Соответствует. 0. В. Дыбина ознакомление С. Предметным и социальным. Окружением. Подготовительная к школе группа. Учебно-методический комплект к программе «ОТ рождения до школы»
Стр 1 из 9Следующая ⇒
< ПРОГРАММЫ 1Я Ш ДО ШКОЛЫ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС 0. В. Дыбина ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ Подготовительная к школе группа Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016 ББК 74. 100. 5 УДК 373. 2 Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Дыбина Ольга Витальевна — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 100 учебных, учебно-методических и методических пособий по дошкольному образованию. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с. Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 6—7 лет с предметным и социальным окружением. Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. ISBN 978-5-4315-0479-2 ©ДыбинаО. В., 2014 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014 Введение Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы с детьми 6—7 лет по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.
Методика работы с детьми должна соответствовать задачам программы. Педагог может дополнять и изменять предложенное в пособии содержание организованной образовательной деятельности в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы. Воспитатель может проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой. Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. ). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О. В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. - М: ТЦ Сфера, 2009). Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя: — ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явле — перегружать детей большим количеством вопросов. Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. В подготовительной к школе группе ознакомление с предметным и социальным окружением проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:
— включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных — увеличение количества путешествий; — изменение числа команд и участников в каждой команде; — включение заданий на рисование предметов и т. д. образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира. Для детей подготовительной к школе группы задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д. ). В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке. В разработке и апробации содержания конспектов по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада" » г. Тольятти, заведующая — Н. П. Паленова, методист — Н. Г. Кузнецова Примерное тематическое планирование работы с детьми
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Окончание таблицы
Методика работы с детьми 6-7 лет Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Предметное окружение Воспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о предметном мире: о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Большое внимание уделяется ознакомлению с предметами, облегчающими труд взрослых на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки и т. д. ). С помощью игр «Определи предметы, облегчающие труд на производстве», «Умные машины» детей побуждают делать выводы: эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнить сложные операции за человека. Целесообразно провести серию игр с такими действиями, как «собери», «отремонтируй», «дорисуй»: «Собери велосипед», «Собери компьютер», «Собери видеокамеру», «Собери фотоаппарат», «Дорисуй, что я задумала», «Собери предмет будущего». С помощью этих игр необходимо учить детей находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает использование предмета невозможным. Игра «Собери предмет будущего» позволяет детям проявлять фантазию, вносить новые детали и получать нестандартный транспорт, оригинальные игрушки, новую одеж-ДУ и т. д. Особую ценность имеет организация микроцентра «мастерская по ремонту», в который помещают стимуляторы творческих проявлений: • картинки, на которых изображены предметы с отсутствующей частью или деталью, и картинки с изображением этой части или детали (их нужно соединить);
• картинки, на которых изображены предметы, и схематическое • картинки с контурным изображением предметов (для каждого • картинки с изображением предметов (велосипеда, компьютера, Работая в микроцентре, дети постоянно оказываются в позиции мастеров: понимают, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать; самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи между функцией, назначением и строением; объясняют, что отсутствие детали нарушает способ употребления предмета; сопоставляют в предмете часть и целое; воссоздают предмет. Такие действия готовят их к преобразованию предмета, изменению и совершенствованию частей и деталей, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие. Следует углублять представления детей о предметах, удовлетворяющих духовные и интеллектуальные потребности людей (предметы, результаты труда ученых и деятелей искусства — самые удивительные достижения людей). Основная задача — подвести детей к осознанию того, что искусство помогает всем нам понять красоту в разных ее проявлениях, в том числе красоту человеческого благородства, самопожертвования, а подлинные произведения искусства оставляют глубокий след в душе каждого человека. Следует формировать у детей чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы; это помогает им понять ретроспективу и перспективу предметного мира, осознать роль человека-творца и человека-труженика. Следует обратить их внимание на то, каких высот