Свойства предметов и материалов
Вариант игры Ребенок выходит и говорит: «Это мой друг. Он часто делает так (он занимается, он увлекается... ) (Показывает движения. ) Кто это? » Дети отгадывают. Тот, кто отгадал первым, становится ведущим. Свойства предметов и материалов Тема «Путешествие в прошлое бумаги» Задачи. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Материал. Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаги. Методика проведения Воспитатель предлагает детям посетить музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Дети рассматривают первый экспонат — камень. Педагог предлагает им подумать и ответить, какое отношение к бумаге имеет камень. Рассказывает, что раньше люди вместо бумаги использовали камень — высекали на нем буквы, но камень — неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий, тяжелый. Затем дети подходят к глиняным дощечкам. Воспитатель объясняет, что люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Предлагает сравнить глину и камень и определить их свойства. Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь. Педагог обращает внимание детей на ткань. Дети пробуют сложить ткань, написать на ней буквы, выясняют, что сделать это трудно: ткань растягивается, буквы расплываются и т. д. Затем воспитатель подводит детей к бересте и говорит: «Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста — эта наружная часть березовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась». Педагог предлагает детям попробовать сложить бересту и сделать из нее обложку книги. Береста ломается, и ребята понимают, что она хрупкая.
Воспитатель продолжает: «В древние времена из далекой восточной страны — Китая — купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая была по качеству первая бумага? (Желтая, темная, плотная, шероховатая. ) Человек стал думать, как проще изготавливать бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении. (Показывает образцы современных видов бумаги. ) Как люди используют бумагу? » (На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы, книги. ) В заключение воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Чистый лист». Тема «На чем полетят человечки? » Задачи. Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, элас- тичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость» функций предмета от материала, из которого он сделан. Материал. Резиновые шары, маленькие резиновые мячи, набив-ные мячи (по количеству детей); шар, сшитый из ткани; набор рези-1 новых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость с водой. Методика проведения Воспитатель рассказывает детям, что маленькие человечки решили отправиться в путешествие на воздушном шаре, но не знают, на каком шаре лучше лететь. Одни предлагают резиновый шар, другие — шар из ткани. Предлагает детям выяснить, какой шар лучше, надежнее. Воспитатель предлагает ребятам надуть шарики из резины и тка ни. Дети понимают, что шарик из резины хорошо надувается, становится большим и не помещается в руке; резина эластична, поэтому она растягивается, а шар из ткани не надувается, так как ткань про-» пускает воздух. Воспитатель незаметно прокалывает один шарик, и дети выясняют, что резина непрочная, у нее есть враги — острые предметы: иголки, ветки деревьев и т. д.; резину надо беречь от проколов, однако если случится прокол, резину можно склеить.
Затем дети опускают в емкость с водой шары из резины и ткани и выясняют, что происходит с шарами, если на них попадает вода (например, в дождливую погоду). Набивной шар из ткани становится тяжелым, может упасть с высоты мокрым, изменяет форму. Рези- новый шар не пропускает воду, не меняет форму. Дети советуют маленьким человечкам использовать для полета ре-зиновый шар, так как он эластичный, не пропускает воздух, его мож- но отремонтировать — заклеить, он не пропускает воду и не тонет, легко моется и не меняет формы. Дети рассматривают различные предметы из резины, на ощупь определяют структуру поверхности. Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что резина всегда возвращается в исходную позицию, так как она эластичная и упругая. Резина может быть разной толщины. (Дети! растягивают толстую и тонкую резину и убеждаются, что толстую! резину трудно растянуть. ) Резина может быть прозрачной и непрозрачной. Тема «Дерево умеет плавать» Задачи. Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. Материал. Деревянные брусочки (для каждого ребенка); образцы материалов: железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани; емкости с водой. Методика проведения Педагог заранее читает детям русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Сообщает, что героям сказки, Пузырю, Соломинке и Лаптю, нужна помощь. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переплыть через реку (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани). Предлагает проверить все предметы, приносит емкости с водой для каждого ребенка. Дети кладут все предметы на воду и смотрят, какой из них не утонет. Если предмет не тонет, значит, на нем можно плавать. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.
