Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствует. 0. В. Дыбина ознакомление С. Предметным и социальным. Окружением. Подготовительная к школе группа. Учебно-методический комплект к программе «ОТ рождения до школы»




 


< ПРОГРАММЫ

Ш ДО ШКОЛЫ


СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


0. В. Дыбина ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ

ОКРУЖЕНИЕМ

Подготовительная к школе группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016


ББК 74. 100. 5 УДК 373. 2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Дыбина Ольга Витальевна — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 100 учебных, учебно-методических и методических пособий по дошкольному обра­зованию.

Дыбина О. В.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовитель­ная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и со­держание работы по ознакомлению детей 6—7 лет с предметным и социальным окруже­нием. Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игро­вые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


ISBN 978-5-4315-0479-2


©ДыбинаО. В., 2014

© «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


Введение

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работаю­щим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В пособии предс­тавлены краткие методические рекомендации, планирование и со­держание работы с детьми 6—7 лет по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Система работы включает беседы, экскур­сии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.

Методика работы с детьми должна соответствовать задачам прог­раммы. Педагог может дополнять и изменять предложенное в пособии содержание организованной образовательной деятельности в зависи­мости от погоды, региональных особенностей, местоположения дош­кольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особен­ностей детей группы. Воспитатель может проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе построена с учетом преемствен­ности работы с младшими группами детского сада.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребу­сы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. ). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О. В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. - М: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при озна­комлении с окружающим миром нельзя:

— ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явле­
ниях действительности; необходимо включать в занятия как можно боль­
ше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в
ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д. );

— перегружать детей большим количеством вопросов.


Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответ­ствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать дан­ный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с предметным и социальным окружением проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регу­лирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение за­дач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окру­жающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

— включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных
предметов (в зависимости от возраста детей);

— увеличение количества путешествий;

— изменение числа команд и участников в каждой команде;

— включение заданий на рисование предметов и т. д.
Дидактические игры могут использоваться как в организованной

образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы задачи игр-экспери­ментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению со­ставлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодей­ствия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимо­связей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначе­ние, существование во времени и пространстве и т. д. ).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-за­нятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

В разработке и апробации содержания конспектов по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада" » г. Тольятти, заведующая — Н. П. Паленова, методист — Н. Г. Кузнецова


Примерное тематическое планирование работы с детьми

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Сентябрь

Предметное Предметы- Формировать представления о пред-
  окружение помощники метах, облегчающих труд человека на
      производстве; объяснять детям, что
      эти предметы могут улучшить качест-
      во, скорость выполнения действий,
      выполнять сложные операции, изме-
      нять предмет.
Явления об- Дружная семья Обобщать и систематизировать пред-
  щественной   ставления детей о семье (люди, кото-
  жизни   рые живут вместе, любят друг друга,
      заботятся друг о друге). Расширять
      представления о родовых корнях се-
      мьи; активизировать познавательный
      интерес к семье, к близким; воспиты-
      вать желание заботиться о близких,
      развивать чувство гордости за свою
      семью.

Октябрь

Предметное Удивительные Учить детей сравнивать предметы,
  окружение предметы придуманные людьми, с объектами
      природы и находить между ними об-
      щее (то, что не дала человеку приро-
      да, он придумал сам).
Явления об- Как хорошо Расширять и обобщать представления
  щественной у нас в саду детей об общественной значимости
  жизни   детского сада, о его сотрудниках,
      о правах и обязанностях детей, посе-
      щающих детский сад. Воспитывать
      доброжелательное отношение
      к сверстникам, к окружающим.

 

Продолжение таблицы

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Ноябрь

Предметное окружение Путешествие в прошлое книги Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; по­казать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой дея­тельности человека; воспитывать бе­режное отношение к книгам.
Явления об­щественной жизни Школа Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать обще­ственную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и мно­гим другим предметам, воспитыва­ет). Познакомить с деловыми и лич­ностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе.

