Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вариант 1. Ведущий называет предмет, ребенок добегает до стола и выбира­ет картинку с изображением предмета, сделанного из такого же ма­териала




Вариант 1

Воспитатель называет предмет, а дети, сидящие за столами, рису­ют предметы, сделанные из такого же материала. Например: «Стол. Он сделан из дерева. А что еще делают из дерева? Нарисуйте».

Вариант 2

Игру можно сделать подвижной с помощью набора предметных картинок, разложенных на столе на некотором расстоянии от игра­ющих.

Ведущий называет предмет, ребенок добегает до стола и выбира­ет картинку с изображением предмета, сделанного из такого же ма­териала.

Игра «Путаница»

Цель. Закреплять умение группировать материалы (рукотворные и природные).

Материал. Большая карта, поделенная пополам: на одной полови­не символ природного мира (дерево), на другой символ рукотворно­го мира (человек); набор карточек с изображением материалов (гли­на, бумага, дерево и т. д. ).

Ход игры

Детям предлагается разложить карточки с изображением матери­алов на большой карте, расположив их правильно у символов «дере­во» и «человек».


Игра «Узнай по звуку»

Цель. Упражнять детей в умении различать материалы по звуку. Материал. Предметы из разных материалов, фишки.

Ход игры

Воспитатель сидит напротив детей. Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Педагог поочередно извлекает зву­ки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сде­лан предмет.

За каждый правильный ответ дети получают фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.


Игра «Расскажи о предмете»

Цель. Закреплять представления детей о материалах, из которых сделаны предметы.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены разные матери­алы (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса, ткань).

Ход игры

Дети по очереди подбрасывают кубик и ловят его.

Ребенок должен рассказать о материале, изображенном на выпав­шей в результате его хода грани. Остальные дети контролируют пра­вильность определения свойств и качеств материала.


 


Игра «Что лишнее? »

Цель. Учить детей вычленять общие признаки предметов; закреп­лять знания о видах материалов. Развивать внимание.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов; три пред­мета изготовляются из одного и того же материала, а один — из дру­гого (например, платье, шорты, пальто, ваза).

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки с изображением четырех пред­метов, три из которых изготовляются из одного и того же материала, а один — из другого. Ребята по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объяс­няют свой выбор.


Усложнение игры: после того как ребенок определит лишний пред­мет, ему задают вопрос, например: «Что будет, если вазу сделать из ткани? »

Игра «Отгадай материал»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материа­лов и их названиях.

Ход игры

В гости к ребятам приходит Незнайка и сообщает, что он забыл названия материалов и помнит только их свойства. Просит детей по­мочь ему вспомнить названия. Например, Незнайка говорит: «Этот ма­териал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется? »

Усложнение игры: Незнайка показывает детям полный алгоритм описания свойств и качеств материалов. Дети определяют по нему название материала.

Игра «Где твое место? »

Цель. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов. Раз­вивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры

Каждый ребенок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств лю­бого материала и действие, которое должны выполнить дети. Напри­мер: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, — похло­пайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т. д.

Игра «Кого покатаем на машине? »

Цель. Побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал. Грузовик (игрушка); игрушки из резины, дерева, металла.

Ход игры

Воспитатель показывает игрушечный грузовик и предлагает детям покатать на нем игрушки, но только те, которые сделаны из металла


(резины, дерева). Дети находят в групповой комнате и по очереди ка­тают соответствующие игрушки.

Игра «Что я видел? »

Цель. Упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из раз­ных материалов. Развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть и задает вопрос: «Какие пред­меты из металла... (ткани, пластмассы, стекла и т. д. ) вы видели по до­роге в детский сад? » Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Игра «Наоборот»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материа­лов. Расширять речевой словарь. Материал. Мяч.

Ход игры

Дети встают в круг. Воспитатель стоит в центре круга с мячом. Педагог называет материал и одно из его свойств или качеств и бро­сает мяч ребенку. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство. Например, воспитатель говорит: «Пласт­масса — непрозрачная», ребенок: «Стекло — прозрачное» и т. д.

Игра-забава с карандашом

Цель. Углублять представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы.

Материал. Перфокарты, в центре которых изображен образец ка­кого-либо материала, а по периметру вырезаны окошки.

Ход игры

Воспитатель раздает детям перфокарты и предлагает вспомнить, какие предметы могут быть сделаны из изображенных на них ма­териалов.

