Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Апрель. Занятие «Одежда»




Сентябрь

Тема 1. Транспорт

Задачи. Учить детей определять и различать транспорт, виды транс­порта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строе­ние, функции и т. д. ).

Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, авто­буса; фланелеграф, игрушки — самолет, автомобиль, автобус.

Методика проведения

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной груп­пы к школе в костюме кота).

Котик пришел к детям с подарками: принес загадки, предметные картинки.

Воспитатель. Наш котик любит загадывать загадки. Попробуй­те отгадать их.

Котик.

Не летит, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука. Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картин­ку с изображением автомобиля.

Котик загадывает следующую загадку:

Что за чудо — синий дом, Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином.

(Автобус)


Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на флане-леграф картинку с изображением автобуса.

Котик загадывает следующую загадку:

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

(Самолет)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на флане-леграф картинку с изображением самолета.

Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомоби­ле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шо­фер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картин­ки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Тема 2. Мебель

Задачи. Учить детей определять и различать мебель, виды мебе­ли, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, ве­личина, строение, функции и т. д. ); группировать предметы по при­знакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кро­ватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, гру­ша, банан), 2 подноса.

Методика проведения

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку — подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают по­сылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.


Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в ку­кольной комнате и выложить на поднос угощение.

Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»).

Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой — фрукты.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (на­пример кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и спо­собе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».

Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения.

Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».


 


Тема 3. Папа, мама, я —семья

Задачи. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.

Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на те­му «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедуш­ка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра? )

Методика проведения

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассмат­ривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.

Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстро­енный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.

Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее ма­ме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя со­общает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.


Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показы­вают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т. д. ).

Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда роди­тели не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если ро­дители не покупали игрушки, и т. д. ).

• Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают де­ти, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители за­ботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.

Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, ма­ма и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они на­зывали Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили краси­вую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко" »).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотогра­фии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын — это семья; что есть се­мьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспом­нить и определить, какая у него семья — маленькая или большая, на­звать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я —Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи? », в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи сво­ей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» —дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, ма­ма, дети, бабушки, дедушки — это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.

Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник — день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.


Октябрь

Тема 4. Одежда

Задачи. Упражнять детей в умении определять и различать одеж­ду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, стро­ение, величина); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (ру­башка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (ме­бель, одежда, транспорт).

Методика проведения

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда».

Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть пред­меты и достать их.

Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети расклады­вают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладыва­ют овощи, называя их.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (на­пример кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, стро­ении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее на­девают на тело и т. д. »

Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее? », в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования.

Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображе­нием предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рас­смотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры — по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:

«Раз, два, три» —все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите! »,

«Раз, два, три» —все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите! »,

«Раз, два, три» —все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бе-

гите! »


Тема 5. Чудесный мешочек

Задачи. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны ру­ками человека, другие созданы природой.

Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (мор­ковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотвор­ный мир» и «природный мир».

Методика проведения

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «По­смотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в не­го и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что купле­но в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов ни­как не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, по­суда. ) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу. ) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно. ) Для чего нужны ово­щи? (Ответы детей. ) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, со­зданные природой". Их можно отнести к природному миру.

Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в ле­су, пищу не варит, ест сырые овощи. ) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать. ) Ребята, предметы, которые человек делает своими рука­ми, можно назвать „предметы, созданные руками человека". Их мож­но отнести к рукотворному миру

Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему уз­нать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природ­ного мира — овощи — положим на один поднос, то есть оставим зай­чику, а предметы рукотворного мира — посуду — сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащу­пывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, назы-


вают предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворно­му или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет? »

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его на­звал, и кладет на соответствующий поднос.

После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так дума­ете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки? » (Ответы детей. )

Тема 6. Кто в домике живет?

Задачи. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать вни­мание на черты их характера, особенности поведения. Материал. Домик, кукла Катя.

Методика проведения

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются загля­нуть в него.

Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное пла­тье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя. )

Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка лас­ковым именем).

Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. За­тем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности пове-


дения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколь­ко стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогул­ку быстрее всех? » И так далее.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каж­дого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Ната­шенька и т. д. ).

Ноябрь

Тема 7. Помогите Незнайке

Задачи. Побуждать детей определять, различать и описывать пред­меты природного и рукотворного мира.

Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромаш­ка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конвер­та с условными символами: «рукотворный мир» —человек и «природ­ный мир» —дерево).

Методика проведения

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.

Незнайка. Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы. ) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.

Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изо­бражением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям во­просы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира? »

Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одеж­ды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.

Незнайка. Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос... Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал...

Воспитатель. Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок. )

Незнайка. А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить пред­меты, чтобы опять не перепутать?


 


Воспитатель. Незнайка, давай будем раскладывать с одной сто­роны предметы природного мира, а с другой — рукотворного мира.

Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир — одеж­да, природный мир —цветы.

Незнайка. Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природ­ный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?

Воспитатель. Давайте разложим эти картинки в разные кон­верты.

Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с сим­волами: рукотворный мир —человек, природный мир —дерево. Нез­найка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Тема 8. Теремок

Задачи. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Материал. Деревянные брусочки.

Методика проведения

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пи­лой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят сти­хотворение:

Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два, раз-два! Будут на зиму дрова.

Е. Благинина

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать бру­сочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жест­кое, твердое, стучит, не бьется. ) Что делают из дерева? »

Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков об­щий домик-теремок.

В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким мате­риалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили? » (Деревян­ный домик. )


Тема 9. Варвара-краса, длинная коса

Задачи. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет все—девочкам заплетает косички, завязывает красивые бан­тики, мальчикам делает модельные стрижки, причесывает; мама трудо­любивая, аккуратная — следит за волосами детей, моет их, вытирает, рас­чесывает—она парикмахер в своем доме. Формировать уважение к маме.

Материал. Предметы для ухода за волосами; три сумочки: в пер­вой — предметы для шитья (нитки, ножницы, игольница, пуговица), во второй — предметы для ремонта (молоток, клещи, гвозди), в треть­ей— предметы для ухода за волосами.

Методика проведения

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Вар­варе, она живет рядом. Рядом — это далеко? (Совсем близко. ) Я пойду по узкой тропинке, а вас, ребята, много — вы пойдете... (По широкой доро­ге. ) Я пойду по длинной тропинке. А вы по какой тропинке пойдете? (По короткой. ) А вот и дом! Дом большой, а скамеечка... (маленькая).

Появляется Варвара-краса, длинная коса. Она поет:

Все в доме приберу, приберу, И себя я причешу, причешу. Косу я заплету, завяжу я бантик...

Варвара. Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите, присажи­вайтесь. Меня зовут Варвара-краса, длинная коса. Догадались, поче­му меня так прозвали? У меня действительно длинная коса. А у ко­го из вас есть косички? (Ответы детей. ) Какие прически у остальных ребят? (Хвостики, стрижки. )

Воспитатель. Ребята, покажите всем свои красивые прически. Кто заботится о ваших прическах, волосах? (Я сама, мама, бабуля, вос­питатель. ) Как мамы и бабушки заботятся о ваших прическах, что­бы вы всегда выглядели красиво, опрятно? (Расчесывают и моют во­лосы, заплетают косички, закалывают заколки. )

Варвара. Ребята, когда я была маленькая, такая же как вы, мамоч­ка ухаживала за моими волосами: мыла шампунем, вытирала полотен­цем, сушила. А еще мама, когда расчесывала мою косу, приговаривала:

Расти, коса, до пояса Не вырони ни волоса. Расти, косынка, до пят, Все волосоньки в ряд.


Расти, коса, не путайся, Дочка маму слушайся. (Русская народная песенка)

Варвара просит детей помочь найти ее сумочку с принадлежнос­тями для ухода за волосами.