достиг человек в мире науки (распахнул двери в мир космоса — построенные им лаборатории-спутники и корабли с людьми на борту летают во Вселенной). Особое место отводится теме «Человек + Природа = Удивительные вещи». Нужно подвести детей к пониманию: то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие). Например, в игре «Откуда возникло название? » дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Им предлагается поиграть с «волшебными» слова- ми, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу. Воспитатель просит называть такие слова; например, мышка — животное и элемент компьютера, ключ —от замка и родник, гусеница — насекомое и часть трактора, молния — явление природы и застежка, лук — овощ и оружие, ручка — дверная и часть тела, зебра — животное и пешеходный переход, игла — у сосны и швейная, акула — рыба и модель вертолета, губка — морское растение и предмет личной гигиены, лист — у дерева и бумага и т. д. В игре «Что на что похоже» каждому ребенку предлагается две картинки, например, на одной изображен самолет, на другой — птица. Он должен сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета: крылья, нос, клюв, хвост; различия: птица —живая, самолет — неодушевленный предмет). Дети активно работают с карточками, состоящими из двух частей: на одной части карточки изображены объекты природного мира, а на пустой части карточки нужно нарисовать предмет, созданный по подобию объекта природы. Детям нравится работать и с карточками, состоящими из трех частей: на одной части изображен объект природного мира (например, груша), на другой нарисован предмет рукотворного мира, имеющий подобную форму (электролампа), а в пустой части карточки необходимо нарисовать предмет рукотворного мира, имеющий похожую форму. Такие моделирующие действия побуждают дошкольников использовать данный способ (формы для «новых» предметов в природе) при поиске вариантов преобразования, изменения предметов. Действия с диаграммой эволюции предметов открывают детям новый способ преобразования объектов (соединение). Например, соединяя отдельные детали лыж и мотоцикла, они получают варианты новых предметов и придумывают им названия. Детей продолжают знакомить с прошлым, настоящим и будущим предметного мира. Воспитатель должен искать и находить варианты раскрытия связей в системах «человек —предмет», «ребенок —предмет». Рассматривая с детьми предметы, он подчеркивает: предметы — продукт творческой мысли человека. Понимание этого очень важно для социального и творческого развития и становления мировидения. Дети должны понять, что предметы создаются и преобразуются многими поколениями. При изложении исторического взгляда на предметный мир не следует: • ограничиваться только монологом — рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в «игры-путешествия» как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечкой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д. ); • терять из виду основное направление процесса при изложении • перегружать детей большим количеством вопросов; • сводить организацию «игр-путешествий» только к форме позна Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, воспитатель открывает перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, красивее и удобнее. Игры вызывают у дошкольников живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим. Важно побуждать их к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов: предложить нарисовать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и т. д. В результате проведения игр серии «Игры-путешествия» понимание ретроспективы становится средством восприятия, познания и преобразования ребенком окружающего предметного мира. Целесообразно проводить игры, направленные на приобщение дошкольников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как еще можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека. С этой целью можно использовать серию дидактических игр, моделирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором проявляются возможности для развития воображения, мышления, раскрытия творческого потенциала. Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональности. Этому способствует серия «Игры-преобразования», к которой относятся игры «Используй по-другому», «Магазин», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно — нельзя». Так, в игре «Как можно по-другому использовать предмет? » взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета. Дети называют его. Участники игры по очереди рассказывают, как можно использовать предмет, например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, ее можно использовать как музыкальный инст- румент, как декоративное украшение и т. д.; под зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования. Можно усложнить игру. Дети встают в круг, ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как можно использовать названный предмет. Затем мяч бросают другому ребенку, который называет другой способ использования предмета. Ведущий называет следующий предмет. Игры-преобразования (например, игра «Прогноз будущего») предлагают детям набор задач по совершенствованию вещей, для решения которых используется разнообразный дидактический материал (разрезные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования); кроме того, предлагается изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм относятся: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали — получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок», «У кого получится самый необычный предмет» и т. д. Данные игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. При