Декабрь

Предметное окружение На выставке кожаных изделий Дать детям понятие о коже как о ма­териале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизи­ровать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и со­временным предметам рукотворного мира.
Явления об­щественной жизни Путешествие в типографию Познакомить детей с трудом работ­ников типографии. Показать значи­мость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к кни­гам, уважение к людям, создающим их.

 


Продолжение таблицы

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Январь

Предметное окружение Две вазы Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
Явления об­щественной жизни Библиотека Дать детям представление о библио­теке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библио­теку. Воспитывать бережное отноше­ние к книгам.

Февраль

Предметное окружение В мире материалов (викторина) Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслу­шивать товарищей.
Явления об­щественной жизни Защитники Родины Расширять знания детей о Россий­ской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти пав­ших бойцов (возлагать цветы к обели­скам, памятникам); формировать уме­ние рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них.

Март

Предметное окружение Знатоки Закреплять представления о богатстве рукотворного мира; расширять зна­ния о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные по­требности человека; развивать инте­рес к познанию окружающего мира.
Явления об­щественной жизни Мое Отечество — Россия Формировать у детей интерес к полу­чению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определен­ной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

Окончание таблицы

 

№ п/п Раздел Тема Задачи

Апрель

Предметное окружение * Путешествие в прошлое счетных устройств Познакомить детей с историей счет­ных устройств, с процессом их преоб­разования человеком; развивать рет­роспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Явления об­щественной жизни Космос Расширять представление детей о ко­смосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к ре­шению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Май

Предметное окружение Путешествие в прошлое светофора Познакомить детей с историей свето­фора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Разви­вать ретроспективный взгляд на пред­меты рукотворного мира; активизиро­вать познавательную деятельность.
Явления об­щественной жизни К дедушке на ферму Познакомить детей с новой профес­сией — фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах тру­да фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-тружени­ка в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство при­знательности и уважения к работни­кам сельского хозяйства.

Методика работы с детьми 6-7 лет

Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе построена с учетом преемствен­ности работы с младшими группами детского сада.

Предметное окружение

Воспитатель продолжает расширять и уточнять представления де­тей о предметном мире: о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Большое внимание уделяется ознакомлению с предметами, облегчающими труд взрослых на производстве (кальку­лятор, робот, компьютер, станки и т. д. ).

С помощью игр «Определи предметы, облегчающие труд на про­изводстве», «Умные машины» детей побуждают делать выводы: эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнить сложные операции за человека. Целесо­образно провести серию игр с такими действиями, как «собери», «от­ремонтируй», «дорисуй»: «Собери велосипед», «Собери компьютер», «Собери видеокамеру», «Собери фотоаппарат», «Дорисуй, что я заду­мала», «Собери предмет будущего». С помощью этих игр необходимо учить детей находить недостающие детали, собирать предмет из ос­новных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает использование предмета невозможным. Игра «Собери предмет буду­щего» позволяет детям проявлять фантазию, вносить новые детали и получать нестандартный транспорт, оригинальные игрушки, новую одеж-ДУ и т. д.

Особую ценность имеет организация микроцентра «мастерская по ремонту», в который помещают стимуляторы творческих проявлений:

• картинки, на которых изображены предметы с отсутствующей частью или деталью, и картинки с изображением этой части или де­тали (их нужно соединить);

 


• картинки, на которых изображены предметы, и схематическое
изображение этих же предметов с какой-либо недостающей частью
или деталью (нужно дорисовать);

• картинки с контурным изображением предметов (для каждого
ребенка), разрезные картинки с изображением частей этих предметов;

• картинки с изображением предметов (велосипеда, компьютера,
фотоаппарата, телефона и т. д. ), разрезанные на структурные части
(или детали, мозаика), и т. д.

Работая в микроцентре, дети постоянно оказываются в позиции мастеров: понимают, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать; самостоятельно устанавливают причинно-след­ственные связи между функцией, назначением и строением; объяс­няют, что отсутствие детали нарушает способ употребления предме­та; сопоставляют в предмете часть и целое; воссоздают предмет. Такие действия готовят их к преобразованию предмета, изменению и совер­шенствованию частей и деталей, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие.