Дети находят две одинаковые сумочки, исследуют их содержимое. Впервой сумочке лежат нитки, ножницы, игольница, пуговица. Педагог просит назвать предметы и сказать, кому нужны эти вещи. (Портнихе. ) Во второй сумочке лежат молоток, гвозди, клещи. Дети называют вещи (молоток, клещи, гвозди) и объясняют, для чего они предназначены.

Варвара находит третью сумочку (свою).

Воспитатель предлагает детям догадаться, что лежит в ее сумочке, и загадывает загадки:

Гладкое, очень душистое, Моет чисто

(Мыло)

Хожу, брожу не по лесам, А по усам, по волосам. (Расческа)

Не смотрел в окошко — Был один Антошка, Посмотрел в окошко — Там другой Антошка. Что это за окошко?

(Зеркало)

В ящике у мамы кто это живет? В уши пальцы вставишь — открывает рот.

(Ножницы)

Дети отгадывают загадки.

Варвара достает из сумочки отгадки — предметы для ухода за волосами — и дарит их ребятам, поясняя, что эти вещи нужны для то­го, чтобы их куклы всегда были опрятны, причесаны.

Декабрь

Тема 10. Найди предметы рукотворного мира

Задачи. Побуждать детей определять, различать и описывать пред­меты природного и рукотворного мира.

Материал. Две маленькие коробочки с условными символами «ру­котворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой

 


лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарел­ка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, еж, заяц, кошка, со­бака).

Методика проведения

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Почему ты грустный? Что это за коробка у тебя в руках?

Незнайка. Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею это делать, боюсь, что не получится...

Воспитатель. Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? По­казывай, что там у тебя в коробке.

Незнайка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: «Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими ру­ками. ) Это предмет какого мира? » (Рукотворного. )

Незнайка достает картинку с изображением котенка, устанавлива­ет ее на подставке.

Незнайка (не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вы­мыть надо...

Воспитатель. Незнайка, разве это посуда?

Незнайка. Нет, это не посуда. Кто же это? (Котенок. ) Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он отно­сится? (Ответы детей. )

Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладыва­ются на две группы: природный мир —животные, рукотворный мир — посуда. В конце занятия дети раскладывают картинки в два коробки с условными символами «природный мир» и «рукотворный мир».

Незнайка. А как же надо мыть посуду? Кто расскажет?

Дети рассказывают, как нужно мыть посуду.

Далее можно организовать сюжетно-ролевую игру «Семья»: дети приглашают Незнайку в гости на обед, объясняют назначение каж­дого предмета посуды, учат мыть кукольную посуду.

Тема 11. Хорошо у нас в детском саду

Задачи. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отноше­ние, уважение к работникам дошкольного учреждения.


Материал. Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду. Методика проведения

Воспитатель зачитывает детям письмо от сотрудников детского са­да, которые приглашают их на экскурсию по детскому саду. Напоми­нает детям, как надо себя вести в гостях (скромно, не шуметь, здо­роваться с хозяевами, благодарить за приглашение и т. д. ). Предлагает отправиться в путешествие по детскому саду.

Первая остановка — кухня.

Воспитатель. Как вкусно пахнет. Догадались, что это за место? (Кухня. )

Поскорей ответьте, дети, Кто же лучше всех на свете Вас сумеет угостить, Напоить и накормить?

Педагог уточняет, о ком эта загадка, спрашивает у детей: «Что де­лают повара? (Обязательно называется имя и отчество повара. ) По­вар готовит еду, варит, жарит, печет, моет, режет. Где находится кух­ня? (На первом этаже. ) Как можно найти кухню? (По запаху, по табличке на двери... )

Воспитатель подводит детей к выводу: повара очень старательные, уме­лые, готовят вкусную пишу, поэтому следует съедать всю еду и всегда бла­годарить их.