Ребенок рисует в окошечках перфокарты предметы. Например, получив перфокарту, в центре которой изображено дерево, ребенок должен нарисовать в окошечках деревянные предметы.


Игра «Что из чего будет»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, из которых сделаны

предметы.

Вариант 1

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга. Он кидает мяч ребенку и называет предмет, например: «Стакан». Ре­бенок ловит мяч и называет материал, из которого сделан данный предмет: «Стекло».

Вариант 2

Дети встают в круг. Воспитатель кидает ребенку мяч и называет материал, например: «Из дерева». Ребенок ловит мяч и называет пред­мет из этого материала: «Стол».

Игра «Будь внимателен! »

Цель. Побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, ткань). Материал. Предметные картинки.

Ход игры

Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов, из­готовленных из металла, резины, стекла, дерева, ткани. Обращает вни­мание на то, что у всех ребят одинаковое количество предметных кар­тинок. Поясняет, что победит тот, кто по сигналу педагога: «Положи предметы, сделанные из металла! » или «Положи предметы, сделанные из резины! » и т. д. быстро и безошибочно выложит картинку на стол.

Игра «Собери пару»

Цель. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем пред­метов, развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Материал. Предметные картинки: лист, тарелка, шкура, платье, пень, кресло, палочки, ложка, лошадь, машина, иголка, швейная машинка.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на волшебный сундучок, в котором лежат картинки с изображением предметов прошлого. Пред­лагает детям по очереди доставать предметную картинку, называть


изображение и находить в групповой комнате предмет, составляющий его пару по функциям (например, «пень — кресло»).

Каждый ребенок, найдя пару для своей предметной картинки, обос­новывает свой выбор.

Игра «Найди предметы»

Цель. Побуждать детей группировать предметы по какому-либо признаку (величина, материал и т. д. ). Материал. Предметные картинки.

Ход игры

В гости к детям приходит Буратино и приносит сундучок, в кото­ром лежат различные предметы. Он просит ребят помочь ему найти среди всех предметов, только:

— металлические;

— съедобные;

— тяжелые;

— круглые;

— длинные;

— маленькие;

— резиновые и т. д.

Игра «Необычные цветы»

Цель. Побуждать детей группировать предметы по способу исполь­зования; упражнять в употреблении обобщающих слов (посуда, одеж­да, мебель, игрушки, обувь и др. ).

Материал. Предметные картинки, вырезанные в виде лепестков цветка (мебель, посуда, одежда, музыкальные инструменты). «Сере­динки» цветков с наклеенной картинкой: шкаф, кастрюля, барабан, туфля и т. д.

Ход игры

Педагог обращает внимание детей на полянку, где растут необыч­ные цветы: «Сердцевиной такого цветка может быть любой предмет, например, шкаф, тогда лепестки — предметы, в которые можно что-либо складывать. Подул очень сильный ветер и разбросал лепестки цветов по всей полянке. Помогите соединить лепестки с серединка­ми цветов».


 


Дети группируют лепестки (предметные картинки, вырезанные в виде лепестков) по способу использования.

Игра «Лото»

Цель. Уточнять представления о труде взрослого, орудиях труда. Материал. Шесть больших карт с изображениями представителей разных профессий; 24 маленькие карточки с орудиями труда.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на 6 больших карт с изоб­ражениями представителей разных профессий, лежащих на столе. Раздает детям 24 маленькие карточки с орудиями труда. По сигналу педагога: «Начинай! » дети должны закрыть большие карты предметными картин­ками с изображением орудий труда, нужных для данной профессии. Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно закроет свою карту.

Игра «Не ошибись! »

Цель. Побуждать детей запоминать названия детских музыкальных инструментов; закреплять понятие о том, что без недостающей части предмет трудно использовать.

Материал. Разрезные картинки с изображением детских музыкаль­ных инструментов.

Вариант 1

Воспитатель просит детей помочь ему собрать разрезные картин­ки, а затем назвать предметы, изображенные на собранных картин­ках (детские музыкальные инструменты).

Вариант 2

Взрослый дает каждому ребенку половинку разрезной картинки с изображением музыкального инструмента. По сигналу каждый ребенок ищет половинку своей картинки. Дети объединяются в пары и назы­вают получившиеся музыкальные инструменты.


Игра «Кто быстрее найдет свою команду»

Цель. Закреплять знания детей о предметах природного и рукотвор­ного мира.


Материал. Предметные картинки. Символы «человек», «дерево».