Следует углублять представления детей о предметах, удовлетворя­ющих духовные и интеллектуальные потребности людей (предметы, результаты труда ученых и деятелей искусства — самые удивительные достижения людей). Основная задача — подвести детей к осознанию того, что искусство помогает всем нам понять красоту в разных ее проявлениях, в том числе красоту человеческого благородства, само­пожертвования, а подлинные произведения искусства оставляют глу­бокий след в душе каждого человека.

Следует формировать у детей чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы; это помогает им понять ретроспективу и перспективу предметного мира, осознать роль чело­века-творца и человека-труженика. Следует обратить их внимание на то, каких высот достиг человек в мире науки (распахнул двери в мир космоса — построенные им лаборатории-спутники и корабли с людь­ми на борту летают во Вселенной).

Особое место отводится теме «Человек + Природа = Удивительные вещи». Нужно подвести детей к пониманию: то, что предметы руко­творного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие).

Например, в игре «Откуда возникло название? » дети учатся пони­мать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объ­яснять их смысл. Им предлагается поиграть с «волшебными» слова-


ми, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу. Воспита­тель просит называть такие слова; например, мышка — животное и элемент компьютера, ключ —от замка и родник, гусеница — насеко­мое и часть трактора, молния — явление природы и застежка, лук — овощ и оружие, ручка — дверная и часть тела, зебра — животное и пе­шеходный переход, игла — у сосны и швейная, акула — рыба и модель вертолета, губка — морское растение и предмет личной гигиены, лист — у дерева и бумага и т. д.

В игре «Что на что похоже» каждому ребенку предлагается две кар­тинки, например, на одной изображен самолет, на другой — птица. Он должен сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета: крылья, нос, клюв, хвост; различия: птица —живая, самолет — неодушевленный предмет).

Дети активно работают с карточками, состоящими из двух частей: на одной части карточки изображены объекты природного мира, а на пустой части карточки нужно нарисовать предмет, созданный по подо­бию объекта природы. Детям нравится работать и с карточками, состо­ящими из трех частей: на одной части изображен объект природного мира (например, груша), на другой нарисован предмет рукотворного ми­ра, имеющий подобную форму (электролампа), а в пустой части кар­точки необходимо нарисовать предмет рукотворного мира, имеющий похожую форму. Такие моделирующие действия побуждают дошкольни­ков использовать данный способ (формы для «новых» предметов в при­роде) при поиске вариантов преобразования, изменения предметов.

Действия с диаграммой эволюции предметов открывают детям но­вый способ преобразования объектов (соединение). Например, соеди­няя отдельные детали лыж и мотоцикла, они получают варианты но­вых предметов и придумывают им названия.

Детей продолжают знакомить с прошлым, настоящим и будущим предметного мира. Воспитатель должен искать и находить варианты раскрытия связей в системах «человек —предмет», «ребенок —пред­мет». Рассматривая с детьми предметы, он подчеркивает: предметы — продукт творческой мысли человека. Понимание этого очень важно для социального и творческого развития и становления мировидения. Дети должны понять, что предметы создаются и преобразуются мно­гими поколениями. При изложении исторического взгляда на пред­метный мир не следует:

• ограничиваться только монологом — рассказом о прошлом пред­метов; необходимо включать в «игры-путешествия» как можно боль­ше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечкой, надеть


длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перье­вой ручкой и т. д. );

• терять из виду основное направление процесса при изложении
истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет
и совершенствует способы их использования для удовлетворения раз­
ных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д. );

• перегружать детей большим количеством вопросов;

• сводить организацию «игр-путешествий» только к форме позна­
вательных занятий.

Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их бо­лее удобными и полезными, воспитатель открывает перед ними пер­спективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, кра­сивее и удобнее.

Игры вызывают у дошкольников живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим. Важно побуждать их к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов: предложить нарисо­вать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и т. д. В результате проведения игр серии «Игры-путешест­вия» понимание ретроспективы становится средством восприятия, по­знания и преобразования ребенком окружающего предметного мира. Целесообразно проводить игры, направленные на приобщение до­школьников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самосто­ятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видо­изменялся, как еще можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.