Герои сказки говорят, что они не знают такого материала — дерево, они знают только деревья, которые растут у них в лесу. Дети рассказывают Пузырю, Соломинке и Лаптю о том, что деревянные предметы делают из деревьев — их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев топором, бревна везут на фабрики, где люди делают из них деревянные вещи, например, мебель. Воспитатель показывает несколько других деревянных предметов, называет их, рассказывает, что деревянные предметы легкие, они не тонут в воде. Дети предлагают героям сказки использовать пластинки из дерева для того, чтобы переплыть через реку. Пузырь, Соломинка и Лапоть просят детей рассказать о других признаках дерева. Они вспоминают его особенности: легкое, прочное, гладкое или шероховатое, теплое, горит, не тонет. Тема «Сравнение стекла и пластмассы» Задачи. Познакомить детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения. Материал. Пластмассовый и стеклянный стаканчики, мешочек с игрушками и предметами домашнего обихода из стекла и пластмассы, два подноса. Методика проведения Воспитатель показывает детям два стаканчика — пластмассовый и стеклянный. Ребята рассматривают предметы, берут их в руки и убеждаются в том, что они сделаны из разных материалов, разные по весу. Воспитатель просит ребят разделиться на две команды и дает каж- дой команде один стаканчик. Команда должна как можно больше рассказать о своем стаканчике: название материала, его особенности (свойства и качества). Затем воспитатель спрашивает: «А что общего у этих предметов? » (Форма, величина, назначение и т. д. ) Педагог ставит на стол два подноса и мешочек с предметами и игрушками. Дети должны доставать и ставить на поднос своей команды предметы и игрушки, сделанные из материала стаканчика другой команды. Воспитатель спрашивает: «Как одним словом назвать предметы, если они сделаны из одного материала? » (Стеклянные, пластмассовые. )
Тема «Сравнение металла и стекла» Задачи. Познакомить детей с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.
Материал. Различные предметы и игрушки из металла и стекла. Методика проведения Педагог вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки из стекла и металла. Указывает на предметы по очереди, дети называют их. Воспитатель просит одного ребенка взять понравившуюся ему игрушку и рассказать о ней (материал, из которого она сделана; осо- бенности этого материала). Остальные дети дополняют его ответ. Затем воспитатель вызывает следующего ребенка. Так дети расска-зывают обо всех лежащих на столе предметах. Воспитатель еще раз обращает внимание ребят на то, что все эти предметы сделаны из двух разных материалов — стекла и металла, предлагает назвать свойства, качества, особенности одного, затем другого материала, например стекло — хрупкое, металл — прочный и т. д. Тема «В мире материалов» Задачи. Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет; называть материал (стекло, металл, пластмасса); называть предметы обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металлические, пластмассовые). Материал. Кусочки материалов (стекло, металл, пластмасса); игрушки и предметы домашнего обихода из стекла, металла, пластмассы; подносы или корзиночки. Предметы из стекла (шарик, птичка, стаканчик, бутылочка, вазочка), из металла (колокольчик, машина, труба, стаканчик, лодочка), из пластмассы (погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик). Методика проведения Воспитатель предлагает детям взять в руки кусочки материалов и внимательно рассмотреть их. Помогает назвать свойства и качества материалов (стекло — прозрачное, хрупкое, гладкое; металл — твердый, тяжелый; пластмасса — легкая, гибкая и т. д. ). В процессе обсуждения свойств и качеств материалов воспитатель обращает внимание детей на окружающие предметы, на то, что все предметы сделаны из различных материалов. Педагог предлагает ребятам поиграть. Дети делятся на три команды, каждой команде воспитатель называет материал (стекло, металл, пластмасса) и предлагает найти в групповой комнате предметы из названного материала. Дети, найдя игрушку, ставят ее на поднос (кладут в корзиночку). Выигрывает команда, которая соберет больше игрушек и правильно определит материал. Тема «Определи место для предмета»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|