Ход игры

Дети стоят в кругу. У каждого ребенка картинка с изображени­ем предмета природного или рукотворного мира. В противополож­ных углах комнаты расположены символы рукотворного (человек) и природного (дерево) мира. По сигналу воспитателя дети должны занять места в углах комнаты в соответствии с предметными кар­тинками.

Игра «Определи место для предмета»

Цель. Уточнять представления детей о труде взрослых; учить груп­пировать предметы по способу использования.

Материал. Сюжетные картинки с изображением людей разных про­фессий (парикмахера, повара, строителя, врача, музыканта, художни­ка); карточки с изображением орудий труда.

Ход игры

Воспитатель раздает детям по одной предметной картинке с изоб­ражением орудия труда, предлагает рассмотреть их и назвать профес­сию человека, который пользуется данным орудием труда. По сигна­лу педагога ребенок находит сюжетную картинку, на которой изображен представитель названной профессии.

Можно предложить каждому ребенку рассказать о профессии, о том, как человек этой профессии использует орудия труда.


 


Игра «Найди названный предмет»

Цель. Побуждать детей находить предмет по описанию, закреплять умение называть предметы обобщенным словом.

Материал. Предметные картинки (одежда, посуда, мебель, иг­рушки и др. ); алгоритм описания предмета (для каждого ребенка).

Ход игры

Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предметы, изображенные на картинках, назвать материал, из которого изго­товлен каждый предмет, и объяснить, для чего нужны человеку эти предметы. Затем предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков. Например: «Этот предмет сделан из металла и пластмас-


сы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу». (Ножницы. )

Задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.

Игра «Угадай, что из чего сделано»

Цель. Упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.

Материал. Предметные картинки, образцы разных материалов, об­ручи.

Ход игры

Дети делятся на группы. Число групп зависит от количества предс­тавленных кусочков материалов (каждый кусочек лежит в обруче). Каж­дая группа выбирает один материал. Педагог предлагает детям рассмот­реть изображенные на картинках предметы и выяснить, из каких материалов они сделаны. По сигналу педагога игроки каждой группы выбирают нужные предметные картинки и разносят их по своим об­ручам. Побеждает группа, которая быстрее выполнит задание.

Игра «Мастерская по ремонту»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что без недостающей части (детали) предмет трудно использовать.

Материал. Картинки с изображением предметов с отсутствующей частью; картинки с изображением недостающей части предмета.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображенные на кар­тинках предметы, обращает их внимание на отсутствие той или иной детали предмета. Затем предлагает детям отремонтировать сломанные предметы — найти для каждого предмета недостающую деталь.

Игровое задание можно считать выполненным, если дети отремон­тировали все предметы.

Игра «Дорисуй то, что я задумал»

Цель. Побуждать детей узнавать предметы по отдельным частям; закреплять знания о разнообразии материалов; развивать желание эс­тетически преобразовывать предметы.


Материал. Листы бумаги, карандаши, краски, фломастеры.

Вариант 1

Воспитатель рисует на каждом листе бумаги какую-либо часть предмета и раздает детям по одному такому листу.

Ребенок должен дорисовать предмет, эстетически преобразовав его (украсив его узором и т. п. ), и определить, из какого материала изго­товляют подобные предметы.

Вариант 2

Каждому ребенку педагог дает один альбомный лист.

Ребенок загадывает любой предмет и изображает его часть, затем отдает свою заготовку соседу. Тот в свою очередь передает ему свой лист с незаконченным рисунком.

Дети дорисовывают предметы, а затем рассказывают о них.

Игра «Найди пару»

Цель. Закреплять умение детей определять назначение и функции предметов.

Материал. Картинки с изображением предметов, выполняющих оди­наковые и разные функции.

Ход игры

Воспитатель показывает детям шкатулку, в которой находятся пред­метные картинки.

Вместе с педагогом дошкольники выясняют, что делают с по­мощью предмета, изображенного на картинке, и как используют данный предмет.

Затем педагог просит детей выбрать только те картинки с изобра­жением предметов, которые выполняют функции: переноски тяжес­тей, освещения, помощи в труде, помощи в учебе и т. д.


Рекомендуемая литература

Методические пособия

Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.

Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и мето­дические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Дыбина О. В. Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2005.

Дыбина О. В., Ильюшенко Г. А., Никерина Л. М. Ознаком­ление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого // Дошкольное воспитание. — 1993. - №10.

Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. — М.: Просвещение, 1984.

Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома­ровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. И. Елисеева. — М.: Прос­вещение, 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...