С этой целью можно использовать серию дидактических игр, мо­делирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором проявляются возможности для развития воображения, мышления, рас­крытия творческого потенциала. Для того чтобы научить детей изме­нять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформиро­вать умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональ­ности. Этому способствует серия «Игры-преобразования», к которой относятся игры «Используй по-другому», «Магазин», «Назови по-дру­гому», «Сделай по-другому», «Можно — нельзя».

Так, в игре «Как можно по-другому использовать предмет? » взрос­лый показывает детям картинку с изображением какого-либо пред­мета. Дети называют его. Участники игры по очереди рассказывают, как можно использовать предмет, например, деревянной ложкой мож­но есть, мешать суп, ее можно использовать как музыкальный инст-


румент, как декоративное украшение и т. д.; под зонтом можно ук­рыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования. Можно усложнить игру. Дети встают в круг, ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как можно использовать названный предмет. Затем мяч бросают другому ребенку, который называет другой способ использования предмета. Ведущий называет следующий предмет.

Игры-преобразования (например, игра «Прогноз будущего») пред­лагают детям набор задач по совершенствованию вещей, для реше­ния которых используется разнообразный дидактический материал (раз­резные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования); кроме того, пред­лагается изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм от­носятся: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали — получи новый предмет», «Кто интереснее закон­чит рисунок», «У кого получится самый необычный предмет» и т. д. Данные игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. При этом игры-преобразова­ния создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры-преобразования «Измени предмет»: «Украсим елочку», «Вертушка», «Парусные гонки», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» побуждают детей выступать в роли творцов, преобразователей.

В ходе игр-преобразований дети учатся решать задачи преобразо­вательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверст­ников), ставить цель, осуществлять элементарное планирование, ре-ализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели, а также проявлять инициативу и творчество в решении задач. Проявления самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в иг­рах-преобразованиях как основы для развития преобразовательной де­ятельности.

Необходимо также ориентировать детей на усвоение различных ва­риантов создания предметов и способов их преобразования. Сначала варианты показывает воспитатель, дети усваивают их, а затем находят свои. Поощрение интересных, оригинальных вариантов преобразова­ния предметов стимулирует самостоятельность детей, их творчество. Воспитатель должен продумывать разные варианты организации пре-


образовательной деятельности. Подвести детей к созданию и преобра­зованию предметного мира можно по-разному, например, дети рассма­тривают клубки ниток для вязания, рассказывают, для чего они нуж­ны, какие предметы из них можно создать (шапку, шарф, носки и т. д. ). Затем выясняют, что некоторые предметы из ниток можно преобразо­вать в интересные игрушки. Воспитатель устраивает выставку кукол из ниток. Представленные игрушки дают толчок для участия в преобра­зовательной деятельности, побуждают к проявлению творчества. Вме­сте с детьми воспитатель определяет последовательность действий. Рас­смотрев схему преобразования «человечка» из ниток в куклу-девочку, куклу-мальчика, дети выбирают, какую куклу будут делать.

Педагог может принести в группу кусок глины и спросить, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), какие пред­меты из него можно сделать (посуду, игрушки, мебель и т. д. ); пока­зать простейшие схемы преобразования игрушек из глины в другие предметы; выяснить, какие способы лепки известны детям, акценти­руя внимание на пластичности и мягкости предлагаемого материала. Дети самостоятельно выбирают объект для работы. Воспитатель на­правляет их действия на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей.

Преобразовательная деятельность может начинаться иначе. Приве­дем пример. В гости к детям пришла кукла Аня. Она решила устроить новоселье, но оказалось, что у нее нет стола и не хватает стульев для всех гостей. Воспитатель предлагает детям помочь Ане и сделать ей по­дарок—новую мебель. Спрашивает, из какого материала можно сде­лать мебель (бумага, дерево, пластилин, спичечные коробки, картон), какие предметы можно преобразовать в мебель; побуждает детей само­стоятельно придумывать конструкцию стула, дивана из спичечных ко­робков (например, две спичечные коробки можно преобразовать в стул). Воспитатель показывает схемы преобразования коробков в мебель. Каж­дый ребенок самостоятельно выбирает схему преобразования и в соот­ветствии с ней отбирает необходимый материал.

