них в лесу. Дети рас­сказывают Пузырю, Соломинке и Лаптю о том, что деревянные пред­меты делают из деревьев — их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев топором, бревна везут на фабрики, где люди делают из них де­ревянные вещи, например, мебель.

Воспитатель показывает несколько других деревянных предметов, называет их, рассказывает, что деревянные предметы легкие, они не тонут в воде.

Дети предлагают героям сказки использовать пластинки из дерева для того, чтобы переплыть через реку. Пузырь, Соломинка и Лапоть просят детей рассказать о других признаках дерева. Они вспоминают его особен­ности: легкое, прочное, гладкое или шероховатое, теплое, горит, не тонет.

Тема «Сравнение стекла и пластмассы»

Задачи. Познакомить детей с качествами и свойствами пластмас­сы и стекла путем сравнения.


Материал. Пластмассовый и стеклянный стаканчики, мешочек с игрушками и предметами домашнего обихода из стекла и пластмас­сы, два подноса.

Методика проведения

Воспитатель показывает детям два стаканчика — пластмассовый и стеклянный. Ребята рассматривают предметы, берут их в руки и  убеждаются в том, что они сделаны из разных материалов, разные по весу.

Воспитатель просит ребят разделиться на две команды и дает каж- дой команде один стаканчик. Команда должна как можно больше рас­сказать о своем стаканчике: название материала, его особенности (свойства и качества).

Затем воспитатель спрашивает: «А что общего у этих предметов? » (Форма, величина, назначение и т. д. )

Педагог ставит на стол два подноса и мешочек с предметами и иг­рушками. Дети должны доставать и ставить на поднос своей коман­ды предметы и игрушки, сделанные из материала стаканчика другой команды. Воспитатель спрашивает: «Как одним словом назвать пред­меты, если они сделаны из одного материала? » (Стеклянные, пласт­массовые. )

Тема «Сравнение металла и стекла»


Задачи. Познакомить детей с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.

 

Материал. Различные предметы и игрушки из металла и стекла.

Методика проведения

Педагог вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки из стек­ла и металла. Указывает на предметы по очереди, дети называют их.

Воспитатель просит одного ребенка взять понравившуюся ему иг­рушку и рассказать о ней (материал, из которого она сделана; осо- бенности этого материала). Остальные дети дополняют его ответ.

Затем воспитатель вызывает следующего ребенка. Так дети расска-зывают обо всех лежащих на столе предметах.

Воспитатель еще раз обращает внимание ребят на то, что все эти предметы сделаны из двух разных материалов — стекла и металла, предлагает назвать свойства, качества, особенности одного, затем дру­гого материала, например стекло — хрупкое, металл — прочный и т. д.


Тема «В мире материалов»

Задачи. Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет; называть материал (стекло, металл, пластмасса); называть предметы обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металли­ческие, пластмассовые).

Материал. Кусочки материалов (стекло, металл, пластмасса); игруш­ки и предметы домашнего обихода из стекла, металла, пластмассы; под­носы или корзиночки. Предметы из стекла (шарик, птичка, стаканчик, бутылочка, вазочка), из металла (колокольчик, машина, труба, стаканчик, лодочка), из пластмассы (погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик).

Методика проведения

Воспитатель предлагает детям взять в руки кусочки материалов и внимательно рассмотреть их. Помогает назвать свойства и качества материалов (стекло — прозрачное, хрупкое, гладкое; металл — твер­дый, тяжелый; пластмасса — легкая, гибкая и т. д. ). В процессе об­суждения свойств и качеств материалов воспитатель обращает внима­ние детей на окружающие предметы, на то, что все предметы сделаны из различных материалов.

Педагог предлагает ребятам поиграть.

Дети делятся на три команды, каждой команде воспитатель назы­вает материал (стекло, металл, пластмасса) и предлагает найти в груп­повой комнате предметы из названного материала. Дети, найдя иг­рушку, ставят ее на поднос (кладут в корзиночку). Выигрывает команда, которая соберет больше игрушек и правильно определит материал.

Тема «Определи место для предмета»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...