Вторая остановка — прачечная.

Воспитатель. Что это шумит? Что за чудо-машины? Догада­лись, что это за остановка? (Прачечная. ) А вы знаете, кто работает в прачечной? (Ответы детей. ) «Что делает прачка? (Обязательно на­зывается имя и отчество прачки. ) Прачка стирает, гладит постельное белье, фартуки, халаты, скатерти. Где находится прачечная? (На пер­вом этаже. ) Как можно найти прачечную? » (Ответы детей. )

Воспитатель подводит детей к выводу: прачки очень старательные, умелые, трудолюбивые, заботливые. Предлагает поразмышлять о том, как можно помочь прачкам (мыть руки после прогулки, чтобы не пач­кать полотенца; кушать аккуратно, чтобы не пачкать салфетки, ска­терти и т. д. ).

Третья остановка — медицинский кабинет.

Воспитатель объявляет следующую остановку — «Айболит» — и спрашивает у детей: «Кто работает в этом помещении? (Врач, медсес­тра. ) Что делает медсестра? » (Лечит, дает лекарства, витамины, сма­зывает ранку зеленкой. )


Медсестра приглашает детей пройти в кабинет, показывает, как она обрабатывает царапину: промывает царапину — смазывает зелен­кой— заклеивает пластырем; так царапина скорее заживет.

Воспитатель предлагает детям рассказать о медсестре (обязатель­но называется имя и отчество медсестры), о том, какая она (заботли­вая, внимательная, умелая, добрая).

Обращает внимание детей на то, где находится медицинский ка­бинет (на первом этаже), как можно найти медицинский кабинет.

Затем педагог подводит детей к выводу: при встрече нужно здоро­ваться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за их за­боту, проявлять желание оказывать посильную им помощь.

Дети благодарят взрослых за путешествие по детскому саду и чи­тают стихотворение.

Вот какой у нас хороший детский сад, Все мы любим нежно детский сад. Утром я бегу скорее в детский сад, Вечером скажу: «До встречи, детский сад! »

Воспитатель приглашает всех в группу на чаепитие.

Тема 12. Наш зайчонок заболел

Задачи. Дать детям представление о том, что мама проявляет за­боту о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматри­вать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники и т. д. — она доктор и медсестра в своем доме. Формиро­вать уважение к маме.

Материал. Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, гор­чичники, йод и т. д. ), зайчик (игрушка).

Методика проведения

В гости к детям приходит доктор Айболит.

Воспитатель обращает внимание детей на сумку Айболита, на пред­меты.

Предлагает отгадать загадки, в которых спрятаны названия пред­метов, лежащих в этой сумке.

Айболит загадывает ребятам загадки:

Я под мышкой посижу И что делать, укажу:


 


Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Градусник)

Им помажут ранку, шишку У девчонки и мальчишки. С ним скорее заживет, Догадались? Это...

(Йод)

Дети отгадывают загадки.

Айболит достает из своей сумочки предметы-отгадки, ребята рас­сматривают их и объясняют, для чего они предназначены.

Айболит говорит: «Я пришел в детский сад потому, что получил сообщение — кто-то заболел».

Воспитатель и дети показывают доктору Айболиту зайчонка (иг­рушечного) и сообщают, что он отказался от еды и игр с ребятами.

Айболит. Не беспокойтесь, сейчас мы осмотрим больного. Ма­лыш-зайчишка, на что жалуетесь? Горло болит? Скажите: «А-а-а». Да, горло красное. Достану градусник и измерю температуру. И темпера­тура высокая. У вашего зайчонка ангина. Что будем делать? Как ле­чить больного? (Ответы детей. ) Чтобы малыш выздоровел, мы дадим ему сироп от кашля и поставим горчичники.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, зайчонок улыбается, потому что горлышко у него болит уже меньше. Это все благодаря доброму, заботливому... (Доктору Айболиту. ) Что сделал доктор, чтобы выле­чить зайчонка? (Осмотрел, поставил диагноз, дал сироп, поставил гор­чичники. )

Воспитатель и Айболит отмечают, что дети очень внимательны к своим игрушкам, заботятся о них —ребята такие же заботливые, как их мамы, бабушки.