этом игры-преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры-преобразования «Измени предмет»: «Украсим елочку», «Вертушка», «Парусные гонки», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» побуждают детей выступать в роли творцов, преобразователей. В ходе игр-преобразований дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников), ставить цель, осуществлять элементарное планирование, ре-ализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели, а также проявлять инициативу и творчество в решении задач. Проявления самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх-преобразованиях как основы для развития преобразовательной деятельности. Необходимо также ориентировать детей на усвоение различных вариантов создания предметов и способов их преобразования. Сначала варианты показывает воспитатель, дети усваивают их, а затем находят свои. Поощрение интересных, оригинальных вариантов преобразования предметов стимулирует самостоятельность детей, их творчество. Воспитатель должен продумывать разные варианты организации пре- образовательной деятельности. Подвести детей к созданию и преобразованию предметного мира можно по-разному, например, дети рассматривают клубки ниток для вязания, рассказывают, для чего они нужны, какие предметы из них можно создать (шапку, шарф, носки и т. д. ). Затем выясняют, что некоторые предметы из ниток можно преобразовать в интересные игрушки. Воспитатель устраивает выставку кукол из ниток. Представленные игрушки дают толчок для участия в преобразовательной деятельности, побуждают к проявлению творчества. Вместе с детьми воспитатель определяет последовательность действий. Рассмотрев схему преобразования «человечка» из ниток в куклу-девочку, куклу-мальчика, дети выбирают, какую куклу будут делать. Педагог может принести в группу кусок глины и спросить, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), какие предметы из него можно сделать (посуду, игрушки, мебель и т. д. ); показать простейшие схемы преобразования игрушек из глины в другие предметы; выяснить, какие способы лепки известны детям, акцентируя внимание на пластичности и мягкости предлагаемого материала. Дети самостоятельно выбирают объект для работы. Воспитатель направляет их действия на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей. Преобразовательная деятельность может начинаться иначе. Приведем пример. В гости к детям пришла кукла Аня. Она решила устроить новоселье, но оказалось, что у нее нет стола и не хватает стульев для всех гостей. Воспитатель предлагает детям помочь Ане и сделать ей подарок—новую мебель. Спрашивает, из какого материала можно сделать мебель (бумага, дерево, пластилин, спичечные коробки, картон), какие предметы можно преобразовать в мебель; побуждает детей самостоятельно придумывать конструкцию стула, дивана из спичечных коробков (например, две спичечные коробки можно преобразовать в стул). Воспитатель показывает схемы преобразования коробков в мебель. Каждый ребенок самостоятельно выбирает схему преобразования и в соответствии с ней отбирает необходимый материал. Разные варианты организации преобразования предметов активизируют детей; стремление к изменению функции предметов становится более устойчивым, целенаправленным. Педагог должен стимулировать творческое отношение к выполнению заданий, активизировать понимание зависимости результата преобразовательной деятельности от проявления каждым ребенком старательности, аккуратности, отказа от копирования чужих работ, то есть творчества, желания сделать полезную вещь для себя и других (сверстников, взрослых, малышей), используя разные комментарии, например: «Если вы с любовью и старанием будете делать подарок, он вызовет у взрослых радость, им будет очень приятно, что вы проявили самостоятельность, умение» или «Вы должны так преобразовать предмет, чтобы каждый, кто посмотрит на него, мог сказать, что он сделан с любовью, добрым творческим человеком, который хотел доставить радость» и т. д. Воспитатель должен придавать большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждая отдельные явления действительности, он должен акцентировать внимание на отношении к предметному миру. В беседе на тему «Какая вещь будет больше радовать вас, ваших друзей, взрослых? » дети обращаются к своему опыту: «Новая и красивая вещь», «Интересная вещь всех радует», «Мою маму радует вещь, которую сделала я сама», «Будет радовать та вещь, которая нужна людям». По окончании работы необходимо рассмотреть преобразованные детьми предметы, делая акцент на вариативности. Просмотр детских работ в конце занятия очень важен для развития детского творчества прежде всего потому, что дети видят результаты своей деятельности. С этой целью важно устраивать выставки детских работ, сопровождающиеся комментариями: «Если бы ваши вещи умели говорить, что они рассказали бы о вас —своих создателях? », «Что в работе Саши тебя радует больше всего? » и т. д. Обсудить результат деятельности детей помогут аукционы, праздники преобразованных вещей, игра «Коллекционеры». Акцент на вариативность при просмотре результатов свидетельствует о том, что дети начинают по-другому смотреть на свой труд, понимают, что в каждой работе нужно проявлять творчество, радовать своей работой окружающих людей, приносить им пользу. Это может отразиться в высказываниях детей, в процессе работы («Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесет радость»; «Работы должны быть разными, тогда они творческие» и т. п. ). Побуждать детей к эстетическому и функциональному видам преобразования предметного мира можно при любом предметном