Разные варианты организации преобразования предметов активи­зируют детей; стремление к изменению функции предметов становит­ся более устойчивым, целенаправленным.

Педагог должен стимулировать творческое отношение к выполне­нию заданий, активизировать понимание зависимости результата пре­образовательной деятельности от проявления каждым ребенком ста­рательности, аккуратности, отказа от копирования чужих работ, то есть творчества, желания сделать полезную вещь для себя и других


(сверстников, взрослых, малышей), используя разные комментарии, например: «Если вы с любовью и старанием будете делать подарок, он вызовет у взрослых радость, им будет очень приятно, что вы про­явили самостоятельность, умение» или «Вы должны так преобразо­вать предмет, чтобы каждый, кто посмотрит на него, мог сказать, что он сделан с любовью, добрым творческим человеком, который хотел доставить радость» и т. д.

Воспитатель должен придавать большое значение общению с де­тьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в бе­седах, обсуждая отдельные явления действительности, он должен ак­центировать внимание на отношении к предметному миру. В беседе на тему «Какая вещь будет больше радовать вас, ваших друзей, взрос­лых? » дети обращаются к своему опыту: «Новая и красивая вещь», «Интересная вещь всех радует», «Мою маму радует вещь, которую сде­лала я сама», «Будет радовать та вещь, которая нужна людям».

По окончании работы необходимо рассмотреть преобразованные детьми предметы, делая акцент на вариативности. Просмотр детских работ в конце занятия очень важен для развития детского творчества прежде всего потому, что дети видят результаты своей деятельности. С этой целью важно устраивать выставки детских работ, сопровожда­ющиеся комментариями: «Если бы ваши вещи умели говорить, что они рассказали бы о вас —своих создателях? », «Что в работе Саши те­бя радует больше всего? » и т. д.

Обсудить результат деятельности детей помогут аукционы, празд­ники преобразованных вещей, игра «Коллекционеры». Акцент на ва­риативность при просмотре результатов свидетельствует о том, что де­ти начинают по-другому смотреть на свой труд, понимают, что в каждой работе нужно проявлять творчество, радовать своей работой окружа­ющих людей, приносить им пользу. Это может отразиться в высказы­ваниях детей, в процессе работы («Руки должны быть добрыми, тог­да поделка принесет радость»; «Работы должны быть разными, тогда они творческие» и т. п. ).

Побуждать детей к эстетическому и функциональному видам пре­образования предметного мира можно при любом предметном содер­жании (совершенствовать разные предметы, преобразовывать их в дру­гие предметы или предлагать несколько вариантов изменения одного и того же предмета). При выборе предметного содержания нужно по­мнить, что предметы должны быть знакомы, близки и интересны де­тям, вызывать у них желание преобразовывать; если нет соответству­ющих знаний, умений, навыков и дети не могут воплотить воображаемые


варианты изменения предмета в жизнь, они теряют возможность до­вести задуманное дело до конца, реально воплотить свой замысел.

Одним из основных моментов в организации процесса ознаком­ления детей с предметным миром являются активность и самостоя­тельность. Они тесно связаны с развитием потребностей и мотивов деятельности. Можно использовать разные пути активизации дошколь­ников. Путь первый: воспитатель является инициатором, начинает ка­кую-либо деятельность («Темный домик» или показ фокусов) и при этом демонстрирует собственную увлеченность, обыгрывает проблем­ную ситуацию, когда ошибается (например, «Уронил лист бумаги в воду»), или разыгрывает поисковую ситуацию, когда не может объяс­нить причину происходящего, и просит детей о помощи. Путь вто­рой: воспитатель подключается к уже возникшей деятельности детей. Замысел деятельности может возникнуть как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать (процесс) что-то, сделать (результат) что-то. Иногда ребенок продолжает то, что начал раньше и не закончил (длительный опыт); это типично для детей семи лет. Кроме того, это может быть деятельность, запланированная заранее и на длительный срок, например, строительство и «обживание» города будущего.