Доктор Айболит спрашивает у детей: «Что делает мама, если ребенок заболел, остался дома? (Осматривает горлышко, дает сироп, измеряет температуру. )

Воспитатель подводит детей к выводу: мама дома, как настоящий врач, лечит всю семью. Мама заботливая, чуткая, внимательная. Она сразу замечает, что у ребенка заболел животик или он закашлял. Ма­ма, как медицинская сестра, выполняет все советы врача: дает нуж­ную таблетку или сироп, и становится легче. Дети должны быть за­ботливыми, внимательными по отношению к маме, помогать ей, чтобы она не заболела.

Доктор Айболит прощается с детьми и дарит им свою сумку с пред­метами, необходимыми доктору.



Январь

Тема 13. Деревянный брусочек

Задачи. Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твер­дое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.

Материал. Кукла, деревянные брусочки (по количеству детей), пред­меты, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрешка, стул); ем­кость с водой.

Методика проведения

В гости к детям приходит кукла Катя, приносит коробку. Дети вы­ясняют, что находится в коробке: открывают коробку, определяют, что в ней лежат брусочки, они деревянные, то есть сделаны из дерева, их сделал человек.

Воспитатель и кукла Катя предлагают детям взять по одному бру­сочку и определить, какие они.

Дети вместе с воспитателем совершают различные действия со сво­ими брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие). Затем воспитатель предлагает ребятам найти среди окружающих их предме­тов те предметы, которые сделаны из дерева.

В конце занятия дети рассказывают о деревянных предметах.

Тема 14. Приключение в комнате

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

Материал. «Живая картина» — «комната» (или фланелеграф) с плос­костными картинками: мебель, мольберт, котенок, корзина, клубоч­ки, цветы на подоконнике, предметы — помощники в домашнем хо­зяйстве, фигурка мамы.

Методика проведения

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором закреплена «живая картина» — «комната». Вместе с детьми рассмат­ривает «живую картину», выясняет у ребят, что на ней изображено.


(Комната. ) Обращает внимание детей, что комната пустая, в ней нет мебели.

Воспитатель предлагает ребятам заполнить комнату мебелью. Объ­ясняет, что это можно сделать, отгадав загадки.

Педагог описывает предметы мебели, дети отгадывают и называют их. Например:

—Это предмет мебели, он сделан из дерева; у него есть крышка,
четыре ножки; крышка может быть круглая, прямоугольная, квадрат­
ная; за ним сидят. (Стол. )

—Это предмет мебели, он сделан из дерева; у него есть спинка,
мягкое сиденье, на нем сидят. (Кресло. )

—Это предмет мебели, он сделан из дерева; он высокий, прямо­
угольный. У этого предмета есть двери, они открываются. Внутри мно­
го ящиков, полочек, вешалок; в нем можно хранить одежду, разные
вещи. (Шкаф. )

Педагог «оживляет картинку», прикрепляя мебель к картине. Затем предлагает ребятам украсить меблированную комнату дополнительны­ми предметами. Дети находят ковер, торшер, цветы, вазу и украша­ют комнату.

Далее ребята размышляют над вопросом педагога: «Кто может жить в такой комнате? » (Взрослые, дети, семья. )

Неожиданно появляется котенок (плоскостная фигурка).