содержании (совершенствовать разные предметы, преобразовывать их в другие предметы или предлагать несколько вариантов изменения одного и того же предмета). При выборе предметного содержания нужно помнить, что предметы должны быть знакомы, близки и интересны детям, вызывать у них желание преобразовывать; если нет соответствующих знаний, умений, навыков и дети не могут воплотить воображаемые варианты изменения предмета в жизнь, они теряют возможность довести задуманное дело до конца, реально воплотить свой замысел. Одним из основных моментов в организации процесса ознакомления детей с предметным миром являются активность и самостоятельность. Они тесно связаны с развитием потребностей и мотивов деятельности. Можно использовать разные пути активизации дошкольников. Путь первый: воспитатель является инициатором, начинает какую-либо деятельность («Темный домик» или показ фокусов) и при этом демонстрирует собственную увлеченность, обыгрывает проблемную ситуацию, когда ошибается (например, «Уронил лист бумаги в воду»), или разыгрывает поисковую ситуацию, когда не может объяснить причину происходящего, и просит детей о помощи. Путь второй: воспитатель подключается к уже возникшей деятельности детей. Замысел деятельности может возникнуть как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать (процесс) что-то, сделать (результат) что-то. Иногда ребенок продолжает то, что начал раньше и не закончил (длительный опыт); это типично для детей семи лет. Кроме того, это может быть деятельность, запланированная заранее и на длительный срок, например, строительство и «обживание» города будущего. Содержание деятельности может быть зафиксировано в виде модели. Каждый ребенок может «зарисовать* это значками на общем «экране» или в «индивидуальной» карте (внешний вид карты педагог может придумать вместе с детьми). Чтобы запомнить содержание и последовательность деятельности, дети могут зарисовать план, алгоритм, схему, а если затрудняются, попросить помощи у взрослого. Например, после коллективного обсуждения они рисуют схематическое изображение автомобиля будущего, где отмечают конструктивные особенности, функциональные части. Целесообразно в ряде случаев создавать условия для деятельности с «открытым» концом, чтобы дети при желании могли продолжать ее до тех пор, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность деятельности. Большое значение имеет подбор материала и оборудования. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида («Темный домик»), способом использования или получаемым результатом («Игра в футбол с помощью водяной струи из груши»). Оборудование должно быть разнообразным, то есть предусматривать свободу выбора в соответствии с интересами ребенка («Я больше люблю аппликацию, а не рисование, поэтому буду украшать аппликацией»), его возможностями («Я плохо вырезаю, поэтому возьму готовые детали») и замыслом («Для бензовоза лучше подойдет пластиковая бутылка, чем коробка»). Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не возникло соперничество, не гасли инициатива и творчество. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы деятельности. Поскольку ознакомление дошкольников с предметным миром и деятельность по его преобразованию имеют действенно-практический характер, воспитателю следует: • формировать трудовые навыки, технические умения, обусловлен • развивать трудолюбие (активность, прилежность, усердие и т. д. ); • формировать нравственное отношение к труду (своему и других • формировать позицию творца, уверенность в своих силах, взаи Воспитателю необходимо держать в поле зрения взаимоотношения детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять другого в коллективной деятельности: или ребенку «не позволяют» включиться в деятельность, или он сам признает, что у него получается хуже (меньше фантазии, умелости и т. д. ). Воспитатель должен помочь детям договориться (например, спросить у ребенка: «А что у вас Маша будет делать? ») или предложить подключиться к другим детям («Маша, спроси у Саши с Юрой, какая им нужна помощь» или конкретно: «Помоги мне... »; другому ребенку сказать: «Давай Машу попросим, она пока свободна» или «Давай придумаем, что еще будет у машины: пусть это будет секретом»). Ребенку следует подсказать, напомнить, подвести его к использованию того материала и оборудования, в работе с которым он сможет достичь хорошего результата. Следует отметить и другие особенности руководства процессом ознакомления с предметным миром, которые позволяют развивать умственные способности, необходимые для творческих проявлений в деятельности. Следует начинать с планирования деятельности с максимальньм участием детей. План работы включает: • постановку цели, которая «вытекает» из мотивации, и определе • выбор варианта преобразования; рациональных, оптимальных • планирование самостоятельной работы и т. д.
Обучение планированию может происходить посредством действий моделирующего, алгоритмического характера —составления алгоритма деятельности, модели, технологической карты (например, дети составляют алгоритм деятельности по изготовлению предмета). Педагог должен оказывать дозированную помощь, подключаться к деятельности только по просьбе ребенка или при выполнении сложных технических приемов (в работе с шилом, пассатижами, при закручивании проволоки, прокалывании и т. д. ), или работе с опасными инструментами. Дети должны знать, какая работа, какие инструменты опасны, и обязательно попросить помощи у воспитателя. При планировании самостоятельной работы дети вправе делать то, что они х
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|