Содержание деятельности может быть зафиксировано в виде мо­дели. Каждый ребенок может «зарисовать* это значками на общем «экране» или в «индивидуальной» карте (внешний вид карты педагог может придумать вместе с детьми). Чтобы запомнить содержание и последовательность деятельности, дети могут зарисовать план, алго­ритм, схему, а если затрудняются, попросить помощи у взрослого. На­пример, после коллективного обсуждения они рисуют схематическое изображение автомобиля будущего, где отмечают конструктивные осо­бенности, функциональные части. Целесообразно в ряде случаев со­здавать условия для деятельности с «открытым» концом, чтобы дети при желании могли продолжать ее до тех пор, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность деятельности.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего ви­да («Темный домик»), способом использования или получаемым ре­зультатом («Игра в футбол с помощью водяной струи из груши»). Обо­рудование должно быть разнообразным, то есть предусматривать свободу выбора в соответствии с интересами ребенка («Я больше люб­лю аппликацию, а не рисование, поэтому буду украшать аппликаци­ей»), его возможностями («Я плохо вырезаю, поэтому возьму готовые


детали») и замыслом («Для бензовоза лучше подойдет пластиковая бу­тылка, чем коробка»). Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не возникло соперничество, не гасли иници­атива и творчество. Предпочтительно использовать материалы и обо­рудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы деятельности. Поскольку ознакомление дошкольников с пред­метным миром и деятельность по его преобразованию имеют дейст­венно-практический характер, воспитателю следует:

• формировать трудовые навыки, технические умения, обусловлен­
ные конкретным содержанием самой деятельности и уже имеющим­
ся опытом ребенка;

• развивать трудолюбие (активность, прилежность, усердие и т. д. );

• формировать нравственное отношение к труду (своему и других
людей) и его результатам;

• формировать позицию творца, уверенность в своих силах, взаи­
моотношения в процессе преобразовательной деятельности, стимулы
(ценности).

Воспитателю необходимо держать в поле зрения взаимоотношения детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять другого в коллективной деятельности: или ребенку «не позволяют» включиться в деятельность, или он сам признает, что у него получается хуже (мень­ше фантазии, умелости и т. д. ). Воспитатель должен помочь детям до­говориться (например, спросить у ребенка: «А что у вас Маша будет делать? ») или предложить подключиться к другим детям («Маша, спро­си у Саши с Юрой, какая им нужна помощь» или конкретно: «По­моги мне... »; другому ребенку сказать: «Давай Машу попросим, она пока свободна» или «Давай придумаем, что еще будет у машины: пусть это будет секретом»). Ребенку следует подсказать, напомнить, подве­сти его к использованию того материала и оборудования, в работе с которым он сможет достичь хорошего результата.

Следует отметить и другие особенности руководства процессом оз­накомления с предметным миром, которые позволяют развивать умст­венные способности, необходимые для творческих проявлений в дея­тельности. Следует начинать с планирования деятельности с максимальньм участием детей. План работы включает:

• постановку цели, которая «вытекает» из мотивации, и определе­
ние задач;

• выбор варианта преобразования; рациональных, оптимальных
способов достижения цели и решения задач;

• планирование самостоятельной работы и т. д.


 


Обучение планированию может происходить посредством действий моделирующего, алгоритмического характера —составления алгоритма деятельности, модели, технологической карты (например, дети составля­ют алгоритм деятельности по изготовлению предмета). Педагог должен оказывать дозированную помощь, подключаться к деятельности только по просьбе ребенка или при выполнении сложных технических приемов (в работе с шилом, пассатижами, при закручивании проволоки, прока­лывании и т. д. ), или работе с опасными инструментами. Дети должны знать, какая работа, какие инструменты опасны, и обязательно попро­сить помощи у воспитателя. При планировании самостоятельной рабо­ты дети вправе делать то, что они х

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...