Воспитатель сообщает, что котенок живет в этой комнате, он лю­бит играть, прыгать, бегать. Меняет положение котенка и просит де­тей назвать действия, которые он совершает. Например: «Надоело ко­тику лежать, он спрыгнул... (с дивана). Думал, думал котенок и решил залезть... (под диван). Так упирался задними лапками, что весь ко­вер... (собрал). Решил котик прыгнуть на окно, но уронил... (цветы). Сел и жалобно замяукал. Как это — жалобно? » (Дети жалобно мяу­кают. )

Воспитатель сообщает детям, что пришла мама (показывает фигурку мамы), увидела непорядок в комнате и решила навести порядок. Про­сит детей рассказать, что должна сделать мама, чтобы в комнате ста­ло чисто и уютно. (Вымыть полы, разложить все вещи и предметы по местам, протереть пыль, пропылесосить и т. д. )

Дети рассказывают, как их мамы наводят порядок в доме. Воспи­татель уточняет, кто из членов семьи помогает маме в домашних де­лах (уборке квартиры, стирке); как сами ребята помогают своим ма­мам (протирают пыль, собирают игрушки, кладут их на место, вешают свою одежду и т. д. ).


Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, на которых их мамы наводят порядок в доме, квартире. Дети называют дейст­вия мам.

Педагог подводит детей к выводу: мамы умелые, заботливые, ак­куратные, у них золотые руки.

Тема 15. Радио

Задачи. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опо­рой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, состав­ные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Материал. Микрофон; предметные картинки (яблоко, ботинок, стул, кастрюля, мяч, цветок, огурец, смородина, кот, шуба); алгоритм описания предмета; две карточки с условными символами: «рукотвор­ный мир», человек и «природный мир» — дерево.

Методика проведения

Воспитатель сообщает детям, что сегодня в группе работает нео­бычное радио. (Диктором может быть взрослый или кто-либо из де­тей. ) Педагог предлагает ребятам послушать важное сообщение.

Диктор. Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки по­терялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира —к карточке с человеком, а предметы природного мира — к карточке с деревом.

Воспитатель. Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.

Когда дети найдут все картинки, снова «включается» радио.

Диктор. Внимание, внимание! Кто нашел предмет из меха, у ко­торого есть воротник, рукава, пуговицы, спинка, необходимый для прогулок в холодную погоду?

Ребенок, который нашел картинку с шубой, отвечает и показыва­ет картинку. Воспитатель просит ребенка повторить название предме­та. (Это шуба, это одежда. )

Диктор. Отнесите одежду в нужное место.

Воспитатель. Куда ты отнесешь одежду? (Карточке, на которой нарисован человек. ) Почему? (Это предмет рукотворного мира. ) Поче­му ты думаешь, что это предмет рукотворного мира?


Аналогично проводится работа со всеми детьми и со всеми кар­тинками. Когда картинки с изображением всех предметов будут раз­ложены, диктор говорит, что все предметы найдены, и благодарит тех, кто это сделал, перечисляя всех детей, затем объявляет, что ра­диопередача закончена.

Примечание. Это занятие может быть усложнено: дети самостоятельно объявляют по радио о найденных ими предметах.

Февраль

Тема 16. Смешной рисунок

Задачи. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Материал. Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти.

Методика проведения

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги, предла­гает потрогать их, погладить рукой, помять край листа. Задает вопро­сы: «Какая бумага? (Белая, гладкая. ) Что с ней происходит, когда вы пытаетесь помять ее? (Мнется. ) Что мы будем делать с бумагой? (Ри­совать на ней. )

Педагог читает стихотворение:

Полдня рисовал я Красавца коня, И все за рисунок Хвалили меня!

Спрашивает: «На чем рисовал мальчик? (На бумаге. ) Знаете ли вы, как кони „разговаривают"? » Просит ребят изобразить «разговор» ко­ней. Дети имитируют конское ржание.

Педагог продолжает чтение стихотворения:

Сначала мне мама Сказала словечко: — Чудесная, Мишенька, Вышла овечка!

(Спрашивает у детей, как блеет овечка и просит изобразить ее блеяние. )

Но с тем же рисунком Я к папе пошел,


И папа сказал мне:

— Отличный козел!

(Спраши

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...